ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2116/2021 от 23.09.2021 Первомайского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 5-2116/2021, 51RS0002-01-2021-005761-42

Постановление в окончательной форме составлено 27.09.2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

23 сентября 2021 года город Мурманск

Судья Первомайского районного суда города Мурманска Дурягина М.С., (<...>), рассмотрев административный материал в отношении:

иностранной компании «Wagenborg Shipping B.V.» («Вагенборг Шиппинг Б.В.»), *** к административной ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела не привлекавшейся,

в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

*** при убытии из порта *** в порт *** транспортного средства международной перевозки (далее – судно) *** таможенному органу перевозчиком, представлены документы и сведения в соответствии со ст.92 и пп. 2 п.1 ст.89 ТК ЕАЭС в электронном виде посредством программы КПС «***». Уведомление об убытии №*** подписано электронной подписью ФИО1 организация ООО «***».

В ходе совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля убытия судна *** был проведен таможенный осмотр данного судна (АТО №***) и таможенный досмотр (АТД №***) в результате которых в *** был обнаружен товар *** Данный товар не заявлен в стандартных документах перевозчика.

Из объяснения капитана судна ***ФИО2 (место работы: «***.») от *** следует, что ***, необходим для собственных нужд судна, является запасной частью к «***», предназначен для *** и не внесен в стандартные документы перевозчика по причине технического сбоя. Документов по фрахту судна на борту нет. Официальный судовой фрахт, является коммерческим документом, и относится к прерогативе отправителя–получателя–фрахтователя.

В графе 16 генеральной (общей) декларации от ****** указаны не были.

Таким образом, по результатам таможенного контроля должностными лицами т/поста *** Мурманской таможни указанный товар был идентифицирован как товар, вывозимый с таможенной территории ЕАЭС и подлежащий указанию в судовой грузовой декларации.

По данному факту *** вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ и проведении административного расследования, по результатам проведения которого, *** в отношении компании «Wagenborg Shipping B.V.» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.

Административное дело в отношении компании «Wagenborg Shipping B.V.» *** поступило в Первомайский районный суд города Мурманска.

В судебное заседание законный представитель, защитник компании «Wagenborg Shipping B.V.», в отношении которой ведется производство по делу об административном правонарушении, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Законный представитель - директор компании Mr. ФИО3 представил письмо, в котором указывает, что компания признает вину по факту недекларирования товаров, просит учесть в качестве смягчающих обстоятельств: непреднамеренный характер совершенного административного правонарушения, то обстоятельство, что правонарушение совершено впервые, ущерб интересам государства нанесен не был. Капитан и экипаж судна действовали открыто и добросовестно, без умысла скрыть судовые припасы и информацию о них от таможенных органов. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя компании, ограничиться наказанием в виде конфискации предмета правонарушения (л.д.156,157).

Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В связи с отсутствием обязанности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, присутствовать на рассмотрении административного дела, на основании ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие законного представителя и защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Изучив протокол об административном правонарушении, приложенные материалы административного расследования, прихожу к выводу о наличии в бездействии юридического лица – компании «Wagenborg Shipping B.V.» признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Факт совершения вменяемого административного правонарушения, доказан исследованными в судебном заседании следующими письменными материалами дела:

- определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ***, в котором изложены обстоятельства, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ (л.д.1-7);

- протоколом изъятия вещей и документов от *** и актом приема-передачи вещественных доказательств от ***, согласно которым изъят ***. Изъятый предмет административного правонарушения помещен на ответственное хранение в КХВД Мурманской таможни по адресу: *** (л.д. 9-12, 13-16);

- копией объяснения капитана судна ***ФИО2 от ***, из которых следует, что документов по фрахту судна на борту нет. Официальный судовой фрахт, является коммерческим документом, и относится к прерогативе отправителя – получателя – фрахтователя. ***. Документы необходимые для декларирования *** были направлены им судовому агенту ООО «***», полагает, что указанная *** не внесена в стандартные документы перевозчика по причине технического сбоя. Во время досмотра *** находился в ***. Старшим механиком таможенным инспекторам была предоставлена декларация в бумажном виде, в которую был включен *** (л.д.17-18);

- копией судового дела №*** (л.д.19-43);

- копией акта таможенного осмотра №*** от ***, согласно которому в *** обнаружен товар, не заявленный в стандартных документах перевозчика (л.д.44-46);

- фото-таблицей к акту таможенного осмотра от ***, на которой отображены осмотренные помещения (л.д.47-48);

- копией акта таможенного досмотра №*** от ***, в ходе которого был досмотрен товар *** (л.д. 49-52)

- протоколом опроса свидетеля по данному делу инспектора таможенного поста *** Мурманской таможни ФИО4 от ***, который подтвердил обстоятельства обнаружения данного административного правонарушения (л.д.70-72);

- письмом ООО «***» исх. №*** от *** с приложением, из которого следует, что ООО «***» выступало в качестве судового агента судна *** на основании номинации от компании «Wagenborg Shipping B.V.» (***) предоставленной посредством электронной почты (копия прилагается). Согласно информации, указанной в сертификате о регистрации судна (копия прилагается) судовладельцем судна *** является компания «***.». Собственником и законным владельцем незадекларированного товара является компания «Wagenborg Shipping B.V.». Документ с перечнем товаров не был заблаговременно подгружен в таможенный портал из-за технического сбоя. Сотрудниками таможни было принято окончательное решение в таможенном портале за несколько часов до начала оформления судна на выход из ***, что в свою очередь исключало возможность внести изменения (догрузить недостающий документ). На борту судна сотрудникам таможни был незамедлительно предоставлен данный документ с перечнем товаров, принимать его сотрудники таможни отказались (л.д. 74-76);

- служебной запиской ОТПиТК Мурманской таможни от ***№*** (л.д.85);

- служебной запиской таможенного поста *** от ***№*** (л.д.86-87);

- письмом ООО «***» от *** с приложением, из которого следует, что компания «Wagenborg Shipping B.V.» уполномочивает представителя ООО «***» ФИО5 получать копию всей корреспонденции и документов по данному делу об АП, перевод документов с русского языка не требуется (копия доверенности прилагается). Также с данным письмом прилагаются объяснения компании «Wagenborg Shipping B.V.», согласно которым следует, что компания «Wagenborg Shipping B.V.» управляла судном *** при его убытии из порта ******. ФИО6 принадлежит данной компании, и не был задекларирован по недосмотру капитана судна. Капитан выполнил декларирование перевозимых товаров в соответствии с инструкциями, полученными от судового агента. Компания не знала, и не предполагала, что информация, заявленная в документах по декларированию, является недостоверной. Компании «Wagenborg Shipping B.V.» известны обязанности перевозчика, прописанные в Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965 года и таможенные правила ЕАЭС. Компания «Wagenborg Shipping B.V.» признает факт совершения и свою вину в совершении данного правонарушения. При рассмотрении данного дела просит принять во внимание характер правонарушения, а именно то, что это было непреднамеренное действие, которое не нанесено вреда интересам государства (л.д.99-104);

- заключением эксперта №*** от ***, согласно которому рыночная стоимость товара, являющегося предметом АП – *** (л.д.107-113);

- служебной запиской ГГТИ ОЗОиТН от ***№*** из которой следует, что по состоянию на *** в отношении перемещения товара являющегося предметом административного правонарушения запреты и ограничения не установлены (л.д.118);

- служебной запиской ОКТСиТП Мурманской таможни от ***№***, согласно которой на дату вывоза ***, в отношении вышеуказанного товара законодательством РФ ставки вывозных таможенных пошлин не установлены (л.д.120);

- протоколом об административном правонарушении №*** в отношении компании «Wagenborg Shipping B.V.», в котором описаны обстоятельства административного правонарушения, установленные по результатам административного расследования (л.д.130-132)

- а также иными документами, представленными в административном деле.

Изучив материалы дела, считаю вину компании «Wagenborg Shipping B.V.» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, полностью установленной и доказанной.

Статьей 2 ТК ЕАЭС определены понятия для целей ТК ЕАЭС:

пункт 5: «вывоз товаров с таможенной территории Союза» - совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Союза любым способом, в том числе пересылка в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, включая пересечение таможенной границы Союза;

пункт 7: «декларант» – лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары;

пункт 10: «запреты и ограничения» – применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств–членов;

пункт 16: «лицо» – физическое лицо, юридическое лицо, а также организация, не являющаяся юридическим лицом;

пункт 27: «перемещение товаров через таможенную границу Союза» – ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза;

пункт 32: «таможенная декларация» – таможенный документ, содержащий сведения о товарах и иные сведения, необходимые для выпуска товаров;

пункт 35: «таможенное декларирование» – заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров;

пункт 37: «таможенные операции» – действия, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании;

пункт 41: «таможенный контроль» – совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств–членов о таможенном регулировании;

пункт 45: «товар» - любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.

пункт 46: «товары для личного пользования» – товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом.

Согласно статье 9 ТК ЕАЭС все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены ТК ЕАЭС или в соответствии с ТК ЕАЭС. Товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

Как следует из пункта 2 статьи 7 ТК ЕАЭС соблюдение мер нетарифного регулирования, в том числе вводимых в одностороннем порядке, и мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Комиссией или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о Союзе.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) «вывоз товаров с таможенной территории Союза» – совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Союза любым способом, в том числе пересылка в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, включая пересечение таможенной границы Союза.

Согласно статье 92 ТК ЕАЭС:

1. Для убытия товаров с таможенной территории Союза перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные пунктом 1 статьи 89 настоящего Кодекса, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, если иное не установлено настоящим Кодексом.

2. Независимо от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, для убытия товаров с таможенной территории Союза перевозчиком либо иным лицом в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи представляются:

1) декларация на товары или её копия, транзитная декларация в отношении товаров, указанных в пункте 3 настоящей статьи, либо сведения о декларации на товары или транзитной декларации, если такая декларация на товары или транзитная декларация не представляется в соответствии с пунктом 2 статьи 80 настоящего Кодекса, либо иной документ, допускающий вывоз товаров с таможенной территории Союза.

В соответствии с подпунктом 35 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС «таможенное декларирование» – заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.

В разделе 1 Приложения к Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965 года (далее – Конвенция) изложен термин «судовые запасные части», под которым понимаются предметы, предназначенные для ремонта или замены частей оборудования судна, на котором они перевозятся.

Рассматриваемый товар (***), исходя из объяснений капитана судна, необходим для собственных нужд судна, является ***

Таможенное декларирование указанного товара, который может быть отнесен к категории ***, могло быть осуществлено при прибытии (убытии) судна в соответствии с пунктом 3 статьи 282 ТК ЕАЭС, одновременно с таможенным декларированием транспортного средства международной перевозки (далее – ТСМП) с использованием декларации на транспортное средство (далее – ДТС) и с указанием сведений ***. При этом, в соответствии с пунктом 4 статьи 278 ТК ЕАЭС, представленные стандартные документы перевозчика рассматриваются как неотъемлемая часть декларации на транспортное средство.

Согласно пункту 1 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных и пунктом 4 статьи 272 ТК ЕАЭС – подлежат таможенному декларированию и выпуску в порядке и на условиях, которые предусмотрены главой 38 ТК ЕАЭС (***), без помещения под таможенные процедуры.

Таким образом, по выбору декларанта, таможенное декларирование рассматриваемого товара (электродвигателя) могло быть осуществлено декларантом в качестве запасных частей и оборудования, в соответствии со статьей 278 ТК ЕАЭС с использованием ДТС, либо указанный товар мог быть заявлен в декларации о грузе, с предоставлением в общеустановленном порядке декларации на товары и помещением указанного товара под заявленную таможенную процедуру, предусматривающую его вывоз с таможенной территории Союза.

В случае, если в представленных в качестве ДТС стандартных документах перевозчика не содержатся сведения, подлежащие указанию в ДТС, таможенное декларирование ТСМП осуществляется путем представления ТДТС установленной формы. Форма и порядок заполнения ТДТС установлен Решением Комиссии Таможенного союза 14.10.2010 № 422 «О форме таможенной декларации на транспортное средство и инструкции о порядке ее заполнения».

Согласно разделу II «Порядок заполнения ТДТС» Инструкции о порядке заполнения таможенной декларации на транспортное средство (утверждена Решением Комиссии Таможенного союза 14.10.2010 № 422) сведения о ***, указываются в графе 10 ТДТС «***».

Таким образом, декларирование ***, осуществляется одновременно с транспортным средством, посредством заявления сведений о ***.

Такое декларирование осуществляется путем представления ТДТС установленной формы, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза 14.10.2010 № 422, либо в качестве ДТС, при соблюдении условия, установленного пунктом 4 статьи 278 ТК ЕАЭС, могут быть использованы стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами государств–членов с третьей стороной в области транспорта.

В соответствии со ст.8 Кодекса торгового мореплавания РФ под судовладельцем понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.

Субъектом ответственности за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, в рассматриваемом случае является декларант.

Пунктами 2 и 3 статьи 84 ТК ЕАЭС установлено, что декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров, и декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств–членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.

Исходя из положений пункта 1 статьи 83 ТК ЕАЭС, декларантом может быть лицо, имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами.

Из материалов данного дела об административном правонарушении следует, что на момент убытия из порта *** судовладельцем судна *** и владельцем незадекларированного товара являлась компания «Wagenborg Shipping B.V.». Следовательно, компания «Wagenborg Shipping B.V.» является субъектом ответственности за данное правонарушение.

Анализируя вышеизложенные нормы действующего таможенного законодательства, прихожу к выводу о признании компании «Wagenborg Shipping B.V.» виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц Кодекс об административных правонарушениях РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Представленные таможенным органом доказательства, свидетельствуют о том, что компания «Wagenborg Shipping B.V.» в нарушение требований ТК ЕАЭС не задекларировала по установленной форме товар – *** подлежащий таможенному декларированию, при его вывозе *** с таможенной территории ЕАЭС на судне ***

Вступая в таможенные правоотношения, юридическое лицо должно было не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения требований Таможенного законодательства.

Данные обстоятельства дают основания считать, что юридическое лицо не предприняло всех возможных и зависящих от него мер для обеспечения соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

Доказательств, свидетельствующих о том, что имелись объективные обстоятельства, по которым у компании отсутствовала возможность предотвратить правонарушение, в судебном разбирательстве по делу не представлено.

Назначая наказание, учитываю характер совершенного юридическим лицом административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

Обстоятельствами, смягчающими наказание компании «Wagenborg Shipping B.V.», признаю: совершение административного правонарушения впервые, оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.

Обстоятельств, отягчающих наказание компании «Wagenborg Shipping B.V.», не установлено.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).

Согласно части 1 статьи 16.2 КоАП РФ недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию для юридических лиц влечет наложение административного штрафа в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Принимая во внимание отсутствие вредных последствий в сфере экономических интересов государства, считаю возможным назначить юридическому лицу наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 3.1, 3.7, ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л:

иностранную компанию «Wagenborg Shipping B.V.» («Вагенборг Шиппинг Б.В.») признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения.

Предмет административного правонарушения – *** изъятый по протоколу изъятия вещей и документов от *** в рамках дела об административном правонарушении №***, и помещенный в камеру хранения вещественных доказательств Мурманской таможни (адрес***), - конфисковать.

Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение 10-ти дней со дня получения его копии.

Судья М.С. Дурягина