Дело №
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Судья Курильского районного суда <адрес> Якин С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении начальника финансового управления администрации муниципального образования «Курильский городской округ» ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, гражданки Российской Федерации, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, имеющей высшее образование, к административной ответственности не привлекавшейся,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ из контрольно-счетного органа муниципального образования «Курильский городской округ» (далее – КСО) в Курильский районный суд <адрес> поступил протокол от ДД.ММ.ГГГГ№ об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении начальника финансового управления администрации муниципального образования «Курильский городской округ» ФИО1 и другие материалы дела, из которых следует:
В результате контрольного мероприятия «Проверка соблюдения условий предоставления субсидий муниципальным предприятиям муниципального образования «Курильский городской округ» в период 2017-2019 г.г.», проведенного КСО (далее – контрольное мероприятие) были установлены факты несоблюдения условий предоставления субсидий из бюджета муниципального образования «Курильский городской округ» на возмещение недополученных доходов и (или) финансового обеспечения затрат, возникающих в результате установления органами местного самоуправления тарифов на услуги общественного туалета.
Согласно п. 2 ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением является действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство Российской Федерации, иные нормативно правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, и которое влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии со ст. 78 БК РФ предоставление бюджетных субсидий юридическим и физическим лицам регламентируется, в том числе из местного бюджета – в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В силу п. 3 ст. 78 БК РФ муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Общие требования установлены Правительством Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг» (далее – постановление Правительства №), в соответствии с которым при определении условий и порядка предоставления субсидий указывается, в том числе перечень документов, предоставляемых получателем субсидии главному распорядителю как получателю бюджетных средств для получения субсидии, за исключением документов, которые были представлены при проведении отбора (если это предусмотрено правовым актом), а также при необходимости требования к указанным документам.
Согласно п. 5 Порядка предоставления субсидии из бюджета муниципального образования «Курильский городской округ» на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещения) затрат в связи с выполнением работ, услуг, возникающих в результате установления органами местного самоуправления тарифов на услуги юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, утвержденному постановлением администрации муниципального образования «Курильский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее – Порядок) субсидии предоставляются главным распорядителем бюджетных средств в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета муниципального образования «Курильский городской округ» в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключенного между главным распорядителем бюджетных средств и получателем субсидии.
В соответствии со ст. 6 решения Собрания Курильского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ «О бюджете муниципального образования «Курильский городской округ» на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» (с изменениями, внесенными решениями от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№) (далее – Решение о бюджете) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) и индивидуальным предпринимателям – производителям услуг предоставляются в рамках реализации муниципальной программы «Обеспечение населения муниципального образования «Курильский городской округ» качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства» в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с оказанием услуг, в том числе в результате установления органами местного самоуправления тарифов на услуги общественного туалета.
Решением Собрания Курильского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ «О согласовании экономически обоснованной стоимости одного посещения общественного туалета на 2019 год» согласованы, а постановлением администрации муниципального образования «Курильский городско округ» от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении экономически обоснованной стоимости одного посещения общественного туалета на 2019 год» (далее – постановление №) утвержден тариф для муниципального унитарного предприятия «Жилкомсервис» муниципального образования «Курильский городской округ» (далее – МУП «Жилкомсервис») в размерах, ниже себестоимости услуги. Сумму недополученных доходов в указанной связи МУП «Жилкомсервис» получил в виде субсидии из бюджета муниципального образования «Курильский городской округ» (далее – Бюджет МО), что составило за 2019 год 1228,47 тыс. руб.
В соответствии с приложением 9 к Решению о бюджете главным распорядителем бюджетных средств на предоставление субсидии на возмещение юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям затрат или недополученных доходов, возникающих в результате установления органами местного самоуправления тарифов на услуги общественного туалета является администрация.
В соответствии с приложением 9 к Решению о бюджете, согласно показателям Сводной бюджетной росписи бюджета муниципального образования «Курильский городской округ» на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной приказом финансового управления администрации муниципального образования «Курильский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ№ (с изменениями, внесенными приказом от ДД.ММ.ГГГГ№), утверждены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии по кодам бюджетной классификации (далее – КБК) 9№-800: код главного распорядителя бюджетных средств (далее – ГРБС) 902 «Администрация муниципального образования «Курильский городской округ», раздел (подраздел) 0412 «Другие вопросы в области национальной экономики», целевая статья 1000980300 «Субсидии на возмещение юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям затрат или недополученных доходов, возникающих в результате установления органами местного самоуправления тарифов на услуги общественного туалета», вид расходов 800 «Иные бюджетные ассигнования» в сумме 1228,47 тыс. руб.
Согласно представленным расходным расписаниям администрацией для последующего предоставления субсидии получено из местного бюджета 1228,47 тыс. руб., в том числе на основании следующих расходных расписаний (распорядительный документ финансового управления администрации муниципального образования «Курильский городской округ» (далее — Финансовое управление) на перечисление средств из Бюджета МО): расходные расписания от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№.
В 2019 году в соответствии с утвержденными Решением о бюджете бюджетными ассигнованиями на предоставление субсидий, между администрацией и МУП «Жилкомсервис» было заключено соглашение о предоставлении субсидии из бюджета муниципального образования «Курильский городской округ» в целях возмещения недополученных доходов и (или) возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг от ДД.ММ.ГГГГ № БЕЗ НОМЕРА (далее – Соглашение 2019).
В соответствии с Соглашением 2019 администрацией были перечислены на счет МУП «Жилкомсервис» средства субсидии в общем объеме 1228,47 тыс. руб. согласно платежным поручениям: от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 716,61 тыс. руб.; от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 102,37 тыс. руб.; от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 204,75 тыс. руб.; от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 102,37 тыс. руб.; от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 102,37 тыс. руб.
Согласно абз. 1 п. 6 Порядка перечисление субсидии производится по мере представления документов, подтверждающих фактически недополученные доходы и (или) затраты в связи с выполнением работ, услуг, возникающих в результате установления органами местного самоуправления тарифов на услуги юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
Согласно данным Контрольного мероприятия фактически выплата субсидии производилась в отсутствие документов, подтверждающих сумму фактически недополученных доходов (в связи с регулированием тарифов на данный вид деятельности) и фактических затрат МУП «Жилкомсервис» в связи с выполнением услуг общественного туалета за отчетный период, основываясь только лишь на заявке получателя в соответствии с графиком выплат и частично предоставляемых отчетных калькуляций по регулируемому виду деятельности.
Расчет объема недополученных доходов включает в себя: показатели объема услуги, выраженные в количестве посещений общественного туалета. В соответствии с Постановлением № значения данного показателя составило 1754 человека; экономически обоснованная себестоимость 1 посещения. В соответствии с Постановлением № значение данного показателя составило 870,45 рублей; утвержденный тариф. В соответствии с Постановлением № значение данного показателя составило 30 рублей.
Согласно данным МУП «Жилкомсервис» фактический показатель посещаемости в проверяемом периоде сложился в значениях (695 человек), меньше плановых показателей (1754 человек), включенных в расчет объемов субсидии, что соответственным образом повлияло на размер недополученных доходов (таб. 1).
категории | показатель посещаемости | доходы по себестоимости | доходы собственные по утвержденному тарифу | недополученныедоходы | ||
план | факт | |||||
по данным Финансового управления, Администрации | ||||||
фактически перечисленная субсидия | ||||||
по данным расчетов КСО, отчетным данным МУП «Жилкомсервис» | ||||||
всего | ||||||
субсидия, должная к перечислению | ||||||
излишне выплаченная субсидия |
В нарушение указанных норм при уменьшении сумм недополученных доходов в связи с оказанием объема услуг меньше запланированного, субсидия выплачена Финансовым управлением в большем объеме. Сумма излишне выплаченной субсидии по Соглашению 2019, исходя из расчета недополученных доходов, возникших в результате установления тарифов на услуги бани пропорционально плановых и фактических значений показателей посещаемости, составила 741,70 тыс. руб.
Согласно бухгалтерским документам, подтверждающим фактические затраты на предоставление услуг общественного туалета, предоставленным к проверке МУП «Жилкомсервис», фактические затраты за 2019 год составили 2161,07 тыс. руб., что на 57,30 тыс. руб. меньше затрат, заявленных к возмещению МУП «Жилкомсервис» и фактически возмещенных за счет средств субсидии (таб. 2).
Наименование показателя | |||
план | факт | отклонения | |
Всего расходов | |||
Доходы собственные | |||
Субсидии | |||
Итого доходы | |||
Финансовый результат |
Таким образом, по основаниям необоснованного возмещения затрат в большем объеме, чем фактически подтверждено и произведено МУП «Жилкомсервис», излишне направлена из Бюджета субсидия в 2019 году в сумме 51,25 тыс. руб.
Данный факт свидетельствует об отсутствии должной практики при перечислении субсидии, основанной на требованиях ст. 78 БК РФ, постановления Правительства №, Порядка, в соответствии которыми субсидия является возмещением по факту недополученных доходов при осуществлении соответствующего вида деятельности, определение размера которых должно быть основано на подтверждающих недополученные доходы и (или) фактические затраты в связи с выполнением услуг соответствующими документами.
Согласно п. 5.1.ДД.ММ.ГГГГ при не достижении установленных значений показателей результативности (фактическое посещение), применяются штрафные санкции с учетом коэффициента возврата субсидии. Однако, меры, направленные на выполнение указанных норм Соглашений не предпринимались.
Пунктом 5.3.ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено предоставление не позднее 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была получена субсидия отчета о достижении значений показателей результативности и отчета о целевом использовании средств субсидии. В нарушение условий Соглашения 2019 утвержденный состав отчетности, указанный в п. 5.3.ДД.ММ.ГГГГ, по результатам работы за 2019 год по виду деятельности – услуги бани, на дату проведения проверки (ДД.ММ.ГГГГ) не представлен, при этом субсидия выплачена в декабре 2019 года.
По совокупности изложенных фактов нарушений норм предоставления субсидий из бюджета усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.5 КоАП РФ – нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления.
Администрация собственной бухгалтерии не имеет. В соответствии с Учетной политикой в администрации, утвержденной распоряжением администрации от ДД.ММ.ГГГГ№-р (далее – Учетная политика), бюджетный учет ведется муниципальным казенным учреждением «Централизованная бухгалтерия <адрес>» на основании договора о ведении бухгалтерского учета.
В соответствии с договором на оказание бухгалтерских услуг (ведение бухгалтерского учета и отчетности, и оказание связанных с ними услуг) от ДД.ММ.ГГГГ№ на муниципальное казенное учреждение «Централизованная бухгалтерия <адрес>» (далее – Централизованная бухгалтерия) возложено ведение бухгалтерского, налогового учета, составление бухгалтерской, налоговой и иной отчетности в отношении администрации муниципального образования «Курильский городской округ».
В круг компетенции Централизованной бухгалтерии входит фиксация на счетах бухгалтерского учета и в последующем в формах бюджетной отчетности фактического поступления средств субсидии со счета местного бюджета на счет ГРБС – администрации на основании расходных операций Финансового управления, осуществление непосредственного перечисления субвенции на счет МУП «Жилкомсервис» в поступивших размерах и соответствующий учет на счетах бухгалтерского учета и в формах бюджетной отчетности. Для определения объема субсидии, подлежащего перечислению МУП «Жилкомсервис», документы по субсидиям МУП «Жилкомсервис» предоставляются в Финансовое управление и в последствие в Централизованную бухгалтерию не передаются. При таком взаимодействии поступление средств субсидии на счет ГРБС являлось для Централизованной бухгалтерии основанием для непосредственного перечисления субсидии на счет МУП «Жилкомсервис» в поступивших размерах.
В соответствии со ст. 215.1 БК РФ, положением о Финансовом управлении, утвержденным решением Собрания Курильского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№, Финансовое управление обеспечивает организацию исполнения Бюджета МО.
В соответствии с п. 4 Порядка Финансовое управление является органом, уполномоченным от лица ГРБС – администрации на осуществление приема документов от претендентов на получение субсидии, проверку полноты и достоверности предоставляемых сведений, подготовку и оформление соглашения, решения других вопросов, связанных с предоставлением субсидий в соответствии с настоящим Порядком.
В соответствии с положением о Финансовом управлении Финансовое управление возглавляет начальник, который осуществляет общее руководство деятельностью Финансового управления и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Финансовое управление задач и функций.
В соответствии с трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ№ функции и полномочия начальника Финансового управления осуществляет ФИО1
При таких обстоятельствах в действиях начальника финансового управления ФИО1 усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ – нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления.
Место совершения административного правонарушения – финансовое управление, находящееся по адресу: <адрес>, ул. <адрес>.
Время совершения правонарушения: ДД.ММ.ГГГГ – дата последнего платежного поручения на перечисление субсидии МУП «Жилкомсервис» в 2019 году.
В судебном заседании ФИО1 виновность в совершении вмененного правонарушения не признала. Просила производство по делу прекратить в связи с истечением срока давности привлечения ее к административной ответственности.
Заслушав ФИО1, исследовав письменные доказательства, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ предусмотрена за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.14 КоАП РФ.
Событие вмененного ФИО1 административного правонарушения, изложенного в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№, подтверждается представленными в материалы дела: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№; актом о проведении аудита закупок, произведенных МКУ «Централизованная бухгалтерия <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ; письмами администрации от ДД.ММ.ГГГГ№.13-2876/20, от ДД.ММ.ГГГГ№.13-1533/20; трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ№; решениями собрания Курильского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ с приложениями; распоряжениями администрации от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-к, от ДД.ММ.ГГГГ№-р; постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ с приложениями; соглашением о предоставлении субсидии от ДД.ММ.ГГГГ с приложениями; расходными расписаниями от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ № А000000000002, от ДД.ММ.ГГГГ № А000000000007, от ДД.ММ.ГГГГ № А000000000002, от ДД.ММ.ГГГГ № А000000000004, от ДД.ММ.ГГГГ № А000000000002; платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№; актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ; разногласиями от ДД.ММ.ГГГГ№.13-1191/20, от ДД.ММ.ГГГГ; приказом от ДД.ММ.ГГГГ№/С с приложениями; заключением от ДД.ММ.ГГГГ№; представлением от ДД.ММ.ГГГГ№; письмами об исполнении представления от ДД.ММ.ГГГГ№.13-1829/20, о возврате субсидий от ДД.ММ.ГГГГ№.13-1810/20, от ДД.ММ.ГГГГ№.13-1809/20, от ДД.ММ.ГГГГ№.13-1808/20, от ДД.ММ.ГГГГ№.13-1811/20.
Вместе с тем, в судебном заседании установлены обстоятельства, являющиеся основанием для прекращения производства по настоящему делу в связи с истечением срока давности привлечения ФИО1 к административной ответственности.
Объектом вмененного ФИО1 административного правонарушения, являются общественные отношения, регулируемые бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ по делам, связанным с нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, постановление не может быть вынесено по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения.
Между тем, санкция ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ предусматривает возможность назначения наказания в виде дисквалификации.
В соответствии с ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении ФИО1 производства по делу, имели место ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный для данной категории дел, по настоящему делу истек ДД.ММ.ГГГГ.
Данный правовой подход соответствует выводам, сформулированным Верховным Судом РФ, в частности в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№-АД17-22.
При изложенных обстоятельствах, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении начальника финансового управления администрации муниципального образования «Курильский городской округ» ФИО1 прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Курильский районный суд <адрес> в течение 10 суток со дня его вручения или получения.
Судья С.А. Якин