Дело № 5-211/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
03 августа 2018 года г.Каменск-Шахтинский Ростовской области
Судья Каменского районного суда Матвиенко Д.Н., с участием ведущего специалиста - эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Каменске-Шахтинском, Донецке, Гуково, Зверево, Красный Сулин, Красносулинском и Каменском районах Якименко Я.В., представителя ФГКУ комбинат "Атлас" Росрезерва - Лаврухиной Д.С., руководителя ФГКУ комбинат "Атлас" Росрезерва – Демочко В.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 КРФ об АП в отношении ФГКУ комбинат "Атлас" Росрезерва, расположенного по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
13.07.2018г. ведущим специалистом - экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Каменске-Шахтинском, Донецке, Гуково, Зверево, Красный Сулин, Красносулинском и Каменском районах Якименко Я.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 К РФ об АП в отношении ФГКУ комбинат "Атлас" Росрезерва, согласно которому, при проведении плановой выездной проверки в отношении ФГКУ комбинат «Атлас» Росрезерва обнаружено - в период времени с 18.06.2018г. по 13.07.2018г. по адресу: <адрес>, ФГКУ комбинат «Атлас» Росрезерва осуществлялась медицинская деятельность, не связанная с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии) на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров в нарушение ст. 2, ст.40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ К52-Ф3 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ 8) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", которым предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека, к которым относится медицинская деятельность, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" вместе с Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной помощи, к которой, в числе прочего, относятся работы (услуги) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым). На данный вид деятельности ФГКУ комбинат «Атлас» Росрезерва лицензии не имеет, однако деятельность осуществляет, чем нарушает ст.2, ст. 40 Федерального закона от 30.03.1999г. Ns 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В судебном заседании ведущий специалист - эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Каменске-Шахтинском, Донецке, Гуково, Зверево, Красный Сулин, Красносулинском и Каменском районах Якименко Я.В. поддержал указанные в протоколе об административном правонарушении от 13.07.2018г. обстоятельства, просил привлечь к административной ответственности юридическое лицо и назначить наказание в виде приостановления деятельности на срок тридцать суток.
В судебном заседании представитель ФГКУ комбинат "Атлас" Росрезерва – Лаврухина Д.С., просила прекратить производство по делу за отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения.
Руководитель ФГКУ комбинат "Атлас" Росрезерва Демочко В.А. заявил ходатайство о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица за отсутствием состава правонарушения. При этом пояснил, что деятельность комбината носит специальный характер, основной целью которой является хранение, обслуживание и выпуск запасов материальных ценностей государственного материального резерва. Для выполнения основных задач комбината, своевременного обслуживания, связанных с эксплуатацией, строительством и реконструкцией комбината, а также основных задач, установленных в Уставе комбината, на предприятии состоит штат водителей.
В пункте 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12,1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей.
Для соблюдения закона о безопасности дорожного движения, необходимо ежедневно проводить предрейсовые и послсрейсовые осмотры водителей. Привлечение сторонней медицинской организации влечет дополнительное бюджетное финансирование, что не соответствует принципам разумности и эффективности использования бюджетных средств. Так как комбинат находится в ведении Федерального агентства по государственным резервам и входит в единую федеральную систему государственного материального резерва, нами было направлено обращение в Рорсзерв о возможности проведения предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров штатной медсестрой (фельдшером), имеющий соответствующий сертификат. Письмом Федерального агентства по государственным резервам № от 12.03.2015г. было дано разъяснение о возможности проведения предрейсовых медицинских осмотров штатной медсестрой (фельдшером) комбината. В соответствии с условиями Устава, комбинат действует по поручению Росрезерва и Территориального управления, в связи, с чем в штате предприятия состоит фельдшер, имеющий соответствующее образование и сертификат для проведения предрейсовых, послерейсовых осмотров.
Исходя из Устава ФГКУ комбинат «Атлас» Росрезерва предрейсовые, послерейсовые осмотры водителей, не являются видом деятельности предприятия. Оказание услуг по проведению медицинских осмотров другим хозяйствующим субъектам не нашел своего подтверждения. Медицинские осмотры осуществляются только в отношении водителей комбината фельдшером Ким Л.С., который имеет сертификат о прохождении программы подготовки медицинских работников по проведению медицинских осмотров водителей транспортных средств.
Кроме того, в соответствии с пунктами 1.2, 1.4 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, являющегося приложением N 2 к методическим рекомендациям "Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств", утвержденным Минздравом Российской Федерации и Минтрансом Российской Федерации от 29.01.2002, предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств могут проводиться только медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат, а медицинское учреждение - лицензию. На комбинате не ведется медицинская деятельность,
Из вышеуказанного делает вывод, что требование о необходимости иметь лицензию по осуществлению медицинской деятельности распространяется на тех юридических лиц, для которых такая деятельность является основной.
Дополнил, что согласно утвержденному перечню, предрейсовый, послерейсовый медицинский осмотр - является медицинской деятельностью, однако такое толкование и направленность закона идет на медицинские учреждения и частные организации, осуществляющие ряд услуг (работ) связанных с медицинской деятельностью. Непосредственно для комбината выгоды либо извлечения прибыли или ведение медицинской деятельности не требуется. Штатный фельдшер имеет специальное образования только для проведения предрейсового медицинского осмотра водителей, в целях полного выполнения задач возложенных на комбинат, как на систему государственных материальных запасов страны.
В своей деятельности комбинат обязан руководствоваться Федеральным законом "О государственном материальном резерве" от 29.12.1994 N 79-ФЗ. Согласно статье 4 вышеуказанного закона деятельность организаций системы государственного резерва в части формирования, хранения и обслуживания запасов государственного резерва регулируется настоящим Федеральным законом, актами Правительства Российской Федерации и лицензированию не подлежит. Проведение штатным фельдшером предрейсовых осмотров водителей входит в целостную систему государственного резерва, направленную на формирование, хранение и обслуживание запасов государственного резерва.
Выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о виновности ФГКУ комбинат "Атлас" Росрезерва в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КРФ об АП.
В силу ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со сведениями из ЕГРЮЛ от 16.07.2018г., ФГКУ комбинат «Атлас» Росрезерва зарегистрирован в качестве юридического лица 27.11.2002г. (<данные изъяты> по настоящее время. (л.д. 9-14)
В соответствии с актом проверки № от 13.07.2018г., в отношении ФГКУ комбинат "Атлас" Росрезерва должностными лицами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Каменске-Шахтинском, Донецке, Гуково, Зверево, Красный Сулин, Красносулинском и Каменском районах установлено, что юридическим лицом Федеральным государственным казенным учреждением комбинатом «АТЛАС» управления федерального агентства по государственным резервам по Южному Федеральному округу по месту нахождения юридического лица и месту фактического осуществления деятельности <адрес> осуществлялась медицинская деятельность, не связанная с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии) на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров в нарушение ст 2, 40 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 18.04.2018) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", которым предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека; к которым относится медицинская деятельность.
На этот вид деятельности Федеральное государственное казенное учреждение комбинат «АТЛАС» управления федерального агентства по государственным резервам по Южному Федеральному округу лицензии не имеет, однако деятельность осуществляет.
При проведении проверки присутствовали директор ФГКУ комбината «АТЛАС» Демочка В.А.
Таким образом, действия ФГКУ комбинат "Атлас" Росрезерва квалифицируются по ч.1 ст.19.20 КРФ об АП – осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Вина ФГКУ комбинат "Атлас" Росрезерва подтверждается исследованными материалами дела:
- протоколом об административном правонарушении от 13.07.2018г. (л.д. 4-5);
- актом проверки от 1307.2018г. (л.д.6-8).
При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности правонарушения, отсутствие отягчающих и смягчающих наказание обстоятельств, мнение представителя ведущего специалиста - эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Каменске-Шахтинском, Донецке, Гуково, Зверево, Красный Сулин, Красносулинском и Каменском районах Якименко Я.В.
Санкция данной нормы закона смоделирована таким образом, что первоначально указывается вид и размер административного наказания, а затем субъект, в отношении которого это наказание применяется. В отношении юридических лиц данной нормой предусмотрено административное наказание в виде штрафа, либо административного приостановления деятельности на определенный срок.
В силу частей 3, 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно статье 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит обязательному лицензированию.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" к перечню работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, относятся работы по медико-социальной экспертизе.
Согласно Положению о лицензировании медицинской деятельности, при намерении лицензиата осуществлять медицинскую деятельность по адресу места ее осуществления, не указанному в лицензии, либо выполнять новые работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность, в заявлении о переоформлении лицензии указывается новый адрес либо сведения о новых работах (услугах) и представляются соответствующие сведения (документы).
Таким образом, право на осуществление лицензируемого вида деятельности предоставляется лицу исключительно в отношении адресов, указанных в лицензии в качестве мест осуществления соответствующего вида деятельности.
Совершенное ФГКУ комбинат "Атлас" Росрезерва административное правонарушение квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Работы по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров относятся к медицинской деятельности, подлежащей лицензированию, осуществление которого регулируется Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Частью 1 статьи 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба, в частности правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 2 статьи 2 названного закона).
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием (часть 3 статьи 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Осуществление ФГКУ комбинат "Атлас" Росрезерва медицинской деятельности при отсутствии лицензии, наличие которой подтверждает правомочие юридического лица на осуществление работ по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, свидетельствует о существенном нарушении охраняемых общественных правоотношений, возникающих между федеральными органами исполнительной власти и юридическими лицами в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, поскольку противоречит целям и задачам Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", направленным на предотвращение ущерба, в данной правовой ситуации, правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 11 марта 2013 года N 121н, утвердивший требования к организации и выполнению по перечню согласно приложению к Положению о лицензировании медицинской деятельности, в целях лицензирования, вступил в действие 26 мая 2013 года.
При таких обстоятельствах и, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения, учитывая также, что административное правонарушение направлено против порядка управления, малозначительность не может быть применена судом в данном случае.
Учитывая изложенное, судья считает необходимым назначить ФГКУ комбинат "Атлас" Росрезерва наказание в виде административного приостановления медицинской деятельности в части работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), сроком на 30 суток.
Руководствуясь ст.19.20, ст.29.9, 29.10 КРФ об АП, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ФГКУ комбинат «Атлас» Росрезерва виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного приостановления медицинской деятельности ФГКУ комбинат «Атлас» Росрезерва в части работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), сроком на тридцать суток.
Срок административного приостановления медицинской деятельности исчислять с ДД.ММ.ГГГГ.
Постановление судьи, органа, должностного лица, назначивших административное наказание в виде административного приостановления деятельности, исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления.
Разъяснить представителю ФГКУ комбинат «Атлас» Росрезерва, что судья на основании ходатайства юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.
Постановление может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Каменский районный суд Ростовской области в течение 10 суток с момента получения или вручения копии постановления.
Судья: