Дело № 5-206/2015
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Судья Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан Оленичева Е.А.,
при секретаре Нуретдиновой Р.И.
с участием представителя Прокурора ...И.А.Ф., действующего по доверенности ... от < дата >,
представителей и.о.руководителя Следственного управления ...Г.Р.Р. - А.С.Н. и С.С.А., действующих по доверенности от < дата >,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении должностного лица - исполняющего обязанности руководителя следственного управления ...Г.Р.А. по ст.17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Установил:
Постановлением Прокурора ... от < дата > в отношении должностного лица - исполняющего обязанности руководителя Следственного управления ...Г.Р.А. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по тем основаниям, что Федеральным законом от 22.12.2014 года № 427-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» на органы прокуратуры возложен надзор за исполнением законов Следственным комитетом Российской Федерации. Приказами Генерального прокурора Российской Федерации от 09.02.2012 №39 (в ред. от 29.08.2014 г.) «Об организации надзора за деятельностью Следственного комитета Российской Федерации вне уголовно-процессуальной сферы», от 29.08.2014 г. №454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» прокурорам поручено систематически проводить в поднадзорных органах проверки исполнения законодательства о государственной службе и противодействии коррупции в части соблюдения установленных обязанностей, запретов и ограничений, уделяя особое внимание исполнению требований законодательства о предоставлении служащими достоверных и полных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о предотвращении и урегулировании конфликта интересов на государственной службе. В соответствии с утвержденным < дата > прокурором ... планом работы отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры республики за < дата > прокуратурой республики запланирована проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции в следственном управлении ..., в том числе соблюдения сотрудниками обязанностей, запретов и ограничений, направленных на профилактику коррупции. < дата > прокурором республики в адрес исполняющего обязанности руководителя следственного управления ...Г.Р.А. направлен запрос ... о подготовке к < дата > и представлении участвующему в проверке прокурору отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Х.Л.Р. личных дел и сведений о доходах за < дата >. бывшего руководителя следственного отдела по ......Г.Р.Р., следователей указанного отдела, руководителей и сотрудников первого отдела процессуального контроля, отдела кадров, отдела по приему граждан и документационному обеспечению, помощников руководителя следственного управления по вопросам собственной безопасности, а также организационно-распорядительных документов в сфере противодействия коррупции; плана мероприятий по противодействию коррупции в следственном управлении и материалов, подтверждающих его исполнение; уведомлений о склонении к совершению коррупционных правонарушений и журнала их учета; положения и распоряжения о создании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, протоколов заседаний комиссии; обращений граждан и организаций о фактах коррупции в действиях служащих, материалов их рассмотрения; материалов и заключений служебных проверок по фактам коррупционного поведения служащих; уведомлений о приеме на работу бывших сотрудников следственного управления. < дата > в прокуратуру республики из следственного управления ... поступили копии справок о доходах и расходах за < дата > и иные документы в отношении бывшего руководителя следственного отдела по ...Г.Р.Р., а также сообщено, что в остальной части запрос будет исполнен после его согласования со Следственным комитетом РФ. В силу ст.ст. 6, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влечет за собой установленную законом ответственность. В нарушение указанных требований закона исполняющий обязанности руководителя следственного управления ...Г.Р.А.< дата > находясь по адресу: ... направил прокурору республики ответ за ..., которым отказал в предоставлении запрошенных прокурором республики в рамках проводимой плановой проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции документов, а именно личных дел и сведений о доходах за < дата >. следователей следственного отдела по ..., руководителей и сотрудников первого отдела процессуального контроля, отдела кадров, отдела по приему граждан и документационному обеспечению, помощников руководителя следственного управления по вопросам собственной безопасности, а также организационно-распорядительных документов в сфере противодействия коррупции; плана мероприятий по противодействию коррупции в следственном управлении и материалов, подтверждающих его исполнение; уведомлений о склонении к совершению коррупционных правонарушений и журнала их учета; положения и распоряжения о создании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, протоколов заседаний комиссии; обращений граждан и организаций о фактах коррупции в действиях служащих, материалов их рассмотрения; материалов и заключений служебных проверок по фактам коррупционного поведения служащих; уведомлений о приеме на работу бывших сотрудников следственного управления. Считают, что и.о.руководителя следственного управления ...Г.Р.А., имея реальную возможность представить документы и материалы, необходимые для проведения плановой проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции, умышленно не выполнил законные требования прокурора республики.
Представитель Прокурора ...И.А.Ф. постановление прокурора ... поддержал в полном объеме, просил привлечь и.о.руководителя следственного управления ...Г.Р.А. к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ. Суду пояснил, что срок давности привлечения по данному правонарушению составляет шесть лет.
И.о.руководителя Следственного управления ...Г.Р.А. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени был извещен надлежащим образом.
Представители и.о.руководителя Следственного управления ...Г.Р.Р. - А.С.Н. и С.С.А. в судебном заседании вину и.о.руководителя Следственного управления ...Г.Р.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ не признали, просили производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения, суду пояснили, что < дата > в адрес Следственного управления по ... поступил запрос от < дата >..., согласно которому прокуратура ..., ссылаясь на проведение в соответствии с планом работы на < дата > проверки соблюдения законодательства о коррупции в следственном управлении по ..., в том числе соблюдение обязанностей, запретов и ограничений, направленных на профилактику коррупции, просит предоставить сведения о служащих управления и территориальных отделов, замещающих должности, включенные в перечень должностей, при замещении которых служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, имуществе и расходах, а также сведения о своих доходах, имуществе и расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в срок до < дата >. После направленного следственным управлением по ... на указанный запрос ответа от < дата >... о необходимости уточнения оснований истребования таких данных на всех сотрудников и готовности предоставления необходимых сведений в отношении отдельных сотрудников при наличии информации об имеющихся с их стороны нарушений закона. < дата > прокуратурой ... направлен новый запрос за ... об исполнении ранее направленного запроса в срок до < дата >. Ответом от < дата >... руководитель следственного управления по ...К.А.А. сообщил о готовности представить запрашиваемые данные, но в отношении сотрудников, которые по мнению органов прокуратуры допустили нарушение закона. < дата > в адрес следственного управления по ... поступило письмо прокуратуры ... от < дата >... в соответствии с которым, на основании плана работы на < дата >, в следственное управление по ... направляются два сотрудника для проверки соблюдения сотрудниками следственного отдела по ... следственного управления по ... и всеми руководителями подразделений центрального аппарата обязанностей, запретов и ограничений, направленных на профилактику коррупции с предоставлением личных дел, без указания времени проверки. Ответом и.о. руководителя следственного управления по ...Г.Р.А. от < дата >... обращено внимание на отсутствие поводов для проведения прокурорской проверки в запросе и содержалась просьба об уточнении оснований проверки, а также о запрете предоставления личных дел со ссылкой на приказ Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 14.04.2011 №61 «Об утверждении Инструкции о ведении кадровых учетных документов в системе Следственного комитета Российской Федерации». < дата > за ... прокурор ..., согласившись с доводами следственного управления по ... о необходимости указания оснований для проведения проверки, вновь направил запрос о предоставлении данных, указав, что основанием послужили неоднократные обращения гр. И.Р.Г. о нарушениях законов бывшим руководителем следственного отдела по ... следственного управления по ...Г.Р.Р., бывшим руководителем следственного управления по ...К.А.А. и помощниками руководителя следственного управления по ... по собственной безопасности Б.В.Ю. и М.А.В. Также без указания оснований со сроком исполнения к < дата > запрошены ряд документов для изучения, личные дела руководителей и сотрудников первого отдела процессуального контроля, отдела кадров, отдела по приему граждан и документационному обеспечению следственного управления по ... за период с < дата >. В запросе также содержалась просьба поставить в известность о принятом решении по запросу в срок до < дата > факсимильной связью в связи с рассмотрением вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. В ответ на запрос, несмотря на недостаточный срок для его исполнения, < дата > и.о. руководителя следственного управления по ...Г.Р.А. были направлены запрашиваемые документы на бывшего руководителя следственного отдела по ... следственного управления по ...Г.Р.Р. на .... В остальной части было сообщено о необходимости согласования со Следственным комитетом Российской Федерации ввиду разности правовой позиции с организационно-распорядительными документами Следственного комитета Российской Федерации, поскольку п.1.4 Инструкции по делопроизводству Следственного комитета Российской Федерации, утвержденной приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 18.07.2012 №40, работа с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, регулируется специальными нормативными актами Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации. Передача служебных документов, их копий, проектов сторонним организациям допускается в порядке, установленном Председателем Следственного комитета Российской Федерации. Такой порядок установлен не был. В запросе прокуратуры ... о предоставлении аналогичных данных на остальных сотрудников, сведений об их предполагаемых или допущенных нарушениях указано не было. < дата > для законного и обоснованного обеспечения требований прокурора в Следственный комитет Российской Федерации и.о. руководителя следственного управления по ...Г.Р.А. направлен запрос о разъяснении позиции Следственного комитета Российской Федерации в связи с запросом органов прокуратуры. Письмом от < дата >..., поступившим < дата >, и.о. руководителя Главного организационно-инспекторского управления ...С.А.Н. сообщил об издании организационно-распорядительного документа по рассмотрению требований прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов Следственным комитетом Российской Федерации вне уголовно-процессуальной сферы. < дата > и.о. руководителя следственного управления по ...Г.Р.А. с учетом Указания Председателя Следственного комитета Российской Федерации от < дата >... направил ответ ... прокурору ..., указав, что в соответствии со статьями 1, 4, 21 и 26 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность следственных органов, действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации. К компетенции органов прокуратуры не относится проверка исполнения ведомственных правовых актов. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором; основания и поводы для проверки исполнения законов не могут определяться произвольно, а должны быть обусловлены конкретными сведениями, указывающими на наличие в деятельности следственного органа или организации, их должностных лиц признаков нарушений законов; в случаях, когда инициируемые органами прокуратуры проверки исполнения законов имеют плановый характер, объем и сроки проведения проверочных мероприятий предварительно согласовываются с руководителем соответствующего следственного органа или организации; требования прокурора о предоставлении необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений не могут носить общий характер и должны распространяться на те документы, материалы и сведения, ознакомление с которыми необходимо для подтверждения или опровержения имеющихся у органов прокуратуры сведений, указывающих на наличие в деятельности следственного органа или организации нарушения законов; доступ уполномоченного прокурора к документам, материалам и сведениям, находящимся в следственных органах и организациях, обеспечивать только на основании требований органов прокуратуры, направленных с соблюдением вышеуказанных условий; в случае поступления требований органов прокуратуры в связи с проведением проверок исполнения законодательства о противодействии коррупции учитывать, что в следственных органах и организациях проверки полноты и достоверности сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения требований к служебному поведению, в том числе при возникновении и урегулировании конфликта интересов, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065 осуществляются кадровыми подразделениями (должностными лицами, ответственными за кадровую работу) Следственного комитета Российской Федерации. Все следственные органы Следственного комитета Российской Федерации должны руководствоваться в своей работе организационно-распорядительными документами Следственного комитета Российской Федерации, соответственно все ответы давались исходя из позиции руководства Следственного комитета Российской Федерации. И.о. руководителя следственного управления по ...Г.Р.А. были выполнены требования прокурора в части, которая являлась законной и не противоречила организационно-распорядительным документам Следственного комитета Российской Федерации. В остальной части требования прокурора не были обоснованы, как того требует приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», согласно пункту 6 которого, органам прокуратуры поручено проводить проверки исполнения законов на основании поступившей к ним информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь - для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите; при этом к поводам прокурорской проверки отнесены материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные сведения о нарушениях законов. Кроме того, запрашиваемую информацию можно было истребовать у налоговых органов, тем более, что во исполнение норм действующего законодательства о коррупции сведения о доходах, имуществе и расходах в отношении руководящих сотрудников следственного управления по ... опубликованы в открытом доступе на официальном сайте следственного управления по ... в сети Интернет. Прокурору ... стало известно о позиции следственного управления по ... уже < дата >, и, следовательно, срок начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Поэтому началом течения трехмесячного срока для привлечения и.о.руководителя Следственного управления ...Г.Р.А. к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ следует считать дату < дата >. При таких обстоятельствах, считают, что срок привлечения Г.Р.А. к административной ответственности истек.
Судья, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст.26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно статье 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч.1 ст.1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч.3 ст.1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.
В силу ч.ч. 1 и 2 ст.1 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства, а также иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч.1, 2, 5 ст.15 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», служба в Следственном комитете является федеральной государственной службой, которую проходят сотрудники Следственного комитета в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сотрудники Следственного комитета являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по замещаемой должности федеральной государственной службы с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Отдельные должности в Следственном комитете могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими, которые проходят службу в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.3 ст.67 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», государственный надзор за точным и единообразным соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.
В силу ст.44 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» надзор за исполнением законов Следственным комитетом осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации и его должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.
В силу ч.1 ст.22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Согласно ч.ч.1, 2 ст.6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно.
Пунктом 1 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. №39 «Об организации надзора за деятельностью Следственного комитета Российской Федерации вне уголовно-процессуальной сферы» заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур предписано обеспечить надлежащий надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов Следственным комитетом и его должностными лицами вне уголовно-процессуальной сферы, то есть деятельностью данного государственного органа, не связанной с осуществлением им полномочий в сфере уголовного судопроизводства, следовательно, в том числе и за исполнением Федеральных законов «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и «О противодействии коррупции».
Таким образом, прокурор вправе проводить проверки исполнения требований Федеральных законов «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и «О противодействии коррупции», а также требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов, включая Следственное управление ..., предоставления необходимых документов, материалов.
Исходя из положений Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации», данный орган входит в систему правоохранительных органов Российской Федерации. При этом функциональное назначение Следственного комитета аналогично назначению других органов предварительного следствия, которые согласно действующему законодательству являются федеральными органами исполнительной власти. При этом, особых различий в правовом статусе Следственного комитета и других правоохранительных органов Российской Федерации, являющихся органами исполнительной власти не усматривается, поскольку все эти органы наделены полномочиями по осуществлению уголовного преследования на досудебной стадии и возглавляются должностными лицами, назначаемыми Президентом Российской Федерации.
В силу ч.3 ст.1 вышеуказанного Федерального закона руководство деятельностью Следственного комитета, как и руководство деятельностью названных федеральных органов исполнительной власти, наделенных полномочиями по производству предварительного следствия, осуществляет Президент Российской Федерации. В то же время подчинение Президенту Российской Федерации или вышестоящему органу исполнительной власти является характерной особенностью именно исполнительного органа государственной власти.
Из чего следует, что Следственный комитет относится к федеральному органу исполнительной власти.
Преамбулой Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней. Из анализа правовых норм ... 3, 6, 7, 8, 9, 10, 11) вышеуказанного Федерального закона, предусматривающих меры по профилактике коррупции, основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, а также обязанность государственных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, о возникшем конфликте интересов, следует, что одним из способов противодействия коррупции является неукоснительное соблюдение законов, регламентирующих порядок прохождения государственной службы, в том числе и в Следственных управлениях Следственного комитета Российской Федерации.
Пунктом 8.2 приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» определено, что при осуществлении надзора за исполнением законов необходимо особое внимание уделять вопросам исполнения законодательства при реализации приоритетных национальных проектов, законности распоряжения государственным имуществом, выявления и пресечения фактов легализации преступных доходов, противодействию коррупции.
В соответствии с п. 6 ст. 5 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
Согласно ст.17 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» на сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих Следственного комитета распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также соответственно Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что органы прокуратуры, реализуя полномочия по надзору за исполнением Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», вправе затребовать информацию, необходимую для выявления и устранения нарушений закона.
Согласно п. 2.1 ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с настоящим Федеральным законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральнымизаконами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.
Судом установлено, что в план работы прокуратуры республики на < дата > включен пункт 14 о проведении анализа эффективности исполнения в республике Национального плана противодействия коррупции на < дата >, ведомственных планов по противодействию коррупции. Пунктом 10 плана работы отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Прокуратуры ... на < дата >, утвержденного Прокурором ...< дата > в сроки < дата > предусмотрено проведение проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции в следственном управлении ..., в том числе соблюдения сотрудниками обязанностей, запретов и ограничений, направленных на профилактику коррупции. Как следует из пояснений представителя административного истца, а также запроса прокурора республики от < дата > основанием для указанной проверки послужили поступившие в < дата >. в прокуратуру республики многочисленные обращения ...И.Р.Г., действующего в интересах Б.И.М., о коррупционных действиях должностных лиц СУ .... О проведении плановой проверки и.о.руководителя СУ ...Г.Р.А. был извещен путем направления запросов прокурора республики от < дата >, < дата >, от < дата > о подготовке к < дата > и представлении участвующему в проверке прокурору для изучения и снятия ксерокопии документов, а именно: личных дел и сведении о доходах за < дата > бывшего руководителя следственного отдела по .........Г.Р.Р., следователей указанного отдела, руководителей и сотрудников первого отдела процессуального контроля, отдела кадров, отдела по приему граждан и документационному обеспечению, помощников руководителя следственного управления по вопросам собственной безопасности, а также организационно-распорядительных документов в сфере противодействия коррупции; плана мероприятий по противодействию коррупции в следственном управлении и материалов, подтверждающих его исполнение; уведомлений о склонении к совершению коррупционных правонарушений и журнала их учета; положения и распоряжения о создании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, протоколов заседаний комиссии; обращений граждан и организаций о фактах коррупции в действиях служащих, материалов их рассмотрения; материалов и заключений служебных проверок по фактам коррупционного поведения служащих; уведомлений о приеме на работу бывших сотрудников следственного управления.
< дата > исполняющим обязанности руководителя СУ ...Г.Р.А. дан ответ за ..., согласно которому в предоставлении запрашиваемых документов отказано, отказ мотивирован тем, что запрос прокуратуры республики не соответствует требованиям указания Председателя Следственного комитета Российской Федерации, а именно не обусловлен конкретными сведениями, указывающими на наличие в деятельности следственного органа, их должностных лиц признаков нарушений законов.
Статьями 28.4, 28.5 КоАП РФ предусмотрено, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, постановление составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. Вместе с тем, как видно из материалов дела об административном правонарушении, и.о.руководителя СУ ...Г.Р.А. отказано Прокурору ... в предоставлении запрашиваемых документов < дата > (исх....), при этом постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении и.о.руководителя СУ ...Г.Р.А. вынесено только < дата >. Таким образом, Прокурором ... были нарушены сроки возбуждения дела об административном правонарушении.
Диспозиция ст.17.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Объективной стороной умышленного невыполнения законных требований прокурора является бездействие лица, совершившего правонарушение.
С субъективной стороны невыполнение законных требований характеризуется умыслом. При этой форме вины правонарушитель: осознает противоправный характер своего деяния; предвидит вредные последствия своего деяния; желает наступления данных вредных последствий. Установление данного элемента состава административного правонарушения имеет существенное значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения административного дела, возбужденного по ст. 17.7 КоАП РФ, поскольку привлечение к административной ответственности по данной норме возможно лишь в том случае, если невыполнение требования прокурора носит умышленный характер, т.е. имеет место вина субъекта административного правонарушения в форме умысла.
Аналогичная позиция отображена и в Методических рекомендациях Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, одобренных Главным управлением по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации «Привлечение к административной ответственности за невыполнение законных требований прокурора».
Как следует из материалов переписки, а также ответа и.о.руководителя СУ ...Г.Р.А. от < дата > (исх....), запрошенные прокурором материалы не представлены в полном объеме ввиду того, что запрос прокуратуры республики не соответствует требованиям указания Председателя Следственного комитета Российской Федерации, а именно не обусловлен конкретными сведениями, указывающими на наличие в деятельности следственного органа, их должностных лиц признаков нарушений законов. При этом, в действиях и.о.руководителя СУ ...Г.Р.А. отсутствует объективная сторона умышленного невыполнения законных требований прокурора, поскольку фактически Г.Р.А. получив запрос прокурора не бездействовал, а согласовывал возможность исполнения запроса прокурора с вышестоящим руководством Следственного комитета ..., то есть имели место незаконные действия. Кроме того, прокурором не представлено доказательств, подтверждающих умысел и.о.руководителя СУ ...Г.Р.А. на неисполнение запроса Прокурора ... о предоставлении документов, не доказан факт того, что Г.Р.А. осознавал противоправный характер своего деяния, предвидел вредные последствия своего деяния и желал наступления данных вредных последствий. В своем ответе от < дата > и.о.руководителя СУ ...Г.Р.А. выражал свою готовность предоставить все документы, указанные в запросе Прокурора ... в случае указания прокурора конкретных сведений, указывающих на наличие в деятельности следственного органа, их должностных лиц признаков нарушений законов.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях и.о.руководителя СУ ...Г.Р.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ.
Также суд считает необходимым отметить следующее.
В соответствии со ст.4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Согласно п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности.
С доводами представителя Прокурора ...И.А.Ф. о шестилетнем сроке давности привлечения и.о.руководителя СУ ......Г.Р.А. к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ, суд согласиться не может, поскольку данное правонарушение не относится к нарушению законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, а относится к административным правонарушениям, посягающим на институты государственной власти.
Таким образом, учитывая, что представители и.о.руководителя Следственного управления ...Г.Р.Р. - А.С.Н. и С.С.А. настаивали на отсутствии его вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, и с данными доводами судья соглашается, производство по делу об административном правонарушении в отношении и.о.руководителя Следственного управления ...Г.Р.Р. подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст.4.5, 24.5, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении исполняющего обязанности руководителя следственного управления ...Г.Р.А. прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии через Советский районный суд г.Уфы.
Судья Е.А.Оленичева