ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-207/18 от 12.11.2018 Ефремовского районного суда (Тульская область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

12 ноября 2018 года г.Ефремов Тульская область

Судья Ефремовского районного суда Тульской области Пересекина И.А., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении ООО «Зернопродукт», юридический и фактический адрес: <адрес>

привлекаемого к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ,

установил:

ООО «Зернопродукт» допустило несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления.

Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах:

В период с 01.01.2018 по 31.07.2018 при осуществлении деятельности по переработке и высушивании образовавшегося отхода производства – зерновой барды послеспиртовой в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ООО «Зернопродукт» об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение отсутствует норматив образования отхода производства – зерновой барды послеспиртовой;

- не ведется в установленном порядке учет образовавшегося, утилизированного, обезвреженного, переданного другим лицам или полученного от других лиц, а также размещенного отхода производства – зерновой барды послеспиртовой;

- в статистической отчетности «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2017 года» отсутствуют сведения об образовании, использовании, транспортировании и размещении отходов производства – зерновой барды послеспиртовой;

- отсутствует информация об использовании 30804,36 тонн отхода производства – зерновой барды послеспиртовой, условия и способы которого должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации;

- не соблюдается Постоянный технологический регламент производства спирта из крахмалсодержащего сырья в части переработки и высушивания 30 804,36 тонн отхода производства – зерновой барды послеспиртовой.

Так, в соответствии с Постоянным технологическим регламентом производства спирта из крахмалосодержащего сырья ПТР 10-066-16 ООО «Зернопродукт» осуществляет деятельность по производству пищевого спирта.

В соответствии с разделом 4.1.9.1 «Отходы производства» части 1 «Отделения: подготовка сырья, варочное, дрожже-бродильное» Регламента в процессе производства ООО «Зернопродукт» спирта из зернового сырья отходом производства является, в том числе, барда. Барда – жидкий отход спиртового производства представляет собой сложную полидисперсную систему, сухие вещества которой находятся в виде взвесей или в растворенном состоянии. При работе спиртового производства ООО «Зернопродукт» по комплексной ресурсосберегающей технологии сбраживания концентрированного сусла с сокращенным выходом барды на 1000 дал (1 дал равен 10 литрам) готового продукта образуется 90 куб.м отхода производства – зерновой барды послеспиртовой.

В соответствии с разделом 5 «Материальный баланс» части 3 «Цех переработки барды» Регламента в процессе производства ООО «Зернопродукт» 10000 дал спирта из зернового сырья образуется 900 тонн отхода производства - зерновой барды послеспиртовой. При переработке и высушивании 900 тонн отхода производства - зерновой барды послеспиртовой образуется 44,7 тонн кормового средства – барды сухой.

В период с 01.01.2018г. по 31.07.2018г. ООО «Зернопродукт» выработало 1743920,99 дал спирта этилового ректификованного из пищевого сырья и после переработки и высушивания образовавшегося отхода производства – зерновой барды послеспиртовой, выработало 6265,37 тонн барды сухой кормовой.

В соответствии с Регламентом при производстве 1743920,99 дал спирта образуется 156952,8891 тонн отхода производства - зерновой барды послеспиртовой (1743920,99 : 10000 х 900 = 156952,8891)

При переработке и высушивании 156952,8891 тонн отхода производства - зерновой барды послеспиртовой должно быть выработано 7795,32 тонны кормового сырья – барды сухой. (156952,8891 : 900 х 44,7 = 7795,32)

Таким образом, ООО «Зернопродукт» в период с 01.01.2018 по 31.07.2018 при производстве 1743920,99 дал спирта не переработало 30804,36 тонн отхода производства – зерновой барды послеспиртовой и не выработало 1529,95 тонн кормового средства – барды сухой. (7795,32 – 6265,37 = 1529,95 : 44,7 х 900 = 30804,36)

В судебном заседании представитель ООО «Зернопродукт» по доверенности ФИО1 вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ не признала. Пояснила, что не согласна с расчетом, произведенным главным государственным инспектором отдела регионального государственного экологического надзора департамента контроля и надзора в сфере экологии и природопользования министерства природных ресурсов и экологии Тульской области ФИО2, приведенным в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ А именно, не согласна с тем количеством зерновой барды послеспиртовой, которая образовалась в результате производства 1743920,99 дал спирта, поскольку при производстве спирта использовались различные зерновые культуры, у которых разное содержание крахмала, в связи с чем при их переработке образуется разное количество барды послеспиртовой. Кукуруза отличается более высоким содержанием крахмала, в связи с чем при ее переработке выход спирта будет больше, а выход барды меньше. Кроме того, часть образовавшейся жидкой барды используется для замеса следующей партии зерна, то есть ООО «Зернопродукт» ведет безотходное производство. Согласна с тем, что ООО «Зернопродукт» должно работать в соответствии с Постоянным технологическим регламентом производства спирта из крахмалосодержащего сырья, утвержденным директором ООО «Зернопродукт» 17.06.2016г. На основании указанного Регламента ООО «Зернопродукт» Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка МРУ Росалкогольрегулирование по Центральному федеральному округу выдана лицензия на производство спирта, действие которой продлено 05.06.2018г. ООО «Зернопродукт» фактически не производит при осуществлении своей деятельности отход производства – зерновую барду послеспиртовую, полностью соблюдает Постоянный технологический регламент производства спирта из крахмалосодержащего сырья и не нарушает действующее законодательство Российской Федерации об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления. В связи с этим просит производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Представители ООО «Зернопродукт» ФИО3, ФИО4, ФИО5 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Главный государственный инспектор отдела регионального государственного экологического надзора департамента контроля и надзора в сфере экологии и природопользования министерства природных ресурсов и экологии Тульской области ФИО2 с доводами представителя ООО «Зернопродукт» не согласился, просил признать ООО «Зернопродукт» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ и назначить наказание в пределах санкции, предусмотренной указанной статьей.

Заслушав доводы участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 8.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

В соответствии с п.п.1.2 ч.2 ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать федеральные проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов.

В соответствии с ч.ч.4,6 указанного Федерального закона юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещения, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения в отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации. (ч.ч. 1,2 ст.19 Закона)

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242, послеспиртовая барда относится к отходам V класса опасности.

Согласно ч.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат использованию, условия и способы которого должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.8 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572, региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, содержат сведения об объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

ООО «Зернопродукт» включено в региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, за -П и подлежит региональному государственному экологическому надзору.

Вина ООО «Зернопродукт» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, подтверждается:

- протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ,

- Сведениями об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2016г. ООО «Зернопродукт» (форма № 2-ТП (отходы), переданными ООО «Зернопродукт» в Росстат,

- сведениями об использовании воды за 2016г. ООО «Зернопродукт» (форма № 2-ТП (водхоз), переданными ООО «Зернопродукт» в Росстат,

- сведениями об объемах сточных вод, переданных ООО «Зернопродукт» в МУП «ВКХ»,

- Постоянным технологическим регламентом производства спирта из крахмалсодержащего сырья, утвержденного директором ООО «Зернопродукт» 30.12.2016г.,

- Сведениями об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2017г. ООО «Зернопродукт», (форма № 2-ТП (отходы), переданными ООО «Зернопродукт» в Росстат,

- Разрешением № 1 на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду от 24.03.2014г.,

- сведениями об использовании воды за 2017г. ООО «Зернопродукт», (форма № 2-ТП (водхоз), переданными ООО «Зернопродукт» в Росстат,

- Приложениями к Порядку учета в области обращения с отходами, утвержденному Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 (ред. От 26.06.2014г. № 284) за 2 квартал 2018г.,

- Проектом нормативов образовании отходов и лимитов на их размещение ООО «Зернопродукт» от 17.06.2016г.,

- Расчетом нормы водопотребления и водоотведения на 1000 дал по ООО «Зернопродукт»,

- справкой о количестве выработанного спирта этилового ректификованного из пищевого сырья и барды сухой кормовой за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

- обращением ФИО7 в Центральный аппарат Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ по вопросам загрязнения окружающей среды.

Указанные доказательства суд признает достоверными и допустимыми доказательствами по делу, поскольку они получены в установленном законом порядке, согласуются друг с другом.

Доводы представителей ООО «Зернопродукт» о том, что Общество не нарушало экологические требования при обращении с отходами производства суд признает несостоятельными, поскольку они опровергаются вышеуказанными доказательствами по делу.

Представленные ООО «Зернопродукт» документы: приказ от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, лицензия на производство, хранение и поставку произведенного этилового спирта, Базовые показатели качества основного сырья для производства этилового спирта из пищевого сырья, Нормативы выхода этилового спирта из тонны условного крахмала перерабатываемого сырья в производстве, Отчеты о процентном содержании сухих веществ в жидкой барде за январь-июль 2018г., Программа организации и проведения производственного контроля соблюдения санитарных правил и выполнения санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий организации ООО «Зернопродукт» от 14.02.2018г., Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 17.08.2016г., Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, Технические условия Фильтрат послеспиртовой барды нейтрализованной – жидкое удобрение, Технические условия Дробина барды кормовая, Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ООО «Зернопродукт» от 19.12.2007г., Дополнение к производственному технологическому регламенту по комплексной безотходной переработке зерна на спирт для предприятия ООО «Зернопродукт» от 29.01.2011г., Производственные отчеты о выработке спирта ректификованного за январь-сентябрь 2018г., корешки анализа качестве сырья за январь-июль 2018г. не опровергают указанные выводы суда в связи со следующим.

Так, представителем ООО «Зернопродукт» по доверенности ФИО1 суду представлены в опровержение расчета, приведенного в протоколе об административном правонарушении, количества произведенной сухой барды, подтверждающего несоблюдение ООО «Зернопродукт» Постоянного технологического регламента производства спирта из крахмалсодержащего сырья две схемы материальных потоков производства пшеничной и кукурузной барды кормовой по ресурсосберегающей технологии.

Однако указанные схемы не соответствуют схемам, имеющимся в Постоянном технологическом регламенте производства спирта из крахмалсодержащего сырья, утвержденного 30.12.2016г., на основании которого должно работать ООО «Зернопродукт» и который предоставлялся ООО «Зернопродукт» в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка для получения лицензии на производство этилового спирта.

От проведения экспертизы с целью проверки правильности представленных расчетов количества произведенной сухой барды ООО «Зернопродукт» отказалось.

Представленный суду документ, подписанный заведующим лабораторией комплексной переработки сырья Всероссийского НИИ пищевой биотехнологии ФИО8, озаглавленный как Экспертное заключение, суд не может признать таковым и не может признать надлежащим доказательством по делу, поскольку он не соответствует требованиям, предъявляемым к экспертным заключениям, поскольку судом не назначалась экспертиза по данному делу, эксперт не предупреждался об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, из текста указанного «Экспертного заключения» не следует какие документы предоставлялись эксперту для производства экспертизы, какими нормативными документами руководствовался эксперт при проведении данной «экспертизы».

Как следует из письма суда от ДД.ММ.ГГГГФИО8 вызывался судом для допроса в качестве специалиста, проведение экспертизы ему не поручалось.

Оценивая все изложенные доказательства в совокупности, суд признает вину ООО «Зернопродукт» доказанной и квалифицирует его действия по ст.8.2 КоАП РФ, как несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления.

При назначении наказания суд учитывает характер правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, которых суд по данному делу не усматривает, и считает необходимым назначить наказание в виде штрафа.

Руководствуясь ст.ст. 23.1, ст.29.9-29.11, 4.1-4.3, 8.2 КоАП РФ,

постановил:

признать ООО «Зернопродукт» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, за которое назначить наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.

В соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренного ст.31.5 КоАП РФ. Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет судье, в орган, должностному лицу, вынесшему постановление.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в ч.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляет в течение 10 суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Постановление может быть обжаловано в Тульский областной суд через Ефремовский районный суд в течении 10 дней со дня вручения, получения копии постановления.

Судья Пересекина И.А.