дело № 5-206/2019 ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу об административном правонарушении город Нижневартовск 27 марта 2019 года Судья Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Калашникова Н.Н., с участием законного представителя Частного учреждения дополнительного образования «СЕТ-НВ» ФИО1, переводчика ФИО2, защитника Кирилюк Ж.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении Частного учреждения дополнительного образования «СЕТ-НВ», юридический адрес: <адрес> ИНН: №, ОГРН: № о совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛ: Службой по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на основании приказа от <дата>№ «О проведении плановой выездной проверки Частного учреждения дополнительного образования «СЕТ-НВ» (далее ЧУДО «СЕТ-НВ») с <дата> по <дата> проведена плановая выездная проверка соблюдения Учреждением лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности, по результатам которой в деятельности ЧУДО «СЕТ-НВ» установлены нарушения законодательства о лицензировании, а именно: отсутствие у троих преподавателей Учреждения свидетельств о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации. Законный представитель ЧУДО «СЕТ-НВ» Д. Т.Х. в судебном заседании пояснил, что преподаватели ФИО, ФИО, ФИО получили высшее образование в авторитетных учебных заведениях США и прошли дополнительную подготовку в качестве преподавателей английского языка для иностранных студентов в учебных заведениях Великобритании. Причем, ФИО и ФИО получили высшее образование в области лингвистики. Следовательно, все эти лица полностью соответствуют «Квалификационным характеристикам должностей работников образования". Названные преподаватели приехали в Россию по визе категории «Обыкновенная рабочая», подкатегории «Преподаватель ЧУДО «СЕТ-НВ» г. Нижневартовск». Для получения этой визы все они предоставляли в компетентные органы свои документы об образовании. Таким образом, эти документы были проверены на уровне МИД РФ, МВД РФ и ФСБ РФ и признаны годными. Указанные органы одобрили работу указанных лиц в качестве преподавателей в ЧУДО «СЕТ-НВ». Защитник ЧУДО «СЕТ-НВ» Кирилюк Ж.Н. в судебном заседании просила производство по делу прекратить, указав, что трудовые договоры с ФИО, ФИО, ФИО заключены в полном соответствии с требованиями ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и ст.ст. 65, 327.2 и 327.3 ТК РФ. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив все доказательства по делу в их совокупности, судья приходит к следующему. В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. На основании ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Административная ответственность по ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна). К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Задачами лицензирования отдельных видов деятельности является предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены Федеральным законом от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соблюдение лицензиатом этих требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (части 2, 3 статьи 2 Федерального закона № 99-ФЗ). В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию. Частью 1 статьи 8 Федерального закона № 99-ФЗ определено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности), пунктами 6, 7 которого установлены требования к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности. Понятие грубого нарушения в соответствии с частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности. В соответствии с пунктом 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности к грубым нарушениям лицензионных, требований относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона № 99-ФЗ, в том числе нарушение лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «а»-«д», «ж»-«к» пункта 6 и подпунктами «б», «д», «е» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности. Подпункт «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности устанавливает лицензионные требования к наличию в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»), а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам. В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках. Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н (далее - Единый квалификационный справочник), установлены следующие требования к квалификации по должности «преподаватель» - высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы. Из материалов дела следует, что на основании приказа Службы по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от <дата>№ «О проведении плановой выездной проверки Частного учреждения дополнительного образования «СЕТ-НВ» с 6 по <дата> проведена плановая выездная проверка соблюдения Учреждением лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности, по результатам которой установлено, что в нарушение подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, части 1 статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в Учреждении имеются педагогические работники, не имеющие профессионального образования и не обладающие соответствующей квалификацией, указанной в Едином квалификационном справочнике: отсутствует высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы у преподавателей: ФИО, ФИО, ФИО Под признанием в Российской Федерации иностранного образования и (или) иностранной квалификации понимается официальное подтверждение значимости (уровня) полученных в иностранном государстве образования и (или) квалификации с предоставлением их обладателю академических и (или) профессиональных прав. Под понятием «иностранные документы об образовании» понимаются документы об образовании, полученные в иностранных государствах. Признание в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, осуществляется на основании статьи 107 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон). В соответствии с пунктом 1 статьи 107 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» признание в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве (далее - иностранное образование и (или) иностранная квалификация), осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, регулирующими вопросы признания и установления эквивалентности иностранного образования и (или) иностранной квалификации, и законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 6 статьи 107 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в случае признания федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, иностранного образования и (или) иностранной квалификации их обладателю выдается свидетельство о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации. В ходе проведения проверки Обрнадзором Югры установлено, что дипломы, выданные на имя ФИО в Соединенных Штатах Америки <дата>, на имя ФИО в Великобритании <дата> и на имя ФИО в Соединенных Штатах Америки <дата> не прошли установленную процедуру признания в соответствии со статьей 107 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Свидетельство о признании иностранного образования на территории Российской Федерации Обрнадзору Югры не представлено. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатах Америки о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании не заключено. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Великобритании о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании не заключено. В случае, если иностранное образование и (или) иностранная квалификация не подпадает под действие международного договора о взаимном признании и не получено в иностранных образовательных организациях, перечень которых установлен Правительством Российской Федерации, то оно не признается на территории Российской Федерации без прохождения процедуры признания на основании частей 4 – 11 статьи 107 Закона в соответствии с Административным регламентом предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от <дата>№ (Зарегистрировано в Минюсте России <дата>№). При таких обстоятельствах, учитывая, что на момент проверки Обрнадзором Югры Частного учреждения дополнительного образования «СЕТ-НВ» свидетельства о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании преподавателей ФИО, ФИО, ФИО административному органу представлены не были, судья считает, что в действиях Частного учреждения дополнительного образования «СЕТ-НВ» усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Существенных нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, недостатков протокола об административном правонарушении, которые не могут быть восполнены при рассмотрении дела, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено. ФИО3, как законному представителю юридического лица разъяснены процессуальные права, предусмотренные статей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми наделено лицо, привлекаемое к административной ответственности независимо от вида субъекта, а также разъяснен порядок допуска защитника к участию в административном производстве, разъяснение ст. 51 Конституции РФ юридическому лицу не требуется. Указание на то, что для получения визы преподаватели предоставляли в компетентные органы свои документы об образовании, эти документы были проверены на уровне МИД РФ, МВД РФ и ФСБ РФ и признаны годными, основано на неверном толковании норм права, поскольку согласно миграционному законодательству образовательная организация, имея разрешение на привлечение и использование иностранных работников, может пригласить и привлечь для проведения занятий иностранного преподавателя. Лицо, прибывшее в Россию для осуществления профессиональной преподавательской деятельности, должно соблюдать, в том числе заявленную цель поездки в Россию, то есть иметь действующую рабочую визу для преподавателя. При этом, Законодательство Российской Федерации об образовательной деятельности и трудовое законодательство предъявляют к кандидатам в преподаватели, осуществляющим педагогическую деятельность в России, ряд специальных требований, среди которых присутствует образовательный ценз. Кандидат в преподаватели может быть допущен к педагогической деятельности только при наличии определенного профессионального образования. В этой связи иностранному преподавателю, имеющему иностранный документ об образовании, целесообразно провести процедуру признания этого документа со стороны России и установления его эквивалентности российским документам об образовании. При отсутствии у иностранного преподавателя необходимого образования трудовой договор с ним прекращается в силу п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ — вследствие нарушения установленных федеральным законом правил заключения трудовых договоров. Ссылка защитника на то, что при производстве по делу участвовало неуполномоченное лицо, несостоятельна, так как протокол об административном правонарушении подписан законным представителем учреждения, который участвовал при рассмотрении дела, замечаний относительно действий должностного лица административного органа им не внесено. Также не состоятельна ссылка на то, что законный представитель учреждения ФИО3 не владеет русским языком, а переводчик ему предоставлен не был, поскольку он имеет разрешение на работу, выданное <дата>, что в силу статьи 15.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от <дата> N 115-ФЗ без сдачи экзамена на знание русского языка либо наличия сертификата о владении русским языком, невозможно. В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях /ч. 1 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях/. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность /ч. 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях/. В соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения. Это предполагает соразмерность деяния и назначенного за него наказания. Следовательно, для привлечения к административной ответственности и назначения административного наказания необходимо, чтобы характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения соответствовали характеру и размеру назначенного административного наказания. Иначе цели административного наказания, указанные в части 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не будут реализованы, а административное наказание превратится из меры ответственности в средство ограничения конституционного права. Таким образом, законодатель предоставил правоприменителю, в качестве которого в данном случае выступает суд, право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности. Как сказано в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (ред. от 09.02.2012) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Исходя из обстоятельств настоящего дела, принимая во внимание отсутствие каких-либо негативных последствий содеянного, можно сделать вывод о том, что совершенное ЧУДО «СЕТ-НВ» правонарушение в данном случае не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Также судья полагает необходимым учесть, что до рассмотрения дела по существу, был направлен в ФГБУ «Главэкспертцентр» пакет документов на выдачу Свидетельства о признании документа иностранного государства об уровне образования и (или) квалификации на территории Российской Федерации на граждан ФИО, ФИО, ФИО. В связи с чем имеются основания для признания административного правонарушения малозначительным. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 2.9, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья ПОСТАНОВИЛ: Производство по делу об административном правонарушении в отношении Частного учреждения дополнительного образования «СЕТ-НВ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекратить на основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью, ограничившись устным замечанием. Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, через Нижневартовский городской суд. Судья Н.Н. Калашникова |