ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2106/2021 от 20.09.2021 Заинского городского суда (Республика Татарстан)

УИД 16RS0039-01-2021-002829-89

Дело №5-2106/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

20 сентября 2021 года город Заинск

Судья Заинского городского суда Республики Татарстан Галиуллина А.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Алдошиной Л.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении юридического лица - филиала АО «Татэнерго» - Заинская ГРЭС», привлекаемого к административной ответственности по статье 9.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

согласно протоколу об административном правонарушении от 10 сентября 2021 года , составленному Государственным инспектором Закамского отдела общепромышленного и государственного энергетического надзора Приволжского управления Ростехнадзора С.С.В., 10 сентября 2021 года в 10 часов 00 минут в ходе внеплановой выездной проверки выявлены нарушения требований Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19 июня 2003 года №229, зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации от 20 июня 2003 года №4799, расположенных по адресу: 423520, РТ, <адрес>, принадлежащих филиалу АО «Татэнерго» - Заинская ГРЭС, а именно: отсутствует разрешение на эксплуатацию энергообъекта от органов государственного контроля и надзора «Реконструкция ОРУ-110 кВ (яч. №8, 9, 12, 14, 15)»; отсутствует разрешение на эксплуатацию энергообъекта от органов государственного контроля и надзора «Реконструкция ОРУ-220 кВ. Замена электрооборудования в яч. №6, 9, 12, 13», что является нарушением части 3 статьи 5 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике», пунктов 1.2.1, 1.2.6 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19 июня 2003 года №229, зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации от 20 июня 2003 года №4799, тем самым, филиалом АО «Татэнерго» - Заинская ГРЭС совершено административное правонарушение, предусмотренное статьей 9.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Законный представитель филиала АО «Татэнерго» - Заинская ГРЭС» С.О.Н., действующая на основании доверенности, вину в совершении административного правонарушения не признала и дала пояснения, аналогичные, изложенным в письменных объяснениях, приобщенных к делу. Просила производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - филиала АО «Татэнерго» - Заинская ГРЭС» прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Законные представители филиала АО «Татэнерго» - Заинская ГРЭС» П.Д.В., З.О.В., действующие на основании доверенности, в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения не признали, поддержали пояснения представителя С.О.Н.

Государственный инспектор Нижнекамского территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора С.С.В., действующая на основании доверенности полагая доказанной вину юридического лица - филиала АО «Татэнерго» - Заинская ГРЭС» в совершении административного правонарушения по статье 9.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, просила привлечь его административной ответственности.

Изучив представленные материалы, выслушав явившихся участников процесса, судья приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административная ответственность за совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена за ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения органов, осуществляющих государственный надзор на указанных объектах, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективную сторону данного административного правонарушения образуют действия по несанкционированному органами государственного надзора вводу в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов (с момента начала использования указанных объектов).

Как усматривается из материалов дела, на основании решения заместителя руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27 июля 2021 года №39-рш проведена внеплановая выездная проверка юридического лица - филиала АО «Татэнерго» - Заинская ГРЭС» по адресу: 423520, РТ, <адрес>, в рамках приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 декабря 2020 года №545 «О проведении проверок соблюдения обязательных требований субъектами электроэнергетики, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и потребителями электрической энергии в 2021 году», изданного во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2020 года №АН-П9-16299, предметом которой являлась соблюдение обязательных требований законодательства в установленной сфере деятельности.

Согласно имеющемуся в материалах дела об административном правонарушении акту внеплановой выездной проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица - филиала АО «Татэнерго» - Заинская ГРЭС» от 10 сентября 2021 года -рш, проведенной в период с 30 августа 2021 года по 10 сентября 2021 года с участием представителя юридического лица - директора филиала АО «Татэнерго» - Заинская ГРЭС» П.Д.В., выявлена эксплуатация энергообъекта ОРУ-110 кВ (яч. , 9, 12, 14, 15) и ОРУ-220 кВ (яч. , 9, 12, 13) без получения разрешения на допуск в эксплуатацию энергообъекта от органов государственного контроля и надзора после проведения реконструкции на энергообъекте.

Данные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении юридического лица вышеуказанного протокола об административном правонарушении с указанием о том, что ввиду изложенных обстоятельств юридическим лицом допущены нарушения пунктов 1.2.1, 1.2.6 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19 июня 2003 года №229.

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19 июня 2003 года №229 утверждены Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации (далее Правила), согласно пункту 1.1.1 которых, данные Правила распространяются на тепловые электростанции, работающие на органическом топливе, гидроэлектростанции, электрические и тепловые сети Российской Федерации и на организации, выполняющие работы применительно к этим объектам.

Согласно пункту 1.2.1 названных Правил полностью законченные строительством электростанции, котельные (паровые и водогрейные), объекты электрических и тепловых сетей, а также в зависимости от сложности энергообъекта их очереди и пусковые комплексы должны быть приняты в эксплуатацию в порядке, установленном действующими правилами.

Данное требование распространяется также на приемку в эксплуатацию энергообъектов после расширения и реконструкции.

Пункт 1.2.3 Правил установлено, что перед приемкой в эксплуатацию энергообъекта (пускового комплекса) должны быть проведены: индивидуальные испытания оборудования и функциональные испытания отдельных систем, завершающиеся для энергоблоков пробным пуском основного и вспомогательного оборудования; комплексное опробование линий электропередачи и основного электротехнического оборудования; пробные пуски и комплексные испытания (включая комплексное опробование) генерирующего оборудования.

Во время строительства и монтажа зданий и сооружений должны быть проведены промежуточные приемки узлов оборудования и сооружений, а также скрытых работ.

В соответствии с положениями пункта 1.2.4 Правил, индивидуальные и функциональные испытания оборудования и отдельных систем проводятся с привлечением персонала заказчика по проектным схемам после окончания всех строительных и монтажных работ по данному узлу. Перед индивидуальным и функциональным испытаниями должно быть проверено выполнение: настоящих Правил, строительных норм и правил, стандартов, включая стандарты безопасности труда, норм технологического проектирования, правил органов государственного контроля и надзора, норм и требований природоохранного законодательства и других органов государственного надзора, правил устройства электроустановок, правил охраны труда, правил взрыво- и пожаробезопасности.

Согласно пункту 1.2.6 Правил пробные пуски генерирующего оборудования проводятся до комплексного опробования энергообъектов. При пробном пуске должна быть проверена работоспособность оборудования и технологических схем, безопасность их эксплуатации; проведены проверка и настройка всех систем контроля и управления, в том числе автоматических регуляторов, устройств защиты и блокировок, устройств сигнализации и контрольно-измерительных приборов. Перед пробным пуском должны быть выполнены условия для надежной и безопасной эксплуатации энергообъекта: укомплектован, обучен (с проверкой знаний) эксплуатационный и ремонтный персонал, разработаны и утверждены эксплуатационные инструкции, инструкции по охране труда и оперативные схемы, техническая документация по учету и отчетности; подготовлены запасы топлива, материалов, инструмента и запасных частей; введены в действие СДТУ с линиями связи, системы пожарной сигнализации и пожаротушения, аварийного освещения, вентиляции; смонтированы и налажены системы контроля и управления; получены разрешения на эксплуатацию энергообъекта от органов государственного контроля и надзора.

В соответствии с положениями пункта 1.2.7 Правил, линии электропередачи и основное электротехническое оборудование должны пройти комплексное опробование, при котором должна быть проверена его работа под нагрузкой совместно со вспомогательным оборудованием и устройствами.

Генерирующее оборудование должно пройти комплексные испытания (включая комплексное опробование) для определения общесистемных технических параметров и характеристик генерирующего оборудования в соответствии с требованиями Правил проведения испытаний и определения общесистемных технических параметров и характеристик генерирующего оборудования, утвержденных Министерством энергетики Российской Федерации в соответствии с подпунктом «б» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2018 года N 937 «Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Комплексное опробование линий электропередачи и основного электротехнического оборудования считается успешно проведенным при условии нормальной и непрерывной работы под нагрузкой: основного электротехнического оборудования электростанций и подстанций - в течение 72 ч.; линий электропередачи - в течение 24 ч.

Комплексное опробование должно проводиться с включенными предусмотренными проектом контрольно-измерительными приборами, блокировками, устройствами сигнализации и дистанционного управления, защиты и автоматического регулирования, не требующими режимной наладки.

Согласно пункту 1.2.8 Правил, для подготовки энергообъекта (пускового комплекса) к предъявлению приемочной комиссии должна быть назначена рабочая комиссия, которая принимает по акту оборудование после проведения его индивидуальных испытаний для комплексного опробования. С момента подписания этого акта организация отвечает за сохранность оборудования.

Таким образом, в соответствии с положениями пункта 1.2.1 названных Правил требования о принятии энергообъектов в эксплуатацию в порядке, установленном действующими правилами, распространяются также на приемку в эксплуатацию энергообъектов после расширения и реконструкции, а выполнение изложенных в пункте 1.2.6 Правил требований, нарушение которого вменяется юридическому лицу согласно протоколу об административном правонарушении, исходя из смысла и содержания указанных положений, должны предшествовать введению в эксплуатацию энергообъекта.

В соответствии с пунктом 1.1.6 Правил, основным технологическим звеном энергопроизводства является энергосистема, представляющая собой совокупность электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей (далее - энергообъекты), связанных общностью режима работы и имеющих централизованное оперативно-диспетчерское управление.

Как следует из пункта 4.2.4 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 20 июня 2003 года №242 распределительное устройство (РУ) - электроустановка, служащая для приема и распределения электроэнергии и содержащая коммутационные аппараты, сборные и соединительные шины, вспомогательные устройства (компрессорные, аккумуляторные и др.), а также устройства защиты, автоматики, телемеханики, связи и измерений.

Открытое распределительное устройство (ОРУ) - РУ, все или основное оборудование которого расположено на открытом воздухе.

Следовательно, ячейка ОРУ является отдельным элементом энергообъекта, его составной частью (электротехническим устройством), участвующим в обеспечении общности режима его работы.

Согласно пункту 1.2.11 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, законченные строительством отдельно стоящие здания, сооружения и электротехнические устройства, встроенные или пристроенные помещения производственного, подсобно-производственного и вспомогательного назначения с смонтированным в них оборудованием, средствами управления и связи принимаются в эксплуатацию рабочими комиссиями.

То есть, электротехнические устройства принимаются в эксплуатацию рабочими комиссиями.

Как усматривается из представленных законными представителями юридического лица, актами приемки-сдачи в эксплуатацию, в период с 2006 по 2010 годы филиалом АО «Татэнерго» - Заинская ГРЭС» производилась замена оборудования ОРУ 110 кВ (яч. , 9, 12, 14, 15), ОРУ 220 кВ (яч. , 9, 12, 13), а именно, взамен физически и морально устаревшего оборудования, в целях улучшения показателей функционирования оборудования, устанавливалось новое, аналогичное оборудование, отвечающее более высоким требованиям про критериям безопасной эксплуатации и соответствующее требованиям нормативно-технических документов.

Из паспортов на оборудование, представленных законным представителем юридического лица, срок эксплуатации оборудования ячеек ОРУ составляет от 25 до 40 лет.

Таким образом, юридическим лицом ячейки ОРУ были приняты в эксплуатацию посредством оформления актов рабочей комиссии, что прямо указано в пункте 1.2.11 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательства из представленных документов судьей также установлено, что в период с 19.09.2011 по 23.09.2011 Приволжским управлением Ростехнадзора в отношении юридического лица - филиала АО «Татэнерго» - Заинская ГРЭС» проводилась внеплановая выездная проверка, в ходе проведения которой объектами проверки также явились ОРУ 110 кВ и ОРУ 220 кВ, однако нарушений, вменяемых в настоящее время юридическому лицу выявлено не было.

Кроме того, из пояснений законного представителя юридического лица и представленных в подтверждение документов судьей установлено, что АО «Татэнерго» 22.10.2012 обращалось в органы Ростехнадзора за разъяснением о необходимости получения разрешения на допуск в эксплуатацию нового оборудования.

Так, согласно письмам от 04.12.2012 и 27.02.2013 после реконструкции, ремонта, технического перевооружения, модернизации электрооборудования, если не изменяется мощность, категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не изменятся схема внешнего электроснабжения и величина максимальной мощности, получения указанного выше разрешения не требуется.

Как пояснила в ходе судебного заседания законный представитель юридического лица, замена оборудования производилась без изменения параметров, конструктивных изменений распределительных устройств, изменений фундаментов, изменений максимальной мощности и электрической схемы, точек присоединения, видов производственной деятельности. В соответствии с положениями пункта 1.2.11 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, ячейки ОРУ были приняты в эксплуатацию посредством оформления актов рабочей комиссии. Иного, материалы дела не содержат и представителем административного органа в ходе судебного разбирательства не представлено.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, вышеизложенные обстоятельства, установленные в ходе проверки и зафиксированные в акте проверки и протоколе об административном правонарушении в качестве обстоятельств административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно допуск юридическим лицом работы ОРУ 110 кВ (яч. №8, 9, 12, 14, 15), ОРУ 220 кВ (яч. №6, 9, 12, 13) без получения разрешения на допуск в эксплуатацию энергообъекта от органов государственного контроля и надзора после проведения реконструкции на энергообъекте, чем юридическим лицом допущены нарушения пунктов 1.2.1, 1.2.6 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19 июня 2003 года №229, не могут быть отнесены к обстоятельствам, образующим объективную сторону указанного административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающего административную ответственность за несанкционированный органами государственного надзора ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов.

Между тем, как протокол об административном правонарушении, являющийся основным процессуальным документом, в котором приводятся основания для привлечения лица к административной ответственности, так и иные материалы дела, не содержат каких-либо иных сведений о допущенных юридическим лицом таких нарушений действующего законодательства, в том числе и на момент ввода в эксплуатацию указанного энергообъекта, которые бы могли свидетельствовать о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Каких-либо данных о том, что после ввода реконструированного энергообъекта в эксплуатацию юридическим лицом производились какая либо иная реконструкция этого же объекта либо иные работы, после проведения которых требовалось получение разрешение от органов государственного контроля и надзора на допуск в эксплуатацию этого энергообъекта, протокол об административном правонарушении и иные материалы дела не содержат, а также не представлено таких сведений в ходе судебного рассмотрения должностным лицом административного органа, составившего протокол об административном правонарушении.

Таким образом, принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, а также представленные вышеперечисленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что отсутствуют законные основания для привлечения юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе и с учетом требований части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, учитывая вышеизложенные обстоятельства о принятых юридическим лицом мерах к выполнению указанных требований действующих Правил.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, судья приходит к выводу о том, что производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 29.9, 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - филиала АО «Татэнерго» - Заинская ГРЭС» прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Отменить временный запрет деятельности в отношении эксплуатации ОРУ 110 кВ (яч. №8, 9, 12, 14, 15), ОРУ 220 кВ (яч. №6, 9, 12, 13), расположенных по адресу: 423520, РТ, <адрес>, Заиская ГРЭС, принадлежащих АО «Татэнерго», установленный протоколом от 10 сентября 2021 года о временном запрете деятельности.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления, через Заинский городской суд Республики Татарстан.

Судья:

Постановление24.09.2021