ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-20/2016 от 07.10.2016 Зырянского районного суда (Томская область)

Дело № 5-20/2016

Постановление

с. Зырянское 7 октября 2016 года

Судья Зырянского районного суда Томской области Воронецкая Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении областного государственного бюджетного учреждения «Зырянское межрайонное ветеринарное управление»,

установила:

в период с /дата/ по /дата/ при проведении плановой выездной проверки за соблюдением обязательных требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на основании распоряжения Сибирского Управления Ростехнадзора /номер/ от /дата/ областным государственным бюджетным учреждением «Зырянское межрайонное ветеринарное управление» (далее по тексту ОГБУ «Зырянское межрайонное ветеринарное управление»), расположенным по адресу: /адрес/, государственными инспекторами Томского отдела по надзору за тепловыми электростанциями, теплогенерирующими установками сетями и котлонадзору Сибирского управления Ростехнадзора были выявлены нарушения Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго РФ №6 от 13.01.2003 и зарегистрированных приказом Минюста России №4145 от 22.01.2003 (далее (ПТЭЭП), Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках, технические требования к ним, утвержденной приказом Минэнерго России №261 от 30.06.2003 (далее ИПиИСЗ), Правил устройства электроустановок (7 изд.), утвержденных приказом Минэнерго РФ от 20.06.2003 №242 (далее ПУЭ-7), Федерального закона «Об энергосбережении и повышении эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ от 23.11.2009 №261-ФЗ, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании законный представитель С,В., действующий на основании распоряжения администрации /адрес//номер/-ра от /дата/, вину в совершенном правонарушении признал и пояснил, что учреждение является бюджетным. Подобная плановая проверка проводилась впервые. К своим должностным обязанностям он приступил /дата/ и практически сразу была начата проверка. Бывший руководитель учреждения Копылов был уведомлен о проведении проверки за месяц до ее начала, однако каких либо действий не произвел. В процессе проверки было установлено несоответствие котельной предъявляемым требованиям. Учитывая, что установленные нарушения представляли угрозу для сотрудников, в кратчайшие сроки данные нарушения были устранены практически в полном объеме за счет собственных средств. Учитывая устранение выявленных нарушений просил о применении к учреждению наказания в виде предупреждения. Просил не назначать наказание в виде административного приостановления деятельности, поскольку все нарушения устранены и в настоящее время опасности ни для кого не представляют, кроме того просил учесть начало отопительного сезона и присоединение к котельной Госсеминспекции.

Должностное лицо Сибирского управления Ростехнадзора, извещенное надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства не явилось в связи с чем, судья сочла возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав объяснения законного представителя юридического лица в отношении, которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья считает установленными событие административного правонарушения и виновность ОГБУ «Зырянское межрайонное ветеринарное управление» в совершении административного правонарушения по следующим основаниям.

В силу п.1.2.1 ПТЭЭП эксплуатацию электроустановок потребителей должен осуществлять подготовленный электротехнический персонал. В зависимости от объема и сложности работ по эксплуатации электроустановок у потребителей создается энергослужба, укомплектованная соответствующим по квалификации электротехническим персоналом. Допускается проводить эксплуатацию электроустановок по договору со специализированной организацией.

В соответствии с п.1.2.3 ПТЭЭП для непосредственного выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок руководитель потребителя соответствующим документом назначает ответственного за электрохозяйство организации и его заместителя.

Согласно п.1.2.7 ПТЭЭП назначение ответственного за электрохозяйство и его заместителя производится после проверки знаний и присвоения соответствующей группы по электробезопасности.

В силу п.2.2.21 ПТЭЭП в распределительном устройстве должны находиться электрозащитные средства и средства индивидуальной защиты (в соответствии с нормами комплектования средствами защиты), защитные противопожарные и вспомогательные средства (песок, огнетушители) и средства для оказания первой помощи пострадавшим от несчастных случаев.

В соответствии с п.п.3.6.1, 3.6.2 ПТЭЭП 3.6.1 нормы испытаний электрооборудования и аппаратов электроустановок потребителей, приведенные в приложении 3 настоящих Правил, являются обязательными для потребителей, эксплуатирующих электроустановки напряжением до 220 кВ. При испытаниях и измерениях параметров электрооборудования электроустановок напряжением выше 220 кВ, а также генераторов и синхронных компенсаторов следует руководствоваться соответствующими требованиями. Конкретные сроки испытаний и измерений параметров электрооборудования электроустановок при капитальном ремонте, при текущем ремонте и при межремонтных испытаниях и измерениях, т.е. при профилактических испытаниях, выполняемых для оценки состояния электрооборудования и не связанных с выводом электрооборудования в ремонт, определяет руководитель Потребителя на основе приложения 3 настоящих Правил с учетом рекомендаций заводских инструкций, состояния электроустановок и местных условий.

Согласно п.п.1.8.9 ПТЭЭП на рабочих местах оперативного персонала (на подстанциях, в распределительных устройствах или в помещениях, отведенных для обслуживающего электроустановки персонала) должна вестись в том числе; на рабочих местах должна также иметься следующая документация: … перечень работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации.

В силу п.2.2.17 ПТЭЭП оборудование распределительного устройства должно периодически очищаться от пыли и грязи. Сроки очистки устанавливает ответственный за электрохозяйство с учетом местных условий. Уборку помещений распределительного устройства и очистку электрооборудования должен выполнять обученный персонал с соблюдением правил безопасности.

Согласно ст.2.7.15 ПТЭЭП на каждое находящееся в эксплуатации заземляющее устройство должен быть заведен паспорт.

В соответствии с п.2.12.12 ПТЭЭП очистку светильников, осмотр и ремонт сети электрического освещения должен выполнять по графику квалифицированный персонал. Периодичность работ по очистке светильников и проверке технического состояния осветительных установок потребителя (наличие и целость стекол, решеток и сеток, исправность уплотнений светильников специального назначения и т.п.) должна быть установлена ответственным за электрохозяйство потребителя с учетом местных условий. На участках, подверженных усиленному загрязнению, очистка светильников должна выполняться по особому графику.

В силу п.2.2.20 ПТЭЭП на дверях и внутренних стенках камер в закрытых распределительных устройствах, оборудовании в открытых распределительных устройствах, лицевых и внутренних частях комплектного распределительного устройства наружной и внутренней установки, сборках, а также на лицевой и оборотной сторонах панелей щитов должны быть выполнены надписи, указывающие назначение присоединений и их диспетчерское наименование. На дверях распределительного устройства должны быть предупреждающие плакаты и знаки установленного образца. На предохранительных щитках и (или) у предохранителей присоединений должны быть надписи, указывающие номинальный ток плавкой вставки.

Согласно п.1.5.18 ПТЭЭП для каждой электроустановки должны быть составлены однолинейные схемы электрических соединений для всех напряжений при нормальных режимах работы оборудования, утверждаемые 1 раз в 2 года ответственным за электрохозяйство потребителя.

В силу п.2.4.5 ПТЭЭП открыто проложенные кабели, а также все кабельные муфты должны быть снабжены бирками; на бирках кабелей в начале и конце линии должны быть указаны марка, напряжение, сечение, номер или наименование линии; на бирках соединительных муфт - номер муфты, дата монтажа. Бирки должны быть стойкими к воздействию окружающей среды. Они должны быть расположены по длине линии через каждые 50 м на открыто проложенных кабелях, а также на поворотах трассы и в местах прохода кабелей через огнестойкие перегородки и перекрытия (с обеих сторон).

В соответствии со ст.1.7.2 ПТЭЭП устройство электроустановок должно соответствовать требованиям правил устройства электроустановок, строительных норм и правил, государственных стандартов, правил безопасности труда и другой нормативно-технической документации. Организация эксплуатации и ремонта электроустановок должна соответствовать требованиям настоящих Правил, государственных стандартов, правил безопасности при эксплуатации электроустановок и других нормативных актов по охране труда и технике безопасности.

Согласно п.1.1.6 ИПиИСЗ изолирующие электрозащитные средства делятся на основные и дополнительные. К основным изолирующим электрозащитным средствам для электроустановок напряжением выше 1000 В относятся: - изолирующие штанги всех видов; - изолирующие клещи; - указатели напряжения; - устройства и приспособления для обеспечения безопасности работ при измерениях и испытаниях в электроустановках (указатели напряжения для проверки совпадения фаз, клещи электроизмерительные, устройства для прокола кабеля и т.п.); - специальные средства защиты, устройства и приспособления изолирующие для работ под напряжением в электроустановках напряжением 110 кВ и выше (кроме штанг для переноса и выравнивания потенциала). К дополнительным изолирующим электрозащитным средствам для электроустановок напряжением выше 1000 В относятся: - диэлектрические перчатки и боты; - диэлектрические ковры и изолирующие подставки; - изолирующие колпаки и накладки; - штанги для переноса и выравнивания потенциала; - лестницы приставные, стремянки изолирующие стеклопластиковые. К основным изолирующим электрозащитным средствам для электроустановок напряжением до 1000 В относятся: - изолирующие штанги всех видов; - изолирующие клещи; - указатели напряжения; - электроизмерительные клещи; - диэлектрические перчатки; - ручной изолирующий инструмент. К дополнительным изолирующим электрозащитным средствам для электроустановок напряжением до 1000 В относятся: - диэлектрические галоши; - диэлектрические ковры и изолирующие подставки; изолирующие колпаки, покрытия и накладки; - лестницы приставные, стремянки изолирующие стеклопластиковые.

В соответствии с п.1.2.3 ИПиИСЗ инвентарные средства защиты распределяются между объектами (электроустановками) и между выездными бригадами в соответствии с системой организации эксплуатации, местными условиями и нормами комплектования (Приложение 8). Такое распределение с указанием мест хранения средств защиты должно быть зафиксировано в перечнях, утвержденных техническим руководителем организации или работником, ответственным за электрохозяйство.

Согласно п.1.7.76 ПУЭ-7 требования защиты при косвенном прикосновении распространяются на: электрооборудование, установленное на движущихся частях станков, машин и механизмов.

В силу п.1.2.18 ПУЭ-7 требования защиты при косвенном прикосновении распространяются на: электрооборудование, установленное на движущихся частях станков, машин и механизмов (насосы не указаны).

Статья 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность использования энергетических ресурсов, устройств и объектов, их потребляющих или связанных с энергоносителями, а объективная сторона заключается в нарушении установленных норм и правил.

Распоряжением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору /номер/ от /дата/ было назначено проведение плановой выездной проверки в отношении ОГБУ «Зырянское межрайонное ветеринарное управление», предметом которой являлось соблюдение обязательных требований законодательства РФ об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

В распоряжении отражены правовые основания проверки, срок проведения проверки, лица, уполномоченные на проведение проверки, документы, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.

В ходе проведения проверки /дата/ с ---, /дата/ с ---, /дата/ с --- в выявлены нарушения ОГБУ «Зырянское межрайонное ветеринарное управление» ПТЭЭП, ИПиИСЗ, ПУЭ-7, а именно:

- отсутствует подготовленный электротехнический персонал, либо договор со специализированной организацией для проведения эксплуатации электроустановок (п. 1.2.1 ПТЭЭП);

- отсутствует приказ о назначении лица ответственного за электрохозяйство и его заместителя, после проверки знаний норм и правил работ на электроустановках в комиссии Ростехнадзора (п.1.2.3, 1.2.7 ПТЭЭП);

- электроустановки не укомплектованы средствами защиты (2.2.21. ПТЭЭП, п.п.1.1.6, 1.2.3 ИПиИСЗ);

- не проводятся профилактические испытания электроустановок котельной лабораторией, зарегистрированной в Ростехнадзоре (п.3.6.2 ПТЭЭП);

- в котельной не заземлены корпуса электродвигателей сетевых насосов (п.1.7.76 ПЭУ);

- отсутствует перечень работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации (п.1.8.9 ПТЭЭП);

- не проведена уборка в ВРУ котельной. Электрооборудование не очищено от пыли, грязи (п.п.2.2.17 ПТЭЭП);

- отсутствует оперативный журнал (п. 1.8.9. ПТЭЭП);

- отсутствует паспорт заземляющего устройства котельной (п. 2.7.15. ПТЭЭП);

- светильники в котельной находятся без защитных стекол (п. 2.12.12 ПТЭЭП);

- отсутствует надписи, указывающие номинальный ток плавкой вставки предохранителей в ВРУ котельной (п. 2.2.20 ПТЭЭП);

- не обеспечена требуемая надежность электроснабжения котельной в соответствии с установленной категорией (п. 1.2.18. ПУЭ-7, РД 34.20.185-94.СП 31-110-2003);

- отсутствует однолинейная схема электроснабжения котельной, утвержденная ответственным за электрохозяйство (п. 1.5.18. ПТЭЭП);

- отсутствуют знаки безопасности на вводно-распределительных устройствах котельной (п.2.2.20. ПТЭЭП, Приложение 9 ИПиИСЗ);

- открыто проложенные кабели в помещении котельной не укомплектованы бирками (с указанием марки кабеля, сечения, напряжения, номера и наименования линии), стойкими к воздействию окружающей среды (п.2.4.5 ПТЭЭП);

- заземляющее устройство (слева от входа в здание котельной) выполнено в нарушением правил (п.1.7.2 ПТЭТЭ).

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от /дата/ ОГБУ «Зырянское межрайонное ветеринарное управление» является некоммерческой организацией – областным государственным учреждением. Учредителем является Управление ветеринарии /адрес/. Учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, имеет самостоятельный баланс, от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права, несет ответственность в суде.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от /дата/ нежилое здание (котельная), расположенное по адресу: /адрес/ используется ОГБУ «Зырянское межрайонное управление» на праве оперативного управления.

В связи с выявленными нарушениями в отношении ОГБУ «Зырянское межрайонное ветеринарное управление» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вынесено предписание об устранении выявленных нарушений.

Вина ОГБУ «Зырянское межрайонное ветеринарное управление» и событие правонарушения подтверждаются материалами дела об административном правонарушении: протоколом об административном правонарушении --- от /дата/ (л.д.10-14), которым должностным лицом в действиях ОГБУ «Зырянское межрайонное ветеринарное управление» установлены признаки административного правонарушения, актом проверки /номер/ от /дата/ (л.д.28-36), которым зафиксированы выявленные нарушения обязательных требований, предписанием /номер/ от /дата/ (л.д.37-40).

Оценивая совокупность исследованных выше доказательств, судья считает вину ОГБУ «Зырянское межрайонное ветеринарное управление» в совершении административного правонарушения установленной и квалифицирует его действия по ст.9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Выявленные в процессе проведения плановой выездной проверки недостатки являются нарушениями приведенных норм и создают непосредственную угрозу жизни или здоровью людей, имуществу.

Нарушений при составлении протокола об административном правонарушении, а также требований Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не установлено.

Признавая ОГБУ «Зырянское межрайонное ветеринарное управление» виновным, судья приходит к выводу об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих принятие законным представителем юридического лица исчерпывающих мер для соблюдения указанных выше нарушений.

За совершенное административное правонарушение ОГБУ «Зырянское межрайонное ветеринарное управление» подлежит привлечению к ответственности.

При определении вида и меры наказания ОГБУ «Зырянское межрайонное ветеринарное управление» судья учитывает характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, степень общественной опасности правонарушения, наличие смягчающего административную ответственность обстоятельства - признание вины, частичное устранение выявленных нарушений, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, начало отопительного периода, а также финансовое положение юридического лица, бюджетное финансирование и считает, возможным назначить наказание не связанное с административным приостановлением деятельности в виде административного штрафа в минимальных пределах санкции статьи.

Судья отклоняет довод законного представителя ОГБУ «Зырянское межрайонное ветеринарное управление» С,В. о назначении наказания в виде предупреждения, поскольку нарушения им были совершены впервые и практически устранены в полном объеме.

Действительно Федеральным законом от 03.07.2016 №316-ФЗ введена в действие ст.4.1.1 КоАП РФ, согласно которой являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с ч.2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Однако, административное правонарушение, предусмотренные статьей 9.11 КоАП РФ, отнесено законодателем к административным правонарушениям, посягающим на общественный порядок и общественную безопасность.

Учитывая объект административного правонарушения, судья приходит к выводу об отсутствии оснований для назначения административного наказания в виде предупреждения, поскольку нарушение обязательных требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении связано с возникновением угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Совершение административного правонарушения впервые и устранение нарушений после их выявления и привлечения к ответственности не являются безусловным основанием для назначения наказания в виде предупреждения.

Действующее законодательство не обуславливает зависимость между виновностью лица в совершении правонарушения и его последующими действиями по устранению последствий его совершения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9,29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

постановила:

признать областное государственное бюджетное учреждение «Зырянское межрайонное ветеринарное управление» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере ---.

Разъяснить муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Зырянское межрайонное ветеринарное управление» что административный штраф должен быть уплачен им не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. В случае не уплаты штрафа в указанный срок, оно будет привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ.

Административный штраф перечислить по следующим реквизитам: наименование получателя платежа: ---

Постановление может быть обжаловано в Томский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы через Зырянский районный суд Томской области.

Судья (подписано) Н.Ю.Воронецкая