ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-20/2015 от 10.07.2015 Юсьвинского районного суда (Пермский край)

ДД.ММ.ГГГГ дело

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Судья Юсьвинского районного суда ФИО2 края Кобелева С.П., рассмотрев административный материал в отношении главы Юсьвинского муниципального района ФИО6 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.20 ст. 19.5 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Заместителем ФИО1 края, начальником контрольно-ревизионного управления Министерства ФИО4ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.5 ч.20 КоАП РФ, и проведении административного расследования в отношении должностного лица главы администрации Юсьвинского муниципального района ФИО6, выразившегося в невыполнении предписаний об устранении нарушений бюджетного законодательства.

ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении. В обоснование административного правонарушения положены результаты внеплановой тематической проверки исполнения расходной части бюджета Юсьвинского муниципального района, в ходе которой выявлены нарушения условий предоставления межбюджетных трансфертов в сумме 43901,88 руб. Согласно предписания от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> требовалось осуществить возврат данной суммы на лицевой счет главного распорядителя бюджетных средств – Министерства сельского хозяйства и продовольствия ФИО2 края в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В протоколе указано, что довод о невозможности исполнения предписания не может быть принят во внимание, поскольку главе Юсьвинского муниципального района ФИО6 ранее направлено представление об устранении нарушений от ДД.ММ.ГГГГ, считают, что времени для устранения нарушений, указанных в предписании, было достаточным.

Представитель главы Юсьвинского муниципального района ФИО6ФИО5, выступающий по доверенности, с протоколом о совершении главой района административного правонарушения не согласился, пояснил, что предписание об устранении нарушений от 06.04 2015 года администрацией района рассмотрено в установленные сроки, информация о результатах предписания направлена в Министерство ФИО1 края письмом от ДД.ММ.ГГГГ года. Невозможность осуществления возврата бюджетных ассигнований в сумме 43901,88 руб. обусловлена объективными причинами. В текущем ФИО1 2015 году бюджет района отягощен целым рядом социальных обязательств: завершение строительства детского сада в <адрес>, приобретение здания для детского сада в <адрес> на 115 мест. Во избежание роста социальной напряженности на территории района, осуществление возврата средств в бюджет ФИО2 края в установленные сроки до ДД.ММ.ГГГГ не представлялось возможным, возврат средств в размере 43901,88 руб. произведен ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав представителя ФИО6ФИО5, изучив материалы административного дела, судья приходит к следующему.

Ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного финансового контроля предусмотрена ч. 20 ст.19.5 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Из материалов дела следует, что в соответствии с приказом Министерства ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ в отношении <адрес> проведена внеплановая проверка использования средств краевого бюджета, выделенных в рамках краевой целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в ФИО2 крае на 2009-2012 годы» и долгосрочной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в ФИО2 крае на 2013-2020 годы»». В ходе проверки установлен факт нарушения условий предоставления межбюджетных трансфертов в сумме 43901,88 руб. Согласно предписания Министерства ФИО1 края об устранении нарушений от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> обязана была осуществить возврат межбюджетных трансфертов в сумме 43901,88 руб. на лицевой счет главного распорядителя бюджетных средств – Министерства сельского хозяйства и продовольствия ФИО2 края до ДД.ММ.ГГГГ.

<адрес> предписание было рассмотрено, в сообщении Министерству ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ указывалось, что осуществить возврат средств, использованных не по целевому назначению, в бюджет ФИО2 края в установленные сроки не представляется возможным ввиду необходимости выполнения социально значимых мероприятий – завершение детского сада в <адрес>, приобретение здания для детского сада в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства вновь были направлены пояснения такого же содержания. Однако представленные доводы не были приняты во внимание и 11 июня в отношении должностного лица главы администрации района составлен протокол об административном правонарушении за невыполнение в установленный срок предписания органа государственного финансового контроля.

Представитель ФИО5, поддержав приведенные доводы в судебном заседании, представил документы, подтверждающие необходимые социально значимые расходы бюджета района на 2015 год.

Так согласно предварительного договора купли продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Строй-Резерв», продавец обязался передать в собственность покупателя Администрации Юсьвинского муниципального района недвижимое имущество: детское дошкольное учреждение на 100 мест, представляющее собой отдельно стоящее здание, наружные стены кирпичные, с внутренней отделкой, 2 этажное, площадь помещений 1503 кв.м., расположенное по адресу <адрес>, срок передачи недвижимого имущества не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Договорная цена недвижимого имущества составляет 78000000 руб., оплата объекта осуществляется единовременным платежом в течение 10 дней с даты передачи объекта.

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт с подрядчиком ООО «Лидер», по условиям которого подрядчик принял на себя обязательства по завершению строительства детского сада <адрес>, цена контракта составляет 35246620 руб., срок выполнения работ – 180 дней со дня подписания контракта.

Согласно справке отдела по управлению муниципальными учреждениями администрации Юсьвинского муниципального района по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ очередность в дошкольные образовательные учреждения составляет 311 чел., в том числе 1.5 до 3 лет -151 чел., от 3 до 7 лет – 63 чел. Очередь в <адрес> – 11 чел, <адрес> – 95 чел.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, ФИО1 обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесено к вопросам местного значения муниципального района.

Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5-П определено, что применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

Для реализации этого права органы муниципальных образований обязаны создать достаточную сеть муниципальных дошкольных учреждений, тем самым обеспечить потребность детей дошкольного возраста в получении услуги. При этом предоставление места в детском саду должно учитывать требования территориальной доступности.

Статьей 9 Устава Юсьвинского муниципального района к вопросам местного значения отнесено: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

Во исполнение данных полномочий администрацией района в 2014 году были заключены договора о строительстве и приобретении зданий для дошкольных учреждений. В очереди на получение места в дошкольном учреждении 311 чел., в <адрес> 95 чел., в <адрес> 11 чел. Расходы на строительство и приобретение задания детских садов были предусмотрены бюджетом района на 2015 год. Выполнение предписания финансового органа от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ без внесения изменений в бюджет района не представлялось возможным. Изменения были внесены и утверждены решением Земского собрания от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ сумма 43901,88 руб. администрацией района перечислены в Управление Федерального казначейства по ФИО2 краю в полном объеме.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица. При этом лицо может быть признано виновным ели будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ст.2.1 КоАП РФ).

Судья приходит к выводу, что у главы администрации Юсьвинского муниципального района не имелась возможность осуществить возврат бюджетных средств в установленные сроки, в действиях должностного лица отсутствуют противоправность и виновность.

Суждение финансового органа о необоснованности доводов должностного лица о невозможности исполнения предписания в срок, поскольку главе района ранее уже направлялось представление от ДД.ММ.ГГГГ, судья находит неверным.

В соответствии со ст.270.2. Бюджетного Кодекса РФ

1. В случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.

2. Под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.

3. Под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного такими нарушениями ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

4. Неисполнение предписаний органа государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

По общему правилу частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Вместе с тем в части финансового контроля частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ определена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа финансового контроля, предусматривающая наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Таким образом, фактически административная ответственность в данной части предусмотрена за невыполнение предписания органа финансового контроля, определение которому дано в пункте 3 статьи 270.2 БК РФ, а не представления (пункт 2 статьи 270.2 БК РФ). В связи с указанным не имеется оснований учитывать представление Министерства ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ при оценке действий главы Юсьвинского муниципального района ФИО6 по административному делу, возбужденному на основании неисполнения предписания органа государственного финансового контроля от ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах производство по административному делу, возбужденному по ч.20 ст.19.5 КоАП РФ в отношении должностного лица главы администрации Юсьвинского муниципального района ФИО6 подлежит прекращению за отсутствием в действиях должностного лица состава административного правонарушения.

Руководствуясь пп.2 п.1 ст.24.5, ст.29.9 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Производство по административному делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.20 ст.19.5 КоАП РФ, возбужденном в отношении главы администрации Юсьвинского муниципального района ФИО6, прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Юсьвинский районный суд в течение 10 дней с момента получения постановления.

Судья: С.П. Кобелева

Копия верна

Судья Юсьвинского районного суда: С.П. Кобелева