Дело №5-204/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
об административном правонарушении
424028
город Йошкар-Ола 20 мая 2019 года
ул.Баумана 91-А
Судья Йошкар - Олинского городского суда Республики Марий Эл Сабирьянов Р.Я.,
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, - ФИО1,
консультанта отдела по сохранению, использованию и охране объектов культурного наследия Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, составившей протокол, ФИО2,
рассмотрев материалы об административном правонарушении в отношении
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, являющейся главным инженером ООО «<иные данные>», ранее за однородное правонарушение не привлекавшейся,
о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (дела по тексту - КоАП РФ),
у с т а н о в и л:
26 апреля 2019 года консультантом отдела по сохранению, использованию и охране объектов культурного наследия Министерства культуры, печати и по делам национальностей ФИО2 в отношении ФИО1, как должностного лица, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренным частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, за проведение строительных работ на объекте культурного наследия регионального значения «Библиотека республиканская, 1938 г.» не соответствующих проектной документации и без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно.
В судебном заседании ФИО1 вину в совершении предъявленного правонарушения признала в полном объеме, в содеянном раскаялась, суду пояснила, что работы выполнялись по чертежам предоставленным проектной организацией ООО «<иные данные>», о том, что они не согласованы с гос. органом – не знала.
Должностное лицо Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл ФИО2 пояснила о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, и с учетом всех обстоятельств по делу считает возможным применить статью 2.9 КоАП РФ.
Выслушав стороны, исследовав представленные материалы, дополнительные материалы, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно части 1 статьи 40 Федерального закона № 73-ФЗ, сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ
В силу части 1 статьи 45 Федерального закона № 73-ФЗ, работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
Согласно пункту 2 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.
В соответствии с частью 6 данной статьи, к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Согласно части 2 статьи 47.2 данного закона, состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия.
Как установлено судом и следует из материалов дела, «Библиотека республиканская, 1938г.», расположенная по адресу: <адрес>, является объектом культурного наследия, который принят на государственную охрану постановлением Правительства Республики Марий Эл от 27 июня 2007 года № 162 «О мерах по обеспечению сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Республики Марий Эл» и зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации приказом Минкультуры России от 21 октября 2015 г. № с присвоением ему регистрационного номера №.
Работы по сохранению объекта культурного наследия «Библиотека республиканская, 1938 г.» проводятся на основании проектной документации «Реставрация объекта культурного наследия «Библиотека республиканская, 1938 г.», <адрес>», выполненной ООО «<иные данные>» (<...> год).
Данная проектная документация согласована Министерством на основании положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы - Акт государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации от 30 апреля 2017 г., составленном комиссией экспертов Министерства культуры Российской Федерации.
В 2018 году работы по сохранению объекта культурного наследия «Библиотека республиканская, 1938 г.» проводятся ООО «<иные данные>», имеющего лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации от 19 декабря 2013 года №, согласно государственному контракту от 15 августа 2018 г. №, заключенному между ГКУК Республики Марий Эл «Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры» и ООО «РемМастер».
ООО «<иные данные>» проводит работы на основании разрешения от 16 августа 2018 года №, выданного Министерством на срок до 01 ноября 2019 года.
Согласно контракта № от 15 августа 2018 года, между ООО «<иные данные>» и ООО «<иные данные>», имеющим лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации от 27 апреля 2015 года №, заключен контракт на выполнение работ «Реставрация объекта культурного наследия «Библиотека республиканская, 1938 г.», <адрес>» (далее по тексту - Контракт).
Согласно пункта 1.1 Контракта ООО «<иные данные>» поручает, а ООО «<иные данные>» принимает на себя обязательства по проведению реставрационных работ «Реставрация объекта культурного наследия «Библиотека республиканская. 1938 г.», <адрес>».
Заявление установленной формы на получение разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Библиотека республиканская, 1938 г.» от ООО «<иные данные>» в адрес Министерства не поступало.
В нарушение части 1 статьи 45 субподрядчик ООО «<иные данные>» проводил работы по реставрации объекта культурного наследия без соответствующего разрешения, т.е. в данной норме императивно определено, что названные работы, независимо от правового положения исполнителя, проводятся с разрешения, выданного органом охраны объектов культурного наследия.
В нарушение части 2 статьи 47.2 Федерального закона № 73-ФЗ проводимые работы не соответствуют проектной документации, согласованной Министерством, а именно: ООО «<иные данные>» были проведены работы по демонтажу и монтажу перегородок холла 1-го этажа, которые отсутствуют в проектной документации, согласованной Министерством.
В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций.
Согласно Должностной инструкции главного инженера ООО «<иные данные>». ООО «<иные данные>», главный инженер относится к категории руководителей, и является первым заместителем директора предприятия и несет ответственность за результаты и эффективность производственной деятельности.
В соответствии с приказом № от 01 июня 2018 года ФИО1 является главным инженером ООО «<иные данные>».
Согласно приказа № от 15 августа 2018 года ФИО1 назначена ответственным лицом за выполнением работ по реставрации объекта культурного наследия «Библиотека республиканская, 1938 г.» по адресу: <адрес>».
Согласно обязательству производителя работ от 15 августа 2018 года ФИО1 приняла на себя обязательства по руководству за выполнением работ на объекте.
Переходя к юридической оценке совершенного, исследовав материалы дела, выслушав участников судебного заседания, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, прихожу к выводу, что вина ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, т.е. нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выразившееся в проведении работ без разрешения органа охраны объектов культурного наследия и проведении работ по демонтажу и монтажу перегородок холла 1-го этажа, которые отсутствовали в проектной документации, установлена.
Вывод о доказанности вины ФИО1 основан на собранных по делу доказательствах, в том числе, протоколе об административном правонарушении от 26 апреля 2019 год; должностной инструкций главного инженера, приказе № от 15 августа 2018 года; обязательстве производителя работ от 15 августа 2018 года; приказе № от 01 июня 2018 года; приказе № от 21 октября 2015 года; служебной записке от 21 марта 2019 года с фотоматериалами; отчете о проведении мероприятия по контролю от 12 апреля 2019 года с приложениями; документ о согласовании научно-проектной документации № от 16 августа 2017 года; Разделе 3. «Проект реставрации (Рабочий проект)»; Акте государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации от 30 апреля 2017 года комиссией экспертов Министерства культуры Российской Федерации; государственном контракте от 15 августа 2018 г. № между ГКУК Республики Марий Эл «Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры» и ООО «<иные данные>; резрешении на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия № от 16 августа 2018 года; контракте № на выполнение работ «Реставрация объекта культурного наследия «Библиотека республиканская, 1938 г.», <адрес>» между ООО «<иные данные>» и ООО «<иные данные>».
При назначении административного наказания учитываю характер совершенного административного правонарушения, личность виновной, ее имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
В качестве смягчающих административную ответственность обстоятельств в отношении ФИО1, учитываю признание вины и раскаяние в содеянном, фактически дала признательные показания, свидетельствующие о содействии должностному лицу, осуществляющему производство по делу.
Отягчающих обстоятельств, суду не предоставлено.
Вместе с этим, считаю необходимым исследовать вопрос о возможности применения при рассмотрении указанного дела об административном правонарушении статьи 2.9 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ судья, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" N 5 от 24 марта 2005 года малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Исходя из конституционного принципа (ст. 1, ч. 2 ст. 6, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19, и ч. 1 ст. 50 Конституции Российской Федерации), санкции штрафного характера, согласно общим принципам права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности при определении суммы штрафа, подлежащей взысканию.
Из объяснении представителя административного органа ФИО2 следует, что монтаж перегородки какого-либо ущерба для объекта наследия не повлекло, наличие которой на данный момент согласовывается.
Поскольку в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не установлено фактов наступления общественно-опасных последствий, для отношений регулирующих в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, вызванных правонарушением, при этом учитывается, что ООО «<иные данные>» (Генподрядчик по отношению подрядчиком ООО «<иные данные>») имеет разрешения от 16 августа 2018 года №, выданного Министерством на срок до 01 ноября 2019 года на проведение работ, установленная перегородка проходит согласование на предмет ее наличия.
Таким образом, указанные основания с учетом всех обстоятельств данного дела свидетельствуют о малозначительности совершенного правонарушения.
Согласно части 1.1. статьи 29.9 КоАП РФ, в случае объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 настоящего Кодекса выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 2.9, 29.9, 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, в отношении должностного лица ФИО1 - прекратить, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.
Освободить от административной ответственности ФИО1 по части частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ и объявить ей устное замечание.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, либо жалоба может быть подана непосредственно в Верховный Суд Республики Марий Эл, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья- Р.Я. Сабирьянов