ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-205/2018 от 28.05.2018 Себежского районного суда (Псковская область)

Дело № 5-205/2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

182250 Псковская область, г. Себеж, 28 мая 2018 года

ул. Челюскинцев, <адрес>

Судья Себежского районного суда Псковской области Сигова А.В.,

при секретаре судебного заседания Карнауховой Е.Г.,

с участием представителя фирмы перевозчика SIA «BALTIK SISTEM» ФИО1 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении (о нарушении таможенных правил Псковской таможни ) в отношении фирмы-перевозчика SIA «BALTIK SISTEM» (<адрес>ООО «БАЛТИК СИСТЕМ» (<адрес>В-30) привлекаемой к административной ответственности по ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ на таможенный пост МАПП Бурачки Псковской таможни прибыл состав грузовых автотранспортных средств: тягач марки «DAF» регистрационный номер , VIN: <***>, c полуприцепом «KRONE», регистрационный номер . VIN: под управлением представителя компания SIA «BALTIK SISTEM» Домрачевса Андрейса. Состав транспортных средств следовал из России г. Самара в Латвию г. Рига.

При убытии с таможенной территории ЕАЭС водитель транспортного средства – ФИО2 представил в таможенный орган товаросопроводительные документы: ДТ , товаротранспортную накладную CMR №LV-111 от ДД.ММ.ГГГГ, инвойс № AGR0000081 от ДД.ММ.ГГГГ, фитосанитарный сертификат от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которых перемещался товар «пшеница мягкая», код ТН ВЭД 1001990000, 20 грузовых мест, общим весом брутто 20040 кг. Отправитель товара: ООО «Магнус». Получатель товара: ООО «Ман-Тесс Транзитс».

Документы и сведения представлялись в соответствии со ст.ст. 89, 92 ТК ЕАЭС.

При убытии с таможенной территории Союза на т/п МАПП Бурачки Псковской таможни зарегистрировано сообщение об убытии транспортного средства .

В ходе проверки документов и сведений было выявлено, что у представителя фирмы-перевозчика SIA «BALTIK SISTEM» просрочен фитосанитарный сертификат.

Изложенное свидетельствует о том, что были установлены достаточные данные, указывающие на событие административного правонарушения выразившегося в несоблюдении SIA «BALTIK SISTEM» установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза, ответственность за которое предусмотрена ст.16.3 КоАП РФ.

Псковской таможней в отношении SIA «BALTIK SISTEM» возбуждено дело об АП № по ст.16.3 КоАП России.

Дело для рассмотрения по существу направлено в суд.

В судебное заседание представитель Псковской таможни не явился. О дате и времени судебного заседания судом извещался. Ходатайств об отложении рассмотрения дела от него не поступало.

Судьей принято решение о рассмотрении дела в отсутствии представителя Псковской таможни.

Представитель фирмы - перевозчика SIA «BALTIK SISTEM» в судебном заседании ФИО1 вину в совершении административного правонарушения признал, при этом просил с учетом обстоятельств дела применить положения ч. 2.9 КоАП РФ и прекратить дело в связи с малозначительностью.

Проверив представленные суду доказательства, заслушав представителя правонарушителя, суд приходит к следующему.

Положения ст. 16.3. КоАП РФ предусматривают ответственность за несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации.

Согласно ст. 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

В силу положений п.2 ст.92 ТК ЕАЭС для убытия товаров с таможенной территории Союза перевозчиком представляются таможенному органу, в том числе сведения о наличии товаров, вывоз которых с таможенной территории Таможенного союза запрещен или ограничен.

При этом постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил осуществления таможенными органами контроля за вывозом из Российской Федерации подкарантинной продукции» (далее–Постановление) утверждены Правила осуществления таможенными органами контроля за вывозом из Российской Федерации подкарантинной продукции, которые устанавливают порядок осуществления таможенными органами контроля за вывозом из Российской Федерации подкарантинной продукции в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ "Об обеспечении карантина растений в Таможенном союзе".

В соответствии с п. 3. данного Постановления контроль за вывозом из Российской Федерации подкарантинной продукции осуществляется в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации таможенными органами в форме документарной проверки.

Исходя из п. 8.1. «Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза», утвержденного Решением Комиссии таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе» в случае если в соответствии с фитосанитарными требованиями страны - импортера подкарантинная продукция должна сопровождаться фитосанитарным сертификатом, указанные фитосанитарные сертификаты выдаются уполномоченным органом государства-члена по месту отправки в соответствии с законодательством этого государства-члена.

Основные требования стран – импортеров, предъявляемые к перемещаемым грузам сформулированы в Международном стандарте по фитосанитарным мерам «Руководство по фитосанитарным мерам» в редакции от 2011г, в Директиве /ЕС Совета ЕС о защитных мерах против распространения в сообществе организмов, вредных для растений или продуктов растительного происхождения от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Директива).

В Приложение VI (Растения и продукты растительного происхождения, к которым могут применяться особые условия) Директивы включены, в том числе, зерновые злаки и их производные.

В соответствии со ст. 13 п. 3 Директивы сертификат на растения, продукты растительного происхождения и др. объекты должен быть выдан не ранее чем за 14 дней до даты их вывоза из страны, выдавшей сертификат.

В силу п. 2. Приказа Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата» фитосанитарный сертификат оформляется на каждую партию подкарантинной продукции, вывозимую с территории России.

Согласно п. 5 Постановления должностное лицо таможенного органа проверяет представленный фитосанитарный сертификат и принимает решение о запрете вывоза из Российской Федерации партии подкарантинной продукции в следующих случаях: сведения, содержащиеся в фитосанитарном сертификате, не соответствуют информации, содержащейся в коммерческих и транспортных (перевозочных) документах; имеется достоверная информация о том, что фактическое количество подкарантинной продукции в партии подкарантинной продукции на 10 и более процентов превышает количество такой продукции, указанное в фитосанитарном сертификате; фитосанитарный сертификат является поддельным или недействительным; фитосанитарный сертификат не подтверждает соответствие партии подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям страны-импортера.

Положениями п. 7. Постановления установлены критерии отнесения фитосанитарного сертификата к недействительным документам, к которым в том числе относится, если срок действия фитосанитарного сертификата (с даты его выдачи) истек, если такой срок предусмотрен законодательством страны-импортера, карантинным фитосанитарным требованиям которой должна соответствовать продукция и фитосанитарный сертификат содержит изменения, не заверенные уполномоченным органом, его выдавшим.

Согласно п. 8. Постановления подкарантинная продукция при вывозе из Российской Федерации в государства - члены Европейского союза должна убыть с территории Российской Федерации в течение 14 дней со дня выдачи фитосанитарного сертификата, при вывозе из Российской Федерации в другие страны - в течение 30 дней со дня выдачи фитосанитарного сертификата.

Из ответа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Правилами карантина растений от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденными Кабинетом министров Латвийской Республики и распоряжением Министерства земледелия Латвийской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, транзит, вывоз, ввоз в Латвию грузов, подлежащих фитосанитарному контролю, допускается при наличии фитосанитарного сертификата, который выдается фитосанитарной службой страны экспортера и должен удостоверять, что товары соответствуют всем фитосанитарным требованиям. На основании изложенного, должностным лицом правомерно усмотрено в действиях SIA «BALTIK SISTEM» установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза, ответственность за которое предусмотрена ст.16.3 КоАП РФ.

Из материалов дела следует, что вывоз товара «пшеница мягкая» в Латвию (страна – член Европейского союза) по фитосанитарному сертификату от ДД.ММ.ГГГГ осуществлялся перевозчиком ДД.ММ.ГГГГ, т.е. по истечении 14 дней со дня выдачи фитосанитарного сертификата. Также в указанном фитосанитарном сертификате выявлено внесение изменения - номера автотранспортного средства №HF6210/М8457, незаверенного уполномоченным органом его выдавшим (внесено изменение перевозчиком SIA «Baltik Sistem»). Указанные обстоятельства подтверждается протоколом об административных правонарушениях от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.1-9), копиями товаросопроводительных документов (л.д.12-14), копией акта таможенного досмотра от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20-23), и иными материалами дела в их совокупности.

Данные доказательства отвечают требованиям, предусмотренным ст. 26.2 КоАП РФ.

Вина перевозчика SIA «BALTIK SISTEM» установлена, материалы дела свидетельствуют о том, что в соответствии с нормами ч.2 ст.2.1 КоАП РФ у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вместе с тем имеются основания для признания совершенного названным лицом административного правонарушения малозначительным, поскольку одним из требований принципа справедливости юридической ответственности является соразмерность наказания деянию. Принцип же целесообразности юридической ответственности предусматривает обязательный анализ субъективных особенностей правонарушителя.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда лицо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Санкция ст. 16.3 УК РФ предусматривает наказание в виде штрафа от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Ранее фирма–перевозчик SIA «BALTIK SISTEM» к административной ответственности не привлекалась, рассматриваемое деяние ими совершено впервые, вину в совершении административного правонарушения признали.

Вывоз товара «пшеница мягкая» из Российской Федерации в Латвию с предоставлением недействительного (просроченного) фитосанитарного сертификата от ДД.ММ.ГГГГ, по мнению суда, с учетом установленных обстоятельств по делу, не является значительным. Данный сертификат подтверждает безопасность вывозимого товара в части карантинных фитосанитарных требований, данный товар соответствует необходимым требованиям, однако, принимая во внимание вышеизложенное, срок действия выданного сертификата для вывоза товара в страны Европейского союза составляет не 30 дней как в другие страны, а - 14. Просроченный период является не значительным, кроме того, данный товар в последующем вывезен с территории Российской Федерации как отвечающий соответствующим фитосанитарным требованиям.

При таких обстоятельствах, нарушение не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере перемещения через таможенную границу Таможенного союза товаров, не причинило значительного вреда интересам граждан, общества и государства, не привело к негативным последствиям.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как указано в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

Принимая во внимание вышеизложенное и тот факт, что совершенное фирмой-перевозчиком SIA «BALTIK SISTEM» деяние хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, имеются основания для признания административного правонарушения малозначительным и прекращения производства по делу. В то же время, оснований для прекращения производства по делу в порядке п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ ввиду отсутствия состава правонарушения (вины в форме неосторожности) в действиях SIA «BALTIK SISTEM» судья не находит.

Вещественных доказательств по делу не имеется, товар – предмет правонарушения не изымался, процессуальных издержек при производстве по делу не понесено.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 2.9, 29.9–29.11, 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л :

Освободить фирму-перевозчика - SIA «BALTIK SISTEM» от административной ответственности, предусмотренной ст.16.3 КоАП РФ, объявив устное замечание.

Производство по делу № 5-205/2018 об административном правонарушении (о нарушении таможенных правил –517/2018), предусмотренном ст. 16.3 КоАП РФ, в отношении SIA «BALTIK SISTEM» прекратить в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.

Настоящее постановление может быть обжаловано лицами, указанными в ст.ст. 25.1–25.5 и 30.1 ч. 1.1 КоАП РФ, в Псковский областной суд через Себежский районный суд в течение 10 (десяти) суток со дня вручения или получения его копии.

Копия верна:

Судья: А.В. Сигова