ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2113/2021 от 06.09.2021 Железнодорожного районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

№ 5-2113/2021

24RS0056-01-2021-006302-15

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Красноярск 06 сентября 2021 года

Судья Железнодорожного районного суда г.Красноярска Пацалюк С.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

Красноярского краевого государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт государственного и муниципального управления при Правительстве Красноярского края», юридический адрес: <адрес>, фактический адрес: <адрес>, ИНН , КПП , ОГРН ,

У С Т А Н О В И Л :

Красноярское краевое государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт государственного и муниципального управления при Правительстве Красноярского края» (далее по тексту – ККГБУ ДПО «ИГМУ») в 2020 году ( в период с 14.04.2020г. по 22.10.2020г.) в нарушение пункта 2.3 Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 17 января 2020 года № 2, пункта 2 раздела 2 части 1 государственного задания на 2020 год, осуществило расходование средств субсидии в размере 1 022 501 рубля 53 копеек, не соответствующее целевому назначению, предусмотренному указанным соглашением и государственным заданием на 2020 год. Данное административное правонарушение было выявлено в ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия «Анализ обоснованности формирования и эффективности деятельности сети учреждений, подведомственных министерству экономики и регионального развития Красноярского края», осуществленного в соответствии с приказами Счетной палаты Красноярского края от 30 декабря 2020 года № 113п, от 01 марта 2021 года № 17п, на основании пункта 1.2.11 плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2020 год, пункта 2.3 плана работы Счетной палаты Красноярского края 2021 год.

В результате проведения экспертно-аналитического мероприятия «Анализ обоснованности формирования и эффективности деятельности сети учреждений, подведомственных министерству экономики и регионального развития Красноярского края» установлено, что в рамках предоставления услуги «консультационно-методическая поддержка муниципальных образований» ККГБУ ДПО «ИГМУ» проведены мероприятия (3 выездных мероприятия, 4 онлайн-семинара) по «организации подготовки лиц, включенных в резерв управленческих кадров Красноярского края», участие в которых приняли лица, не являющиеся муниципальными служащими либо лицами, замещающими муниципальные должности.

Общие расходы на проведение мероприятий согласно предоставленным ККГБУ ДПО «ИГМУ» платежным и иным первичным учетным документам составили 1 339 578 рублей 12 копеек, из них на подготовку участников Губернаторского правленческого резерва, не являющихся муниципальными служащими, либо лицами, замещающими муниципальные должности, направлено 1 022 501 рубль 53 копеек.

Место совершения правонарушения: <адрес>.

Дело об административном правонарушении направлено для рассмотрения по подсудности в Железнодорожный районный суд г.Красноярска, поскольку, административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий должностных лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности. Как усматривается из представленных материалов, какие-либо экспертные исследования, установление и допрос свидетелей, иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, не проводились. Само по себе наличие истребование сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, не свидетельствует о проведении по делу административного расследования.

В судебное заседание представитель ККГБУ ДПО «ИГМУ», будучи извещенным о дате судебного заседания надлежащим образом, не явился. При указанных обстоятельствах судья полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Должностное лицо, составившее протокол ФИО1 в судебном заседании доводы приведенные в протоколе об административном правонарушении поддержала.

Исследовав материалы дела, суд находит вину ККГБУ ДПО «ИГМУ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установленной и доказанной.

Согласно пункту 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно положению пункта 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, утверждаемых в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.

В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации целевой характер бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. При этом законом (решением) о бюджете устанавливается распределение бюджетных ассигнований по каждому главному распорядителю бюджетных средств в разрезе кодов разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов классификации расходов бюджетов, отражающих направления (цели) финансирования расходов бюджета.

Согласно части 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации бюджетным учреждениям предусматриваются субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В соответствии с частью 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы РФ, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Согласно части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Исходя из статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы РФ и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Как усматривается из материалов дела, министерством экономики и регионального развития Красноярского края с ККГБУ ДПО «ИГМУ» заключено соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в 2020 году от 17 января 2020 года № 2 (в редакции от 24 сентября 2020 года), согласно которому ККГБУ ДПО «ИГМУ» предоставлены субсидии на выполнение государственного задания в размере 46 561,8 тыс. рублей (первоначально - 44 377,6 тыс. рублей). Указанное соглашение является правовым основанием предоставления указанных средств.

Пунктом 2.3 вышеуказанного соглашения установлено, что ККГБУ ДПО «ИГМУ» обязуется осуществлять использование субсидии в целях оказания государственных услуг (выполнения работ) в соответствии с требованиями к качеству и (или) объему (содержанию), порядку оказания государственных услуг (выполнения работ), определенными государственным заданием.

Государственное задание на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов утверждено Распоряжением Правительства Красноярского края от 16 января 2020 года (далее по тексту – Государственное задание на 2020 год).

Изменения в Государственное задание на 2020 год в связи с увеличением сумм предоставляемой субсидии не вносились. Показатели, характеризующие содержание государственной услуги и объем государственной услуги не корректировались.

Согласно пункту 1 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать: определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг.

Пунктом 2 Порядка формирования государственного задания в отношении краевых государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 09 октября 2015 года № 539-п, предусмотрено отражение в государственном задании категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями оказываемых услуг. В соответствии с данными требованиями пунктом 2 раздела 2 части 1 Государственного задания на 2020 год установлены потребители услуг: «лица, замещающие муниципальные должности, муниципальные служащие».

Как следует из представленных материалов, в рамках выполнения государственного задания и соглашения ККГБУ ДПО «ИГМУ» провело следующие мероприятия:

- ДД.ММ.ГГГГ онлайн-семинар, в котором приняли участие 35 человек, из которых 29 человек не являются лицами, замещающими муниципальные должности, муниципальными служащими, сумма нецелевого использования от фактических расходов составила 17 902 рубля 94 копейки;

- ДД.ММ.ГГГГ вебинар, в котором приняли участие 32 человека, из которых 26 человек не являются лицами, замещающими муниципальные должности, муниципальными служащими, сумма нецелевого использования от фактических расходов составила 17 555 рублей 69 копеек;

- ДД.ММ.ГГГГ вебинар, в котором приняли участие 33 человека, из которых 27 человек не являются лицами, замещающими муниципальные должности, муниципальными служащими, сумма нецелевого использования от фактических расходов составила 20 798 рублей 18 копеек;

- ДД.ММ.ГГГГ вебинар, в котором приняли участие 33 человека, из которых 27 человек не являются лицами, замещающими муниципальные должности, муниципальными служащими, сумма нецелевого использования от фактических расходов составила 17 678 рублей 45 копеек;

- 23-ДД.ММ.ГГГГ выездной семинар, в котором приняли участие 24 человека, из которых 18 человек не являются лицами, замещающими муниципальные должности, муниципальными служащими, сумма нецелевого использования от фактических расходов составила 451 142 рубля 88 копеек;

- 19-ДД.ММ.ГГГГ выездной семинар, в котором приняли участие 30 человек, из которых 23 человека не являются лицами, замещающими муниципальные должности, муниципальными служащими, сумма нецелевого использования от фактических расходов составила 479 026 рублей 58 копеек;

- ДД.ММ.ГГГГ семинар, в котором приняли участие 15 человек, из которых 12 человек не являются лицами, замещающими муниципальные должности, муниципальными служащими, сумма нецелевого использования от фактических расходов составила 18 396 рублей 80 копеек.

Факт совершения ККГБУ ДПО «ИГМУ» вмененного административного правонарушения и вина учреждения подтверждаются совокупностью представленных в материалы дела доказательствами: протоколом об административном правонарушении; соглашением о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в 2020 году от 17 января 2020 года № 2; Государственным заданием на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденным Распоряжением Правительства Красноярского края от 16 января 2020 года; расчетом нецелевого использования средств за 2020 год; отчетами о проведении мероприятий, платежными поручениями, копиями контрактов, заключенных в рамках выполнения государственного задания и соглашения; приказами об утверждении программы выездного мероприятия, содержащими сведения о составе участников, их должности и месте работы и иными материалами дела.

Таким образом, следует признать, что вина ККГБУ ДПО «ИГМУ» в использовании средств субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения выполнения Государственного задания на 2020 год и соглашения от 17 января 2020 года № 2, для организации и проведения мероприятий, участие в которых приняли лица, не являющиеся муниципальными служащими либо лицами, замещающими муниципальные должности, доказана.

В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у общества имелась возможность для соблюдения бюджетного законодательства, за нарушение которого статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в том числе по разделению оплаты за участников, являющихся потребителями услуг, предоставляемых в соответствии с Государственным заданием на 2020 год и соглашением от 17 января 2020 года № 2, и за участников, не относящихся к указанной категории потребителей услуг.

Доводы директора ККГБУ ДПО «ИГМУ» ФИО2, изложенные им в объяснении и ходатайстве о прекращении производства по делу об административном правонарушении, которое было подано в Счетную палату Красноярского края в ходе проведения административного расследования по делу, суд не принимает во внимание, поскольку они основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.

При решении вопроса о виновности ККГБУ ДПО «ИГМУ» в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что учреждением приняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства, при этом судом установлено, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у общества имелась, доказательства принятия им всех зависящих от него мер по соблюдению названных выше требований закона не представлены. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях ККГБУ ДПО «ИГМУ».

Таким образом, суд квалифицирует действия ККГБУ ДПО «ИГМУ» по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – как направление средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) и иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

При назначении наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение ККГБУ ДПО «ИГМУ».

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, по настоящему делу не установлено.

Оснований для прекращения производства по делу не имеется. В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет два года, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении двухгодичный срок с момента совершения платежно-расчетных операций не истек.

Признаков малозначительности совершенного административного правонарушения судом не установлено.

С учетом изложенного, суд считает необходимым определить ККГБУ ДПО «ИГМУ» наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, то есть в размере 5 процентов от суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Красноярское краевое государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт государственного и муниципального управления при Правительстве Красноярского края» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 51 125 (пятидесяти одной тысячи ста двадцати пяти) рублей 07 копеек в доход государства.

Сумму штрафа перечислить по следующим реквизитам: ИНН <***>, КПП 246601001, получатель УФК по Красноярскому краю (Счетная палата Красноярского края, лицевой счет <***>), номер счета банка получателя средств 40102810245370000011, номер счета получателя средств 03100643000000011900, банк получателя Отделение Красноярск Банка России // УФК по Красноярскому краю г. Красноярск, БИК 010407105, ОКТМО 04701000, код классификации доходов бюджета 00211601156010000140.

Разъяснить, что в соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Красноярска в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья С.Л. Пацалюк