ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2069/2017 от 28.06.2017 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

Дело №

5-2069/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

28 июня 2017 года г.Сыктывкар

Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми С.В. Ланшаков,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Фонда содействия устойчивому развитию «Серебряная тайга», ...

Установил:

Согласно протоколу об административном правонарушении от ** ** ** г. составленному начальником отдела по делам некоммерческих организаций Управления Минюста России по Республике Коми (далее - Управление) Ю.А. ..., Фонд содействия устойчивому развитию «Серебряная тайга» совершил административное правонарушение предусмотренное ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации просил привлечь Фонд содействия устойчивому развитию «Серебряная тайга» к административной ответственности.

Представитель Фонда содействия устойчивому развитию «Серебряная тайга» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Фонда содействия устойчивому развитию «Серебряная тайга»

Выслушав представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации, исследовав административный материал, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ, осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Из протокола об административном правонарушении следует следующее.

На основании требований абзаца 2 пункта 7 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях некоммерческая организация, намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный рган заявление о включении ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (далее - заявление).

Порядок ведения реестра и бланк заявления утверждены приказом Минюста России от 30.11.2012 № 223 «О порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» (далее - Порядок). Пунктами 2, 11, 12 Порядка установлено, что заявление о включении в реестр до начала осуществления деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, представляется в Министерство юстиции Российской Федерации, которое осуществляет полномочия по ведению указанного реестра.

В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона о некоммерческих организациях под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она осуществляет деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.

Указанная деятельность осуществляется в том числе в следующих формах:

- публичных обращениях к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иных действиях, оказывающих влияние на деятельность этих органов, в том числе направленных на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;

- распространения, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике;

- формирования общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований.

В ходе проверки установлено следующее.

Директор Организации Ю.А. Ю.А.** ** ** г. письменно обратился к Главе Республики Коми (далее - Глава РК) с предложениями: «... а также: «...». Кроме того, в письме объединение указанных министерств названо ошибочным и противоречащим функциональному назначению каждого из них. Копии этого письма направлены председателю Государственного совета Республики Коми (далее - Госсовет РК), министру промышленности, транспорта и энергетики Республики Коми и министру природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми. Данная информация ** ** ** г. также размещена на сайте Организации, что подтверждается соответствующими скриншотами веб-страниц. Факт обращения директора Организации Ю.А. ... в указанные государственные органы подтвержден информацией, поступившей из Госсовета РК (письмо от ** ** **...), из Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми (далее - Министерство) (письмо от ** ** **...), из Администрации Главы Республики Коми (письмо от ** ** **...).

** ** ** г. руководитель Администрации Главы Республики Коми провел рабочую встречу по вопросу слияния Министерства промышленности, энергетики и транспорта Республики Коми с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - рабочая встреча, министерства). В совещании приняли участие председатель комитета Госсовета РК по законодательству и местному самоуправлению, министр промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми, а также представители общественных организаций, в том числе директор Организации Ю.А. .... В ходе рабочей встрече директором Организации Ю.А. ... поддержана позиция по поводу слияния двух министерств, изложенная в письме от ** ** ** По результатам рабочей встречи представителями общественности (в т.ч. Организации) предложено отменить Указ Главы Республики Коми от ** ** **... «О структуре органов в системе исполнительной власти Республики Коми» (далее - Указ Главы РК № ...), провести широкое обсуждение и консультации по вопросу дальнейшего функционирования министерств с участием представителей общественности, профессионального, научного и экспертного сообщества, выработать наиболее оптимальное решение. Указанная информация подтверждается письмом Администрации Главы Республики Коми от ** ** **...

Согласно уставу Организации от ** ** ** г. основной целью ее деятельности является содействие и оказание поддержки участникам лесных отношений в развитии устойчивого управления лесами в Республике Коми и других регионах Российской Федерации, согласно уставу Организации от ** ** ** г. - содействие в развитии устойчивого управления лесными ландшафтами и возобновляемыми природными ресурсами в Республике Коми и других регионах Российской Федерации.

Таким образом, Организацией осуществлялась политическая деятельность, независимая от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, в следующих формах:

- обращения к Главе РК, председателю Госсовета РК, министру промышленности, транспорта и энергетики Республики Коми и министру природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, а также участия в рабочей встрече представителей Организации по вопросу слияния министерств, направленных на отмену Указа Главы РК № ...

- распространения мнения о принятом Главой РК решении о слиянии министерств (указ Главы РК № ...), в том числе посредством сайта Организации, участия в рабочей встрече;

- формирования общественно-политических взглядов и убеждений относительно политики Главы РК о слиянии министерств путем отражения реакции общественности как широкого общественного резонанса и протеста со стороны региональных природоохранных общественных организаций в письме от ** ** **

Указанная деятельность осуществлена в сфере развития деятельности государственных органов (формирования структуры органов в системе исполнительной власти Республики Коми) с целью оказания влияния на решения и действия государственных органов (отмены Указа Главы РК № ...) по формированию государственных органов (слияние министерств).

Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от ** ** ** «По делу о проверке конституционности пункта 3 Указа Главы Республики Коми от 17 октября 2016 года № 123 «О структуре органов в системе исполнительной власти Республики Коми» по жалобе гражданина Тентюкова Андрея Михайловича» пункт 3 Указа Главы РК № 123, в соответствии с которым Министерство промышленности, транспорта и энергетики Республики Коми переименовано в Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми, путём присоединения к нему Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, признан соответствующим Конституции Республики Коми.

Кроме того, приказом Министерства от 23.03.2017 № 533 «Об Общественном совете при Министерстве промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми» на основании постановления Правительства Республики Коми от 28.06.2013 № 237 «Об утверждении Порядка образования общественных советов при органах исполнительной• власти- Республики -Коми; а также Перечня органов исполнительной власти Республики Коми, при которых образуются общественные советы» создан общественный совет при Министерстве по природоохранному и лесохозяйственному направлению (далее - Совет), утверждены Положение о Совете и его состав. Согласно разделу 2 Положения одной из целей создания Совета является привлечение представителей общественных, профессиональных и творческих объединений к разработке основных направлений государственной политики по вопросам, относящимся к соответствующей сфере деятельности Министерства, задачами: подготовка предложений по совершенствованию государственной политики в соответствующей сфере, осуществляемой Министерством; участие в общественном обсуждении проектов нормативных правовых актов Республики Коми, разработчиком которых является Министерство. ** ** ** г. состоялось первое заседание Совета, на котором его председателем избран член Совета Ю.А. ..., директор Организации (указанная информация подтверждается письмом Министерства от ** ** **...).

Таким образом, Ю.А. ..., являясь председателем (членом) Совета может оказывать влияние на принимаемые Советом решения, направленные на выработку и реализацию государственной политики в сфере деятельности Министерства путем принятия Советом решений по итогам обсуждения проектов нормативных правовых актов Республики Коми, что также свидетельствует о намерении Организации осуществлять политическую деятельность посредством участия в деятельности Совета.

В ходе проведения проверки установлено, что Организация в проверяемом периоде получала денежные средства от иностранного источника, а также от российских юридических лиц, финансируемых из иностранных источников (опосредованное иностранное финансирование), что подтверждается информацией, предоставленной Организацией для проведения проверки, ежегодными отчетами Организации, представляемыми на основании пункта 3 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях, актом проверки Организации от ** ** **..., сведениями, предоставленными кредитной организацией.

В ходе проведения проверки установлено, что на основании договора о пожертвовании Организации денежных средств от ** ** ** г., заключенного Организацией с Акционерным обществом «...» (...) Организацией в ** ** ** г. получено иностранное финансирование на общую сумму ... в целях реализации Проекта Леса Высокой Природоохранной ценности на северо-западе России (включая Леса высокой природоохранной ценности, Экосистемная основа планирования лесного хозяйства и FSC-сертификация, проект «...», Оценка долгосрочного воздействия вырубок на водные ресурсы, поддержка инициативы ...). Факт получения и использования указанных средств подтверждается соответствующими финансовыми и распорядительными документами.

Кроме того, в ** ** ** на основании договоров,. заключенных Организацией с Всемирным фондом природы (получает денежные средства от иностранных источников) получено финансирование на сумму ...

Также в ** ** **. на основании договора, заключенного с ...» (получает денежные средства от иностранных источников) получено финансирование на сумму ...

Учитывая изложенное, в ходе проведения внеплановой документарной проверки Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Коми установлено наличие в деятельности Организации признаков осуществления функций иностранного агента.

В соответствии с абзацем 2 пункта 7 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях некоммерческая организация, намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Однако Организацией не исполнена обязанность по подаче в уполномоченный орган заявления о включении ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента до начала осуществления такой деятельности, что является нарушением требований абзаца 2 пункта 7 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях.

Таким образом, Организация, осуществляя политическую деятельность, получала иностранное финансирование и, в нарушение требований абзаца 2 пункта 7 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях, до настоящего времени заявление о внесении сведений о ней в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, не подала.

При этом у Организации имелась возможность для соблюдения требований Федерального закона от 20.07.2012 № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».

Указанное нарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с положениями пункта 4 части 2 статьи 28.3 Кодекса, на основании приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 31.08.2012 № 173 «О6 утверждении перечня должностных лиц Министерства юстиции Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» и приказа Управления от 05.08.2014 № 181 «О должностных лицах Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Коми, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях».

Изложенные выше обстоятельства подтверждаются представленным в материалах дела протоколом об административном правонарушении от ** ** ** г., актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального юридического лица, индивидуального предпринимателя № ... от ** ** ** г., Уставом Фонда содействия устойчивому развитию «Серебряная тайга», актом получения снимка экрана (скриншота), имеющейся в материалах дела перепиской, Положением об общественном совете при Министерстве по инвестиционно-промышленному, энергетическому и транспортному направлению и иными доказательствами.

С учётом выше изложенного суд приходит к выводу о том, что собранные по делу доказательства позволяют квалифицировать действия Фонда содействия устойчивому развитию «Серебряная тайга» как административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При назначении наказания, суд учитывает обстоятельства дела, характер совершенного административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, и приходит к выводу о назначении наказания в виде административного штрафа.

Руководствуясь ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Фонд содействия устойчивому развитию «Серебряная тайга» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере ....

Реквизиты перечисления суммы административного штрафа:

Получатель платежа: ...

Разъяснить, что согласно ч. 1 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение десяти дней с момента получения.

Судья Ланшаков С.В.