ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-207/2022 от 26.01.2022 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело № 5-207/2022

УИД: 60RS0001-01-2021-015932-09

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

26 января 2022 года 180007, г. Псков, ул. Петровская, д. 24

Судья Псковского городского суда Псковской области Куликова В.В.,

при секретаре Егоровой М.С.,

с участием представителя лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении ОАО «РЖД» Срогиниса Р.П. (по доверенности), представителя Псковской таможни Соляте Э.В. (по доверенности),

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Российские железные дороги», <данные изъяты>, ранее привлекавшегося к административной ответственности за совершение правонарушений в сфере таможенного дела, -

У С Т А Н О В И Л:

**.**.2021 в 20:40 часов на железнодорожную станцию «Себеж» в постоянную зону таможенного контроля таможенного поста ЖДПП Посинь Псковской таможни, в составе поезда № ** прибыл железнодорожный вагон № ** с товаром «пшеница», следовавший из России в Латвию.

В 21:50 час **.**.2021 в таможенный орган – таможенный пост ЖДПП Посинь Псковской таможни, расположенный в месте убытия с таможенной территории Евразийского экономического союза, представителем перевозчика Общества с ограниченной ответственностью «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД», Общество) - агентом по передаче грузов линейного агентства фирменного транспортного обслуживания (ЛАФТО) для получения разрешения на убытие товара с таможенной территории Евразийского экономического союза были представлены товаросопроводительные документы: декларация на товары № **, оригинальная накладная № **, фитосанитарный сертификат № ** (вагон № **) на товар «пшеница», код товара ТН ВЭД ЕАЭС 1001990000, вес брутто 68100 кг.

Для убытия товаров с таможенной территории ЕАЭС на товар «пшеница», перемещаемый в железнодорожном вагоне № **, перевозчиком был предоставлен фитосанитарный сертификат № **. При проведении документарной проверки предоставленных документов было выявлено, что фитосанитарный сертификат не подписан должностным лицом Россельхознадзора, выдавшим данный сертификат.

**.**.2021 должностным лицом таможенного органа – таможенного поста ЖДПП Посинь Псковской таможни перевозчику ОАО «РЖД» был направлен запрос № ** о необходимости предоставления фитосанитарного сертификата на партию товара «пшеница», перемещаемую в железнодорожном вагоне № **, для выдачи разрешения на убытие товара с таможенной территории ЕАЭС. В тот же день в рамках системы управления рисками с целью идентификации товара было принято решение о проведении таможенного досмотра товара «пшеница».

По результатам проведения таможенного досмотра было установлено, что на запорные устройства вагона наложены пломбы за номерами: № **. Номера пломб соответствуют данным, указанным в гр. 19 СМГС, не нарушены и полностью обеспечивают сохранность груза. При вскрытии вагона со снятием пломбы № **, установлено, что товар «пшеница» перемещается в вагоне насыпью. Вагон загружен примерно на 80%, товар товаросопроводительным документам соответствует.

Таким образом, перевозчиком не были соблюдены ограничения в части карантинных фитосанитарных требований, что послужило основанием для составления в отношении юридического лица ОАО «РЖД» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 КоАП РФ.

Представитель ОАО «РЖД» в судебном заседании считал, что Псковской таможней вина перевозчика не доказана, в связи с чем просил, в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием состава правонарушения.

Представитель Псковской таможни в судебном заседании полагал, что вина Общества в совершении административного правонарушения доказана материалами дела, а юридическому лицу следует назначить административное наказание в пределах санкции статьи.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

Согласно п. 5 ст. 128 ТК ЕАЭС товары, подлежащие санитарно-карантинному, ветеринарному, карантинному фитосанитарному и другим видам государственного контроля (надзора), помещаются под таможенную процедуру только после осуществления соответствующего вида государственного контроля (надзора).

В соответствии с п. 5 ст. 2 ТК ЕАЭС "вывоз товаров с таможенной территории Союза" - совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Союза любым способом, в том числе пересылка в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, включая пересечение таможенной границы Союза.

Товар «пшеница» включен в Перечень подкарантинной продукции с высоким фитосанитарным риском, подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной территории Евразийского экономического союза. Порядок осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) определен Положением о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза (утвержден Решением КТС № 318 от 18.06.2010 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском Экономическом союзе).

В соответствии с п. 1.3. Положение, является обязательным для исполнения юридическими лицами, любой организационно-правовой формы, деятельность которых связана с транспортировкой подкарантинной продукции. Вывоз товара «пшеница» с таможенной территории Евразийского экономического союза допускается в сопровождении фитосанитарного сертификата в соответствии с карантинными фитосанитарными требованиями страны-импортера.

В соответствии с пунктом 1.4 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза (далее – Положение), утвержденного РКТ №318, при осуществлении карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза уполномоченные органы по карантину растений руководствуются законодательством своего государства, в случае если отношения, возникающие при осуществлении карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза, прямо не урегулированы настоящим Положением.

В соответствии с п. 8.1 Положения, в случае если в соответствии с фитосанитарными требованиями страны - импортера подкарантинная продукция должна сопровождаться фитосанитарным сертификатом, указанные фитосанитарные сертификаты выдаются уполномоченным органом государства-члена по месту отправки в соответствии с законодательством этого государства-члена.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 995 от 19.09.2015 утверждены Правила осуществления таможенными органами контроля за вывозом из Российской Федерации подкарантинной продукции (далее - Постановление Правительства РФ № 995), которые устанавливают порядок осуществления таможенными органами контроля за вывозом из Российской Федерации подкарантинной продукции в соответствии с РКТ №318.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ № 995, контроль за вывозом из Российской Федерации подкарантинной продукции осуществляется в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации таможенными органами в форме документарной проверки.

Согласно п. 2. Постановления Правительства РФ № 995 вывоз из Российской Федерации каждой партии подкарантинной продукции допускается при наличии фитосанитарного сертификата в соответствии с карантинными фитосанитарными требованиями страны-импортера, информация о которых размещается на официальном сайте Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Согласно п. 29 ст. 2 Федерального закона РФ от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений» (далее – Федеральный Закон № 206-ФЗ) подкарантинная продукция – это растения, растительная продукция, тара, упаковка, в том числе упаковочные материалы, грузы, почва, организмы или материалы, которые могут быть носителями карантинных объектов и (или) способствовать их распространению и в отношении которых необходимо принятие карантинных фитосанитарных мер.

В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального Закона № 206-ФЗ вывоз из Российской Федерации каждой партии подкарантинной продукции допускается при наличии фитосанитарного сертификата в соответствии с карантинными фитосанитарными требования страны-импортера.

В соответствии с п. 2. Порядка выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата, утвержденного Приказом Минсельхоза России № 293 от 13.07.2016, фитосанитарный сертификат оформляется на каждую партию подкарантинной продукции, вывозимую с территории Российской Федерации.

В соответствии с пп. а п. 2. ст. IV Международной конвенции в ответственность официальной национальной организации по карантину и защите растений входит выдача сертификатов на грузы растений, растительные продукты и другие подкарантинные материалы в соответствии с фитосанитарными регламентациями импортирующей Договаривающейся Стороны.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 6 Федерального Закона № 206-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, обеспечивают открытый доступ к данным в области карантина растений путем размещения на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" следующих видов информации: 4) карантинные фитосанитарные требования иностранных государств к подкарантинной продукции, вывозимой из Российской Федерации.

Актуальная информация о фитосанитарных требованиях стран-импортеров размещена в разделе «Ввоз.Вывоз.Транзит» на официальном сайте Россельхознадзора по адресу: www/fsvps.ru.

Основные требования стран Европейского союза в том числе Латвии, предъявляемые к перемещаемым грузам определены Регламентом (ЕС) 2016/2031 Европейского парламента и Совета от 26.10.2016 о защитных мерах против организмов, вредных для растений (далее – Регламент 2016/2031), изменении Регламентов (ЕС) № 228/2013, (ЕС) № 652/2014 и (ЕС) № 1143/2014 Европейского парламента и Совета и отмене Директивы Совета 69/464/ЕЭС, 74/647/EЭC, 93/85/ЕЭС, 98/57/EC, 2000/29/EC, 2006/91/EC и 2007/33/EC.

Также на официальном сайте Россельхознадзора размещены фитосанитарные требования при импорте продукции растительного происхождения в Республику Нигерия. Согласно размещенной информации, в соответствии с требованиями местного законодательства все импортируемые в Нигерию растения и растительная продукция должны иметь фитосанитарный сертификат уполномоченной организации страны отправителя по защите растений, подтверждающий выполнение всех требований.

При анализе представленных сведений установлено, что в гр. 8 (Получатель) ДТ № 10131010/111021/0675874 указано: ООО "Транзит Сервице Эдженси" для вывоза водным транспортом в Нигерию LV-3401, Латвия, Лиепая, Бривибас, 123.

В п. 7 Дополнительного соглашения № 22 к контракту № 19/2-РUSD от 12.11.2018 указано: продавец за свой счет обеспечивает оформление и выдачу следующих документов, которые должны сопровождать каждую отгруженную партию Товара: оригинал железнодорожной накладной прямого международного сообщения (на каждый вагон или партию товара); оригинал счета; оригинал декларации на товары (на вагонную партию); оригинал качественного удостоверения товара, выданного заводом-производителем на станции отправления (на каждый вагон); оригинал сертификата происхождения товара общей формы, выданного Торгово-Промышленной Палатой на английском языке (на все контрактное количество или вагонную партию); фитосанитарный сертификат.

Статьей 101 Регламента 2016/2031 регламентированы положения о выдаче Фитосанитарного сертификата на реэкспорт из Союза (Европейского союза).

1. Для реэкспорта растения, продукции растительного происхождения или другого объекта, который происходит из третьей страны, и был ввезен на территорию Союза из этой или из другой третьей страны, вместо фитосанитарного сертификата на экспорт, когда это возможно, должен быть выдан фитосанитарный сертификат на реэкспорт из Союза («фитосанитарный сертификат на реэкспорт»). Фитосанитарный сертификат на реэкспорт выдается в тех случаях, когда имеющая в распоряжении информация позволяет удостоверять соответствие фитосанитарным требованиям на импорт соответствующей третьей страны и когда соблюдены все следующие условия: (а) оригинал фитосанитарного сертификата, сопровождающий соответствующее растение, продукцию растительного происхождения или другой объект происхождения из третьей страны, или его заверенная копия приложены к фитосанитарному сертификату на реэкспорт.

Основные требования и руководства для подготовки и выдачи фитосанитарных сертификатов изложены в Международном стандарте по фитосанитарным мерам № 12 «Руководство по фитосанитарным мерам» в редакции от 2011 г. (далее – Международный стандарт).

Согласно п. 3.1.2 Международного стандарта № 12 к поддельным фитосанитарным сертификатам относятся документы, выданные на бланках неустановленной формы; без даты, печати, штампа или маркировки и подписи выдавшей их НОКЗР; лицами, которые не являются уполномоченными государственными должностными лицами.

Согласно пп. в), г) п. 5 Постановления Правительства РФ № 995 должностное лицо таможенного органа проверяет представленный фитосанитарный сертификат и принимает решение о запрете вывоза из Российской Федерации партии подкарантинной продукции в следующих случаях: в) фитосанитарный сертификат является поддельным или недействительным; г) фитосанитарный сертификат не подтверждает соответствие партии подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям страны-импортера.

Согласно пп. а) п. 7 Постановления Правительства РФ № 995 фитосанитарный сертификат признается недействительным в следующих случаях: а) фитосанитарный сертификат оформлен не полностью.

Таким образом, при вывозе из Российской Федерации подкарантинной продукции «пшеница», код товара ТН ВЭД ЕАЭС 1001990000, в соответствие с действующим законодательством, не оформлен и не предоставлен фитосанитарный сертификат.

В соответствии с п. 4 Постановления № 995 по результатам документарной проверки должностное лицо таможенного органа принимает решение о разрешении вывоза из Российской Федерации партии подкарантинной продукции либо о запрете такого вывоза.

Согласно представленного перевозчиком комплекта документов, для целей подтверждения соблюдения фитосанитарных требований, фитосанитарный сертификат представлен не был.

Таким образом, на основании вышеизложенного, при вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза товара «пшеница», код товара ТН ВЭД ЕАЭС 1001990000, не соблюдены ограничения в части карантинных фитосанитарных требований, установленных п. 1 статьи 25 Федерального закона № 206-ФЗ от 21.07.2014, Положением о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318, Постановления Правительства РФ от 19.09.2015 № 995 «Об утверждении Правил осуществления таможенными органами за вывозом из Российской Федерации подкарантинной продукции», а именно отсутствует фитосанитарный сертификат.

В соответствии со ст. 92 ТК ЕАЭС для убытия товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения в соответствии и на основании ст. 89 ТК ЕАЭС, в том числе и о наличии товаров, вывоз которых с таможенной территории Евразийского экономического союза запрещен или ограничен. Независимо от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка, для убытия товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза таможенному органу предоставляются документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, в соответствии со ст. 12 ТК ЕАЭС.

Статья 16.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности.

Вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Как установлено в судебном заседании, **.**.2021 в 20:40 часов на железнодорожную станцию «Себеж» в постоянную зону таможенного контроля таможенного поста ЖДПП Посинь Псковской таможни, в составе поезда № ** прибыл железнодорожный вагон № ** с товаром «пшеница», следовавший из России в Латвию. В 21:50 час **.**.2021 в таможенный орган – таможенный пост ЖДПП Посинь Псковской таможни, расположенный в месте убытия с таможенной территории Евразийского экономического союза, представителем перевозчика Общества с ограниченной ответственностью «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД», Общество) - агентом по передаче грузов линейного агентства фирменного транспортного обслуживания (ЛАФТО) для получения разрешения на убытие товара с таможенной территории Евразийского экономического союза были представлены товаросопроводительные документы: декларация на товары № **, оригинальная накладная № **, фитосанитарный сертификат № ** на товар «пшеница», код товара ТН ВЭД ЕАЭС 1001990000, вес брутто 68100 кг.

Для убытия товаров с таможенной территории ЕАЭС на товар «пшеница», перемещаемый в железнодорожном вагоне № 95108155, перевозчиком был предоставлен фитосанитарный сертификат № **. При проведении документарной проверки предоставленных документов было выявлено, что фитосанитарный сертификат не подписан должностным лицом Россельхознадзора, выдавшим данный сертификат.

Таким образом, действие перевозчика ОАО «РЖД», выразившееся в вывозе с территории Российской Федерации и таможенной территории ЕАЭС товаров, в отношении которых установлены ограничения при вывозе, при отсутствии действительного документа, подтверждающего соблюдение запретов и ограничений является несоблюдением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, ограничений на вывоз товаров из Российской Федерации и ЕАЭС, и, соответственно, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП РФ.

Перевозчик при получении товаров для перевозки и получении товаросопроводительных документов имел возможность ознакомиться с их содержанием и использовать все меры, которые позволили бы соблюдению запретов и ограничений на вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза.

Таким образом, установлено, что Общество имело реальную возможность принять меры по соблюдению запретов и ограничений на вывоз товаров с территории Российской Федерации, однако данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что свидетельствует о недостаточной степени заботливости и осмотрительности юридического лица, а, следовательно, и о наличии вины в действиях юридического лица ОАО «РЖД».

Вина юридического лица ОАО «РЖД» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, подтверждается:

- копиями товаросопроводительных документов: декларация на товары № **, оригинальная накладная № **, фитосанитарный сертификат № ** на товар «пшеница», код товара ТН ВЭД ЕАЭС 1001990000, вес брутто 68100 кг.;

- актом таможенного досмотра № **, другими материалами дела.

Приведённые доказательства отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств по делу об административном правонарушении и получены с соблюдением установленного законом порядка.

Протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица ОАО «РЖД» составлен правильно и соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ. Событие правонарушения и сведения о юридическом лице ОАО «РЖД», как о лице его совершившем, исследованы полно, процедура оформления протокола соблюдена.

При назначении наказания учитываю характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание.

Обстоятельств, смягчающих наказание, не имеется. Повторное нарушение ОАО «РЖД» таможенных правил, признаю обстоятельством отягчающим наказание.

При указанных выше обстоятельствах суд приходит к выводу о назначении юридическому лицу – ОАО «РЖД» наказания в виде штрафа.

Основания для применения положений ст. 24.5 КоАП РФ в отношении ОАО «РЖД» отсутствуют.

Издержек по делу об административном правонарушении нет.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья, -

П О С Т А Н О В И Л:

Признать юридическое лицо - Общество с ограниченной ответственностью «Российские железные дороги» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 70000 (семьдесят тысяч) рублей без конфискации предмета административного правонарушения.

Издержек по делу об административном правонарушении нет.

Денежные средства для уплаты штрафных санкций перечислить на счет получателя:

Банк получателя: Операционный департамент Банка России//Межрегиональное операционное УФК, г. Москва

БИК 024501901

Получатель: ИНН 7730176610, КПП 773001001

Межрегиональное операционное УФК (ФТС России)

Счет получателя: 40102810045370000002

Счет получателя средств: 03100643000000019502

КБК 15311601161010000140, ОКТМО 45328000, Код таможни: 10209000

Поле «Назначение платежа»: оплата по постановлению об АП № 5-207/2022 для Псковской таможни.

В случае оплаты на территории иностранного государства – код валютной операции: VO70010.

В поле 21 платежного документа указывается пятая очередность платежа.

УИН 15310102090003737210.

Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья В.В. Куликова