ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-20/2022 от 14.03.2022 Раменского городского суда (Московская область)

Дело <номер>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

14 марта 2022 года г. Раменское

Судья Раменского городского суда Московской области Колесник С.К., с участием старшего помощника прокурора Трихина А.Г., защитника адвоката – Загребиной И.В., при секретаре Ложкиной А.А., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении ФИО1<...>

установил:

ФИО1 совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.33 КоАП РФ, то есть участие в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение запретов, установленных Федеральным законом от 28.12.2012 № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, при следующих обстоятельствах:

<дата> заместителем Раменского городского прокурора Московской области Тюшевским А.Е. вынесено постановление об административном правонарушении в отношении ФИО1 по ст. 20.33 КоАП РФ.

Основанием явилось то, что ЦПЭ ГУ МВД России по Московской области проведена проверка о возможной противоправной деятельности. Так Раменской городской прокуратурой Московской области по результатам проведения проверки деятельности установлено, что ФИО1 в период времени с <дата> по <дата> принял участие в мероприятии – конференции церквей Международного христианского движения «<...>», организованном координатором движения ФИО2 по адресу: <адрес>.

Деятельность Международного христианского движения «<...>» признана нежелательной на территории Российской Федерации по решению Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 23.08.2021 и распоряжением Министерства Юстиции Российской Федерации от 30.08.2021 № 971-р внесена в перечень иностранных международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной.

ФИО1 не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела телефонограммой, которая имеется в материалах дела.

Адвокат Загребина И.В. и старший помощник Раменского городского прокурора Трихин А.Г. против рассмотрения дела об административном правонарушении в отсутствии ФИО1, извещенного надлежащим образом не возражали, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии ФИО1

В судебное заседание явился защитник ФИО1 адвокат – Загребина И.В., которая суду пояснила, что ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.20.33 КоАП РФ не признает, не оспаривая факт нахождения ФИО1 в указанные даты по вышеуказанному адресу, указала, что целью поездки являлось богослужение, проповедование Евангиле, что и было им реализовано.

Старший помощник Раменского городского прокурора Трихин А.Г. полагал, что имеются достаточные основания для привлечения ФИО1 к административной ответственности по ст. 20.33 КоАП РФ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 20.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности, участие в такой деятельности либо нарушение запретов, установленных Федеральным законом от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно ч. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» признание нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранной или международной неправительственной организации влечет за собой: 1) запрет на создание (открытие) на территории Российской Федерации структурных подразделений иностранной или международной неправительственной организации и прекращение в определенном законодательством Российской Федерации порядке деятельности ранее созданных (открытых) на территории Российской Федерации таких структурных подразделений; 2) наступление последствий, указанных в статье 3.2 названного Федерального закона; 3) запрет на распространение информационных материалов, издаваемых иностранной или международной неправительственной организацией и (или) распространяемых ею, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также производство или хранение таких материалов в целях распространения; 4) запрет на осуществление на территории Российской Федерации программ (проектов) для иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации; 5) запрет на создание иностранной или международной неправительственной организацией на территории Российской Федерации юридических лиц либо участие в них.

В силу пп. 3 п. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 28.12.2012 N 272-ФЗ признание нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранной или международной неправительственной организации влечет за собой запрет на распространение информационных материалов, издаваемых иностранной или международной неправительственной организацией и (или) распространяемых ею, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также производство или хранение таких материалов в целях распространения.

Осуществление деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности, участие в такой деятельности либо нарушение запретов, установленных Федеральным законом от 28.12.2012 N 272-ФЗ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.33 КоАП РФ.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, на основании решения Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 23.08.2021 деятельность Международного христианского движения «Новое поколение» признана нежелательной на территории Российской Федерации.

В соответствии с распоряжением Министерства Юстиции Российской Федерации от 30.08.2021 № 971-р указанная организация включены в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проведения оперативно-профилактических мероприятий сотрудниками 2 отдела ЦПЭ ГУ МВД России по Московской области совместно с сотрудниками УФСБ России по г. Москве и Московской области, УВМ ГУ МВД России по Московской области, МУ МВД России «Раменское», при силовой поддержке СБР Росгвардии по Московской области, полка полиции ГУ МВД России по Московской области, на основании постановления судьи Московского областного суда №1-12708 от 30.11.2021 проведено оперативно-розыскное мероприятие «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», расположенной по адресу: <адрес>.

В ходе проведения мероприятия установлено, что в период с <дата> по <дата> по указанному адресу проходила конференция Международного христианского движения «<...>», деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации.

В собрании принимало участие <...> человека, из них <...> служащие церкви, в том числе ФИО1

В ходе опроса ФИО3, <дата> г.р., ФИО4<дата> г.р., ФИО5, <дата> г.р., ФИО6<дата> г.р., ФИО7<дата> г.р., ФИО8<дата> г.р. вышеуказанными лицами было показано содержимое их телефонов. С их согласия сделаны скриншоты, на которых отображается совместное проведение молитвы, процесс избрания нового председателя организации «<...>», а также в телефонах обнаружено «Уведомление о проведении заседания совета объединения церквей «<...>» (л.д. 12).

В ходе опроса ФИО9, <дата> г.р., ФИО10<дата> г.р. и ФИО11<дата> г.р. указанные лица добровольно продемонстрировали со своих мобильных телефонов видеозаписи. Со слов вышеуказанных граждан на видеозаписи группа людей, которые являются пасторами местных религиозных организаций, а именно церквей «<...>» которые собрались для принятия юридических решений (л.д. 13).

Кроме того, вышеуказанные лица добровольно продемонстрировали две аудиозаписи. На первой записи звучал голос ФИО12 который является украинским лидером организации «<...>», на второй – ФИО2 - организатора съезда организации «Новое Поколение» (л.д. 14).

На представленных стенограммах аудиозаписей украинский лидер ФИО12 организации «<...>» призывал о необходимости единства в распространении церквей ФИО12 в Российской Федерации о том, что в тяжелые времена церкви «<...>» расширялись лучше всего, ставил задачи российским пасторам открыть 100 новых церквей и подготовить 100 новых лидеров; ставил задачи по расширению церквей, необходимости подготовки учеников через библейские школы «<...>» (также признана нежелательной); призыв к распространению церквей, общая инструкция, призыв приехать на библейскую школу к ФИО13 в <адрес>; пасторы «<...>» называют ФИО12 своим атаманом, полное единство церквей <адрес> и <адрес>; ФИО2 как организатор докладывает ФИО12 о планах на будущее, церкви <адрес> и <адрес> едины – епископ ФИО14; ФИО2 убеждает расти как движение «<...>» по всем направлениям, представляет регионы; доводит установку о необходимости присутствия по 1 представителю в городах - миллионниках; как бы ни пытались нас выставить (сектанты, нежелательные) мы должны сохранить кто мы; представление внутреннего устава, знакомого всем по «<...>», будут разрабатываться иные документы и приложения (инструкции как вести себя при проверке и т.д. (л.д. 15-16).

Приведенные обстоятельства подтверждаются постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от <дата>; рапортами сотрудников ГУ МВД России по Московской области (л.д. 12-14); стенограммами аудиозаписей (л.д. 15-16); материалами проверки КУСП <номер> от <дата> к которым приобщены рапорты оперуполномоченных ГУ МВД России по Московской области об установлении факта проведения в помещении, расположенным по указанному в них адресу в период времени с <дата> по <дата> конференции Международного христианского движения «Новое поколение», деятельность которой признана нежелательной на территории РФ, из рапортов также усматривается, что участники конференции были опрошены и представили на обозрение содержимое сотовых телефонов, в том числе аудио и видеозаписи, а также уведомление о проведении заседания совета объединения церквей «Новое поколение»; актом обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств от <дата> (л.д. 19-24), записью на диске, рапортами сотрудников.

Совокупность представленных доказательств не содержит существенных противоречий и не опровергают существо вмененного ФИО1 административного правонарушения.

ФИО1 принимал участие в акциях, проводимых организацией Международное христианское движение «Новое поколение», деятельность которой признана нежелательной на территории РФ.

Статьей 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ст. 26.2 КоАП РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу п. 2 ст. 26.2 КоАП РФ, эти данные устанавливаются, в том числе, протоколом об административном правонарушении.

Частью 2 статьи 28.4 КоАП РФ предусмотрено, что о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ.

В протоколе об административном правонарушении указываются все необходимые сведения, предусмотренные п. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, в том числе время, место и событие административного правонарушения. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Таким образом, протокол об административном правонарушении должен быть составлен в присутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

Согласно п. 4 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (ред. от 09.02.2012) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола. Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу.

Постановление прокурора от <дата> года об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, в котором зафиксировано дата, время и место совершения административного правонарушения, сведения необходимые для правильного разрешения данного дела в нем отражены, поэтому признается судом допустимым доказательством по делу.

Кроме того, из ответа Генеральной прокуратуры Российской Федерации усматривается, что Заместителем Генерального прокурора Российской Федерации 23.08.2021 принято решение о признании деятельности Международного христианского движения «Новое поколение» нежелательной на территории Российской Федерации.

Данное решение принято в соответствии с ч. 1 и 4 статьи 3.1 Федерального закона от 28.12.2012 № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», поскольку деятельность МХД НП представляет угрозу основам конституционного строя и безопасности Российской Федерации. Движение создано в <дата> году, его основателем и лидером является ФИО15. В целях обеспечения безопасности Российской Федерации <дата> принято решение о неразрешении ФИО15 въезда в Российскую Федерацию со сроком действия до <дата> (основание ч. 1 статьи 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»). Сведений о государственной регистрации МХД НП не имеется. Движение действует на основании Внутреннего устава Международного христианского движения «<...>» (далее - Устав) и позиционирует себя как объединение церквей «<...>». Согласно п. 2.1.1 Устава в состав МХД НП может войти любая церковь, принимающая учение движения «<...>». Несмотря на заявленный Движением религиозный статус, его деятельность носит четко выраженный политический характер, на что прямо указано в уставе. Так, одним из «генеральных откровений» (направлений) работы МХД НП является «влияние Международного христианского движения «<...>» на общество (через интеграцию Церкви в общественную и политическую жизнь страны)» (пункт 1.3 Устава). Движение имеет эмблему, которая представляет собой композицию, состоящую из трех взаимно связанных элементов: центральный элемент - крест, символизирующий Голгофский крест Иисуса Христа, в центре которого линии рисунка образуют сердце, символ любви Бога к человеку; по краям креста изображены справа - голубь, символ Святого Духа, слева - корона, содержащая крест, означающий господство Иисуса Христа. Для решения задач МХД НП ФИО15 создана и <дата> зарегистрирована, так называемая, «базовая» церковь, а именно: религиозная организация Евангельская христианская церковь «<...>» (далее -ЕХЦ «<...>») (<адрес>, Латвийская Республика), которую он же и возглавляет. Движение использует почтовый адрес ЕХЦ «<...>», в том числе для приема заказов на распространяемую печатную продукцию, а ее банковские реквизиты - для сбора пожертвований. Информация о деятельности движения распространяется на сайте ЕХЦ «<...>» по адресу: <...> Организационная структура движения определена разделом 3.5 Устава.

Так, планирует и координирует работу движения Совет епископов, куда входят старший епископ движения, национальные и региональные епископы, а также отдельные служители церквей «<...>» (п. 3.5.3 устава). В Российской Федерации достижение целей МХД НП обеспечивают местные религиозные организации и религиозные группы, а также многочисленные реабилитационные центры, которые входят в его структуру.

Для идентификации ими используется эмблема Движения либо отдельные ее элементы, а в наименовании, как правило, указывается словосочетание «<...>». Пасторы входящих в структуру Движения российских религиозных организаций проходят обучение в Миссионерской школе, что в силу п.п. 2.1.2 раздела 2.1 Устава является обязательным. Концепция работы Движения на территории Российской Федерации определяется на общих собраниях пасторов, которые в соответствии с п. 3.5.4 Устава проводятся ежегодно.

Доводы защитника об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.33 КоАП РФ, недоказанности участия в деятельности нежелательной иностранной организации направлены на переоценку доказательств, оснований для которой не имеется. Факт совершения вменяемого правонарушения, вина ФИО1 в его совершении подтверждены совокупностью вышеперечисленных доказательств.

Действия ФИО1, принимавшего участие в мероприятии - конференции церквей Международного христианского движения «Новое поколение» деятельность которого признана нежелательной на территории Российской Федерации суд квалифицирует по статье 20.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

При назначении наказания ФИО1 суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, его имущественное положение.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ФИО1, не установлено.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность ФИО1, не установлено.

Суд полагает возможным назначить наказание в размере минимального размера административного штрафа, предусмотренного ст. 20.33 КоАП РФ.

Суд полагает, что указанная мера ответственности соразмерна предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9, 29.10, Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»,

постановил:

Признать ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.33 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пяти тысяч) рублей.

Административный штраф подлежит внесению или перечислению по следующим реквизитам: Управление Федерального казначейства России по Московской области (Прокуратура Московской области), лицевой счет: <***>, ИНН <***>, КПП 770201001, ОКТМО 46000000, расчетный счет03100643000000014800, банк получателя: ГУ Банка России по ЦФО, БИК ТОФК 004525987, ЕКС 40102810845370000004, КБК 41511601191019000140.

Разъяснить, что в соответствии со ст. ст. 20.25, 32.2 КоАП РФ неуплата административного штрафа в течение 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

Постановление может быть обжаловано в Московский областной суд через Раменский городской суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Судья:

Мотивированное постановление изготовлено 16 марта 2022 года.