ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-202/2021 от 21.05.2021 Пуровского районного суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Копия

№ 5-202/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тарко-Сале 21 мая 2021 г.

Судья Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа

Слюсаренко А.В.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении

акционерного общества (далее – акционерное общество) «АРКТИКГАЗ», ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: 629307, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Новый Уреной, мкр. Славянский, д. 9, этаж 6, кабинет 607; сведений о привлечении к административной ответственности за однородное правонарушение не представлено,

УСТАНОВИЛ:

21апреля 2021 г. в Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа от мирового судьи судебного участка № судебного района Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа ФИО1 по подсудности поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении АО «АРКТИКГАЗ» с протокол об административном правонарушении № 21-57-10-2021. Согласно данному протоколу при проведении плановой выездной проверки, проведённой на основании распоряжения руководителя Северо-Уральского управления Ростехнадзора от 20.01.2021 № РП-322-176-о на опасном производственном объекте «Склад метанола Уренгойского НГКМ», рег.№ А59-50131-0032, дата регистрации 06.05.2016, класс опасности – III, 09 марта 2021 г. в 16 часов 00 минут выявлены нарушения промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, выразившихся в следующем: 1) стояк наливной, зав. № 258, трап перекидной, зав. № 583, клапан-отсекатель типа КО, зав. 165, установленные на АСН-10ВГ, поз. 197-1, и стояк наливной, зав. № 257, трап перекидной, зав. № 580, клапан-отсекатель типа КО, зав. № 169, установленные на АСН-10ВГ, поз. 197-2, эксплуатируются с истекшим сроком эксплуатации – год изготовления 2015, полный срок службы 5 лет, что является нарушением требований ч. 2 ст. 7, ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; 2) План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте «Склад метанола Уренгойского НГКМ», утверждённый заместителем генерального директора - главным инженером ФИО2 не состоит из общих и специальных разделов; общие разделы не содержат сведения о сценариях наиболее вероятных аварий и наиболее опасных по последствиям аварий, а также источники (места) возникновения; характеристики аварийности, присущие объектам, в отношении которых разрабатывается план мероприятий, и травматизма на таких объектах; количество сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте (далее – силу и средства), и их соответствие задачам по локализации и ликвидации последствий аварий; организация взаимодействия сил и средств; состав и дислокация сил и средств; порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий аварий на объекте с указанием, которые несут ответственность за поддержание и средств в надлежащей степени готовности; организация управления, связи и оповещения при авариях на объекте; система взаимного обмена информацией между организациями - участниками локализации и ликвидации последствий аварий на объекте; первоочередные действия при получении сигнала об авариях на объекте; действия производственного персонала и аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации аварий; мероприятия, направленные на обеспечение безопасности населения (в случае если в результате аварий на объекте может возникнуть угроза безопасности населения); организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий на объекте, что является нарушением требований ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.п. 10,11,12 Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 № 1437.

Своими действиями АО «АРКТИКГАЗ» совершило правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.1.

АО «АРКТИКГАЗ» представило своё мнение по делу, в котором просило производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действии состава вменённого правонарушения. Указало, что при проведении проверки сотрудниками Ростехнадзора неверно определён срок эксплуатации оборудования в составе комплексов измерительных АСН-10ВГ (поз. 192-1) и АСН-10ВГ (поз. 197-2). Согласно Руководству по эксплуатации Р 567.00.00.00.00 РЭ указано, что стояки наливные, трапы перекидные и клапаны управляемые (или клапаны КО) являются одним из узлов в составе Комплекса измерительного АСН. Заводом-изготовителем – АО «Промприбор» срок службы комплекса АСН-10ВГ модуль Ду 2/2 установлен 12 лет. В ответ на запрос АО «АРКТИКГАЗ» завод-изготовитель – АО «Промприбор» подтвердил, что назначенный срок службы для комплекса АСН-10ВГ в целом и его комплектующих составляет 12 лет. Также общество несогласно с вменёнными нарушениями требований о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, поскольку согласно п. 2 Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 № 1437, планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утверждённые до вступления в силу указанного постановления, продолжают свое действие и подлежат пересмотру только по основаниям, указанным в п. 7 Положения. Таких оснований в АО «АРКТИКГАЗ» не имеется. План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте «Склад метанола Уренгойского НГКМ» введён в действие 15.05.2017 со сроком действия до 14.05.2022. Данный план разработан в соответствие с ранее действовавшим Положением о разработке планов по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 730.

Должностное лицо и представители АО «АРКТИКГАЗ», уведомленный по телефону о дате, времени и месте разбирательства дела, в судебном заседании участия не принимал.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости прекращения в отношении АО «АРКТИКГАЗ» данного дела об административном правонарушении в связи со следующим.

Из представленных доказательств, в том числе акта проверки Северо-Уральским управлением Ростехнадзора АО «АРКТИКГАЗ» от 09.03.2021 № РП-322-176-о-А, следует, что АО «АРКТИКГАЗ» эксплуатирует опасный производственный объект «Склад метанола Уренгойского НГКМ», рег.№ А59-50131-0032, дата регистрации 06.05.2016, класс опасности – III.

В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

Согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности:

до начала применения на опасном производственном объекте;

по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;

при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;

после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

Согласно абз. 12 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, также обязана обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями.

В ходе рассмотрения дела не нашли подтверждения нарушения, вменённые АО «АРКТИКГАЗ» и указанные в акте проверки Северо-Уральским управлением Ростехнадзора АО «АРКТИКГАЗ» от 09.03.2021 № РП-322-176-о-А.

Из содержания руководства по эксплуатации 567.00.00.00.00 РЭ «Комплесы измерительные АСН-10ВГ модуль Ду100 2/2» следует, что стояк наливной, трап перекидной, клапан-отсекатель типа КО являются узлами комплекса измерительного АСН-10ВГ. Согласно п. 2.5 этого руководства по эксплуатации назначенный срок службы комплекса измерительного АСН-10ВГ составляет 12 лет.

Согласно предоставленному суду ответу завода-изготовителя - АО «Промприбор» от 28.04.2021 № 7342-203/303 детали, указанные в акте проверки от 09.03.2021 № РП-322-176-о-А входят в состав комплексов измерительных АСН-10ВГ модуль Ду100 2/2 с заводскими номерами 197-1 и 197-2. Срок службы для комплексов АСН-10ВГ и АСН-12ВГ в целом, и входящих в его состав агрегатов (узлов), в том числе указанных в акте проверки от 09.03.2021 № РП-322-176-о-А, составляет 12 лет.

Так как указанные в акте проверки от 09.03.2021 № РП-322-176-о-А и протоколе об административном правонарушении агрегаты (узлы) изготовлены в 2015 г., то срок их эксплуатации истекает не ранее 2027 г. и на момент проверки не являлись истекшими.

В силу содержания ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, предусмотренных пунктами 1, 4, 5 и 6 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких опасных производственных объектах. Порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и требования к содержанию этих планов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В настоящее время Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 № 1437, вступившее в силу с 1 января 2021 г.

Данное Положение закрепляет требования к структуре и содержанию названных планов.

В соответствии с п. 2 указанного постановления Правительства планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденные до вступления в силу настоящего постановления, продолжают свое действие и пересматриваются по основаниям, указанным в пункте 7 Положения, утвержденного настоящим постановлением.

Согласно п. 7 Положения планы мероприятий пересматриваются:

а) не менее чем за 15 календарных дней до истечения срока действия предыдущего плана мероприятий;

б) не позднее 30 календарных дней после:

реконструкции, технического перевооружения объекта или внесения изменений в технологию производства;

внесения изменений в системы управления технологическими процессами на объекте;

изменения сведений, содержащихся в общих или специальных разделах плана мероприятий;

в) на основании выводов, указанных в акте технического расследования причин аварий на объекте;

г) по предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в плане мероприятий, сведениям, полученным в ходе осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности;

д) на основании предостережения федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа о недопустимости нарушения обязательных требований промышленной безопасности в случае выявления указанными органами новых факторов риска по результатам технического расследования причин аварий на иных аналогичных объектах.

План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте «Склад метанола Уренгойского НГКМ» введён в действие 15.05.2017 со сроком действия до 14.05.2022.

Суду не представлено доказательств того, что у АО «АРКТИКГАЗ» имелись основания для пересмотра данного плана.

Более того, суду не представлено доказательств, свидетельствующих о несоответствии данного плана ранее действовавшему Положению о разработке планов по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах», утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 730.

Таким образом, в судебном заседании установлено отсутствие нарушений, вменённых должностным лицом юридическому лицу - АО «АРКТИКГАЗ».

В связи с изложенным, в действиях АО «АРКТИКГАЗ» отсутствует состав вменённого административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии с п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ, в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.9, 29.10, 9.1 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «АРКТИКГАЗ», ИНН <***>, ОГРН <***>.

Постановление может быть обжаловано и опротестовано в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.

Судья А.В. Слюсаренко

Копия верна: судья Слюсаренко А.В. ___