ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-20/2023 от 21.09.2023 Кызылского районного суда (Республика Тыва)

Дело № 5-20/2023

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

Судья Кызылского районного суда Республики Тыва Бадмаева Н.Б.,

с участием помощника Кызылского межрайонного прокурора Кара-Сал А-Х. А.,

лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО1,

его представителя ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении председателя контрольно-счетного органа муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва ФИО1,

у с т а н о в и л:

Постановлением заместителя Кызылского межрайонного прокурора Республики Тыва Ооржак А.С. от 23 ноября 2022 года возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в отношении председателя контрольно-счетного органа муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва ФИО1, по факту нарушения должностным лицом ФИО1 ч.1 ст.24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», выразившегося в не рассмотрении и не направлении ответа на представление Кызылской межрайонной прокуратуры от 22.09.2022 года, в течении одного месяца с указанием принятых мер, а также не рассмотрение вопроса о привлечении виновных должностных лиц, допустивших нарушение закона.

Прокурор Кара-Сал А-Х. А. в судебном заседании постановление поддержала, просила привлечь ФИО1 к административной ответственности по ст. 17.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. В отношении направления представления № 966ж-2022 от 22 сентября 2022 года пояснила, что оригинал после направления на электронную почту не досылался.

Должностное лицо, привлекаемое к административной ответственности - ФИО1 и его представитель ФИО2 в судебном заседании просили прекратить производство по делу, указывая, что прокурором дело об административном правонарушении возбуждено незаконно, также должностное лицо, привлекаемое к административной ответственности не было уведомлено о проведении проверки и о наличии представления прокурора. Также указывают, что оригинал представления, направленного в адрес председателя контрольно-счетного органа по адресу электронной почты kso-kvzykskiy@mail.ru, в адрес контрольно-счетного органа не поступил, в связи с чем проверить достоверность поступившей электронной копии с оригиналом в сроки установленные в представлении не представилось возможным, также какой либо договоренности о ведении электронного документооборота между прокуратурой и контрольно-счетным органом не имеется. При этом действующим законодательством не установлено направление прокурором требований и представлений в электронной форме по электронной почте без направления оригинала по почте.

Выслушав доводы лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

На основании статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением, своих служебных обязанностей.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является институт государственной власти в виде реализации полномочий, в том числе, прокурора, действующего от имени государства и представляющего его интересы, вытекающие из норм закона.

В части 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» указано, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1. 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона является представление об устранении нарушений закона (п. 3 ст. 22 этого же Закона).

Частью 1 статьи 24 указанного Федерального закона предусмотрено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьёй 17.7 КоАП РФ, составляет, в частности, умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Административная ответственность по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает только в случае неисполнения законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Вопрос о законности и обоснованности представления, содержащего требования прокурора, невыполнение которых вменено лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела.

Обязанность доказывания правомерности требований, изложенных в соответствующем представлении, и вины должностного лица лежит на прокуроре.

Как следует из представленных материалов дела, 29.08.2022 года и.о. Кызылского межрайонного прокурора принято решение о проведении проверки на предмет соблюдения трудового законодательства по обращению ФИО3 по факту прекращения с ней трудового договора. Срок проверки установлен с 29.08.2022 года по 29.09.2022 года.

На основании вышеуказанного решения, 22.09.2022 года председателю контрольно-счетного органа муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва ФИО1 Кызылским межрайонным прокурором направлено представление об устранении нарушений трудового законодательства № 966ж-2022, в порядке ст.ст.6 и 22 ФЗ «О прокуратуре РФ» в месячный срок. Представление прокурора направлено по электронной почте в адрес управления администрации kso-kyzykskiy«kso-kyzykskiy@mail.ru».

21.11.2022 года на имя председателя контрольно-счетного органа муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва ФИО1 направлено требование прокурора о необходимости явки в прокуратуру для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по факту нарушения сроков безотлагательного рассмотрения представления прокурора, не решении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновным должностных лиц, в установленный срок, 12:30 часов 23.11.2022 года, путем направления на электронную почту kso-kyzykskiy«kso-kyzykskiy@mail.ru».

В отношении направления представления посредством электронной почты суд отмечает следующее.

В целях совершенствования делопроизводства в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 450 утверждена Инструкция по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации (далее - Инструкция), которая определяет порядок приема, регистрации, учета, перевода, подготовки, оформления, размножения, контроля за исполнением документов, отправки, формирования их в дела, надзорные (наблюдательные) производства, хранения и использования на бумажных и электронных носителях (пункт 1.2). Особенности работы с электронными документами предусмотрены главой 13 Инструкции.

Для подтверждения подлинности электронных документов в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации применяются электронные подписи. Электронные документы подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи». Документы, подписанные электронной подписью, имеют реквизит «Отметка об электронной подписи», который проставляется в виде специального штампа, включающего фразу «Документ подписан электронной подписью» и содержащего номер сертификата ключа проверки электронной подписи, фамилию, имя, отчество владельца сертификата, информацию о сроке действия сертификата ключа проверки электронной подписи (пункты 13.5 - 13.7 Инструкции).

Таким образом, созданные в электронном виде документы, не соответствующие требованиям Инструкции, не считаются достоверными.

Положения Инструкции при направлении представления Кызылского межрайонного прокурора № 966ж-2022 от 22 сентября 2022 года в адрес председателя контрольно-счетного органа муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва ФИО1 не выполнены, в требовании отсутствуют реквизиты, определяющие подлинность документа, в связи с чем направленное в электронном виде указанное представление не является достоверным.

В рассматриваемом случае сведений о направлении прокурором в адрес председателя контрольно-счетного органа муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва ФИО1 почтовым отправлением после направления на адрес электронной почты представления прокурора № 966ж-2022 от 22 сентября 2022 года материалы дела не содержат, описи почтового отправления, сведений о его вручении или об отказе в его получении, о его возврате адресату в материалах дела не имеется, также не имеется и доказательств вручения данного требования прокурора под расписку председателю контрольно-счетного органа муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва ФИО1

Доказательств вручения представления прокурора адресату каким-либо иным путем в материалы дела не представлено.

Таким образом, направление представления прокурора председателю контрольно-счетного органа муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва ФИО1 в электронном виде посредством электронной почты противоречит положениям пункта 5.12.7 и раздела 2.6 Инструкции, по смыслу которых представление прокурора, направленное в электронном виде без досылки по почте, юридической силы не имеет.

Таким образом, ни Федеральный закон от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ни иные нормативные правовые акты не предусматривают возможность направления представления прокурора в форме факсимильного сообщения и по электронной почте, представление прокурора в форме факсимильного сообщения или электронного сообщения может быть передано наряду с его направлением почтовой связью, в связи с чем невыполнение представления прокурора, направленного в указанной форме, само по себе не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.

Таким образом, суд считает обоснованными доводы привлекаемого лица и его представителя о том, что представление прокурора не было получено.

В соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1). Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье (часть 3). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4).

В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьёй 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В рассматриваемом случае изложенное не позволяет сделать вывод о наличии в действиях председателя контрольно-счетного органа муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва ФИО1 состава вмененного административного правонарушения, поскольку допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, безусловно повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, производство по делу об административном правонарушении в отношении председателя контрольно-счетного органа муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва ФИО1 на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9, 24.5 КоАП РФ, суд

п о с т а н о в и л:

производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя контрольно-счетного органа муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва ФИО1 прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва лицами, указанными в ст.25.1-25.5, 25.11 КоАП РФ, в течение 10 суток со дня принятия постановления.

Судья Н.Б. Бадмаева