Дело № 5-20/2017
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
п. Могойтуй 01 ноября 2017 года
Судья Могойтуйского районного суда Забайкальского края Цыцыкова Д.В.,
с участием прокурора Данзановой Е.Д.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ в отношении должностного лица –
ФИО1, <ДАТА> года рождения, уроженки <адрес>, работающей начальником управления по организационной и кадровой работе администрации муниципального района «Могойтуйский район», зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением и.о. прокурора Могойтуйского района от 11 октября 2017 года в отношении должностного лица – муниципального служащего, начальника управления по организационной и кадровой работе администрации муниципального района «Могойтуйский район» ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, т.е. невыполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом. Как следует из постановления, 25 мая 2017 года и.о. прокурора Могойтуйского районо вынесено решение о проведении проверки в администрации муниципального района «Могойтуйский район» на предмет исполнения законодательства о муниципальной службе с целью оценки деятельности при ведении личных дел кадровым подразделением, соблюдением муниципальными служащими запретов, ограничений, обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействий коррупции», установлен период проверки с 30 мая 2017 года по 23 июня 2017 года. О принятом решении уведомлен муниципальный район «Могойтуйский район». 05 июня 2017 года в 10 час. 00 мин. старший помощник прокурора Данзанова Е.Д. прибыла в администрацию муниципального района «Могойтуйский район», где начальник управления по организационной и кадровой работе администрации муниципального района «Могойтуйский район» ФИО1 отказалась предоставить ей личные дела для проверки в связи с тем, что отсутствует согласие каждого муниципального служащего на обработку персональных данных третьим лицом- прокурором.
В соответствии с ч.2.1 ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре» от 17 января 1992 года №2202-1 органы прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора вправе осуществлять обработку персональных данных.
Обработкой персональных данных в соответствии с п.3 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года «152-ФЗ «О персональных данных» является любое действие (операция) или совокупность действий (операции), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
Также прокурор в связи с осуществлением прокурорского надзора имеет доступ к специальным категориям персональных данных согласно п.7.1 ч.2 ст. 10 Федерального закона «152-ФЗ «О персональных данных».
Указанные требования федерального законодательства нарушены начальником управления по организационной и кадровой работе администрации муниципального района «Могойтуйский район» ФИО1
В соответствии с ч.1 ст.5, ч.12 ст.6 Федерального закона «о прокуратуре» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок, воспрепятствование в какой-либо форме деятельности прокурора влечет за собой установленную законом ответственностью.
Таким образом, прокурор считает, что 05 июня 2017 года в <адрес>, начальник управления по организационной и кадровой работе администрации муниципального района «Могойтуйский район» ФИО1, являясь должностным лицом, совершила административное правонарушение, предусмотренное ст. 17.7 КоАП РФ, то есть невыполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
В судебном заседании прокурор Данзанова Е.Д. пояснила, что рапорт о факте административного правонарушения ею подан 05 июня 2017 года, считает, что ФИО1 как должностное лицо, в обязанности которого входит именно введение личных дел муниципальных служащих, является субъектом административного правонарушения.
В силу ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по административному делу, ФИО1 не явилась, обратившись с ходатайством о рассмотрении дела без её участия.
Судом определено рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие ФИО1
В письменном возражении ФИО1 просит прекратить производство по делу, ссылаясь на то, что в администрацию муниципального района «Могойтуйский район» поступило требование прокурора Могойтуйского района от 31 мая 2017 года №86-133б-2017 о предоставлении для проверки следующих сведений: списка муниципальных служащих и членов их семей (фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия и номер паспорта, ИНН); сведения об НПА, устанавливающем перечень должностей муниципальной службы, замещению которых предшествует проведение конкурса; личные дела муниципальных служащих. 05 июня 2017 года в прокуратуру Могойтуйского района направлено письмо за подписью и.о. главы муниципального района ФИО4, к которому приложены копия постановления администрации муниципального района «Могойтуйский район» №429 от 22 сентября 2015 года «Об утверждении перечня должностей муниципальной службы администрации муниципального района «Могойтуйский район», замещаемых на конкурсной основе», список муниципальных служащих администрации муниципального района «Могойтуйский район» (общедоступные данные) и пояснение о причинах не предоставлении личных дел. Согласно устному распоряжению и.о. главы муниципального района, личные дела должны быть предоставлены прокурору для проверки только после получения письменного согласия каждого служащего в соответствии с Трудовым кодексом РФ и Федерального закона «О персональных данных». Причиной не предоставления личных дел послужило отсутствие письменных заявлений служащих о даче согласия на обработку персональных данных для проверки личных дел прокуратурой района. Полагает, что не является субъектом административного правонарушения, а также, принимая во внимание требования законодательства о персональных данных, считает, что в действиях администрации отсутствует состав административного правонарушения.
Выслушав прокурора Данзанову Е.Д., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе федеральными органами исполнительной власти, и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами.
Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в п. 1 ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона, требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов (п. 1 ст. 22).
Согласно п.п.1, 3 ст. 6 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре РФ» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу пункта 2.1 статьи 4 Закона о прокуратуре, пункта 7.1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" органы прокуратуры вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях, в частности в связи с осуществлением ими прокурорского надзора, доступ к необходимой им для реализации этих полномочий информации, в том числе осуществлять обработку персональных данных, в соответствии с Инструкцией о порядке обработки в органах прокуратуры Российской Федерации персональных данных, полученных в связи с осуществлением прокурорского надзора", и регламентирующей единый порядок обработки персональных данных в органах прокуратуры Российской Федерации при осуществлении прокурорского надзора.
Таким образом, пределы реализации прокурором полномочий по надзору в сфере, на которую распространяется действие законодательства об охраняемой законом тайне (конфиденциальной информации), не ограничены, кроме случаев, прямо предусмотренных законом.
Как видно из материалов дела, 25 мая 2017 года и.о. прокурора Могойтуйского района принято решение о проведении проверки на основании приказа Генерального прокурора РФ от 29 августа 2014 года №454 на предмет исполнения законодательства о муниципальной службе с целью оценки деятельности при ведении личных дел кадровым подразделением, соблюдением муниципальными служащими запретов, ограничений, обязанностей, установленных законом "О противодействии коррупции», в срок с 30 мая по 23 июня 2017 года, проверка поручена старшему помощнику прокурора района Данзановой Е.Д.
31 мая 2017 года главе муниципального района «Могойтуйский район» направлено требование, что во исполнение Приказа Генерального прокурора РФ от 29 августа 2014 года №454 проводится проверка законности замещения должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления, соблюдения запретов, ограничений и исполнения обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействий коррупции». Право прокурора на доступ к персональным данным и их обработку закреплено в ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре», ст. 10 Федерального закона «О персональных данных», дата проверки 02 июня 2017 года с 09 часов. В установленный срок подготовить список муниципальных служащих и членов их семей (фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия и номер паспорта, ИНН), сведения об НПА, устанавливающем перечень должностей муниципальной службы, замещению которых предшествует проведение конкурса, личные дела муниципальных служащих.
Данное требование главой муниципального района «Могойтуйский район» передано для работы ФИО5
05 июня 2017 года за подписью и.о. главы муниципального района ФИО4 направлено письмо в прокуратуру Могойтуйского района, с приложением постановления администрации муниципального района «Могойтуйский район» №429 от 22 сентября 2015 года; списка муниципальных служащих администрации муниципального района «Могойтуйский район (общедоступные данные). По поводу личных дел муниципальных служащих указано, что в соответствии с нормами Трудового кодекса РФ и Федерального закона «О персональных данных» необходимо письменное согласие работника.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
В ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ регламентировано, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Исходя из положений статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно материалам дела, требование о необходимости подготовить список муниципальных служащих и членов их семей, сведения о НПА, устанавливающем перечень должностей муниципальной службы, замещению которых предшествует проведение конкурса, и личные дела муниципальных служащих адресовано главе муниципального района «Могойтуйский район». Ответ на требование прокурора подписан и.о. главы муниципального района «Могойтуйский район». Также в ходатайстве о прекращении производства по делу ФИО1 указано о том, что по устному распоряжению и.о. главы муниципального района личные дела муниципальных служащих должны быть предоставлены прокурору для проверки только после получения письменного согласия каждого служащего.
Поручение об исполнении требования прокурора другим лицам не может служить основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку ФИО1 в данном случае не является должностным лицом, которому было адресовано требование прокурора.
В связи с изложенным, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь п.2 ч.1 ст. 29.9, ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ в отношении ФИО1 прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием в действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Могойтуйский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Д.В. Цыцыкова