ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-211/19 от 22.05.2020 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 16-2768/2020

№ 5-211/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

22 мая 2020 года город Саратов

Заместитель председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции Сундуков С.О., рассмотрев протест заместителя прокурора Тульской области Митина Д.Ю. на постановление судьи Новомосковского городского суда Тульской области от 1 декабря 2019 года, вынесенное в отношении Джой ФИО7 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Новомосковского городского суда Тульской области от 1 декабря 2019 года № 5-211/2019 Джой ФИО8 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2 000 рублей (две тысячи рублей) с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения.

В протесте, принесенном в Первый кассационный суд общей юрисдикции, заместитель прокурора Тульской области Митин Д.Ю. просит отменить названный судебный акт и прекратить производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указывая на отсутствие состава административного правонарушения.

Привлеченная к административной ответственности Одиа ФИО9 (Джой ФИО10), извещенная о подаче указанного протеста в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в установленный срок возражения не представила.

Изучение доводов протеста, приобщенных к нему материалов, позволяет прийти к выводу о наличии оснований для его удовлетворения.

В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Согласно статье 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основанием для привлечения Джой ФИО11 к административной ответственности, предусмотренной частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в обжалуемом постановление судьи Новомосковского городского суда Тульской области выводы о том, что 30 ноября 2019 года в 09 часов 50 минут в ОМВД России по городу Новомосковску по адресу: <адрес>, была установлена гражданка республики Гана Джой ФИО12, которая допустила нарушение режима пребывания в РФ, выразившееся в уклонении от выезда из РФ по истечению срока временного пребывания, отсутствии документов (паспорт, виза, миграционная карта), подтверждающих право на пребывание в РФ. Таким образом, Джой ФИО13 в нарушении части 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ находится на территории РФ с нарушением режима пребывания, то есть совершила правонарушение, предусмотренное частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, судья Новомосковского городского суда Тульской области при рассмотрении дела сослался на протокол об административном правонарушении от 30 ноября 2019 года, в котором изложены обстоятельства совершенного правонарушения, письменное объяснение Джой ФИО14 от 30 ноября 2019 года, рапорт УУП ОМВД России по городу Новомосковску от 30 ноября 2019 года, заключение об установлении личности лица без гражданства от 30 ноября 2019 года № 3, справку начальника по вопросам миграции России по городу Новомосковску от 30 ноября 2019 года, о том, что в базе данных Управления миграции УМВД России по Тульской области, а также АДИС «Папилон» Джой ФИО15 не значится, протокол об административном задержании от 30 ноября 2019 года, справку СПО «Мигрант-1».

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При этом вопрос об установлении лица, совершившего противоправное действие (бездействие), за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела, в соответствии с пунктом 2 статьи 26.1 Кодексом российской Федерации об административных правонарушениях входит в предмет доказывания и относится к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении.

Как усматривается из протеста заместителя прокурора и приобщенных к нему материалов, к протоколу об административном правонарушении, составленному в отношении Джой ФИО16, не приложены копия паспорта или копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, оформленного в соответствии с требованиями нормативных правовых актов. Заключение об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства от 31 ноября 2019 года № 3, имеющееся в материалах дела, не может быть отнесено к такого рода документам, поскольку в нарушение Приказа МВД России от 28 марта 2017 года № 154 «Об утверждении форм бланков заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, справки о приеме заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства к рассмотрению, протокола опроса свидетеля при установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, протокола опознания иностранного гражданина или лица без гражданства, протокола опознания иностранного гражданина или лица без гражданства по фотографии, заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства» составлено только со слов лица, привлекаемого к административной ответственности.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в ходе производства по настоящему делу личность лица, выявленного сотрудниками правоохранительных органов 30 ноября 2019 года, установлена неверно, что являлось основанием для возвращения судьей районного суда на стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении протокола и других материалов в орган, должностному лицу, которые их составляли в соответствии пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В нарушение вышеприведенных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей районного суда, рассматривающим настоящее дело, меры к всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела не приняты, личность лица, привлекаемого к административной ответственности, должным образом не установлена.

При проведении прокуратурой Тульской области проверки информации, полученной из Межрайонного ОСП по ИОИП УФССП России по Тульской области, установлено, что при составлении протокола об административном правонарушении, а также при рассмотрении административного дела в Новомосковском городском суде Тульской области, лицо, представившееся Джой ФИО17, сообщило ложные данные о своей личности.

Так согласно заключению об установлении личности от 10 февраля 2020 года № 296, лицо, привлеченное к административной ответственности под именем Джой ФИО18, на самом деле является гражданкой Федеративной Республики Нигерия Одиа ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющей временное удостоверение № МИА/ИМ/М от 014-20 от 27 января 2020 года, сроком действия до 27 апреля 2020 года.

Таким образом, должностным лицом и судьей районного суда не было достоверно установлена личность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также то, что именно Джой Моас совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах постановление судьи Новомосковского городского суда Тульской области от 1 декабря 2019 года нельзя признать законным и обоснованным.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

С учетом изложенного постановление судьи Новомосковского городского суда Тульской области от 1 декабря 2019 года № 5-211/2019 подлежит отмене, а производство по настоящему делу прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в действиях Джой ФИО20 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Руководствуясь статьями 30.13-30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

протест заместителя прокурора Тульской области Митина Д.Ю. удовлетворить.

Постановление судьи Новомосковского городского суда Тульской области от 1 декабря 2019 года № 5-211/2019, вынесенное в отношении Джой ФИО21 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заместитель председателя суда С.О. Сундуков