Дело № 5 - 2070/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
18 октября 2021 года с. Старосубхангулово
Судья Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан Мустафина З.З.,
с участием представителя Управления по государственной охране объектов культурного наследия РБ ФИО1,
лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал в отношении ФИО2, ... года рождения, уроженца ... зарегистрированного по адресу: ...; привлекаемого к административной ответственности по ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
протоколом об административном правонарушении от ... главным специалистом-экспертом отдела государственного надзора и правовой работы Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении ФИО2 за нарушение требований ст. ст. 28, 30, 31, 32, 36, 45.1 Федерального закона №73-ФЗ, выразившееся в том, что гражданин ФИО2 организовал проведение земляных и строительных работ на территории достопримечательного места на земельном участке с кадастровым номером №..., площадью 33243 +/- 1595 кв.м., непосредственно связанном с территорией объекта культурного наследия, что привело к повреждению участка объекта археологического наследия.
Действия и бездействия ФИО2, выраженные в невыполнении им мер по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, принимаемыми при проведении изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона № 73-ФЗ работ по использованию лесов и иных работ в части, предусматривающей наличие в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия, привели к значительному ухудшению физического состояния Объекта.
Проведенные земляные и иные работы на земельном участке с кадастровым номером №... с Управлением не согласовывались, решения о возможности проведения каких-либо работ на указанной территории Управлением не принималось, в Управление какая-либо документация об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия не поступала и Управлением не согласовывалась. Историко-культурная экспертиза земельного участка кадастровым номером №..., не проводилась, в Управление заключение государственной историко-культурной экспертизы не поступало.
В ходе проверки установлено, что ФИО2 являясь собственником земельного участка с кадастровым номером №..., в границах которого располагается часть объекта культурного наследия, нарушил требования сохранения и использования Объекта, предусмотренные Федеральным законом № 73-ФЗ, а именно: требования подпункта 2 пункта 1 статьи 5.1, пункта 5 статьи 5.1, пункта 13 статьи 18, пункта 1 статьи 33, статей 28, 30, 31, 32, пунктов 1, 2, 3 статьи 36, пункта 2 статьи 40, статьи 45.1 Федерального закона №...-Ф3.
Согласно пункту 1 статьи 61 Федерального закона №... за нарушение настоящего Федерального закона должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В результате действий и бездействий ФИО2 произошло частичное повреждение (разрушение) культурного слоя объекта археологического наследия. ФИО2 имел возможность соблюсти указанные требования законодательства, однако соответствующих действий не предпринял.
В судебном заседании представитель Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан ФИО1 пояснил, что ... в Управление из государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан Историко-культурный музей-заповедник «Пещера Шульган-Таш» (далее - ГБУ ИКМЗ «Пещера Шульган-Таш») поступило обращение о выявлении факта проведения земляных и строительных работ на территории объекта культурного наследия регионального значения - достопримечательного места «Земля Урал-Батыра» на земельном участке с кадастровым номером: №....
Приказом Министерства культуры Республики Башкортостан от ...г. №... «О включении выявленного объекта культурного наследия - достопримечательное место «Земля Урал Батыра», расположенного по адресу: ... в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения, утверждении границ его территории и предмета охраны» (далее - приказ Минкульта Республики Башкортостан от ...№...), Объект включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения, утверждены его границы и предмет охраны.
В ходе проведенного на основании задания Управления №... от ... мероприятия по контролю за состоянием Объекта установлен и зафиксирован факт проведения земляных и строительных работ в границах территории объекта культурного наследия. Так, визуальным осмотром (акт осмотра объекта культурного наследия от ...) зафиксировано следующее. При движении от ... по автодороге «...», после проезда ..., имеется развилка асфальтированной автодороги в сторону пещеры «Шульган-Таш». От развилки дороги в 1 км справа по ходу движения находится скульптура «Акбузат», а за ним - озеро Йылкысыккан.
При съезде с автодороги имеется информационная надпись о нахождении достопримечательного места - «Земля Урал-Батыра» с указанием об ответственности за нарушение законодательства об охране объектов культурного наследия. Прямо напротив от информационной надписи и скульптуры, через автодорогу расположен земельный участок с кадастровым номером №.... На расстоянии около 50 метров от автодороги в сторону лесного массива расположена юрта. Проведен замер географического расположения юрты с использованием программного обеспечения мобильного телефона, согласно которых юрта находится по координатам: ... в.д., высота над уровнем моря 370 м.
На расстоянии примерно 120 метров от юрты в сторону автодороги «...», на окраине леса слева расположено строение, которое представляет собой одноэтажный деревянный дом с двухскатной крышей с окном в сторону автодороги. Дом без фундамента, построен на сваях. Со стороны юрты наблюдается 5 деревянных свай, заглубленных в землю. С правой стороны от дома на земельном участке имеется деревянная будка для собаки.
Факт проведения на территории Объекта земляных и строительных работ и нарушений требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия, подтверждается заявлением и объяснением директора ГБУ РБ ИКМЗ «Пещера Шульган-Таш» ФИО 1 Просит привлечь ФИО2 к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
В судебном заседании ФИО2 не согласился с протоколом об административном правонарушении от ..., пояснив, что он не знал о том, что земельный участок является объектов культурного наследия, что в выписке из ЕГРН ничего об этом не говориться.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 этой статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от ... N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 47.3 вышеуказанного Федерального закона, при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в п. 11 ст. 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: 1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; 2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; 3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; 4) обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; 5) соблюдать установленные ст. 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия; 6) не использовать объект культурного наследия (за исключением оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности объектов культурного наследия, предназначенных либо предназначавшихся для осуществления и (или) обеспечения указанных ниже видов хозяйственной деятельности, и помещений для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло): под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения; под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования; под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ; 7) незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия; 8) не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Протоколом об административном правонарушении от ... главного специалиста-эксперта отдела государственного надзора и правовой работы Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан ФИО1, ФИО2, по факту организации проведения земляных и строительных работ на территории достопримечательного места на земельном участке с кадастровым номером №..., площадью 33243 +/- 1595 кв.м., непосредственно связанном с территорией объекта культурного наследия, приведшее к повреждению участка объекта археологического наследия, без согласования с государственным органом охраны культурного наследия Республики Башкортостан вменяется нарушение требований ст. ст. 5.1, 28, 30, 31, 32, 36, 45.1 Федерального закона № 73-ФЗ от ....
В силу части 1 статьи 45 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
Прием документов, необходимых для получения задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, и выдача задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия могут осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Работы по реставрации выявленного объекта культурного наследия проводятся по инициативе собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия в порядке, установленном настоящей статьей.
Как следует из протокола об административном правонарушении от ..., в ходе проведенного на основании задания Управления №... от ... мероприятия по контролю за состоянием Объекта установлен и зафиксирован факт проведения земляных и строительных работ в границах территории объекта культурного наследия. Визуальным осмотром (акт осмотра объекта культурного наследия от ...) зафиксировано следующее. При движении от ... по автодороге «...», после проезда ..., имеется развилка асфальтированной автодороги в сторону пещеры «Шульган-Таш». От развилки дороги в 1 км справа по ходу движения находится скульптура «Акбузат», а за ним - озеро Йылкысыккан.
При съезде с автодороги имеется информационная надпись о нахождении достопримечательного места - «Земля Урал-Батыра» с указанием об ответственности за нарушение законодательства об охране объектов культурного наследия. Прямо напротив от информационной надписи и скульптуры, через автодорогу расположен земельный участок с кадастровым номером №.... На расстоянии около 50 метров от автодороги в сторону лесного массива расположена юрта. Проведен замер географического расположения юрты с использованием программного обеспечения мобильного телефона, согласно которых юрта находится по координатам: ... в.д., высота над уровнем моря 370 м.
На расстоянии примерно 120 метров от юрты в сторону автодороги «...», на окраине леса слева расположено строение, которое представляет собой одноэтажный деревянный дом с двухскатной крышей с окном в сторону автодороги. Дом без фундамента, построен на сваях. Со стороны юрты наблюдается 5 деревянных свай, заглубленных в землю. С правой стороны от дома на земельном участке имеется деревянная будка для собаки.
Факт проведения на территории Объекта земляных и строительных работ и нарушений требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия, подтверждается заявлением и объяснением директора ГБУ РБ ИКМЗ «Пещера Шульган-Таш» ФИО 1
Согласно заключения специалиста ФИО 2 от ..., им проведены геодезические измерения строения, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №..., по адресу ...».
Геодезические измерения на местности производилось с использованием системы спутникового позиционирования GPS. С применением спутниковой двухчастотной GPS аппаратуры PrinCe Х91, работающих в глобальной системе позиционирования. На местности строение представляет собой деревянный срубленный дом на деревянном столбчатом фундаменте размерами 5 метров на 5 метров. Имеется окна и дверь. Инженерные коммуникации не подключены. Строение расположено в середине земельного участка с кадастровым номером №... и по геодезическим измерениям находится на территории объекта культурного наследия федерального значения "ФИО3 пещера с живописью эпохи палеолита" (территория объекта культурного наследия №...), а также на территории объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) «Земля Урал-Батыра» (Территория объекта культурного наследия №...).
По данным Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером №..., по адресу ... с разрешенным видом пользования «Для сельскохозяйственного производства», категорией земель «Земли сельскохозяйственного назначения» находится в частной собственности.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, собственником земельного участка с кадастровым номером №... является ФИО2, место рождения: ...; Документ: Паспорт гражданина Российской Федерации серия №... выдан ......
Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ в отношении ФИО2.
Согласно пункту 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В преамбуле Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ) указано, что государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона № 73-ФЗ гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьей 3 Федерального закона № 73-Ф3 установлено, что: «достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных
художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и ин этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личности объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места».
«Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источник» информации о которых являются археологические раскопки или находки. Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы».
Пунктом 13 статьи 18 Федерального закона № 73-Ф3 определено, что объект культурного наследия, включенный в реестр, подлежит государственной охране со дня принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследи; решения о включении его в реестр. Снос объекта культурного наследия включенного в реестр, запрещен.
В силу пункта 1 статьи 33 Федерального закона № 73-ФЭ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 5.1 Федерального закона № 73-Ф3 установлено, что: «на территории достопримечательного места разрешаются работы по сохранению памятников и ансамблей, находящихся в границах территории достопримечательного места, работы, направленные на обеспечение сохранности особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению; строительство объектов капитального строительства в целях воссоздания утраченной градостроительной среды; осуществление ограниченного строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства при условии сохранения особенностейдостопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению;... »
В соответствии со ст. 26.2 Кодекса РФ«Об административном правонарушении является любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществление производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Таким образом, материалами дела, подтвержден факт того, что ФИО2 организовал проведение земляных и строительных работ на территории достопримечательного места на земельном участке с кадастровым номером №..., площадью 33243 +/- 1595 кв.м., непосредственно связанном с территорией объекта культурного наследия, приведшее к повреждению участка объекта археологического наследия, без согласования с государственным органом охраны культурного наследия Республики Башкортостан.
Факт совершения данного правонарушения также подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от ...., уведомлением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от ...№... с распиской о получении; обращением директора ГБУ РБ ИКМЗ «Шульган-Таш» от ...№...; служебной запиской должностного лица Управления от ...; заданием Управления №... на проведение мероприятия по контролю за состоянием Объекта от ...; актом осмотра объекта культурного наследия от ... с фототаблицей; скриншотом из Гугл карты с местом расположения земельного участка и строений на нем; объяснением директора ГБУ РБ ИКМЗ «Шульган-Таш» ФИО 1; служебным поручением в ГБУ РБ ИКМЗ «Шульган-Таш» и заключения специалиста ФИО 2 от ...; выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости; скриншотами из публичной кадастровой карты с данными о земельном участке с кадастровым номером №...; копией акта государственной историко-культурной экспертизы от ...; копией приказа Министерства культуры Республики Башкортостан ...№...; копией постановления Правительства Республики Башкортостан от ...№...; копией постановления Совета Министров РСФСР от ...№...; копией приказа Министерства культуры Российской Федерации от ...№...-р; копией приказа Министерства культуры Республики Башкортостан от ...№...; копией приказа Министерства культуры Республики Башкортостан от ...№...; копией письма Министерства культуры Российской Федерации от ...№...-НМ с приложениями; копией письма Министерства культуры Российской Федерации от ...№...;
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с нормами КоАП РФ, уполномоченным должностным лицом, которые суд признает допустимыми доказательствами, и берет их в основу постановления.
Согласно ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Признавая ФИО2 виновным в совершении вменяемого административного правонарушения, суд исходит из того, что обстоятельства дела, установленные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о совершении ФИО2 административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований для признания совершенного деяния малозначительным не имеется, поскольку по делу не установлено наличия исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями. Допущенные ФИО2 нарушения посягают на установленный законом порядок в области охраны объектов культурного наследия и содержат существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.
При назначении административного наказания ФИО2 учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
Руководствуясь ст. 29.9- 29.11 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
признать ФИО2, ... года рождения, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Штраф, в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уплатить не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест на срок пятнадцать суток.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течении 10 дней через Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан.
Судья: З.З. Мустафина