Дело №
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
683009, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
29 апреля 2016 года г. Петропавловск-Камчатский
Судья Петропавловск - Камчатского городского суда Камчатского края Кулагина Юлия Анатольевна, при секретаре ФИО3, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении:
первого заместителя Главы администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> области, проживающего в г. Петропавловске-Камчатском по <адрес>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора г. Петропавловска-Камчатского в отношении первого заместителя Главы администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО2 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, согласно которому должностному лицу вменяется умышленное неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий. Указано, что прокуратурой г. Петропавловска-Камчатского в апреле-мае 2015 года проведена проверка по обращениям индивидуального предпринимателя ФИО5 и председателя региональной общественной организации «Союз индивидуальных предпринимателей Камчатского края» ФИО4 на неправомерные действия должностных лиц администрации Петропавловск-камчатского городского округа, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ в адрес первого заместителя Главы администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО2 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере защиты прав субъектов малого и среднего предпринимательства. В представлении прокурора указано, что индивидуальный предприниматель ФИО5 имеет в собственности 22 нестационарных торговых объекта-автоприцепа «Купава», которые были размещены на территории Петропавловск-Камчатского городского округа на основании договоров обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами торговли, общественного питания, бытового обслуживания. В связи с истечением сроков действия договоров ФИО5 обратился в администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением о заключении договоров на новый срок, однако ему было отказано. Отклоняя предложение, ФИО2 сослался на решение Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№-нд «О порядке создания условий для обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания», который возможность предложения альтернативных мест размещения нестационарных торговых объектов без проведения конкурентных процедур не урегулирована. Вместе с тем требования прокурора о предоставлении ФИО5 альтернативных мест размещения основаны на действующем законодательстве, а именно п.п. 15, 33 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п. 2,5,6 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года, утв. Приказом Минпромторга России от ДД.ММ.ГГГГ N 2733. Следовательно, администрация Петропавловск-Камчатского городского округа была обязана принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, чего выполнено не было.
Данные действия ФИО2 квалифицированы по ст. 17.7 КоАП РФ как умышленное неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий.
В судебном заседании ФИО2 участие не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причин неявки не сообщил, ходатайств не заявлял. При таких условиях его неявка не препятствует рассмотрению дела по существу.
Защитник ФИО6 в судебном заседании вину ФИО2 не признала. Пояснила, что ФИО5 после истечения сроков действия договоров обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, обратился в Управление по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее -Управление) с заявление о заключении договоров на новый срок. Ему был дан ответ, что данные договоры заключаются путем проведения торгов в форме открытого аукциона на право заключения договора либо без проведения аукциона по цене, равной начальной цене права на заключение договора, для лиц, имеющих преимущественное право на заключение договоров. Поскольку ФИО5 обладал преимущественным правом, ему необходимо было внести указанные денежные средства в доход бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа. На сегодняшний день сумма в бюджет города не поступила, тем самым ФИО5 не воспользовался преимущественным правом. ФИО5 было предложено 10 мест вдоль Култучного озера в г. Петропавловске-Камчатском, но на данное предложение он не так и не отреагировал. Порядок заключения договоров регламентирован решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№-нд. С заявление о заключении договоров на размещение нестационарных объектов ФИО5 обратился в июле 2015 года. Изначально ФИО5 с заявлением обратился в 2014 году. Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Петропавловск-Камчатского городского округа. Вопрос о включении мест размещения, предложенных ФИО5 рассмотрен на заседаниях Комиссии. Решениями данной Комиссии не согласовано включение в Схему НТО 18 мест размещения нестационарных торговых объектов, предложенных ИП ФИО5 Комиссией в схему размещения нестационарных объектов в районе озера Култучного включены 10 мест. Когда была разработана Схема, то объекты ФИО1 не были в нее включены. До этого момента с ним были заключены договора о предоставлении мест для размещения объектов общественного питания. На момент обращения ФИО5 были свободные места. Решением 164-нд предусмотрено, что владелец объекта имеет преимущественное право заключить договор без проведения аукциона на свободные места. ДД.ММ.ГГГГ была утверждена Схема. ФИО5 не заявлял свое право на включение в схему объектов. По итогам рассмотрения комиссией было выделено 5 мест, которые внесены в Схему. Об этом было сообщено ФИО1. По остальным местам он должен участвовать в аукционе. По итогам заседания комиссии, ФИО5 было сообщено, что в схему внесено 10 мест. В Решение №-нд предусмотрено, что если место будет исключено, то Управление может заключить договор без проведения аукциона. До того, как появилась Стратегия, в решение был прописан принцип - меняется место, сохраняется бизнес. Если мест в схеме нет, то они не могут его дать. Они не могут предоставить просто свободное место. По наличию заявлений проводится аукцион. Если есть свободные места, то орган местного самоуправления может провести аукцион. Гражданским законодательством не предусмотрено количество проведенных аукционов. Полагает, что требования прокурора в части предоставления альтернативных мест размещения принадлежащих ИП ФИО5 нестационарных торговых объектов несостоятельны, в связи с тем, что признак альтернативности не предусмотрен законодательно, невозможно определить критерии, кроме того сам предприниматель имея преимущественное право затягивал процесс, даже не заключал договора на те места, которые были внесены в Схему. Непонятно в чем выражается вина. Представление прокурора было рассмотрено. На заседании комиссии рассматривался вопрос о предоставлении ФИО5 мест. Считала, что вина ФИО2 отсутствует.
Защитник ФИО7 вину ФИО2 в совершении административного правонарушения не признала. Пояснила, что ФИО2, исполняя обязанности главы города, не мог повлиять на решение комиссии, которая согласовывала схему размещения объектов для ФИО5, это решение является комиссионным. ФИО5 не обжаловалось само решение по размещению нестационарных торговых объектов. На тот момент Стратегия развития торговли в РФ на 2015-2016 годы и на период до 2020 года. Органы местного самоуправления и комиссия не могла руководствоваться стратегией. Не понятно в чем заключается вина ФИО2, он предпринимал все действия для ответов по жалобам, предоставлял полную информацию по представлению прокуратуры. Добавила, что ФИО5 было предложено в письменном виде заключить договоры о размещении нестационарных торговых объектов, согласно Решению Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского окргуа №-нд. ДД.ММ.ГГГГ было заседание комиссии о предоставлении мест ФИО5 В состав комиссии входят представители разных организаций, чтобы всех известить требуется определенное время. Само понятие альтернативных мест не предусмотрено законодательно, оно предусмотрено Стратегией. Сама Стратегия не может предусматривать места размещения нестационарных торговых объектов, так как она предусматривает план развития торговли в РФ. Решение №-РД принято Городской Думой Петропавловск-Камчатского городского округа, а не администрацией.
Старший помощник прокурора г. Петропавловска-Камчатского ФИО8 поддерживала постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в полном объеме, просила признать ФИО2 виновным в правонарушении и назначить наказание в пределах санкции статьи. Дополнительно пояснила, что ИП ФИО5 имеет в собственности 22 нестационарных торговых объекта - автоприцепа «Купава», которые были размещены на основании договоров обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами торговли, общественного питания, бытового обслуживания. В период с конца 2013 года по начало 2014 года сроки договоров истекли. ФИО5 обратился в администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением о включении данных объектов в Схему размещения нестационарных объектов. В схему были включены всего 4 объекта, остальные внесены не были. Было вынесено представление прокурора, которое было частично удовлетворено. В нем было указано на необходимость предоставить ФИО5 альтернативные места для размещения нестационарных торговых объектов. Однако вопрос о предоставлении ИП ФИО5 альтернативных мест до настоящего времени не разрешен, в связи с чем, он вынужден оставшиеся автоприцепы «Купава» хранить на платной автостоянке. Указала, что требования прокурора основаны на законе. Добавила, что органы местного самоуправления должны предусмотреть дополнительные гарантии развитию предпринимательства. С момента внесения представления и получения ответа, администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа не было сделано ничего, для того чтобы реализовать пункты предусмотренные Стратегией развития торговли в Российской Федерации. Требование прокурора не было исполнено. Администрацией не проводятся аукционы, предприниматель лишен возможности решить вопрос о размещении своих объектов.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, материалы надзорных производств № и №, представленные документы, судья приходит к следующему.
Статья 17.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
В силу п. 3 ст. 22, п. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В соответствии с п. 1 ст. 24 вышеуказанного Федерального закона, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Как следует из материалов дела, надзорных производств и представленных документов, между Управлением по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства Петропавловск-Камчатского городского округа и индивидуальным предпринимателем ФИО5 были заключены договоры об организации обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания. К ДД.ММ.ГГГГ сроки действия всех таких договоров истекли.
ФИО5 обращался ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением о перезаключении данных договоров на новый срок.
В предоставлении муниципальной услуги по заключению таких договоров индивидуальному предпринимателю ФИО5 было отказано.
На основании решений арбитражного суда Камчатского края по делам № А24-3295/2014, №А24-3294/2014, №А24-3293/2014, №А24-3292/2014, №А24-3296/2014, №а24-3291/2014 принятые Управлением по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства Петропавловск-Камчатского городского округа решения об отказе в предоставлении ФИО5 муниципальной услуги по заключению договора обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами торговли признаны незаконными. Вместе с тем ввиду изменения на дату рассмотрения дел законодательства суд счел возможным ограничиться лишь фактом признания оспариваемого решения незаконным, без возложения на Управление обязанности повторно рассмотреть указанные заявления предпринимателя.
Из Представления заместителя прокурора г. Петропавловска-Камчатского от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ходе проведения прокуратурой города Петропавловска-Камчатского проверки установлено, что ИП ФИО5 имеет на праве собственности 22 нестационарных торговых объекта - автоприцепа «Купава», которые были размещены на территории Петропавловск-Камчатского городского округа на основании договоров об организации обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания, заключенными индивидуальным предпринимателем с Управлением по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа. В связи с истечением сроков действия указанных договоров в апреле 2014 года ФИО5 обратился в администрацию городского округа с заявлениями о заключении договоров на новый срок. Кроме этого, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГФИО5 обращался в администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлениями о включении в схему нестационарных торговых объектов принадлежащих ему автоприцепов «Купава» в количестве 21 штуки. Из указанного количества нестационарных торговых объектов в схему размещения включены 4 автоприцепа «Купава», принадлежащие ИП ФИО5, несмотря на то, что ранее все 22 объекта были размещены на территории Петропавловск-Камчатского городского округа на законном основании - по договорам обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами торговли, общественного питания, бытового обслуживания. Впоследствии администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа принято решение об исключении из схемы размещения нестационарных торговых объектов еще одного автоприцепа «Купава», располагавшегося в районе Озерновской косы. Альтернативных мест размещения торговых объектов без проведения аукциона ФИО5 предложено не было. Приведенные факты свидетельствуют о том, что, в нарушение указанных выше норм федерального законодательства, администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа не принимается надлежащих мер в оказании содействия развитию малого и среднего предпринимательства, но даже создаются препятствие для деятельности предпринимателей, осуществляющим свою деятельность на территории Петропавловск-Камчатского городского округа. На основании изложенного было выставлено требование о принятии мер по устранению допущенных нарушений федерального законодательства, их причин и условий, их способствующих.
Из ответа первого заместителя Главы администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ на представление прокурора следует, что в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, содержание которых подробно приведено в ответе, реализация администрацией городского округа меры по предоставлению ИП ФИО5 альтернативных мест размещения нестационарных торговых объектов без проведения конкурентных процедур не представляется возможной ввиду отсутствия на то правовых оснований (л.д. 11-15).
Из представленных документов также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на заседании Комиссии по размещению нестационарных торговых объектов на территории Петропавловск-Камчатского городского округа на основании результатов рассмотрения представления прокуратуры г. Петропавловска-Камчатского разрешался вопрос о возможности либо невозможности включения перечня мест размещения нестационарных объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Петропавловск-Камчатского городского округа. Из числа 19 мест, ранее предоставленных ИП ФИО5 по вышеуказанным договорам согласовано 3 места. Остальные места не были согласованы по причине расположения их в охранной зоне инженерных сетей, в границах сформированного земельного участка для эксплуатации объектов: автомобильной дороги, городского пляжа с поляной массового отдыха, парковки автомобилей посетителей поликлиники, в границах земельных участков, предназначенных для строительства объектов, принадлежащих другим собственникам.
ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО1 было предложено заключить договоры на размещение нестационарных объектов в указанных местах без проведения аукциона.
Вместе с тем, указанные действия не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ по следующим причинам.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 381-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федераци» (далее по тексту -Федеральный закон № 381-ФЗ) определяет основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации (далее - торговая деятельность).
В силу требований ст. 3 вышеуказанного Федерального закона № 381-ФЗ, правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п.1).
Отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров на розничных рынках, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (п.2).
Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации (п. 3).
Согласно ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту- Федеральный закон № 131-ФЗ) правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. Изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных настоящим Федеральным законом, допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
В соответствии с п.п. 15, 33 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе: создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству.
Таким образом, любые решения, принимаемые администрацией в части осуществления содействия развитию предпринимательства, не могут выходить за пределы правового поля, установленного нормативно-правовыми актами.
В силу положений ст. 10 Федерального закона Федерального закона № 381-ФЗ, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (ч.1).
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (ч.2).
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч.3).
Схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов (ч.4).
Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (ч.5).
Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы (ч.6).
Порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации (ч.7).
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 4 Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ N 164-нд (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О порядке создания условий для обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания» условия для обеспечения жителей городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания в нестационарных объектах на территории городского округа осуществляются с соблюдением законодательства Российской Федерации в области земельных, градостроительных правоотношений, требований технических регламентов, санитарных норм и правил, сводов правил в области пожарной безопасности, градостроительства, Правил землепользования и застройки городского округа, Правил благоустройства территории городского округа и порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий.
Под нестационарным объектом общественного питания, торговли и бытового обслуживания (далее - нестационарный объект) в настоящем Решении понимается временное сооружение или временная конструкция, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к инженерным коммуникациям, в том числе передвижное сооружение, возведение которых не требует проведения земляных и строительно-монтажных работ по устройству фундаментов; объекты развозной и разносной торговли.
Под развозной торговлей в целях настоящего Решения понимается розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только с транспортным средством (торговля с использованием автомобиля, автолавки, автомагазина, тонара, автоприцепа, автоцистерны, передвижного торгового автомата) (ч.1).
Размещение нестационарных объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, муниципальной собственности городского округа или на земельных участках, собственность на которые не разграничена, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением администрации городского округа в соответствии с нормативным правовым актом Камчатского края, за исключением случаев, установленных абзацами пятым, седьмым настоящей части.
Внесение изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом Камчатского края.
Рассмотрение предложений о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов осуществляется Комиссией по размещению нестационарных объектов на территории городского округа, в состав которой входят депутаты городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа, представители администрации городского округа в области земельных, градостроительных правоотношений, торговли, благоустройства, владельцев инженерных сетей и коммуникаций, представители некоммерческих организаций, выражающие интересы субъектов малого и среднего предпринимательства.
Состав и порядок работы Комиссии по размещению нестационарных объектов на территории городского округа утверждается постановлением администрации городского округа.
Размещение нестационарных объектов в границах полос отвода автомобильных дорог осуществляется в порядке, установленном постановлением администрации городского округа с соблюдением требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 860 «О требованиях к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода» (ч.3).
Согласно ч. 4 ст. 4 Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ N 164-нд (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) основанием для размещения нестационарного объекта на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности или собственность на который не разграничена, за исключением случаев, установленных абзацами пятым-седьмым части 3 настоящей статьи, являются:
1) договор аренды земельного участка;
2) договор на размещение нестационарного объекта.
Выбор основания для размещения нестационарного объекта на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности или собственность на который не разграничена, осуществляется владельцем нестационарного объекта самостоятельно с учетом требований, установленных настоящим Решением.
Договор аренды земельного участка заключается Департаментом в соответствии с земельным и гражданским законодательством Российской Федерации.
Договор на размещение нестационарного объекта заключается Управлением экономики, инвестиций и содействия развитию предпринимательства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями путем проведения торгов в форме открытого аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного объекта либо без проведения аукциона по цене, равной начальной цене права на заключение договора на размещение нестационарного объекта, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих преимущественное право на заключение договора на размещение нестационарного объекта.
(абзац шестой в ред. Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ N 301-нд)
Договор на размещение нестационарного объекта заключается на срок не более 5 лет и определяется схемой размещения нестационарных торговых объектов, за исключением договора на размещение объектов развозной и разносной торговли. Срок договора на размещение объекта развозной или разносной торговли заключается на срок не более года и определяется схемой размещения нестационарных торговых объектов. (абзац седьмой в ред. Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ N 257-нд)
Преимущественное право на заключение договора на размещение нестационарного объекта без проведения аукциона имеют субъекты малого или среднего предпринимательства - владельцы нестационарных объектов, размещенных на момент вступления в силу настоящего Решения на основании правоустанавливающих документов, выданных уполномоченными органами администрации городского округа (включая правоустанавливающие документы с истекшим сроком действия), местоположение которых соответствует схеме размещения нестационарных торговых объектов, и субъекты малого или среднего предпринимательства - владельцы нестационарных объектов, размещенных на основании договоров аренды торговых мест, заключенных с эксплуатирующими рынки и микрорынки организациями до вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", местоположение которых соответствует схеме размещения нестационарных торговых объектов. Субъекты малого или среднего предпринимательства - владельцы размещенных на основании договоров аренды торговых мест, заключенных с эксплуатирующими рынки и микрорынки организациями до вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", имеют преимущественное право на заключение договоров на размещение нестационарных объектов только в месте их прежнего нахождения на день вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", при условии если место для размещения нестационарного объекта совпадает с местом прежнего нахождения на день вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", подтверждено схемой размещения торгового места, являющейся приложением к договору аренды торгового места, и свободно от прав третьих лиц (абзац девятый в ред. Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ N 272-нд)
В соответствии с п. 15 Решения №-нд в случае досрочного прекращения действия договора на размещение нестационарного объекта по основаниям, предусмотренным пунктами 6 и 7 части 14 настоящей статьи (исключение места размещения нестационарного объекта из схемы размещения нестационарных торговых объектов; изменение правообладателя земельного участка), владелец нестационарного объекта при прочих равных условиях имеет преимущественное право на размещение нестационарного объекта на свободном месте, предусмотренном схемой нестационарных торговых объектов, без проведения аукциона на право заключения договора.
Предложение о выборе свободного места, предусмотренного схемой размещения нестационарных торговых объектов, либо о включении нового места в схему размещения нестационарных торговых объектов вносится владельцем нестационарного объекта в Комиссию по размещению нестационарных объектов на территории городского округа при рассмотрении вопроса об исключении места размещения нестационарного объекта из схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Приказом Минэкономразвития, предпринимательства и торговли Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ N 290-П «О порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае схемы размещения нестационарных торговых объектов» определен порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов на земельном участке, находящихся частной в собственности, устанавливается собственником здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 вышеуказанного Приказа, включение в схему нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, согласовывается органом местного самоуправления с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти Камчатского края, осуществляющими полномочия собственника имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 4 вышеуказанного Приказа, схема размещения нестационарных торговых объектов (далее - схема) на территории муниципального образования разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления городского округа, городского или сельского поселения, муниципального района (в части разработки и утверждения схемы на межселенных территориях), определенным в соответствии с уставом муниципального образования (далее - уполномоченный орган), в целях повышения доступности товаров для населения.
В силу п. 5 вышеуказанного Приказа, схема, и вносимые в нее изменения, утверждается правовым актом органа местного самоуправления, принимаемым в порядке, установленном уставом муниципального образования.
Согласно п. 8 вышеуказанного Приказа, схема разрабатывается с учетом:
1) требований, предусмотренных нормами земельного законодательства, законодательства о градостроительной деятельности, о защите прав потребителей, в сфере сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, охраны окружающей среды, ограничений, регулирующих оборот табачных изделий, алкогольной продукции, пива и пивных напитков, изготавливаемых на его основе, и иными требованиями, установленными федеральным законодательством и законодательством Камчатского края.
2) необходимости обеспечения устойчивого развития территорий муниципальных образований в Камчатском крае, в том числе с учетом генеральных планов городских округов, генеральных планов городских поселений и генеральных планов сельских поселений, установленных правил землепользования и застройки, документации по планировке территорий;
3) необходимости достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В соответствии с под. 5 п. 9 вышеуказанного Приказа, при разработке схемы следует руководствоваться следующими принципами, а именно схема не должна предусматривать размещение нестационарных торговых объектов на территории парков, скверов, площадей, бульваров и набережных, за исключением лотков сезонного функционирования (с 01 мая по 30 сентября) по продаже безалкогольных напитков, сахарной ваты, мороженого и сувенирных изделий, а также на газонах, цветниках и прочих объектах озеленения, детских и спортивных площадках, площадках для отдыха, тротуарах шириной менее 3 метров.
Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ N 1136 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Петропавловск-Камчатского городского округа.
На момент утверждения схемы сроки действия договоров об организации обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания, ранее заключенных с ФИО5 истекли, то есть оснований для применения положений п. 6 ст. 10 Федерального закона № не имелось.
Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ N 164-нд предусмотрено предоставление места без аукциона, лишь в том случае если оно внесено в схему размещения.
Данное положение в отношении ИП ФИО5 выполнено, на заседании Комиссии по размещению нестационарных торговых объектов на территории Петропавловск-Камчатского городского округа принято решение согласовать размещение трех нестационарных торговых объекта, Управлением по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО5 предложено заключить соответствующие договоры.
По остальным местам размещения объектов нестационарной торговли правовых оснований для предоставления вне конкурентных процедур участков для размещения объектов не имелось.
С учетом изложенного, действуя в рамках существующего установленного законодательством правового поля, первый заместитель Главы администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО2 указал на отсутствие возможности исполнить представление прокурора в части предоставления альтернативных мест ИП ФИО5, на размещение нестационарных торговых объектов без проведения конкурентных процедуры, о чем указал в своем ответе на от ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом Минпромторга России от ДД.ММ.ГГГГ N 2733 утверждена Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года. Данная Стратегия развития представляет собой программный документ, она не устанавливает непосредственно прав и обязанностей, не является основанием для возникновения правоотношений между органами местного самоуправления и субъектами предпринимательства. Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года охватывает сегменты розничной и оптовой торговли товарами потребительского назначения (за исключением торговли автотранспортными средствами и оборудованием, моторным топливом), прежде всего продуктами питания, и направлена на формирование и обеспечение функционирования многоформатной эффективной товаропроводящей системы, соответствующей требованиям развития социальной сферы и экономики Российской Федерации.
Стратегия отражает результаты анализа состояния и развития торговли в мире и в Российской Федерации, действующего правового регулирования отношений в области торговой деятельности, основных проблем развития внутренней торговли в Российской Федерации, определяет стратегические цели и задачи государства и бизнеса в отрасли торговли на долгосрочную перспективу, целевые индикаторы (показатели) и комплекс мероприятий, обеспечивающих их достижение, риски различного характера, механизм реализации мероприятий и порядок мониторинга реализации Стратегии.
Целью Стратегии является создание условий для формирования комфортной среды для граждан и субъектов предпринимательской деятельности (как производителей товаров, так и субъектов торговой деятельности) через развитие многоформатной инфраструктуры торговли посредством стимулирования роста любых форм предпринимательской активности. Иными словами - построение системы, при которой одновременно обеспечивается удовлетворенность трех участников отношений в сфере торговли, а именно:
- потребителя (в пределах места жительства и работы имеет возможность приобретать товары, в том числе отечественного и местного производства, на свой вкус, по справедливой цене, на приемлемых и комфортных условиях, с возможностью выбора разных торговых форматов и хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю, то есть на конкурентных условиях);
- производителя любого объема качественной и востребованной продукции (имеет возможность удобно, предсказуемо, выгодно и гарантированно сбывать свой товар);
- субъекта торговли - предпринимателя (выполняет функцию по соединению интересов потребителей и производителей и транслирует производителю запросы и предпочтения потребителей, имеет возможность легально осуществлять торговую деятельность, комфортно открывать, вести и расширять свой торговый бизнес).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, курирующие вопросы торговой деятельности, не должны препятствовать развитию отдельных форматов торговли (и/или отдельных товарных специализаций), в том числе устанавливать предельную численность торговых объектов или иным образом определять достаточность их количества в конкретных местах. Указанную функцию должен выполнять рынок, то есть хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, которые предполагают развивать бизнес на конкретной территории.
В соответствии с п. 3.2.2 Стратегии при отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур.
При градостроительной необходимости освобождения места размещения нестационарного торгового объекта следует обеспечивать предоставление хозяйствующему субъекту альтернативных равноценных компенсационных мест, реализуя принцип «меняется место - сохраняется бизнес».
Требуется также упрощение и сокращение сроков процедуры размещения новых торговых объектов для удовлетворения потребностей как населения в услугах торговли, так и хозяйствующих субъектов, желающих открывать новый торговый бизнес либо расширять существующий.
Таким образом, Стратегия определяет концепцию развития правоотношений в сфере торговли, обозначая конечные результаты, к достижению которых необходимо стремиться.
Методом достижения результата является разработка нормативно-правовой базы, позволяющей реализовать изложенную в Стратегии концепцию правоотношений, поскольку согласно требований Федерального закона № и № правовую основу деятельности составляют именно нормативно-правовые акты.
Необходимо отметить, что установленные Стратегией принцип «меняется место - сохраняется бизнес» реализуется в п. 6 ст. 10 Федерального закона №381-ФЗ и в п. 15 Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ N 164-нд, содержание которых уже приводилось в настоящем постановлении.
Вместе с тем, поскольку по состоянию на момент утверждения постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ N 1136 Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Петропавловск-Камчатского городского округа, сроки действия договоров об организации обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания, ранее заключенных с ИП ФИО5 истекли, фактов досрочного прекращения договоров на основании п. 6 ч. 14 Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ N 164-нд не имелось, то указанные нормы не могли быть применены при разрешении возникшей ситуации.
Иных правовых оснований для выполнения требований, изложенных в представлении прокурора, не имелось. С учетом изложенного в действиях ФИО2 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении первого заместителя Главы администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО2 прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях лица состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья подпись Ю.А. Кулагина
Резолютивная часть постановления объявлена ДД.ММ.ГГГГ
Мотивированное постановление будет изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Постановление не вступило в законную силу