ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-208/2021 от 26.02.2021 Куйбышевского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 5-208/2021 ( 5-4098/2020)

55RS0002-01-2020-009932-23

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2021 года.

Куйбышевский районный суд г. Омска в составе

председательствующего судьи Пархоменко Галины Леонидовны (<...>)

при секретаре Абулхаировой Ж.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «Коммуналсервис», зарегистрированного по адресу: Омская область, Омский район, д.п. Чернолучинский, ул. Пионерская, д. 16, пом. 3, находящегося по адресу: <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>, КПП 552801001, дата регистрации 06.09.2016,

установил:

В Куйбышевский районный суд города Омска поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «Коммуналсервис» (далее по тексту ООО «Коммуналсервис»).

В ходе судебного разбирательства установлено, что 11.08.2020 в 12 часов 00 минут при проведении административного расследования, в ходе осмотра земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами: <данные изъяты>, установлен факт порчи земельных участков. Так, на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> организован котлован, который наполнен канализационной жидкостью. Данный котлован соединен траншеей с котлованом, расположенном на земельном участке категории земель населенных пунктов с кадастровым номером <данные изъяты>. На земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> также обнаружены котлованы, заполненные канализационной жидкостью. Кроме того, одновременно в указанные котлованы и на территорию земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> осуществляется хаотичное складирование твердых бытовых отходов.

Канализационная жидкость, накапливаемая в емкости накопителе через канализационную насосную станцию, расположенную по адресу: <адрес> по подземному трубопроводу поступает в котлован, расположенный на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> В результате наполнения котлована методом перелива через траншею по мере ее наполнения, а также по поверхности земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> происходит их наполнение, а также частичное подтопление жидкими коммунальными отходами верхнего плодородного слоя почвы названных земельных участков.

Указанные объекты- сооружение канализация самотечная и напорная по адресу: <данные изъяты> являются собственностью Омского муниципального района Омской области. Данные объекты по концессионному соглашению переданы ООО «Коммуналсервис».

Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ часть земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 2000 кв.м., по степени эпидемиологической опасности почвы отнесены к категории и загрязнения почв «чрезвычайно опасная» по показателям Индекс БГКП, Индекс энтерококков.

Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ часть земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 3882 кв.м., по степени эпидемиологической опасности почвы отнесены к категории и загрязнения почв «чрезвычайно опасная» по показателям Индекс БГКП.

По данному факту сотрудниками Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области проводилось административное расследование, и в отношении ООО «Коммуналсервис» 25.10.2020 государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Омской области составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Законный представитель ООО «Коммуналсервис» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Исходя из положений частей 3 и 4 статьи 25.4 КоАП РФ, дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. Судья вправе признать обязательным присутствие законного представителя юридического лица.

При указанных обстоятельствах, в целях своевременного разрешения дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, суд счел возможным рассмотреть дело об административном правонарушении без участия законного представителя юридического лица.

Защитник Компаниец В.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании указала, что наличие котлованов на земельных участках с кадастровыми номерами , расположенных в границах Богословского сельского поселения Омского района Омской области, не оспаривают, вину не признают, поскольку по концессионному соглашению им сети не переданы. Им передана насосная станция-это здание, где установлены насосы, которые принимают стоки из п. Ульяновка. Стоки переходят в канализационную трубу и перетекают в котлован. За наполняемостью котлованов они не следят. Котлован и труба не находятся в их ведении. Материальное положение юридического лица тяжелое. На сегодняшний день в полном объеме нарушения не устранены, слив стоков минимизирован.

Должностное лицо Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области, составившее протокол об административном правонарушении, ФИО1 в судебном заседании пояснил, что канализационная жидкость, накапливаемая в емкости накопителе через канализационную насосную станцию, расположенную по адресу: <адрес> по подземному трубопроводу поступает в котлован, расположенный на земельном участке с кадастровым номером . В результате наполнения котлована методом перелива через траншею по мере ее наполнения, а также по поверхности земельных участков с кадастровыми номерами , происходит наполнение расположенных на них котлованов, а также частичное подтопление жидкими коммунальными отходами верхнего плодородного слоя почвы названных земельных участков.

В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации, целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Статьями 13, 42 ЗК РФ предусмотрены порядок содержания земель, а также обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков.

Обязанности собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов, земельных участков по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения также предусмотрены статьёй 8 Федерального Закона от 16.07.1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

В силу требований статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в числе прочего: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В соответствии с частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в области охраны и рационального использования земель (почвы).

В качестве предмета выступает земли (земля) - природный ресурс, неотъемлемый компонент биосферы, необходимое условие существования жизни, базис любой деятельности человека. Как объект правовой охраны земля охватывает все виды земельных участков независимо от форм собственности, характера владения, степени освоенности и использования человеком для удовлетворения своих потребностей (статья 6 ЗК РФ).

Объективная сторона указанного административного правонарушения выражается в совершении действий (бездействия), связанных с уничтожением плодородного слоя почвы либо порче земель в результате несоблюдения установленных законодательством правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Вина ООО «Коммуналсервис» в совершении вменяемого ему административного правонарушения подтверждается исследованными доказательствами:

-протоколом об административном правонарушении, составленным 25.09.2020 государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Омской области в отношении ООО «Коммуналсервис» по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, из которого следует, что ООО «Комммуналсервис» совершило административное правонарушение, выразившееся в уничтожении плодородного слоя почвы на общей площади земельных участков 5882кв.м. (том 1, л.д. 94-98);

- протоколами осмотров земельных участков с кадастровыми номерами , расположенных по адресу: <адрес>, составленными 11.08.2020,в которых зафиксированы нарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении (том 2, л.д. 14-15, 22-23), схемами к протоколам осмотра (том 2, л.д. 21,28), фототаблицами к протоколу осмотра (том 2, л.д. 16-20: 24-27);

- экспертным заключением № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому почвенные образцы, отобранные на части земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 55<данные изъяты> площадью 2000 кв.м. (0,02 га), не соответствуют СанПин 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы», по показателю Индекс БГКП и индекс энтерококков. По результатам исследования почвенных образцов, часть земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 2000 кв.м. (0,02 га), согласно СанПин 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы», по степени эпидемической опасности почвы, отнесена к категории загрязнения почв «Чрезвычайно опасная» (том 2, л.д.66-77);

-экспертным заключением № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому почвенные образцы, отобранные на части земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 3382 кв.м. (0,3382 га), не соответствуют СанПин 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы», по показателю Индекс БГКП. По результатам исследования почвенных образцов, часть земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 3382 кв.м. (0,3382 га), согласно СанПин 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы», по степени эпидемической опасности почвы, отнесена к категории загрязнения почв «Чрезвычайно опасная» (том 2, л.д. 56-65);

- копией Распоряжения Администрации Омского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, № согласно которому ООО «Коммуналсервис» переданы во временную эксплуатацию бесхозяйные объекты недвижимости согласно приложению. Из Приложения к распоряжению от 20.01.2020 видно, что ООО «Коммуналсервис» было передано сооружение - канализация самотечная и напорная от КНС до пруда накопителя (р-н валки) кадастровый номер , протяженностью 1142 м., год завершения строительства 2004; сооружение - пруды накопители, по адресу: Омская область, Омский район, с. Ульяновка, год завершения строительства 2004 (том 1, л.д. 33-35);

- копией концессионного соглашения от 08.10.2018, согласно которому между Администрацией ОМР Омской области (концедент), ООО «Коммуналсервис» (концессионер), Омская область (субъект РФ) и МУП «Водоканал» Омского муниципального района (передающая сторона) было заключено соглашение о том, что концессионер обязуется осуществлять холодное водоснабжение и водоотведение по потребителяс с использованием объектов соглашения, за свой счет производить работы по созданию и (или) реконструкции (модернизации) объектов соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования объектами соглашения для осуществления указанной деятельности на территории Богословского, Ключевского, Ростовкинского, Надеждинского, Морозовского, Омского, Покровского, Андреевского, Петровского и Красноярского сельских поселений Омского муниципального района Омской области (том 1, л.д. 40-57). Из Приложения №1 к концессионному соглашению от 08.10.2018 видно, что ООО «Коммуналсервис» было передано здание КНС, по адресу: <...> (том 1, л.д. 58-62).

Вина ООО «Коммуналсервис» также подтверждается: копиями выписок из Единого государственного реестра недвижимости(том1,л.д.63-68);копиями актов (протоколов ) отбора образцов (проб)почвы от 12.08.20230 №42-53( том2, л.д.31-42); копиями протоколов испытаний от 03.09.2020(том2,л.д.43-50).

Оценив исследованные доказательства в совокупности, суд находит доказанной вину ООО «Коммуналсервис».

Действия ООО «Коммуналсервис» правильно квалифицированы по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, как уничтожение плодородного слоя почвы.

Оснований для прекращения производства по делу суд не усматривает.

При назначении административного наказания судья учитывает обстоятельства, предусмотренные ч. 2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитываются характер совершенного юридическим лицом административного правонарушения, его имущественное и финансовое положение, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

Учитывая изложенное, суд полагает необходимым применить к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение (ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), такой меры государственного принуждения, как административный штраф, поскольку она с наибольшим эффектом достигнет цели восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также её соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать общество с ограниченной ответственностью «Коммуналсервис» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Реквизиты для уплаты штрафа: УФК по Омской области (Управление Россельхознадзора по Омской области, л/с <***>), ИНН <***>, КПП 550401001, ОКТМО 52701000, лицевой счет <***>, номер казначейского счета 03100643000000015200, Кор. счет (счет банка получателя) 40102810245370000044, Банк отделение Омск банка России/УФК по Омской области г. Омск, БИК 015209001, КБК 08111601081010006140, УИН 08100000001003455163.

Постановление одновременно является исполнительным документом.

Постановление может быть обжаловано путем подачи жалобы в Омский областной суд через Куйбышевский районный суд города Омска в течение 10 суток со дня оглашения или получения копии постановления.

Судья Г.Л. Пархоменко