ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2036/20 от 29.10.2020 Первомайского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу № 5-2036/20

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

судья Первомайского районного суда г. Краснодара Медоева Е.Н., при секретаре Бесчастном А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании поступивший из Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Ремонтно-эксплуатационное предприятие №19» ИНН 2310177026, ОГРН 1142310002460,

УСТАНОВИЛ:

в Первомайский районный суд г. Краснодара из Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края поступил протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Ремонтно-эксплуатационное предприятие №19».

Представитель юридического лица, привлекаемого к административной ответственности Байков И. В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании вину в совершенном правонарушении не признал, просил освободить от административной ответственности ввиду малозначительности нарушения.

Представитель Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края по доверенности Шпак П. С., в судебном заседании пояснил, что в действиях юридического лица ООО «Ремонтно-эксплуатационное предприятие №19» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, что подтверждается составленным протоколом, доказательств иного в ходе административного расследования не представлено, нарушения процессуальных норм при составлении протокола не допущено, оснований для прекращения производства по делу нет, просил привлечь юридическое лицо ООО «РЭП №19» к административной ответственности по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, при определении размера административного штрафа полагался на усмотрение суда.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, пришел к следующему.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

При этом, установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны состава административного правонарушения.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, здание «Дом жилой с торговыми помещениями на первом этаже, 1908-1913 годы», расположенное по адресу: г<адрес> является объектом культурного наследия регионального значения.

Указанный объект культурного наследия поставлен на государственную охрану решением исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 23.12.1987 №615 «О дополнении списка памятников истории и культуры Краснодарского края».

Согласно материалам административного дела, в управление государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края поступило обращение директора МБОУ ДО С ДЮСШ № 1 ФИО6 о проведении ООО «ГУК-Краснодар» ремонтных работ на объекте культурного наследия регионального значения «Дом жилой с торговыми помещениями на первом этаже, 1908-1913 годы», расположенное по адресу: <адрес>

ООО «ГУК-Краснодар» посредством заключения договоров на выполнение работ с подрядными организациями ООО «РЭП № 19» и ООО «РЭП № 26», проводило работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>

Анализ договора подряда от 01.07.2018 показал, что согласно пункту 2.1.1 договора обслуживающая организация обязуется выполнить работы в соответствии с требованиями, установленными действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Согласно перечню многоквартирных домов, размещенному на официальном сайте ОOO «ГУК-Краснодар», указанный многоквартирный дом №72/106 с апреля 2008 года находится в управлении данной управляющей компании.

Все работы, производимые на указанном объекте, включая работы по содержанию и текущему ремонту, должны отвечать требованиям Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

При изучении актов Управлением государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края определено следующее:

- в актах за июнь 2019 г., за июнь 2019г., за июль 2019г., за сентябрь 2019г., за сентябрь 2019г., за октябрь 2019г., за октябрь 2019г., за ноябрь 2019г., за ноябрь 2019г., указано о выполненных работах, а именно: смена поврежденных листов асбоцементной кровли; ремонт отдельных мест покрытия из асбоцементных листов; смена обделок из листовой стали, примыканий; герметизация швов (силиконом); разборка трубопроводов из чугунных канализационных труб; врезка в действующие внутренние сети трубопроводов канализации; прокладка трубопроводов канализации из полиэтиленовых труб высокой плотности; установка вентилей, задвижек, затворов, клапанов кранов проходных на трубопроводах из стальных труб; разборка кирпичных стен; пробивка отверстий в кирпичных стенах для водогазопроводных труб; заделка отверстий в местах прохода.

Согласно ст. 44 Конституции РФ, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 73-ФЗ гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона № 73-ФЗ, объекты культурного наследия, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно статье 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ на территории памятника запрещаются проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Согласно пункту 1 статьи 40 Федерального закона № 73-ФЗ работы по обеспечению физической сохранности и сохранению историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта для современного использования являются работами по сохранению объекта культурного наследия.

Статья 45 Федерального закона № 73-ФЗ определяет порядок проведения работ по сохранению объектов культурного наследия. Управлением установлено, что работы по сохранению объекта культурного наследия - многоквартирного дома № 72/106 проведены с нарушением требований указанной статьи закона, а именно без разработки проектной документации, согласованной в установленном порядке, без выдачи органом охраны объектов культурного наследия письменного разрешения на проведение указанных работ.

Вместе с тем, согласно пункту 3 Разъяснений Минкультуры России от 17.07.2017 № 207-01.1-39-ВА «О проведении работ по инженерным сетям на территории объекта культурного наследия» проектная документация на приспособление инженерных систем и оборудования внутри объекта культурного наследия, начиная от ввода в здание, обязательна для согласования в соответствующем органе охраны объекта культурного наследия на основании акта государственной историко-культурной экспертизы в силу требований пункта 1 статьи 45 Федерального закона.

В случае если проектная документация по инженерным системам разрабатывается в составе проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, указанная документация подлежит обязательному согласованию в органе охраны объекта культурного наследия и в общий акт государственной историко-культурной экспертизы включается оценка соответствия инженерных систем Федеральному закону.

Получение разрешения на проведение указанных работ обязательно.

В соответствии с пунктом 4 указанных Разъяснений в ситуации, когда требуется ремонт существующих инженерных коммуникаций на объекте культурного наследия необходимо получение разрешения на проведение ремонтных работ.

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, для получения разрешения подает в орган охраны объекта культурного наследия документы, перечисленные в пункте 5.4 Порядка выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденного приказом Минкультуры России от 21.10.2015 № 2625.

В ходе рассмотрения документов ответственный исполнитель органа охраны объекта культурного наследия проводит анализ соответствия рабочей документации требованиям Федерального закона и принимает решение о выдаче либо отказе в выдаче разрешения на ремонт.

Порядок подготовки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия утвержден приказом Минкультуры России от 05.06.2015 № 1749.

При этом определить, какие именно работы по сохранению (приспособлению) необходимо было проводить в отношении объекта культурного наследия, возможно было бы определить в ходе проведения установленной действующим законодательством процедуры разрешения.

Однако согласно материалам дела, вышеуказанные работы производились без согласования проектной документации на проведение указанных работ с региональным органом охраны объектов культурного наследия, а также без полученного в установленном законом порядке разрешения на проведение соответствующих работ по сохранению объекта культурного наследия, выданного данным органом.

Вместе с тем, согласно пункту 2 статьи 721 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом, иными правовыми актами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к работе, выполняемой по договору подряда, подрядчик, действующий в качестве предпринимателя, обязан выполнять работу, соблюдая эти обязательные требования.

ООО «РЭП № 19», являясь профессиональным участником рыночных отношений и приступая к выполнению соответствующих работ, должно было убедиться в наличии всех необходимых разрешений и согласований.

Следовательно, названным договором и нормами действующего законодательства РФ закреплена обязанность подрядчика, производящего работы по договору подряда, соблюдать в том числе законодательство об охране объектов культурного наследия.

Таким образом, судом установлен факт проведения указанных работ в отсутствие указанного разрешения, согласования проектной документации, чем нарушены требования, предусмотренные пунктом 2 статьи 721 ГК РФ, статьей 5.1, пунктом 1 статьи 33, пунктом 1 статьи 40 и статьей 45 Федерального закона № 73-ФЗ, приказами Минкультуры России от 21.10.2015 № 2625 и от 05.06.2015 № 1749.

Согласно пункта 1 статьи 61 Закона № 73-ФЗ за нарушение указанных выше требований должностные, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. В данном случае проведенные работы до сих пор могут оказывать негативное воздействие на объект культурного наследия, (создавать угрозу причинения вреда памятнику ). Наличие или отсутствие негативного воздействия на объект культурного наследия могло быть определено в ходе проведения установленной действующим законодательством процедуры получения разрешения, согласования проведения работ. Однако данные обязательные действия в установленном порядке осуществлены не были.

Из материалов дела следует, что Управление государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края узнало о работах, проведенных ООО «РЭП № 19» по договору подряда в период с июня по ноябрь 2019 года, при получении копий актов выполненных работ и других документов от ООО «ГУК-Краснодар» 05.08.2020г.

Из изложенного следует, что такое правонарушение следует квалифицировать как длящееся.

Таким образом, юридическим лицом обществом с ограниченной ответственностью «Ремонтно-эксплуатационное предприятие № 19» организованы и проведены указанные работы в отсутствие проектной документации, согласованной в установленном порядке, без соответствующего разрешения, чем совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - т.е. нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия.

В силу положений ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Объектом административного правонарушения по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ является - нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Таким образом, вина юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Ремонтно-эксплуатационное предприятие № 19» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ подтверждается материалами административного дела.

Объективная сторона указанного состава характеризует проступок как акт внешнего поведения правонарушителя, как противоправное действие. В данном случае объективная сторона правонарушения заключается в организации и проведении работ на объекте культурного наследия в отсутствие проектной документации, согласованной в установленном порядке.

Субъектом административного правонарушения является юридическое лицо ООО «Ремонтно-эксплуатационное предприятие № 19».

Субъективная сторона административного правонарушения представляет собой вину и может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности.

В соответствии с частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, образует состав административного правонарушения.

С учетом изложенного, в ходе производства по делу об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, и его виновность, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно положениям ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности доказательства по делу, позицию сторон, суд считает квалификацию действий ООО «Ремонтно-эксплуатационное предприятие № 19» по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ правильной.

Однако, принимая во внимание характер правонарушения, степень вины, а также положения ст. 4.1.1 КоАП РФ, отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба, суд считает возможным изменить административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.

При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства смягчающие административную ответственность, а также положения ст. 4.1.1 КоАП РФ.

При данных обстоятельствах суд полагает, что цель административного наказания в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Ремонтно-эксплуатационное предприятие № 19» может быть достигнута путем наложения административного наказания в виде предупреждения.

На основании изложенного, руководствуясь главой 29 КоАП Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

признать общество с ограниченной ответственностью «Ремонтно-эксплуатационное предприятие №19» ИНН 2310177026, ОГРН 1142310002460 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.13 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде предупреждения.

Жалоба на постановление может быть подана в апелляционном порядке в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья

Первомайского районного суда г. Краснодар р Е.Н. Медоева.