УИД 45MS0030-01-2021-006848-80
№ 5-6/2022
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
<...> 14 января 2022 года
Судья Щучанского районного суда Курганской области Симонов Ю.М.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Главы города Щучье Курганской области ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> Республики Казахстан, гражданина РФ, работающего в должности Главы города Щучье Курганской области, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
Глава города Щучье ФИО1 не своевременно представил информацию о результатах исполнения выданного по результатам проверки представления заместителя Главы Щучанского района – начальника Финансового отдела ФИО2 № от 25.08.2021, не приняв меры к устранению выявленных нарушений, относительно финансово-хозяйственной деятельности Администрации города Щучье, а именно:
- по нарушениям, отраженным в п. 1.1. и 1.2, повлекшим дополнительные расходы бюджета принять меры по устранению причин и условий нарушений;
- по нарушению, отраженному в п. 1.3 восстановить Журналы операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям;
- по нарушениям, отраженным в п. 1.4 и 1.5 принять меры по устранению причин и условий нарушений;
- по нарушениям, отраженным в п. 2 в соответствии с единой методологией бюджетного учета, установленной инструкцией № 157н (пункт 318) в соответствии со ст. 264.1 БК РФ в вести учет бюджетных обязательств по счету 50200 «Обязательства», предусмотреть перечень документов, подтверждающих принятие (возникновение) обязательств;
- по нарушениям, отраженным в п. 3 принять меры по устранению причин и условий нарушений;
- по нарушениям, отраженным в п. 4 принять меры к взысканию дебиторской задолженности;
- по нарушениям, отраженным в п.5.6.7 принять меры по устранению причин и условий нарушений со сроком исполнения не позднее 25 октября 2021, тем самым совершив административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - должностное лицо Глава города Щучье ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом 30.12.2021, о причинах неявки суд не извещал и не просил об отложении рассмотрении дела, письменных возражений по делу, судье не представлял.
Должностное лицо - начальник контрольно-ревизионного отдела Финансового отдела Администрации Щучанского района ФИО3 в судебном заседании, доводы, изложенные в материалах дела об административном правонарушении по ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении Главы города Щучье ФИО1 поддерживала.
Заслушав начальника контрольно-ревизионного отдела Финансового отдела Администрации Щучанского района ФИО3, составившей протокол об административном правонарушении в отношении должного лица Главы города Щучье ФИО1, изучив письменные материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В силу ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» требования и запросы должностных лиц контрольно-счетных органов муниципальных образований, связанные с осуществлением ими своих должностных полномочий, являются обязательными для исполнения органами местного самоуправления и муниципальными органами, организациями, в отношении которых осуществляется внешний муниципальный финансовый контроль (ч. 1). Неисполнение законных требований и запросов должностных лиц контрольно-счетных органов, а также воспрепятствование осуществлению ими возложенных на них должностных полномочий влекут за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации (ч. 2).
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ должностные лица контрольно-счетных органов при осуществлении возложенных на них должностных полномочий имеют право в пределах своей компетенции требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов и организаций представления письменных объяснений по фактам нарушений, выявленных при проведении контрольных мероприятий, а также необходимых копий документов, заверенных в установленном порядке.
Согласно частей 1, 3 ст. 16 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для принятия мер по устранению выявленных бюджетных и иных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
Органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, а также организации в указанный в представлении срок или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения обязаны уведомить в письменной форме контрольно-счетный орган о принятых по результатам выполнения представления решениях и мерах.
В соответствии с частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Объектом правонарушения по ч. 20 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются бюджетные правоотношения.
Объективная сторона правонарушения по ч. 20 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выражается в нарушении виновным лицом сроков и условий выполнения Предписания.
Субъективная сторона правонарушения по ч. 20 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях может характеризоваться виной, как в форме умысла, так и в форме неосторожности.
Субъектом данного административного правонарушения в данном случае является должностное лицо Глава города Щучье (на момент совершения правонарушения) ФИО1
Согласно статьям 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, оценка которых должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. При этом, использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается.
Из материалов дела следует, что на основании приказа Финансового отдела Администрации Щучанского района от 17 мая 2021 года № «О проведении проверки» начальником контрольно-ревизионного отдела Финансового отдела Администрации Щучанского района проведена выездная внеплановая проверка в Администрации г. Щучье Курганской области по теме «проверка финансово-хозяйственной деятельности Администрации города Щучье» за период с 01.01.2020 по 01.05.2021.
По результатам проверки на основании Распоряжения заместителя Главы Щучанского района - начальника Финансового отдела от 23.08.2021 № Главе города Щучье ФИО1 вручено Представление от 25.08.2021 №.
В Представлении в соответствии со статьями 269.2 и 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктами 7 и 8 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 № 1095 в котором отражена информация о выявленных нарушениях и требование о представлении Администрацией города Щучье информации о результатах исполнения представления с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение. Срок предоставления Информации по исполнению представления установлен 25.10.2021.
Информация по исполнению представления фактически предоставлена 27.10.2021 (входящий номер № от 27.10.2021). Согласно информации большинство выявленных нарушений не устранены, не отражены мероприятия по предотвращению в дальнейшем данных нарушений:
нарушение трудового законодательства - выплачены компенсации за неиспользованный отпуск работникам за количество дней, превышающих максимально допустимые значения в сумме 208112,75 рублей;
нарушение трудового законодательства - решение Щучанской городской Думы от 27.12.2019 г. № 23 «Об оплате труда муниципальных служащих органом местного самоуправления муниципального образования город Щучье Щучанского района Курганской области» не соответствует по видам выплат Закону Курганской области от 30.05.2007 г. № 251 «О регулировании отдельных положений муниципальной службы в Курганской области», что повлекло дополнительные расходы бюджета в виде выплат ежемесячных и ежеквартальных премий (ст. 70, 161 БК РФ, подп. 4 п. 5 Закона Курганской области № 251) в сумме 865612,31 рубль;
нарушение единой методологии бюджетного учета, установленной инструкцией №157н (п.п.11, 257) в части отсутствия Журнала операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям - документы, подтверждающие факт исправления не представлены;
нарушение единой методологии бюджетного учета, установленной инструкцией №157н (п. 53) - неверно проведена группировка объектов по счетам бюджетного учета 101.00 «Основные средства» и 108.00 «Нефинансовые активы имущества казны» в общей сумме 99 469 612,24 руб., что повлияло на недостоверное отражение остатков по состоянию на 01.01.2021 г. Нарушения привели к искажению данных соответствующих строк Баланса (ф. 0503120) и ф.0503168 «Сведения о движении нефинансовых активов учреждения» -информация и подтверждающие документы не представлены;
не обеспечена сохранность имущества - договоры ответственного хранения по движимому имуществу казны не составлены, а так же не заключены договоры ответственного хранения по музейным экспонатам в городском парке (подп. 2 п.п. 1.6, 1.19 Учетной политики) - документы, подтверждающие факт устранения нарушений не представлены;
нарушение единой методологии бюджетного учета и бюджетной отчетности - несвоевременно отражены финансово-хозяйственные операции на общую сумму 378 972,41 руб. (инструкция №157н (п.11), Приказа № 256н (п.п. 23, 29), Федеральный закон о бух.учете №402-ФЗ (ст. 10) - отсутствие документом, подтверждающих мероприятия по недопущению данного нарушения;
нарушение единой методологии бюджетного учета (п. 318 инструкции №157н): отсутствовал учет бюджетных обязательств по счету 502.00 «Обязательства»; в рамках формирования учетной политики Администрации, утвержденной постановлением Главы города Щучье от 31.12.2020 № 101, не предусмотрен перечень документов, подтверждающих принятие (возникновение) обязательств - документы, подтверждающие факт исправления нарушения не представлены;
нарушение единой методологии бюджетного учета (приложение 3 к приказу №52н, п.320 инструкции №157н): аналитический учет принятых (принимаемых) Администрацией обязательств (денежных обязательств) в Журнале регистрации обязательств (ф. 0504064), в разрезе видов расходов, предусмотренных бюджетной сметой учреждения, не велся - документы, подтверждающие факт исправления нарушения не представлены;
нарушение единой методологии бюджетного учёта (п.7 Инструкции №191н, п.п 1.3 и 1.5. Методических указаний № 49, п. 4.3.Положения об учетной политике) - перед составлением годовой отчетности за 2020 год не проведена инвентаризация финансовых обязательств на сумму 38908245,9 руб. - документы, подтверждающие факт исправления нарушения не представлены;
неправомерно списана дебиторская задолженность по аренде за муниципальное имущество - 1 098 720 руб. (ст. 47.2 БК РФ, ПП РФ №393) -истечение срока исковой давности не является основанием для признания безнадежной к взысканию задолженности и соответственно не является основанием для ее списания - информация по устранению нарушений отсутствует;
в нарушение статьи 21 БК РФ, пункта 39 Порядка № 85н при наличии муниципальной Программы бюджетные ассигнования на ее реализацию в Решении Думы № 21 утверждены по двум направлениям расходов: «Муниципальная программа формирования современной городской среды за счет средств федерального бюджета» в сумме 8 000 000 руб. (КБК 902-0503-010F255550-200), «Муниципальная программа формирования современной городской среды за счет средств областного бюджета» в сумме 934 732,4 руб. (КБК 902-0503-010F255550-200), - в рамках целевой программы «Благоустройство территорий города Щучье на 2019-2022 годы». Следовало отразить в полном объеме, необходимом для исполнения расходного обязательства, в сумме 8 934 732,4 руб. руб. по КБК 902-0503-010F255550-200 в рамках муниципальной Программы - информация по принятию мероприятий по недопущению нарушения отсутствует;
нарушение условий предоставления МБТ (8 122 484 руб.) (п. 2 ст. 142.3 БК РФ, Порядок №65, Соглашение):
- государственная экспертиза проектной документации в части сметной стоимости в рамках муниципального контракта не проводилась;
- отчеты в Администрацию района не представлялись;
- решения собственников помещений в многоквартирных домах, дворовые территории которых благоустраивались, о принятии созданного в результате благоустройства имущества в состав общего имущества многоквартирного дома отсутствуют - документы на передачу имущества отсутствуют;
использованные суммы субсидий сразу списаны на расходы без формирования стоимости объектов ОС для последующего учета в составе имущества (п.1 ст. 9 Федерального закона о бух. учете № 402-ФЗ, п.п. 7, 15 федерального стандарта №257н, п. 127 Инструкции №157н), а именно затраты по муниципальному контракту по благоустройству трех дворовых территорий города Щучье (ул. ФИО4, 24; ул. Советская, 39; ул. Пролетарская, 2) и общественной территории (парка Победы) в общей сумме 9 551 994,82 руб. отражены на счете 401.20 «Расходы текущего финансового года», следовало отразить на счете 106.00 «Вложения в нефинансовые активы». Нарушения привели к искажению данных соответствующих строк Баланса (ф. 0503120) и ф.0503168 «Сведения о движении нефинансовых активов учреждения» -документы по устранению нарушений не представлены;
приобретение неиспользуемого оборудования: песочницы «Квадратик», велопарковки на 8 велосипедов (хранятся в гараже, по объяснению данные объекты не поместились на дворовой площадке и будут установлены в парке Победы). Сумма нарушений 3653,61 рубля. - информация об устранении нарушений с приложением подтверждающих документов не представлена;
неправомерное расходование бюджетных средств в сумме неподтвержденных денежных обязательств по расчетам за выполнение работ (ст. 6, 219 БК РФ, п. 1.1 муниципального контракта): отсутствие велопарковки на 5 велосипедов, светильник «Шар венчающий». Сумма нарушения 1070,91 рубль. Информация об устранении нарушений с приложением подтверждающих документов не представлена;
неверное применение кода целевой статьи расходов (ст. 21 БК РФ, п. 23 Порядка №85н) - в части направления расходов «Реконструкция и техперевооружение инженерной инфраструктуры муниципальных образований Курганской области» по средствам областного бюджета в сумме 2 660 000 руб. КБК 902-0502-0800117020-200 (применен код направления расходов «17020», следовало - «S7020»). Информация по принятию мероприятий по недопущению в дальнейшем нарушения отсутствует;
нарушение условий предоставления МБТ (26 434 264,78 руб.) (п.2 ст. 142.3 БК РФ, Соглашение) - не соблюдено условие долевого финансирования расходов:
- в 2020 году на сумме 610 087,44 руб. (расчетно) (п. 1.3. раздела 1 Соглашения) (22 316 256 руб. - 3,12899% расчетно);
- по состоянию на 01.05.2021 г. в сумме 28 278,95 руб. (расчетно) (п. 1.3. раздела 1 Соглашения) (4 118 008,78 руб. - не менее 1%). На дату представления
информации собственные средства в рамках долевого финансирования полностью не проплачены. Остаток составил 500 000 рублей.
неверное применение кода целевой статьи расходов (ст. 21 БК РФ, п. 23 Порядка №85н) - в части направления расходов «Дорожная деятельность и осуществление иных мероприятий в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения Курганской области (оформление правоустанавливающих документов, расходы на уплату налога на имущество организаций)» КБК 902-0409-0300115030-200 (применен код направления расходов «15030», следовало - «S5030). Информация по принятию мероприятий по недопущению в дальнейшем нарушения отсутствует.
Таким образом было допущено нарушение 270.2 статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
ФИО1 вступил в должность Главы города Щучье 25.11.2020 (решение Территориальной избирательная комиссия Щучанского района Курганской области от 22.11.2020 № 164/1006-5 «О результатах досрочных выборов Главы города Щучье»).
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Устава города Щучье утвержденного решением Щучанской городской Думы от 24.10.2011 № 19 «О новой редакции Устава города Щучье» (с изменениями) (далее - Устав) Глава города Щучье:
- представляет город Щучье в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени города Щучье;
- подписывает и обнародует в порядке, установленном Уставом, решения, принятые Щучанской городской Думой;
- издает в пределах своих полномочий постановления и распоряжения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Устава Глава города Щучье в пределах своих полномочий также:
- исполняет бюджет города Щучье, утвержденный Щучанской городской Думой, распоряжается средствами города Щучье в соответствии с утвержденным Щучанской городской Думой бюджетом и бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.5 положения об Администрации города Щучье утвержденного Решением Щучанской городской Думы от 14.09.2012 г. № 27 - руководство Администрацией на принципах единоначалия осуществляет Глава города Щучье.
Принцип единоначалия - принцип организации управления, состоящий в том, что главные функции и полномочия руководства на предприятии, в учреждении, подразделении концентрируются в руках одного лица -руководителя. Это означает, что руководитель несет ответственность за деятельность организации в целом.
ФИО1 в нарушение части 20 статьи 19.5 КоАП РФ не своевременно представил информацию о результатах исполнения выданного по результатам проверки Представления от 25.08.2021 №, а также не принял меры к исполнению данного Представления.
Таким образом, в действиях Главы города Щучье ФИО1 усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ.
Указанное бездействие Главы города Щучье Курганской области ФИО1 образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 20 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые признаются допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представление об устранении выявленных нарушений от 28.08.2021 № в судебном порядке не обжаловалось.
Установленные в ходе производства по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что Главой города Щучье ФИО1 не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, была проведена лишь служебная проверка, направленная на выявление нарушений в действиях подчиненных сотрудников, в рамках которой выявлены только причины, по которым соответствующие нарушения допущены, что никаким образом не повлекло их устранение.
При таких обстоятельствах вывод в изложенном Протоколе об административном правонарушении № от 19.11.2021 о наличии в деянии Главы города Щучье ФИО1 признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.5 ч. 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, является правильным.
На основании совокупности исследованных доказательств, действия должностного лица - Главы города Щучье ФИО1 правильно квалифицированы по ст. 19.5 ч. 20 КоАП РФ.
В силу ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания учитываю характер совершенного должностным лицом административного правонарушения, личность виновного, отсутствие обстоятельств смягчающее и отягчающих административную ответственность, а также принимаю во внимание способ, время, место совершения правонарушения, общественный вред, прихожу к выводу о назначении ФИО1 наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Статья 2.9 КоАП РФ не предписывает обязательность освобождения от административной ответственности за малозначительностью правонарушения, а предоставляет только право суду принять такое решение.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Допущенное нарушение является формальным, по своей сути посягает на институты государственной власти в виде реализации должностным лицом, действующим от имени и в интересах государства, предоставленных ему законодательством полномочий. Отсутствие вреда и ненаступление в результате допущенного нарушения вредных последствий сами по себе не свидетельствуют о малозначительности деяния.
В результате прихожу к выводу, что в целях предупреждения совершения новых правонарушений, назначить Главе города Щучье Щучанского района Курганской области ФИО1 административное наказание в виде минимального штрафа, предусмотренного ст. 19.5 ч. 20 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
признать Главу города Щучье Щучанского района Курганской области ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 ч. 20 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (Двадцать тысяч) рублей.
Штраф должен быть внесен в течение 60 дней с момента вступления постановления в законную силу на реквизиты:
УФК по Курганской области (Финансовый отдел Администрации Щучанского района) ИНН №, КПП №, БИК №, ОКТМО №, Отделение Курган банка России (УФК по Курганской области г. Курган) Единый казначейский счет №, казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений №, л/сч. №, КБК №. Наименование платежа – административный штраф.
В случае уплаты штрафа в шестидесятидневный срок копию квитанции предъявить в Щучанский районный суд Курганской области.
При отсутствии документа об уплате штрафа постановление будет направлено для принудительного исполнения в службу судебных приставов.
Разъяснить ФИО1, что неуплата административного штрафа в установленный срок влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления с подачей жалобы через Щучанский районный суд Курганской области.
Судья: подпись
Копия верна Судья: Ю.М. Симонов