Резолютивная часть оглашена **.**.2018 года
Дело № 5-211/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
**.**. 2018 года <...>
Судья Псковского городского суда Псковской области Бондаренко И.В., при секретаре Ломанове Е.М., с участием представителей перевозчика UAB «VilJana» (ЗАО «ВильЯна») ФИО1, выступающего по доверенности №* от **.**.**** года, ФИО2, выступающей по доверенности №* от **.**.**** года, ФИО3, выступающего по доверенности №* от **.**.**** года, представителя Псковской таможни ФИО4, выступающей по доверенности №* от **.**.**** года, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении перевозчика UAB «VilJana» (ЗАО «ВильЯна»), зарегистрированного по адресу: <адрес>, ранее привлекаемого к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
УСТАНОВИЛ:
**.**.2017 года должностным лицом Псковской таможни в отношении перевозчика UAB «VilJana» (ЗАО «ВильЯна») составлен протокол об административном правонарушении, выразившемся в несоблюдении установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств – членов Евразийского экономического союза, запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Определением от **.**.2017 года дело об административном правонарушении было передано на рассмотрение в Псковский городской суд Псковской области.
Представители перевозчика UAB «VilJana» (ЗАО «ВильЯна») в судебном заседании вину не признали, указав на отсутствие в действиях перевозчика состава вмененного административного правонарушения. В обоснование указали, что таможенный инспектор при проведении таможенного наблюдения не в полной мере убедился в отсутствии маркировки на перевозимом товаре, так как товар – саженцы плодовых культур, саженцы декоративных растений для открытого грунта, перевозимые в деревянных ящиках, был осмотрен лишь в видимой визуально части без выгрузки коробок из транспортного средства. Тогда как, по мнению представителей перевозчика, маркировка товара имелась на оборотной части упаковки товара. Однако должностным лицом таможни не было принято решения о производстве таможенного досмотра с полной выгрузкой товара, при котором возможно было убедиться, что маркировка присутствует. Кроме того полагали, что, если бы инспектор фитосанитарной службы, осуществлявший свою форму контроля, надлежащим образом сообщил таможенному органу о несоблюдении фитосанитарных требований, то таможенный орган был бы обязан произвести полную выгрузку товара в соответствии с действующим регламентом.
Представитель Псковской таможни ФИО4 в судебном заседании в полном объёме поддержала обстоятельства и доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении. Полагала, что в действиях перевозчика UAB «VilJana» (ЗАО «ВильЯна») усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст.16.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Вина перевозчика полностью доказана совокупностью собранных по делу доказательств. С учетом всех обстоятельств дела, принимая во внимание, что перевозчик UAB «VilJana» (ЗАО «ВильЯна») уже ранее привлекался к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения, просила назначить виновному лицу наказание в виде административного штрафа в пределах санкции статьи.
Главный государственный таможенный инспектор отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста МАПП Убылинка Псковской таможни К.А., опрошенный в судебном заседании, пояснил, что **.**.2017 года он проводил процедуру таможенного наблюдения за действиями должностного лица фитосанитарного контроля, поскольку последний не имеет возможности самостоятельно вскрывать пломбы на транспортных средствах. В ходе наблюдения был осмотрен товар «саженцы растений» в деревянных обрешётках, на которых имелись листы с пояснительными надписями, которых было недостаточно фитосанитарному инспектору для определения соответствия фитосанитарного сертификата перемещаемому товару, в частности, на указанных листах отсутствовали сведения о стране, месте или участке производства, экспортере. При опросе водителя перевозчика UAB «VilJana» (ЗАО «ВильЯна»), последний пояснил, что помимо тех документов, которые им уже предоставлены, он более ничего не может предоставить. По поведению водителя было видно, что он даже не обратил внимания на то, что было написано на листах, размещенных на деревянных обрешётках. Поскольку на перевозимом товаре и на деревянных обрешётках отсутствовала маркировка с необходимыми сведениями, то фитосанитарным инспектором было принято решение о запрете на ввоз данного товара.
Старший государственный инспектор отдела карантинного фитосанитарного контроля на Госгранице РФ Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Управления по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям К.С., опрошенная в судебном заседании, пояснила, что **.**.2017 года при досмотре товара, перевозимого перевозчиком UAB «VilJana» (ЗАО «ВильЯна»), не было обнаружено маркировки перевозимого товара. На деревянных ящиках были наклеены только листы с названием сорта саженцев и их количества в ящике. При опросе водителя перевозчика UAB «VilJana» (ЗАО «ВильЯна»), последний пояснил, что больше ничего он предоставить не может. Маркировки не было ни на самих саженцах, ни на ящиках, в которые саженцы были помещены, что является нарушением пункта 17 раздела II Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 № 157, а также нарушением пункта 3 ст. 22 Федерального закона от 21.07.2014 № 206 «О карантине растений». С учетом данных обстоятельств, было принято решение о запрете на ввоз товара, перевозимого перевозчиком UAB «VilJana» (ЗАО «ВильЯна»), транспортное средство с товаром было возвращено. Дополнительно пояснила, что был составлен акт о возврате. Письменное объяснение с водителя не бралось, поскольку отсутствие маркировки на перевозимом товаре было установлено, отсутствие маркировки в видимой части не позволило в полной мере идентифицировать перевозимый товар.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, в том числе документы, представленные участниками процесса дополнительно, суд приходит к следующему.
Статья 16.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 4 ТК ТС под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств-членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
К запретам и ограничениям в соответствии с п. 3 ст. 101 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 относятся применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования (в том числе вводимые исходя из общих исключений, защиты внешнего финансового положения и обеспечения равновесия платежного баланса в одностороннем порядке), меры технического регулирования, меры экспортного контроля и меры в отношении продукции военного назначения, а также санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры и радиационные требования.
Ветеринарно-санитарный, карантинный фитосанитарный, санитарно- эпидемиологический, радиационный и другие виды государственного контроля (надзора) при перемещении товаров через таможенную границу Союза осуществляются и оформляются в соответствии с настоящим Договором или принятыми в соответствии с ним актами Комиссии или нормативными правовыми актами государств-членов либо в соответствии с законодательством государств- членов.
Договором о Евразийском экономическом союзе утверждены: раздел X Техническое регулирование; раздел XI Санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры; Протокол о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер (Приложение №12).
В соответствии со ст. 59 Раздела XI Карантинные фитосанитарные меры:
1. Карантинные фитосанитарные меры применяются в отношении продукции, включенной в перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Союза и на таможенной территории Союза, карантинных объектов, включенных в единый перечень карантинных объектов Союза, а также подкарантинных объектов.
2. Карантинный фитосанитарный контроль (надзор) на таможенной территории Союза и таможенной границе Союза осуществляется в отношении продукции, включенной в перечень подкарантинной продукции, карантинных объектов, включенных в единый перечень карантинных объектов Союза, а также подкарантинных объектов.
3. Перечень подкарантинной продукции, единый перечень карантинных объектов Союза и единые карантинные фитосанитарные требования утверждаются Комиссией.
В соответствии с пунктом 3.1. Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза, утвержденного Решением № 318, карантинному фитосанитарному контролю (надзору) подлежит каждая ввозимая на таможенную территорию Евразийского экономического союза партия подкарантинной продукции, включенной в Перечень подкарантинной продукции.
Товар «саженцы декоративных растений», «саженцы плодовых деревьев» код ТН ВЭД ЕАЭС-0602 включен в раздел I. «Подкарантинная продукция с высоким фитосанитарным риском» Перечня подкарантинной продукции: Прочие живые растения (включая их корни), черенки и отводки (кроме 0602 90 100 0)), утвержденным Решением комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе».
В соответствии с п. 3 статьи 22 (Правила ввоза в Российскую Федерацию подкарантинной продукции) Федерального закона № 206-ФЗ от 21.07.2014 «О карантине растений» к ввозу в Российскую Федерацию допускается подкарантинная продукция, соответствующая карантинным фитосанитарным требованиям.
Согласно п. 17 Единых карантинных фитосанитарных требований предъявляемых к подкарантинной продукции и подкарантинным объектам на таможенной границе и на таможенной территории Евразийского экономического союза (II. Карантинные фитосанитарные требования, предъявляемых к семенному и посадочному материалу растений), утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30 ноября 2016 г. № 157, ввозимые на таможенную территорию Евразийского экономического Союза и перемещаемые по таможенной территории Союза партии (часть партии) семенного и посадочного материала должны быть упакованы и должны иметь маркировку, содержащую информацию о наименовании продукции, стране, месте и (или) участке производства, экспортере. Ввозимый либо перемещаемый без указанной маркировки и (или) неупакованный семенной и посадочный материал к ввозу на таможенную территорию Союза или перемещению по таможенной территории Союза не допускается.
Таким образом, указанный акт Совета Евразийской экономической комиссии содержит запрет на ввоз семенного и посадочного материала, не имеющего соответствующей маркировки.
Как следует из материалов дела, **.**.2017 года в ** часов ** минут на таможенный пост МАПП Убылинка Псковской таможни прибыло транспортное средство, регистрационный номер №*/№*, под управлением водителя D.E., **.**.**** года рождения, иностранный паспорт гражданина Л. Республики №*, дата выдачи **.**.****, с товаром «саженцы плодовых культур и саженцы декоративных растений для открытого грунта» страна-производитель Польша.
Перевозка осуществлялась: UAB «VilJana» <данные изъяты>.
Согласно предоставленным представителем перевозчика товаросопроводительным документам: CMR №* от **.**.2017, INVOICE №* от **.**.2017, фитосанитарный сертификат №* от **.**.2017 в транспортном средстве №*/№* перевозился товар: саженцы плодовых культур (код ТН ВЭД ЕАЭС 0602208000), весом брутто 13318,59 кг., страна происхождения – Польша; саженцы декоративных растений для открытого грунта (код ТН ВЭД ЕАЭС 0602904500), весом брутто 1310,91 кг., страна происхождения – Польша.
Отправитель товара: UAB «Т» <данные изъяты>.
Получатель товара: ООО «L» <данные изъяты>.
В ходе проведения карантинного фитосанитарного контроля должностным лицом Россельхознадзора принято решение о запрете пропуска данного транспортного средства с товаром: саженцы плодовых культур, саженцы декоративных растений для открытого грунта (Акт №* от **.**.2017) по причине отсутствия на маркировке товара информации о стране, месте и (или) участке производства, экспортере, не позволяющее идентифицировать товар и соотнести его со сведениями, указанными в предоставленном фитосанитарном сертификате №* от **.**.2017, с точки зрения соблюдения запретов и ограничений.
Согласно акту таможенного наблюдения №* от **.**.2017 г. саженцы растений, помещены в тару темного цвета с грунтом, которая размещена в транспортном средстве в деревянных ящиках. Маркировка, как на таре, так и на деревянных ящиках отсутствует. На деревянные ящики прикреплены бумажные ярлыки с указанием порядковых номеров, торговых наименований растений и их количества. Сведения о стране, месте и (или) участке производства, экспортере на ярлыках отсутствуют. На самих саженцах маркировка отвутствует.
Таким образом, перевозчиком UAB «VilJana» (ЗАО «ВильЯна») было совершено нарушение, выразившееся в несоблюдении установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств – членов Евразийского экономического союза, запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Доводы представителей перевозчика о том, что должностные лица таможенных органов должным образом не убедились в отсутствии маркировки на товаре, а именно не провели процедуру таможенного досмотра с полной выгрузкой товара, суд находит несостоятельными, не свидетельствующими об отсутствии состава вмененного правонарушения.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, а именно акта таможенного наблюдения, акта карантинного фитосанитарного контроля при документарной проверке, досмотра подкарантинной продукции, осмотра транспортного средства выявлены нарушения законодательства, что дало основания для запрета ввоза указанной продукции. Каких-либо нарушений требований таможенного законодательства, либо законодательства в сфере фитосанитарного контроля при проведении указанных процедур допущено не было. Из приложенных к акту таможенного наблюдения фотоматериалов следует, что на товаре действительно отсутствует маркировка, содержащая информацию о стране, месте, участке производства и экспортере товара (растений).
При этом в акте карантинного фитосанитарного контроля имеется подпись представителя перевозчика, о том, что акт составлен в его присутствии. Какие-либо замечания по поводу самой процедуры, либо результатов процедур, проведенных контролирующими органами ни в акте, ни в ином документе не заявлено. Представитель перевозчика - водитель транспортного средства нигде не заявляет должностным лицам, что маркировка товара имеется на других участках упаковки, скрытых от прямого визуального наблюдения.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, вопреки доводам представителей перевозчика, допущено не было. Основания для проведения таможенного досмотра отсутствовали.
Доказательств того, что у перевозчика отсутствовала реальная возможность для соблюдения правил и норм, предусмотренных таможенным законодательством, и им были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в материалах дела не имеется.
Кроме того, согласно имеющегося в материалах дела информационного письма за подписью директора перевозчика, направленного в ходе административного расследования в адрес таможни, перевозчик признает вину в правонарушении, указывая, что ошибка произошла по вине компании, производившей отгрузку товара, а водитель осмотрел груз только по количеству мест, не имея возможности проверить маркировку.
Вина привлекаемого к административной ответственности лица в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, полностью подтверждается материалами дела об административном правонарушении №*, в частности: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования №* от **.**.2017 года (л.д.1-7); протоколом изъятия вещей и документов по делу об административном правонарушении №* от **.**.2017 года (л.д.8-11); копией CMR №* от **.**.2017 года (л.д.12); копией INVOICE №* (л.д.13); копией фитосанитарного сертификата №* от **.**.2017 года (л.д.14-15); копией акта таможенного наблюдения №* от **.**.2017 года (л.д.16-17); копиями паспорта водителя и свидетельств о регистрации ТС (л.д.18); копией акта карантинного фитосанитарного контроля (надзора) №* от **.**.2017 года (л.д.19-20); копией служебной записки от **.**.2017 года №* (л.д.22-25); протоколом опроса свидетеля П.И. от **.**.2017 года (л.д.36-40); копией служебной записки от **.**.2017 года №* (л.д.45-48); копией информационного письма директора UAB «VilJana» (ЗАО «ВильЯна») от **.**.2017 года (л.д.57-58); протоколом об административном правонарушении №* (л.д.79-89).
Относимость, достоверность и допустимость представленных доказательств, оцениваемых судом по правилам ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, сомнений не вызывает.
При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности правонарушения, отсутствие смягчающих и отягчающее ответственность обстоятельство - повторное совершение однородного правонарушения, и, руководствуясь основной целью административного наказания - предупреждение совершения новых правонарушений, считает целесообразным применить к юридическому лицу наказание в виде штрафа, в пределах, предусмотренных санкцией статьи.
Издержки по делу об административном правонарушении отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 16.3, ст.ст. 29.9, 29.10, 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Перевозчика UAB «VilJana» (ЗАО «ВильЯна») признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 55000 (пятьдесят пять тысяч) рублей.
Уведомить представителя UAB «VilJana» (ЗАО «ВильЯна») о реквизитах оплаты штрафа: Банк получателя: Операционный департамент Банка России, <...>, БИК: 044501002, Получатель: ИНН <***> КПП 773001001 Межрегиональное операционное УФК (ФТС России), Счет получателя: 40101810800000002901, КБК: 153 1 16 04000 01 6000 140 ОКТМО: 45328000 Код таможни: 10209000, Поле «Назначение платежа»: Оплата по постановлению об АП №*. В поле 21 платежного документа указывается пятая очередность платежа. В случае оплаты на территории иностранного государства – код валютной операции: {VO70010}.
Разъяснить представителю UAB «VilJana» (ЗАО «ВильЯна»), что в соответствии ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Предложить представителю UAB «VilJana» (ЗАО «ВильЯна») предоставить квитанцию об уплате штрафа в Псковский городской суд Псковской области (каб. №*).
Разъяснить представителю UAB «VilJana» (ЗАО «ВильЯна»), что в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в указанный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.
По вступлению постановления в законную силу:
- копию CMR №* от **.**.2017 года на 1-ом листе (л.д.12), копию INVOICE №* от **.**.2017 года на 1-ом листе (л.д.13), копию фитосанитарного сертификата №* от **.**.2017 года на 1-ом листе (л.д.14), копию акта карантинного фитосанитарного контроля (надзора) №* от **.**.2017 года на 2-х листах (л.д.19-20), копию приложения к фитосанитарному сертификату №* от **.**.2017 года на 1-ом листе (л.д.15), копию акта таможенного наблюдения №* от **.**.2017 года на 2-х листах (л.д.16-17), копию паспорта водителя и тех. паспортов ТСМП на 1-ом листе (л.д.18) - содержащиеся в материалах настоящего дела об административном правонарушении - хранить при материалах дела в течение всего срока хранения последнего.
Издержки по делу об административном правонарушении отсутствуют.
Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии мотивированного постановления.
Судья И.В. Бондаренко
Постановление обжаловано. Оставлено без изменений.
Вступило в законную силу.