Дело № 5-208/2013
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
пос. Эгвекинот 13 июня 2013 г.
Судья Иультинского районного суда Чукотского автономного округа Реутова Н.В., рассмотрев материалы дела о привлечении юридического лица Открытого акционерного общества Энергетики и Электрофикации «Чукотэнерго» к административной ответственности предусмотренной ч.1 ст.5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л :
В отношении Юридического лица Открытого акционерного общества Энергетики и Электрофикации «Чукотэнерго» (далее ОАО ЭиЭ «Чукотэнерго») зарегистрированного в <...> АО <...>, ОГРН <***>, возбуждено дело об административном правонарушении за нарушение законодательства о труде и об охране труда.
Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.
Прокуратурой Иультинского района проведена проверка соблюдения трудового законодательства в части выплаты заработной платы.
В ходе проведенной проверки исполнения трудового законодательства, в части выплаты заработной платы ФИО1 установлено, что приказом № 249-к от <...> ФИО1 принят в филиал ОАО ЭиЭ «Чукотэнерго» Эгвекинотская ГРЭС в должности слесаря - аварийно восстановительных работ 2 разряда на срок до 28.10.2012. В последующем принят на постоянное место работы в той же должности. С ним заключен трудовой договор № <...> от 29.10.2012.
Согласно ст. 317 Трудового кодекса РФ, ст. 11 Закона РФ от <...> № <...> «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 Трудового кодекса РФ (статья 10 Закона РФ от <...> № 4520-1) для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.
Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ст. 316 Трудового кодекса РФ, ст. 10 Закона РФ от <...> № 4520-1).
Подпунктом «е» п. 1 постановления СМ РСФСР от <...> № <...> «Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера», пп. «г» п. 16 Приказа Минтруда РСФСР от <...> № <...> «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами» установлено, что молодежи, прожившей не менее одного года в районе Крайнего Севера и вступающей в трудовые отношения, надбавки к заработной плате устанавливаются с <...> в размере 20% по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 20% за каждые последующие шесть месяцев, и по достижении 60% надбавки - последние 20% - за один год работы.
Таким образом, размер процентной надбавки к заработной плате (Северные надбавки) устанавливаются в зависимости от стажа работы.
В соответствии со ст.2, ч. 5 ст. 23 Федерального закона № 76-ФЗ от <...> «О статусе военнослужащих», ч. 1 постановления Правительства РФ № <...> от <...> «О порядке зачета срока военной службы в местностях с неблагоприятными климатическими условиями или экологическими условиями в стаж работы для получения процентной надбавки к оплате труда» гражданам, проходившим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, где установлены районный коэффициент и процентные надбавки к оплате труда, при поступлении на работу в этих районах и местностях и после окончания срока военной службы независимо от продолжительности перерыва срок военной службы в календарном исчислении в указанных районах и местностях засчитывается в стаж работы для получения процентных надбавок к оплате.
Лица, проходящие военную службу по призыву, относятся к военнослужащим, которые имеют право на учет срока военной службы в общий стаж работы для получения процентных надбавок к оплате труда.
По информации Эгвекинотской ГРЭС от <...> № <...> по состоянию на <...> общий трудовой стаж ФИО1 составляет 1 год 7 месяцев, процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера составляет 60%.
Вместе с тем, при установлении филиалом ОАО ЭиЭ «Чукотэнерго» Эгвекинотская ГРЭС данной надбавки ФИО1 допущены нарушения расчета общего трудового стажа в районах Крайнего Севера, а именно: не учтено время прохождения военной службы по призыву в <...> Чукотского АО с <...> по 11.12.2009гг.
Следовательно, по состоянию на <...> трудовой стаж ФИО1 в районах Крайнего Севера составляет 2 года 10 месяцев.
Таким образом, юридическим лицом - ОАО ЭиЭ «Чукотэнерго», в период времени с <...> по <...> на территории <...> Чукотского АО заработная плата ФИО1 выплачивалась не в полном объеме, без учета размера процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера, в который подлежал включению срок военной службы ФИО1, чем существенно нарушены его трудовые права.
В связи с изложенным, юридическим лицом - ОАО ЭиЭ «Чукотэнерго» совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, - нарушение законодательства о труде и об охране труда.
В судебном заседании представители прокуратуры Иультинского района ФИО2, ФИО3 постановление о возбуждении дела об административном правонарушении поддержали в полном объеме. Просили привлечь к административной ответственности юридическое лицо - ОАО ЭиЭ «Чукотэнерго» по основаниям, изложенным в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении.
Представитель ОАО ЭиЭ «Чукотэнерго» ФИО4 в судебном заседании вину предприятия не признала и пояснила суду, что нарушений трудового законодательства со стороны ОАО ЭиЭ «Чукотэнерго» не было, надбавка начислялась в соответствии с законом. При приеме на работу ФИО1 в отдел кадров была предоставлена трудовая книжка, и справка о надбавках за работу в районах Крайнего Севера, в которой был указан размер северных надбавок - 40%.
Надбавки подсчитаны по трудовой книжке на основании периодов работы в РКС. При приеме на работу ФИО1 было предложено принести справку о месте прохождения военной службы в рядах Российской Армии. Данная справка ФИО1 принесена не была. В последующем после принятых мер прокурорского реагирования работником отдела кадров ОАО ЭиЭ «Чукотэнерго» был сделан запрос в военкомат и после получения информации о месте прохождения службы ФИО1 произведен перерасчет надбавок за работу в районах Крайнего Севера.
Свидетель ФИО5 в судебном заседании пояснила о том, что сведений о службе ФИО1 в военном билете не имелось, он сам об этом не говорил. При приеме на работу у работника отдела кадров вопросов о месте прохождения службы Кутовского не возникало. ФИО1 предлагалось принести документы, подтверждающие его стаж и льготный стаж, но этого им сделано не было. В последующем был сделан запрос непосредственно работником отдела кадров в военкомат, на основании ответа сделан перерасчет в надбавках ФИО1
Суд, выслушав представителей прокуратуры, представителя ОАО ЭиЭ «Чукотэнерго» ФИО4, опросив свидетеля, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушений следует, что в ходе проведенной проверки исполнения трудового законодательства, в части выплаты заработной платы ФИО1 на основании приказа № 249-к от <...> принят на работу в филиал ОАО ЭиЭ «Чукотэнерго» Эгвекинотская ГРЭС в должности слесаря - аварийно восстановительных работ 2 разряда на срок до 28.10.2012. Приказом № 335-к от <...> ФИО1 принят на постоянное место работы в той же должности. С ним заключен трудовой договор № <...> от 29.10.2012. По информации Эгвекинотской ГРЭС от <...> № <...> по состоянию на <...> общий трудовой стаж ФИО1 составляет 1 год 7 месяцев, процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера составляет 60%.
Вместе с тем, при установлении филиалом ОАО ЭиЭ «Чукотэнерго» Эгвекинотская ГРЭС данной надбавки ФИО1 допущены нарушения расчета общего трудового стажа в районах Крайнего Севера, а именно: не учтено время прохождения военной службы по призыву в <...> Чукотского АО с <...> по 11.12.2009гг.
Следовательно, по состоянию на <...> трудовой стаж ФИО1 в районах Крайнего Севера составляет 2 года 10 месяцев.
Таким образом, юридическим лицом - ОАО ЭиЭ «Чукотэнерго» в нарушение ст.ст.2, 4, 21, 22, ч.1 ст. 129 и 317 Трудового кодекса РФ, ст. 11 Закона РФ от <...> № <...> «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», в период времени с <...> по <...> на территории <...> Чукотского АО заработная плата ФИО1 выплачивалась не в полном объеме, без учета размера процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера, в который подлежал включению срок военной службы ФИО1
Согласно ст.ст. 21, 22 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, а работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные Трудовым кодексом РФ, коллективными договорами, правилами внутреннего трудового распорядка организации, трудовыми договорами.
Из ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ следует, что заработная плата, (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Из справки № <...> от <...> следует, что ФИО1 работает в филиале ОАО «Чукотэнерго» Эгвекинотская ГРЭС с <...> по настоящее время и получает надбавку за работу в районах Крайнего Севера в размере 60% с <...> года.
Согласно ст. 317 Трудового кодекса РФ, ст. 11 Закона РФ от <...> № <...> «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 Трудового кодекса РФ (статья 10 Закона РФ от <...> № 4520-1) для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.
Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ст. 316 Трудового кодекса РФ, ст. 10 Закона РФ от <...> № 4520-1).
Подпунктом «е» п. 1 постановления СМ РСФСР от <...> № <...> «Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера», пп. «г» п. 16 Приказа Минтруда РСФСР от <...> № <...> «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами» установлено, что молодежи, прожившей не менее одного года в районе Крайнего Севера и вступающей в трудовые отношения, надбавки к заработной плате устанавливаются с <...> в размере 20% по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 20% за каждые последующие шесть месяцев, и по достижении 60% надбавки - последние 20% - за один год работы.
Таким образом, размер процентной надбавки к заработной плате (Северные надбавки) устанавливаются в зависимости от стажа работы.
В соответствии со ст.2, ч. 5 ст. 23 Федерального закона № 76-ФЗ от <...> «О статусе военнослужащих», ч. 1 постановления Правительства РФ № <...> от <...> «О порядке зачета срока военной службы в местностях с неблагоприятными климатическими условиями или экологическими условиями в стаж работы для получения процентной надбавки к оплате труда» гражданам, проходившим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, где установлены районный коэффициент и процентные надбавки к оплате труда, при поступлении на работу в этих районах и местностях и после окончания срока военной службы независимо от продолжительности перерыва срок военной службы в календарном исчислении в указанных районах и местностях засчитывается в стаж работы для получения процентных надбавок к оплате.
Лица, проходящие военную службу по призыву, относятся к военнослужащим, которые имеют право на учет срока военной службы в общий стаж работы для получения процентных надбавок к оплате труда.
Из сообщения начальника ОВК <...> по Иультинскому и <...>м следует, что ФИО1 проходил военную службу в рядах Российской Армии с <...> по <...> гг. в воинской части 23457 в Чукотском АО <...>.
Таким образом, при установлении надбавки ФИО1 филиалом ОАО ЭиЭ «Чукотэнерго» Эгвекинотская ГРЭС допущены нарушения расчета общего трудового стажа в районах Крайнего Севера, а именно: не учтено время прохождения военной службы по призыву в <...> Чукотского АО с <...> по 11.12.2009гг.
Периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом РФ N 4468-1, подтверждаются военными билетами, справками военных комиссариатов, воинских подразделений, архивных учреждений, записями в трудовой книжке, внесенными на основании документов, и другими документами, содержащими сведения о периоде прохождения службы (п. 19.1 Правил).
В соответствии с п. 21 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <...> N 225, в трудовую книжку по месту работы также вносится с указанием соответствующих документов запись о времени военной службы в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", а также о времени службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах налоговой полиции, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах.
Решение о приеме работника на работу принимает руководитель организации; на кадрового сотрудника возлагается обязанность документального оформления трудовых отношений, прежде всего кадровый работник должен проверить документы нового работника. В перечень документов, необходимых для заполнения при оформлении на работу работника, включена унифицированная форма N Т-2 "Личная карточка работника" (Постановление Госкомстата РФ от <...> N 1), пункт 8 раздела I личной карточки предусмотрен для отражения стажа работы, который рассчитывается на основании записей в трудовой книжке и (или) иных подтверждающих соответствующий стаж документов.
Как следует из личной карточки ФИО1, данные о стаже работы отсутствуют.
Надлежащее оформление документов при приеме на работу возложено на работодателя, поэтому неисполнение им этой обязанности не должно ставиться в ущерб интересам работника. В судебном заседании установлено, что только после принятых мер прокурорского реагирования работником отдела кадров ОАО ЭиЭ «Чукотэнерго» были приняты меры по обращению в военкомат.
Следовательно, имея реальную возможность для соблюдения вышеназванных правил и норм, юридическим лицом - ОАО ЭиЭ «Чукотэнерго» все зависящие от него меры по их соблюдению приняты не были.
Таким образом, юридическим лицом - ОАО ЭиЭ «Чукотэнерго» совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ - нарушение законодательства о труде и об охране труда.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем, согласно ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности для данного вида административного правонарушения составляет 2 месяца. Следовательно, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Истечение срока давности привлечения к административной ответственности в соответствии с требованиями пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ является длящимся.
Согласно ч.2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Срок давности привлечения юридического лица - ОАО ЭиЭ «Чукотэнерго» к административной ответственности за совершение указанного правонарушения начинает течь с момента обнаружения административного правонарушения. Как следует из материалов дела ФИО1, обратился в прокуратуру <...>, т.е. на день вынесения судом решения срок давности привлечения ОАО ЭиЭ «Чукотэнерго» к административной ответственности истек.
Принимая во внимание вышеуказанное, в силу ст.ст. 4.5, 24.5, КоАП РФ постановление и.о. прокурора Иультинского района о возбуждении административного дела в отношении юридического лица Открытого акционерного общества Энергетики и Электрофикации «Чукотэнерго» к административной ответственности предусмотренной ч.1 ст.5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 4.5, 24.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
п о с т а н о в и л :
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица Открытого акционерного общества Энергетики и Электрофикации «Чукотэнерго» прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Постановление может быть обжаловано в суд Чукотского автономного округа в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления, через Иультинский районный суд.
Судья Н.В. Реутова