ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-20/17 от 28.02.2017 Батайского городского суда (Ростовская область)

Дело № 5-20\17

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Судья Батайского городского суда Ростовской области Вишнякова ЛВ, находящаяся по адресу <...>,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении должностного лица - <данные изъяты> ФИО1 <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, гражданки России, образование высшее, проживающей <адрес>, работающей <данные изъяты>

установил:

В ходе плановой выездной проверки, проводимой министерством финансов Ростовской области в муниципальном образовании «город Батайск» по вопросам контроля за соблюдением бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в соответствии с Планом осуществления министерством финансов Ростовской области внутреннего государственного финансового контроля, на основании приказа министерства финансов Ростовской области от 07.11.2016 было установлено, что ФИО1 <данные изъяты>, замещающей должность <данные изъяты>) допущено нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Областным законом от 14.11.2013 «Об образовании в Ростовской области» установлено распределение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, также общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных образовательных организациях и иных образовательных организациях и организации его предоставления.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится: обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации и др.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях(за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) и др.

Объем субвенции на обеспечение данных государственных гарантий рассчитывался в соответствии с действующим в проверяемом периоде Областным законом от 22.10.2005 «О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области».

Постановлением Правительства Ростовской области от 12.07.2012 определен порядок расходования указанной субвенции, предоставляемой из областного бюджета местным бюджетам.

Согласно пункту приложений , к постановлению Правительства Ростовской области от 12.07.2012 органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, в 2-дневный срок после зачисления средств на лицевой счет направляют субвенцию получателям средств - муниципальным общеобразовательным организациям, в том числе муниципальным бюджетным учреждениям в форме предоставления субсидий на финансовое обеспечение муниципального задания на предоставление муниципальных услуг по реализации образовательных программ дошкольного образования, образовательных программ начального общего образования, образовательных программ основного общего образования, образовательных программ среднего общего образования и образовательных программ дополнительного образования детей.

В соответствии с рекомендациями «По доведению муниципального задания муниципальным дошкольным образовательным учреждениям и муниципальным общеобразовательным учреждениям за счет средств субвенций областного бюджета» от 15.05.2015, утвержденными министерством общего и профессионального образования Ростовской области за основу расчета нормативных затрат на реализацию образовательных программ дошкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях, реализацию образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях принимаются нормативы на реализацию соответствующих образовательных программ с учетом коэффициентов корректировки в части расходов на оплату труда, утвержденные Областным законом (далее - региональные нормативы финансирования).

Региональные нормативы финансирования используются для определения общего объема субвенций местным бюджетам и учитывают, в том числе следующие расходы: - на оплату труда учителей, воспитателей (включая старших), прочих педагогических работников, с учетом требований примерных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала (за исключением персонала, обеспечивающего создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми и оказание услуг по присмотру и уходу за детьми, а также персонала, непосредственно связанного с обслуживанием зданий, сооружений, систем, оборудования, содержанием территории и обеспечением сохранности имущества).

На муниципальном уровне определяется порядок формирования и финансового обеспечения муниципального задания муниципальным дошкольным образовательным учреждениям и муниципальным общеобразовательным учреждениям, включая механизм использования региональных нормативов финансирования и установление порядка расчета поправочных коэффициентов для образовательных учреждений с учетом объективно действующих факторов, а также порядок определения объема средств местных бюджетов на финансовое обеспечение осуществления полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов всфере образования, установленных федеральным законодательством, в части расходов на организацию образовательного процесса, содержание имущества, оплату коммунальных услуг, осуществление присмотра и ухода.

Кроме того объем соответствующих государственных гарантий, следовательно, и обязательства субъекта Российской Федерации по их обеспечению, закрепляется федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Минобрнауки России) от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», в том числе в части расходов на содержание зданий и приобретение коммунальных услуг отнесены к муниципальным полномочиям и осуществляются за счет местныхбюджетов.

Согласно письму Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ «Методические рекомендации по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования» федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) определяет требования к кадровым условиям (кадровому обеспечению) реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее -Программа), которые, наряду с требованиями к предметно-пространственной среде и материально-техническому обеспечению реализации Программы, являются основанием для определения необходимых затрат, учитываемых при расчете нормативов финансового обеспечения.

Согласно ФГОС ДО расходы на организацию предоставления дошкольного образования в муниципальных бюджетных образовательных организациях (в том числе в части расходов на содержание зданий и приобретение коммунальных услуг) отнесены к муниципальным полномочиям и осуществляются за счет местных бюджетов.

Таким образом, в соответствии с объемом государственных гарантий прав на получение дошкольного образования, закрепляемых ФГОС ДО, за счет бюджета субъекта Российской Федерации должна быть обеспечена оплата труда следующих категорий работников, осуществляющих реализацию Программы: воспитатели; прочие педагогические работники, обеспечивающие реализацию Программы во всех пяти областях развития детей, а также обеспечивающие выполнение требований ФГОС к психолого-педагогическим условиям реализации Программы, в том числе руководители, работники, инструкторы по физической культуре, музыкальные руководители, концертмейстеры, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, социальные педагоги, педагоги-психологи, руководители физического воспитания, учителя-дефектологи (дефектологи), учителя-логопеды (логопеды), методисты, старшие воспитатели и пр.; учебно-вспомогательный персонал, в том числе младшие воспитатели, помощники воспитателей и пр.; руководящие и административно-хозяйственные работники, работники, обеспечивающие финансовую и хозяйственную деятельность, охрану жизни и здоровья детей, в том числе руководители организации, их заместители, в том числе заместители по безопасности, бухгалтера, экономисты, инспектор по охране труда, документоведы, программисты, эксперты, специалисты по кадрам, делопроизводители, кассиры, специалисты планово-экономических отделов, техники, заведующие хозяйством, рабочий по уборке зданий, уборщица, рабочий по комплексному обслуживанию и уборке территории, дворник, охранник, рабочий бассейна, медицинские работники (за исключением медицинских работников, обеспечивающих оказание первичной медико-санитарной помощи, прохождение периодических медицинских осмотров и диспансеризации), в том числе медицинская сестра по диетическому питанию, и пр., за исключением персонала,обеспечивающего создание условий для осуществления присмотра и ухода и оказание услуг по присмотру и уходу за детьми.

Согласно пункту статьи Федерального закона от 29.12.2012 к расходам органов государственной власти субъектов Российской Федерации не могут быть отнесены расходы на содержание зданий и оплату коммунальных услуг. В этой связи в нормативы финансового обеспечения реализации государственных гарантий прав на дошкольное образование не включается заработная плата персонала, непосредственно связанного с обслуживанием зданийи оборудования, в том числе работников, обеспечивающих функционирование систем отопления, доставку и хранение необходимых средств обучения, продуктов питания (истопники, кочегары, операторы бойлерных, хлораторных, слесари-сантехники, рабочие по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, сторожа,электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования и пр.).

В ходе проверки установлено, что управлением образования <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ за счет полученной из областного бюджета субвенции осуществлялось направление средств на выплату заработной платыперсонала, обеспечивающего создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми и оказание услуг по присмотру и уходу за детьми, а также персонала, непосредственно связанного с обслуживанием зданий, сооружений, систем, оборудования (сторожам, рабочим покомплексному обслуживанию зданий, операторам газовых котельных, водителю) муниципальных бюджетных образовательных учреждений за счет средств субвенции, расходы по которым должны осуществляться за счет средств местного бюджета.

Штатными расписаниями муниципальных бюджетных образовательных учреждений за счет средств областного бюджета утверждены должности сторожей, рабочих по комплексному обслуживанию зданий, операторов газовых котельных, водителя.

В ходе проверки установлено, что в соответствии со штатными расписаниями сотрудникам муниципальных бюджетных образовательных учреждений: МБОУ СОШ , СОШ , МБОУ СОШ , занимающим должности сторожей, рабочих по комплексному обслуживанию зданий, операторов газовых котельных, водителя в ДД.ММ.ГГГГ осуществлена выплата заработной платы за счет средств областного бюджета в общей сумме <данные изъяты>., в том числе: МБОУ СОШ в сумме <данные изъяты>., МБОУ СОШ в сумме <данные изъяты>., МБОУ СОШ в сумме <данные изъяты>..

Согласно пояснениям, представленным директорами и главными бухгалтерами указанных учреждений, расчет указанной заработной платы был произведен исходя из начисления ежегодных оплачиваемых трудовых отпусков.

Вышеуказанные расходы произведены на основании ведомостей на оплату труда, платежных документов и в полном объеме отражены в бухгалтерском учете указанных учреждений <адрес>.

С учетом изложенного следует, что управлением образования <адрес> в результате планирования и направления образовательным учреждениям МБОУ СОШ , СОШ , МБОУ СОШ средств областного бюджета на выплату заработной платы сторожей, рабочих по комплексному обслуживанию зданий, операторов газовых котельных, водителя, финансирование которой должно осуществляется за счет средств местного бюджета, допущено нарушение условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субвенций) в общей сумме <данные изъяты>., определенных статьей 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пунктом 4 приложения 1 к постановлению Правительства Ростовской области от 12.07.2012 .

Согласно разделу должностной инструкции, утвержденной начальником управления образования города ФИО4 к должностным обязанностям <данные изъяты> в том числе относятся: - организация прогнозирования потребности в финансовых ресурсах, обеспечивающих функционирование системы образования <адрес>; - осуществление разработки перспективного и текущего планирования, формирование бюджета, анализ его исполнения; - организация работы по экономическому и статистическому анализу работы управления образования <адрес>, подведомственных образовательных учреждений; - осуществление контроля за деятельностью финансово-экономической службы управления образования <адрес>, подведомственных образовательных учреждений: кассового исполнения бюджета, формирование и предоставление финансовой отчетности, своевременного, целевого и эффективного использования выделенных бюджетных средств; - осуществление методического руководства подведомственными учреждениями образования по вопросам деятельности, развития экономических механизмов; - координация работы по размещению заказов для нужд образования, подготовки и проведение конкурсных и иных процедур; - организация работы в области анализа законодательства и действующих нормативных правовых актов в области финансов, разработку и совершенствование информационного обеспечения финансовой деятельности образовательного учреждения.

18 января 2017 года был составлен протокол об административном правонарушении должностным лицом ФИО1 по ст 1515.3 КоАП РФ.

В судебном заседании должностное лицо ФИО1 вину свою не признала, полагает, что в ее действиях нет состава административного правонарушения. Кроме того, считает, что в данном случае может иметь малозначительность правонарушения.

Выслушав <данные изъяты>

ФИО1, изучив материалы дела, судья приходит к следующему.

В соответствии со статьей 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от <данные изъяты> или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

В действиях должностного лица ФИО1 имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст 15.15.3 КоАП РФ

Из материалов дела следует, что действия ФИО1 повлекли нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования и общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных образовательных организациях, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек ( за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг, осуществляемых из местных бюджетов), что является нарушением ст. 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом от 18.01.2017 года в отношении должностного лица ФИО1 документами, находящимися в материалах дела,, которые были оценены судом на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.

Принимая во внимание характер совершенного правонарушения, степень вины нарушителя, наличие смягчающих обстоятельств - ФИО1 к административной ответственности привлекается впервые, а также отсутствие отягчающих обстоятельств, полагаю возможным подвергнуть ФИО1 административному штрафу в сумме <данные изъяты>

Довод ФИО1 о малозначительности судья во внимание принять не может.

Так, согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

В данном случае таких исключительных обстоятельств не имеется.

Руководствуясь ст 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

<данные изъяты>) ФИО1 <данные изъяты> признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в <данные изъяты>.

Штраф следует оплатить по следующим реквизитам:

р\счет Банк: Отделение Ростов-на-Дону, г. Ростов -на- Дону, БИК получатель: УФК по Ростовской области ( министерство финансов Ростовской области), ИНН КПП ОКТМО КБК , в поле « Назначение платежа» - Ф.И.О., адрес, номер и дата постановления.

Постановление может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его получения в Ростовский областной суд через Батайский городской суд.

Судья Л.В. Вишнякова