ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-208/2021 от 28.01.2021 Первомайского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу № 5-208/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

Судья Первомайского районного суда г. Краснодара Дордуля Е.К., рассмотрев поступивший из управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, в отношении ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

в Первомайский районный суд г. Краснодара из управления государственной охраны объектов культурного наследия Администрации Краснодарского края поступил протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении ФИО1

Защитник лица, привлекаемого к административной ответственности, адвокат ФИО3 в судебном заседании вину в совершенном правонарушении не признал, просил исключить протокол составленный в отношении ФИО1, как доказательство полученное с нарушением закона, прекратить производство по делу, в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.

Представитель управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки в суд не сообщал, ходатайств, заявлений в суд не поступало.

Суд, выслушав защитника, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

Как следует из материалов дела, 10.11.2020г. сотрудниками управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края в рамках проведения мероприятия по контролю за объектами культурного наследия установлено, что на территории исторического поселения г.Краснодар на ценном объекте историко-градостроительной среды «Торговый павильон», 1950-е г.г., расположенном по адресу: <...>, угол ул.Красноармейской, в междуэтажном пространстве размещена крупногабаритная информационная конструкция, а также возведены навесы (козырьки) на пешеходной части ул.Карасунская, также в ходе осмотра обнаружено, что информационная конструкция полностью закрывает лепной декор в виде розеток и гирлянд, и частично прерывает прямоугольные пилястры. При производстве работ по креплению информационной конструкции к фасаду здания, а также устройству навесов нанесены локальные разрушения плоскости фасада и архитектурных элементов.

Согласно ст. 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 25.06.2002г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно ст.ст. 59,60 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» историческим поселением в целях настоящего Федерального закона являются включенные в перечень исторических поселений федерального значения или в перечень исторических поселений регионального значения населенный пункт или его часть, в границах которых расположены объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения.

Предмет охраны исторического поселения включает в себя: исторически ценные градоформирующие объекты - здания и сооружения, формирующие историческую застройку и объединенные в том числе масштабом, объемом, структурой, стилем, конструктивными материалами, цветовым решением и декоративными элементами; планировочную структуру, включая ее элементы; объемно-пространственную структуру; композицию и силуэт застройки - соотношение вертикальных и горизонтальных доминант и акцентов; соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными); композиционно-видовые связи (панорамы), соотношение природного и созданного человеком окружения.

Градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении должна осуществляться при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно протоколу об административном правонарушении №121 от 15 декабря 2020г., административное правонарушение выразилось в том, что ФИО1 своим бездействие допустила размещение крупногабаритной информационной конструкции, а также возведение навесов (козырьков) на пешеходной части, находящейся на территории исторического поселения г.Краснодар на ценном объекте историко-градостроительного среды «Торговый павильон», 1950-е г.г., расположенном по адресу: <...>, угол ул.Красноармейской,, что не соответствует

Согласно материалов дела, здание на ул. Карасунская, 86, угол ул.Красноармейской в г.Краснодаре является ценным объектом историко-градостроительной среды «Торговый павильон», 1950-е г.г.

Администрацией Краснодарского края принят приказ № 26-КН «Об утверждения предмета охраны, границ территорий и требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения регионального значения город Краснодар Краснодарского края», вышеуказанный ценный объект историко-градостроительной среды находится в историческом поселении и подлежит государственной охране.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (выписка из ЕГРН № КУВИ-002/2020-40447061 от 20.11.2020) собственником указанного помещения является ФИО1

Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного кодекса.

Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно части 4.1 данной статьи протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в случае, если оно извещено в установленном порядке о месте и времени его составления. При этом копия протокола об административном правонарушении направляется указанному лицу в течение трех дней со дня составления протокола.

Из анализа приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие этого лица протокол может быть составлен только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола.

Иное толкование указанных норм означало бы нарушение прав лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.

При этом, исходя из пояснений защитника ФИО3, которые давал в ходе производства по делу, протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие ФИО1, она не была осведомлена о месте и времени его оформления, копия протокола ей не вручена. В материалах дела отсутствуют данные, свидетельствующие о том, что извещался о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.

Как следует из материалов дела, сотрудниками управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края извещения ФИО1 направлялись по адресу <...>.

Из представленных суду документов следует, что с 18.01.2019г. постоянным местом жительства ФИО1 является <...>, что подтверждается копией паспорта ФИО1

В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном названным кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (часть 2). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4).

Изложенное с учетом положений статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не позволяет сделать вывод о составлении протокола об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 28.2 названного кодекса.

Несоблюдение требований данной нормы о составлении протокола об административном правонарушении с участием лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, или в отсутствие этого лица при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола является существенным процессуальным нарушением, препятствующим реализации указанным лицом права на защиту.

Таким образом, суд установил, что протокол об административном правонарушении составлен с существенным нарушением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Допущенное по настоящему делу существенное нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет признание протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством по делу.

Согласно части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если они получены с нарушением закона.

В соответствии со ст.29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление: о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае: наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие состава административного правонарушения.

Таким образом, суд установил, что протокол об административном правонарушении составлен с существенным нарушением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущим признание данного протокола недопустимым доказательством по делу.

При таких обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебные постановления.

На основании изложенного, руководствуясь главой 29 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении ФИО1.

Постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья-