ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
г. Екатеринбург 22 февраля 2021 года
Судья Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга Кислицына Н.А.,
с участием:
лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - ФИО1,
его защитника - Слободина А.В.,
специалиста отдела государственного надзора за объектами культурного наследия Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области - ФИО2,
рассмотрев на основании ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
ФИО1, <...>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность,
установил:
ФИО1, являясь собственником объекта культурного наследия регионального значения, допустил нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использование в границах территории объекта культурного наследия, не соблюдение ограничений, установленных в границах зоны объекта культурного наследия.
Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.
В ходе рассмотрения поступившего 24.08.2020 вх. 5081 обращения специалистом отдела государственного надзора за объектами культурного наследия Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области 26.08.2020, 17.09.2020 и 14.10.2020 проведены мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой», расположенный по адресу: <...>, входящий в состав объекта культурного наследия регионального значения - «Ансамбль градостроительный».
В результате осмотра объекта культурного наследия установлено: в помещениях первого этажа, где ранее размещался магазин «Европейские меха» и границах территории объекта культурного наследия проведены следующие работы и хозяйственная деятельность:
- ремонтные(отделочные) работы внутри помещений, в также работы по перепланировке( заложены и оштукатурены оконные проемы на восточном фасаде);
- работы по установке инженерного оборудования(кондиционеров и вентиляции) на восточном фасаде;
- установка на входной группе со стороны улицы Азина крупногабаритной информационной конструкции «<...>» с логотипом объекта торговли»;
- установка над оконными заполнениями со стороны улицы Свердлова крупногабаритной информационной конструкции «<...>» с логотипом объекта торговли;
- закрытие оконных заполнений с улицы Свердлова непрозрачным материалом белого цвета с логотипом объекта торговли «БЕЛОРУССКИЕ ПРОДУКТЫ»;
- размещение(распространение) в крайнем оконном заполнении с улицы Свердлова и входной двери с улицы Азина рекламных баннеров магазина «<...>»: «<...>, открытие в конце сентября, Вас ждет дегустация, угощение, подарки и шоу программа!!! Приглашаем всех!»
Собственником указанного помещения является ФИО1
Вышеуказанные работы, размещение вывесок и рекламных плакатов на объекте культурного наследия проведены без согласования с уполномоченным органом государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия.
Таким образом, ФИО1 не обеспечено надлежащее содержание и использование помещений в объекте культурного наследия, выразившееся в неисполнении условий охранного обязательства, в отсутствии разрешения на проведение таких работ, согласованном с государственным органом охраны объектов культурного наследия, что является нарушением требований сохранения и использования объекта культурного наследия, а именно п. 4.6 раздела II Охранного обязательства от 09.12.2013, п.п.1 п.1 ст. 5.1, п. 1 ст. 35.1, п.1 и п.6 ст. 45, п. 1 ст. 47.3, п. 11 ст. 47.6 и п. 11 ст. 48 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
ФИО1 и его защитник Слободин А.В. в судебном заседании вину в инкриминируемом правонарушении не признали, пояснили, что к ответственности должно быть привлечено ООО «<...>»(далее Арендатор), которое согласно пунктам 1.4.2, 2.2.5 и 2.4.2 договора аренды от 29.07.2020 должно было соблюдать ограничения, связанные объектом культурного наследия.
Опрошенный в судебном заседании в качестве специалиста представитель Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области В полностью подтвердили сведения, изложенные в протоколе об административном правонарушении.
Исследовав в судебном заседании все имеющиеся доказательства по делу, заслушав доводы лица, привлекаемого к ответственности, и его защитника, пояснения специалиста, суд приходит к выводу о том, что вина ФИО1 в совершении вмененного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нашла свое подтверждения в полном объеме.
Частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия.
При этом под сохранением объекта культурного наследия п. 1 ст. 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ понимает направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
Согласно статье 48 Федерального закона, собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия. При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.
Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в частности, выдачу в случаях, установленных данным Федеральным законом, разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.
Согласно положениям п. 1 ст. 45 названного Закона работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия( п.6 ст. 45 Закона).
Статье 5.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" установлены требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия и особый режим использования земельного участка.
Требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия, включенного в реестр, установлены ст. 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". В частности, владелец объекта культурного наследия (п. 11 ст. 47.6 Федерального закона N 73-ФЗ) обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, обеспечивать сохранность и неизменность облика объекта культурного наследия; не проводить работы изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен.
Согласно п.11 ст. 48 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" лицо, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, переданы во владение или в пользование на основании договора, обязано выполнять требования в отношении таких объектов, установленные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона. Распределение обязанностей по выполнению требований, предусмотренных статьей 47.2 настоящего Федерального закона, между сторонами договора устанавливается указанным договором, если иное не предусмотрено статьей 47.6 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 25.07.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ), Положением об Управлении государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2015 N 1216-ПП, Управление является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Свердловской области.
Вина ФИО1 в совершении административного правонарушения нашла свое подтверждение при рассмотрении дела, и подтверждается следующими доказательствами:
- постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2001 № 859-ПП «О постановке на государственную охрану вновь выявленных памятников истории и культуры» - «жилой дом», расположенный по адресу: <...>, входящий в «Ансамбль градостроительный, принят на государственную охрану объект культурного наследия и зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия народов Российской Федерации под номером <...>;
- приказом Управления Государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области от 22.02.2017 № 73 «Об утверждении границ территории объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль градостроительный» и режима использования территории указанного объекта;
- выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, согласно которой объект названный объект культурного наследия зарегистрирован как нежилое помещение под кадастровым номером <...>, собственником его является ФИО1(регистрационная запись № <...> от 29.04.2020);
- охранным обязательством от 09.12.2013;
- обращением Б 22.08.2020 в Управление государственной охраны объектов культурного наследия;
- заданием на проведение мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия от 26.08.2020 № 74;
- актом осмотра объекта культурного наследия от 26.08.2020 № 38-04-23/74-20 с приложенными к нему фотоматериалами;
- заданием на проведение мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия от 17.09.2020 № 84;
- актом осмотра объекта культурного наследия от 17.09.2020 № 38-04-23/84-20 с приложенными к нему фотоматериалами;
- заданием на проведение мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия от 14.10.2020 № 93;
- актом осмотра объекта культурного наследия от 14.10.2020 № 38-04-23/93-20 с приложенными к нему фотоматериалами;
- протоколом об административном правонарушении от 15.12.2020.
Как из представленных материалов установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежат помещения подвала(№1-11) и нежилые помещения первого этажа(№ 9-20, 24-26) объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой», расположенный по адресу: ***, входящий в состав объекта культурного наследия регионального значения - «Ансамбль градостроительный», принятого на государственную охрану постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2001 года N 859-ПП "О постановке на государственную охрану вновь выявленных памятников истории и культуры", постановлением Правительства Свердловской области от 29 октября 2007 года N 1056-ПП "О внесении изменений в описание объектов культурного наследия регионального (областного) значения, расположенных в городе Екатеринбург".
Предыдущим собственником указанного нежилого помещения был А, которому 09 декабря 2013 года выдано охранное обязательство.
Данное охранное свидетельство передано новому собственнику ФИО1, который обязан надлежащим образом содержать и использовать помещение в объекте культурного наследия, не производить без согласования с МУГИСО, какие либо перепланировки и изменять вид помещения(п. 4.6 раздела II), уведомлять Министерство о передаче помещений или их частей третьему лицу- арендатору( п.5 )
Согласно п. 2 Охранного обязательства, предметом охраны являются, в том числе: планировка помещений, образованная капитальными стенами и другими несущими элементами; форма, размеры оконных и дверных наружных проемом; количество исторических оконных и дверных проемов, размеры, форма, рисунок оконных заполнений, композиционное решение входной группы в виде углового портика и ее архитектурно-декоративное убранство.
Однако в нарушение выданного охранного обязательства, ФИО1, в отсутствии разрешения и согласования с государственным органом охраны объектов культурного наследия, допустил:
- размещение в установке на входной группе со стороны улицы Азина и западном фасаде под оконными заполнениями со стороны улицы Свердлова крупногабаритных информационных конструкций,
- выполнение работ по закрытию оконных заполнений со стороны улицы Свердлова непрозрачным материалам, размещения рекламных баннеров,
- проведение ремонтных(отделочных) работ внутри помещений первого этажа и работ по перепланировке(закладки и оштукатуривании оконных проемов на восточном фасаде),
- работ по установке инженерного оборудования(кондиционеров и вентиляции) на восточном фасаде, что зафиксировано в актах осмотра объекта культурного наследия от 26.08.2020, 17.09.2020 и 14.10.2020.
Приведенные обстоятельства указывают на нарушения установленного порядка использования объекта, свидетельствуют о нарушении облика охраняемого объекта, создают угрозу ухудшения состояния объекта, причинения объекту иных негативных воздействий. Оснований полагать, что ФИО1 требования сохранения и использования объекта культурного наследия были сохранены, не имеется.
Материалами дела подтверждается, что ФИО1 не предпринимал необходимых мер по сохранению объекта культурного наследия, допустил проведение ремонтных и строительных работ на объекте культурного наследия без задания на проведение указанных работ и без разрешения на проведение таких работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия.
Учитывая изложенное суд приходит к выводу, что ФИО1, допустил нарушение законодательства об охране объектов культурного наследия(памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территории объекта культурного наследия, несоблюдение ограничений, установленных в границах зоны охраны объекта культурного наследия, а именно нарушений п. 4.6 раздела II Охранного обязательства от 09.12.2013, п.п.1 п.1 ст. 5.1, п. 1 ст. 35.1, п.1 и п.6 ст. 45, п. 1 ст. 47.3, п. 11 ст. 47.6 и п. 11 ст. 48 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Действия ФИО1, следует квалифицировать по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объекта культурного наследия, несоблюдение ограничений, установленных в границах зоны охраны объекта культурного наследия.
В силу п. 12 ст. 48 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» при передаче третьим лицам прав владения и (или) пользования объектом культурного наследия собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия не освобождается от ответственности за выполнение установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований в отношении объекта культурного наследия.
Исходя из анализа приведенных норм, собственник объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой», расположенный по адресу: г<...>, ФИО1 не освобождается от ответственности за выполнение установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований в отношении объекта культурного наследия и в случае передачи этого помещения во временное владение и пользование другому лицу, в данном случае ООО «<...>».
Аналогичные положения содержит и охранное обязательство на вышеназванный объект культурного наследия регионального значения от 09.12.2013, которым определено, что собственник (пользователь) обязан соблюдать требования действующего законодательства в области сохранения и использования объектов культурного наследия, не допускать повреждения, разрушения, уничтожения, изменения облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями данного объекта, нарушения установленного порядка его использования, несет полную ответственность за сохранность объекта культурного наследия, в том числе, при передаче его в установленном порядке в аренду.
В связи с изложенным, подлежат отклонению, как несостоятельные, доводы лица, в отношении которого ведется производство по делу и его защитника о том, что ФИО1 не является субъектом вмененного административное правонарушение, за которое, по мнению названных лиц, должен отвечать арендатор объекта культурного наследия - ООО «<...>».
Поскольку ФИО1, будучи собственником объекта культурного наследия регионального значения, в нарушение положений законодательства в области охраны объектов культурного наследия и в нарушение охранного обязательства, будучи осведомленным о статусе объекта, как объекта культурного наследия регионального значения, не принял мер по предотвращению установки на фасаде объекта кондиционера, перепланировки, установки рекламных баннеров и информационных конструкций, проведения ремонтных(отделочных) работ, и несоблюдения требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия, в том числе, арендатором, допустил их установку и проведение указанных работ, его действия, подлежат квалификации по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
При назначении наказания суд учитывает общественную опасность и характер совершенного административного правонарушения, данные о личности виновного.
Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного ФИО1 правонарушения, судом не установлено.
В материалах дела не представлены доказательства, свидетельствующие об исключительности ситуации и являющиеся основанием для применения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая вышеизложенное, а также характер правонарушения, судья считает, исправление ФИО1 возможно при назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией статьи, который будет достаточным для выполнения целей наказания, указанных в ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
признать ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за которое назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен добровольно в течение 60 дней со дня вступления постановления в законную силу.
В случае неуплаты штрафа добровольно в указанный срок постановление о назначении административного штрафа будет направлено судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы штрафа в принудительном порядке, а в отношении должника может быть возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии в Свердловский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга.
Реквизиты уплаты штрафа:
Межрегиональное операционное УФК(Министерство культуры РФ)
ИНН <***>
КПП 770301001
Расчетный счет № <***>
Л./сч. 04951000540
Операционный департамент Банка России, <...>
БИК 044501002
КБК 05411601071010013140
ОКТМО 45382000
Документ: паспорт гражданина Российской Федерации серии <...> выдан <...>
Судья (подпись) Н.А.Кислицына
Реквизиты уплаты штрафа:
Межрегиональное операционное УФК(Министерство культуры Российской Федерации)
ИНН <***>
КПП 770301001
Расчетный счет № <***>
Л./сч. 04951000540,
Операционный департамент Банка России, <...>
БИК 044501002, кор. счета нет
КБК 05411601071010013140
ОКТМО 45382000