ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-20/18 от 08.05.2018 Калужского гарнизонного военного суда (Калужская область)

Дело № 5-20/2018

<данные изъяты>

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

8 мая 2018 года <...>

Заместитель председателя Калужского гарнизонного военного суда Дмитриев Виктор Викторович, при секретаре Гольниковой Ю.С., с участием защитника Радченко В.Б. майора юстиции Сауры М.А., рассмотрел дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), в отношении военнослужащего по контракту войсковой части полковника

Радченко Владимира Борисовича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, не состоящего в браке, ранее к административной ответственности не привлекавшегося, зарегистрированного по адресу: <адрес>, фактически проживающего по адресу: <адрес>-1, <адрес>,

у с т а н о в и л:

Согласно протоколу об административном правонарушении Радченко, будучи командиром войсковой части , 31 марта 2018 года не выполнил в установленный срок законное предписание от 6 апреля 2015 года , выданное отделением федерального государственного пожарного надзора Специального управления ФПС № 88 МЧС России по устранению грубых нарушений обязательных требований пожарной безопасности.

Радченко виновным себя в совершении административного правонарушения не признал, указал, что предписание не выполнено в связи с недостаточным финансированием воинской части. При этом большая часть нарушений, указанных в предписании устранена, остальные нарушения будут устранены при поступлении денежных средств.

Его защитник Саура М.А. также полагал, что Радченко не должен нести ответственность за невыполнение предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, поскольку им предприняты меры по истребованию в установленном порядке соответствующих денежных средств, и войсковая часть , являясь органом, финансируемым за счет средств федерального бюджета, может устранить указанные в предписании нарушения только в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Как следует из протокола об административном правонарушении от 20 марта 2018 года , Радченко обвиняется в том, что он, как должностное лицо – командир войсковой части , не выполнил в установленный законом срок законное предписание отделения федерального государственного пожарного надзора Специального управления ФПС № 88 МЧС России, а именно, не устранил нарушения, указанные в пунктах 10, 12-14, 18, 21, 25, 27-31, 37, 38, 40, 42-47 предписания.

Действительно 6 апреля 2015 года Радченко получено предписание вышеназванного отделения федерального государственного пожарного надзора об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.

Согласно данному предписанию до 1 марта 2018 года должны быть устранены недостатки, указанные, в том числе, в вышеперечисленных пунктах предписания, а именно: не все этажи здания штаба оборудованы системой оповещения управления эвакуацией людей при пожаре (штаб); помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (электро-механическая мастерская); здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, кабинет неотложной помощи № 3 не оборудован автоматической пожарной сигнализацией (медчасть); здание мазутонасосной, склады котельной (№1-6) не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (котельная); двери выхода на кровлю из лестничных клеток не противопожарные (казарма); здание не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией; здание учебного корпуса не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (учебный корпус); здание не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (дом управления); помещение спортзала не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, не все помещения оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (культурно-досуговый центр); помещения контрольно-технического пункта, здания отдыха водителей, класса инструктажа, пункт заправки, пункт технического обслуживания не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией; на территории АЗС на резервуарах отсутствует световая и звуковая сигнализация переполнения (автопарк); не все помещения технических комплексов оборудованы автоматической пожарной сигнализацией; срок службы систем автоматической пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения в ТК-1 и ТК-3 истек, в связи с чем требуется их капитальный ремонт (технический комплекс); дверь, отделяющая административно-бытовую часть здания пожарного депо от гаража не противопожарная; двери, отделяющие административно-бытовые помещения (отдел кадров, столовая) от гаража не противопожарные; эвакуационный выход из административно-бытовой части здания пожарного депо (служебные кабинеты, актовый зал) не соответствует требованиям пожарной безопасности – выход из общего коридора на улицу проходит через помещение гаража; эвакуационный выход из административно-бытовой части здания пожарного депо (отдел кадров и столовая) не соответствует требованиям пожарной безопасности (пожарное депо).

В ходе проверки, проведенной на основании распоряжения начальника управления – Главного государственного инспектора ФГКУ «Специальное управление ФПС № 88 МЧС России» по пожарному надзору от 28 февраля 2018 года , было установлено, что указанные выше недостатки в срок до 31 марта 2018 года устранены не были.

Вместе с тем, Радченко приказом ФСО России от 25 января 2013 г. назначен командиром войсковой части . В соответствии с п. 1 и 5 «Положения о Войсковой части », утвержденного приказом ФСО России от 09 октября 2013 г. , войсковая часть является подразделением ФСО России, юридическим лицом, имеет отдельный баланс, лицевой счет получателя бюджетных средств и другие лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства; при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности и участии в гражданском обороте выступает в качестве федерального казенного учреждения. Из п. 11 и 13 Положения следует, что войсковую часть возглавляет командир воинской части, а ее финансовое обеспечение осуществляется за счет средств федерального бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.

В соответствии с п. 5 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств. Следовательно, войсковая часть финансируется исключительно из федерального бюджета.

Таким образом, Радченко, как должностное лицо, осуществляющее руководство воинской частью, должен выполнять мероприятия, влекущие финансовые расходы, исключительно за счет бюджетных средств и в пределах доведенных войсковой части лимитов бюджетных обязательств.

При этом в силу п. 15 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию. В соответствии с «Перечнем работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1225 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений», устранение недостатков, указанных в вышеперечисленных пунктах предписания, подлежит выполнению организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Данных о том, что войсковая часть обладает такой лицензией, в суд не представлено, и, следовательно, выполнить предписание в полном объеме воинская часть может только с привлечением уполномоченной организации на договорной основе (за плату).

В то же время в целях выполнения предписания федерального государственного пожарного надзора от 06.04.2015 Радченко принял меры, зависящие от него, в результате чего значительная часть пунктов указанного предписания была выполнена. О чем в предписании имеются соответствующие отметки о выполнении. Остальные пункты предписания не выполнены по причине недостаточного финансирования из федерального бюджета.

Так, Радченко подписаны и направлены заявки в довольствующий орган на выделение денежных средств для выполнения предписания федерального государственного пожарного надзора, в том числе, на 2016 год в соответствии с расшифровкой расходов на бюджетное финансирование из федерального бюджета по статье расхода 0306 9990090049 244 226 (по направлениям расходов, находящимся в компетенции УВТС СХО ФСО России) дополнительно заявлялись денежные средства, в том числе для выполнения требований пожарной безопасности в сумме 3 888,2 тыс. руб. (исходящие шифрованные сообщения исх. от 13.03.2015 и от 21.01.2016).

Фактически же на 2016 год по статье расхода 0306 9990090049 244 226 выделены денежные средства в общей сумме 1 696,1 тыс. руб., что подтверждается справкой о финансировании расходов войсковой части и соответствующими входящими шифрованными сообщениями.

На 2017 год в соответствии с расшифровкой расходов на бюджетное финансирование из федерального бюджета по статье расхода 0306 9990090049 244 226 (по направлениям расходов, находящимся в компетенции УВТС СХО ФСО России) заявлялись денежные средства в сумме 8 613 тыс. руб., в том числе для выполнения требований пожарной безопасности заявлялись денежные средства в сумме 7 192,8 тыс. руб. (исходящее шифрованное сообщение исх. от 15.03.2016).

Фактически на 2017 год выделены лишь денежные средства в сумме 598,2 тыс. руб., (подтверждается справкой о финансировании расходов войсковой части и соответствующими входящими шифрованными сообщениями).

На 2018 год в соответствии с расшифровкой расходов на бюджетное финансирование из федерального бюджета по статье расхода 0306 9990090049 244 226 (по направлениям расходов, находящимся в компетенции УВТС СХО ФСО России) заявлялись денежные средства в сумме 5 369,8 тыс. руб., в том числе для выполнения требований пожарной безопасности заявлялись денежные средства в сумме 3 220,5 тыс. руб. (исходящее шифрованное сообщение исх. от 10.03.2017).

Фактически же на 2018 год (до настоящего времени), как это следует из справки о финансировании расходов войсковой части и соответствующих входящих шифрованных сообщений, выделены денежные средства в сумме 240 тыс. руб.

Таким образом, денежные средства, заявленные для выполнения пунктов предписания федерального государственного пожарного надзора от 06.04.2015 №№ 10, 12-14, 18, 21, 25, 27-31, 37, 38, 40, 42-47, были выделены в значительно меньших суммах, что не позволило выполнить его в установленные сроки.

С указанным обстоятельством согласился и допрошенный в суде дознаватель отделения федерального государственного пожарного надзора Специального управления ФПС № 88 МЧС России майор внутренней службы ФИО1, который показал, что при составлении протокола об административном правонарушении в отношении Радченко ему представлялись доказательства того, что необходимые для устранения недостатков финансовые средства были истребованы воинской частью. При этом невыполнение требований предписания обусловлено недостаточным финансированием воинской части.

В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Однако представленные защитником документы свидетельствуют об отсутствии у лица, привлекаемого к административной ответственности, умысла на неисполнение требований предписания, поскольку им были приняты своевременные и исчерпывающие меры к его исполнению, учитывая, что войсковая часть является казенным учреждением и финансируется исключительно за счет бюджетных средств.

При этом Радченко были исполнены пункты предписания, которые можно было устранить без значительных материальных затрат, а в отношении остальных пунктов приняты все зависящие от него меры, направленные на исполнение предписания.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что предписание не исполнено полностью по независящим от Радченко причинам, что не позволяет сделать вывод о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах производство по данному делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.9 и 29.10 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л:

производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Радченко Владимира Борисовича – прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Московский окружной военный суд через Калужский гарнизонный военный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

<данные изъяты>