УИД: 11RS0012-01-2020-001030-42 Дело № 5-208/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Сыктывкар 05 марта 2021 года
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Юшкова И.С.,
с участием представителя Министерства сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми ФИО1, представителя ООО «Берёзка» ФИО2,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Берёзка», расположенного по адресу: ул. Мира, д. 66, Прилузский район, Республика Коми (ИНН <***>, ОГРН <***>),
установил:
02.12.2020 главным специалистом-экспертом отдела за оборотом алкогольной продукции Министерства сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми ФИО1 в отношении ООО «Берёзка» по результатам административного расследования составлен протокол № 129 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно указанному протоколу, в Министерство сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми из ОМВД России по Прилузскому району поступили материалы проверки в отношении ООО «Берёзка». При проверке поступивших материалов установлено, что в нарушение Закона Республики Коми от 03.07.2012 № 60-РЗ «Об установлении отдельных требований и дополнительных ограничений при розничной продаже алкогольной продукции на территории Республики Коми» 01.07.2020 в 22:00 час. ООО «Берёзка» по адресу: ул. Мира, д. 66, Прилузский район, Республика Коми осуществлена розничная продажа алкогольной продукции, а именно 1 бутылки коньяка «... тип «...», ёмкостью 0,25 л, 40% по цене 319 руб. В ходе проведённой ОМВД России по Прилузскому району проверки также установлено, что розничная продажа указанной алкогольной продукции согласно чеку № 172 фактически осуществлена 01.07.2020 в 22:59 час. В связи с чем в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, в отношении ООО «Берёзка» отказано. Вместе с тем, в соответствии с отчётом ЕГАИС «Журнал учёта объёма розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции по чекам» ООО «Берёзка» осуществлена розничная продажа алкогольной продукции 01.07.2020 в 22:00 час. Таким образом, установлено расхождение во времени реализации алкогольной продукции, а именно 1 бутылки коньяка «......» тип «...», ёмкостью 0,25 л, 40% по цене 319 руб., по данным чека в ЕГАИС (№115916) и пояснениями, представленными директором ООО «Берёзка» ФИО2 Следовательно, ООО «Берёзка», как организация, использующая оборудование для учёта объёма розничной продажи маркированной алкогольной продукции с использованием программно-аппаратных средств, обязано при выявлении факта внесения в ЕГАИС недостоверной и (или) искажённой информации направить в ЕГАИС заявку о фиксации с уточнёнными данными (абз. 1 п. 24 Правил функционирования ЕГАИС). В случае отсутствия технической возможности для исправления недостоверной и (или) искажённой информации путём направления в ЕГАИС заявки, организация направляет в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по месту нахождения организации, заявление с уточнёнными данными. По состоянию на 02.12.2020 в ЕГАИС сведения о времени и розничной продаже вышеуказанной алкогольной продукции зафиксированы без измсенений.
Административным органом действия ООО «Берёзка» квалифицированы по ст. 14.19 КоАП РФ.
В подтверждение виновности ООО «Берёзка» представлены протокол об административном правонарушении № 129; копия определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, от 07.09.2020 в отношении ООО «Берёзка»; выписка из отчёта ЕГАИС «Журнал учёта объёма розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции по чекам», копия чека № 172 от 01.07.2020, копия объяснений директора ООО «Берёзка» ФИО2, протокол запроса сведений ЕГАИС, выписка из ЕГРЮЛ.
На судебном рассмотрении дела представитель ООО «Берёзка» с вменяемым правонарушением не согласилась, представила письменные возражения. Дополнительно указала, что ООО «Берёзка» заключило договор со специализированной организацией, которая обслуживает программное обеспечение кассового аппарата. В соответствии с установленной программой кассовый аппарат автоматически блокируется в 22:00 час., в связи с чем осуществить розничную продажу алкогольной продукции не возможно. Из информации ООО «Компания Тензор», являющимся разработчиком Web-системы СБИС, в том числе для ООО «Берёзка» видно, что в блоке «Продажа алкоголя» установлено время продажи алкогольной продукции 01.07.2020 в 21:59:59 час. По какой причине в системе ЕГАИС отражена информация о продаже алкоголя в 22:00 час., не известно. По кассе, розничная продажа алкогольной продукции в магазине ООО «Берёзка» осуществлена до 22:00 час. О том, что в системе ЕГАИС отражена информация о продаже алкогольной продукции 01.07.2020 в 22:00 час., юридическому лицу известно не было до момента составления протокола об административном правонарушении, в связи с чем возможности обратиться с какой-либо заявку о фиксации с уточнёнными данными не имелось. Самостоятельного доступа в систему ЕГАИС ООО «Берёзка» не имеет, поскольку на кассовом аппарате установлена только флеш-карта системы ЕГАС, с которой и передаются данные. С учётом наличия кассового чека о продаже алкогольной продукции 01.07.2020 в 21:59 час. у ООО «Берёзка» не было сомнений в передаче аналогичной информации в систему ЕГАИС. О расхождении во времени реализации алкогольной продукции ООО «Берёзка» известно не было.
Представитель административного органа на привлечении к ответственности ООО «Берёзка» по ст. 14.19 КоАП РФ настаивала.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему выводу.
Статья 14.19 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учёта объёма производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учёта использования производственных мощностей, объёма собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учёта объёма производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке.
Совершение указанного деяния влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
Объектом правонарушения выступают общественные отношения в сфере государственного регулирования алкогольной промышленности.
Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объёма производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учёта использования производственных мощностей, объёма собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.
Порядок учёта и декларирования объёма производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлен ст. 14 Закона N 171-ФЗ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 N 380, действовавшим на момент вменяемого правонарушения, утверждено положение об учёте объёмов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Пунктом 4 названного Положения установлено, что учёт объёма производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с применением технических средств фиксации и передачи информации об объёме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учёта объёма производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 года N 1459 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учёта объёма производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (действовавшим на момент фиксации правонарушения), утверждены правила и порядок функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учёта объёма производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно абз. 1 п. 21 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы направление информации об объёме производства и (или) оборота продукции в единую информационную систему осуществляется организацией, сельскохозяйственным товаропроизводителем или индивидуальным предпринимателем с использованием программно-аппаратных средств в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи путём представления заявки о фиксации по форме, в формате и в сроки, которые утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Пунктом 24 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учёта объёма производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предусмотрено, что при выявлении факта внесения в ЕГАИС недостоверной и (или) искаженной информации организация, сельскохозяйственный товаропроизводитель или индивидуальный предприниматель с использованием программно-аппаратных средств направляют в ЕГАИС заявку о фиксации с уточненными данными, а при технической невозможности направления в ЕГАИС заявки о фиксации с уточнёнными данными направляет в территориальный орган Росалкогольрегулирования заявление с уточненными данными. В случае если у программно-аппаратных средств участников единой информационной системы, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 4 настоящих Правил, отсутствует техническая возможность для исправления недостоверной и (или) искажённой информации путём направления в единую информационную систему заявки, указанной в абзаце первом настоящего пункта, организация, сельскохозяйственный товаропроизводитель или индивидуальный предприниматель направляют в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по месту нахождения организации, сельскохозяйственного товаропроизводителя или месту жительства индивидуального предпринимателя заявление с уточнёнными данными, при этом: организация и сельскохозяйственный товаропроизводитель, осуществляющие производство и (или) оборот (за исключением импорта, кроме импорта пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) продукции, или индивидуальный предприниматель вносят уточнения в ранее направленную информацию после принятия территориальным органом решения о возможности уточнения этой информации.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что доказательства по делу об административном правонарушении не имеют заранее установленной силы и при осуществлении производства по делу должны быть исследованы и оценены по правилам, установленным статьей 26.11 КоАП РФ, в совокупности.
Согласно предоставленной МРУ Росалкогольрегулирование по Северо-Западному федеральному округу информации от 19.02.2021, возможность внесения изменений/уточнений в информацию, содержащуюся в ЕГАИС, в отношении времени фиксации розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2466 и Приказом Росалкогольрегулирование от 01.08.2013 № 193 не предусмотрена.
Исходя из изложенного, не обращение ООО «Берёзка» в территориальный орган Росалкогольрегулирование с заявкой о внесении изменений/уточнений в информацию, содержащуюся в ЕГАИС, в отношении времени фиксации розничной продажи алкогольной продукции 01.07.2020, не свидетельствует с очевидностью о том, что со стороны ООО «Берёзка» допускается несоблюдение законодательства в области учёта объёмов производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.
По смыслу статьи 1.5 КоАП РФ во взаимосвязи с нормами статей 26.1, 29.1, 29.9 Кодекса, совокупность ряда достаточных и неопровержимых доказательств виновности лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, должна быть представлена и всесторонне исследована до принятия постановления в порядке, установленном главой 29 КоАП РФ.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из имеющихся в деле материалов и пояснений представителя ООО «Берёзка» не следует, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, предусмотренных законодательством о порядке учёта производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а именно возможности для внесения изменений/уточнений в информацию, содержащуюся в ЕГАИС, в отношении времени фиксации розничной продажи алкогольной продукции 01.07.2020.
С учётом приведённых норм, установленных обстоятельств, действия ООО «Берёзка» не образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного чт. 14.19 КоАП РФ.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ определено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 29.9-29.11, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Берёзка» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.19 Кодекса РФ об АП, прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья И.С. Юшкова