ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-211/2021 от 05.05.2021 Михайловского районного суда (Рязанская область)

Дело

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

05 мая 2021 года с. Захарово

Судья Михайловского районного суда Рязанской области Суслова Е.В.,

при секретаре Финагиной Л.А., с участием помощника прокурора Захаровского района Рязанской области Харламова О.И.,

рассмотрев в здании постоянного судебного присутствия материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 23 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

главы администрации муниципального образования – Захаровский муниципальный район <адрес>ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ в отношении главы администрации МО-ФИО2 <адрес>ФИО1 заместителем прокурора Захаровского района Рязанской области Гориным А.В. было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ, в котором указано, что ДД.ММ.ГГГГ глава администрации МО-ФИО2 <адрес>ФИО1 совершил ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства.

Указанное постановление заместителя прокурора с иными материалами в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ было передано на рассмотрение по подведомственности в Михайловский районный суд Рязанской области.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес>ФИО5 поддержал постановление заместителя прокурора, считая его законным и обоснованным, а виновность ФИО1 в совершении инкриминируемого ему нарушения, доказанной представленными материалами.

Должностное лицо, привлекаемое к административной ответственности – ФИО1, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором выразил согласие с указанными нарушениями.

Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Часть 23 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Как следует из материалов и установлено судом, на основании распоряжения на проверку заместителя руководителя Государственной инспекции труда в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отдела надзора в сфере труда и социальной защиты ФИО6 в период с 3 по ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка в отношении администрации МО-ФИО2 <адрес> в рамках контроля за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан на предмет соблюдения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.

В результате проведенной проверки были выявлены нарушения пунктов 2, 3 Правил ведения личных дел совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, о чем был составлен акт проверки, а также выдано предписание от 28.02.2020г. главе администрации МО-ФИО2 <адрес>ФИО1 о принятии мер для устранения нарушений, указанных в акте проверки, и представлении информации о результатах исполнения предписания с приложением копий документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения на проверку от ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела надзора в сфере труда и социальной защиты ФИО6 была проведена внеплановая проверка по контролю исполнения предписания, в ходе которой установлено, что предписание от ДД.ММ.ГГГГ органом опеки и попечительства Администрации МО- Захаровский муниципальный район исполнено не в полном объеме, а именно: не приняты меры для получения отчетов опекунов за 2020 год о хранении, использовании имущества совершеннолетних недееспособных граждан и управлении этим имуществом с приложением документов, а также не проведены проверки с целью осуществления надзора за деятельностью опекунов в части соблюдения ими прав и законных интересов совершеннолетних недееспособных граждан, обеспечения сохранности их имущества, чем нарушены требования п. 3 Правил ведения личных дел совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам проведенной проверки был составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ и выдано предписание об устранении выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекцией труда в <адрес> информация о выявленных нарушениях в деятельности органа опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных граждан <адрес> была направлена в прокуратуру <адрес> для принятия мер реагирования и контроля сложившейся ситуации.

По поручению прокуратуры <адрес> прокуратурой <адрес> была проведена проверка по информации руководителя Государственной инспекции труда в <адрес> о неисполнении администрацией МО- ФИО2 <адрес> предписания об устранении нарушений, допущенных органом опеки и попечительства, по результатам которой заместителем прокурора <адрес>ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление о возбуждении в отношении главы администрации МО-ФИО2 <адрес>ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства не оспаривались должностным лицом, привлекаемым к административной ответственности, и подтверждаются следующими доказательствами:

- копией распоряжения о проведении плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14-15);

- копией акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21-22);

- копией предписания от ДД.ММ.ГГГГ.(л.д. 23);

- копией распоряжения о проведении внеплановой документарной проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24-25);

- копией акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31-32);

- копией предписания от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 33);

- копией информационного письма Государственной инспекции труда в <адрес> в прокуратуру <адрес> за исх. -И от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8-9);

- постановлением заместителя прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 3-6).

Таким образом, исследовав и оценив представленные заместителем прокурора материалы, считая их допустимыми и достаточными, суд считает установленным факт и вину главы администрации муниципального образования - Захаровский муниципальный район РО ФИО1 в ненадлежащем (не в полном объеме) выполнении предписания должностного лица Государственной инспекции в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений в деятельности органа опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных граждан <адрес>, совершенном ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.

Однако, суд не может согласиться с квалификацией действий должностного лица заместителем прокурора по ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ по следующим основаниям.

Обязательным условием для привлечения лица к ответственности по ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ является невыполнение или ненадлежащее выполнение предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, выданного в рамках федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии с ч. 1 ст. 353 Трудового кодекса РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу п. 4 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, предметом федерального государственного надзора в сфере труда является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - обязательные требования), в том числе полноты и своевременности выплаты заработной платы, соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, обеспечения доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда, а также выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе осуществления федерального государственного надзора в сфере труда нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и по защите трудовых прав работников.

Согласно п. 2 Положения о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости – Государственной инспекции труда в <адрес>, утвержденного приказом Роструда от ДД.ММ.ГГГГ, Инспекция является территориальным органом Федеральной службы по труду и занятости, осуществляющим ее полномочия, предусмотренные настоящим Положением, на территории <адрес>.

В силу подпунктов 10.1.1, 10.1.5 пункта 10 указанного Положения Инспекция реализует следующие полномочия:

- осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах своих полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- осуществляет контроль за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан.

Как следует из вышеперечисленных норм права, Государственная инспекция труда в <адрес> является органом, осуществляющим федеральный государственный надзор только за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Осуществление же контроля за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан относится к иным полномочиям Государственной инспекции труда в области защиты прав и законных интересов указанной категории граждан, соответственно не является федеральным государственным надзором за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

При указанных обстоятельствах, суд считает, что предписание должностного лица Госинспекции труда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений в деятельности органа опеки и попечительства было выдано в рамках осуществления данным органом государственного контроля за соблюдением органами опеки и попечительства действующего законодательства в области социальной политики и защиты прав совершеннолетних недееспособных граждан, а не в ходе осуществления федерального надзора за соблюдением трудового законодательства.

Ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства предусмотрена ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

При указанных обстоятельствах действия главы администрации муниципального образования - Захаровский муниципальный район <адрес>ФИО1 следует квалифицировать по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Переквалификация совершенного ФИО1 деяния с ч. 23 на ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ согласуется с правовой позицией, изложенной в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которой, если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

При назначении административного наказания ФИО7 суд принимает во внимание обстоятельства совершения правонарушения, личность виновного, его должностное положение.

Признание вины, отраженное в заявлении должностного лица, в силу ст. 4.2 КоАП РФ суд признает обстоятельствами, смягчающими ответственность ФИО1

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в судебном заседании не установлено.

Учитывая установленные обстоятельства, суд считает возможным назначить ФИО1 наказание в виде административного штрафа в пределах санкции ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 2.4, 4.1, 4.2, 19.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Главу администрации муниципального образования – Захаровский муниципальный район <адрес>ФИО1 признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 1 500 (Одной тысячи пятисот) рублей.

Разъяснить ФИО1, что штраф должен быть им уплачен не позднее 60 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу по следующим реквизитам: УФК по <адрес> л/с <***>), ИНН <***>, КПП 623401001, р/с 40 в РКЦ ГУ Банка России по <адрес>, БИК 046126001, ОКТМО 61701000, КБК 41 (федеральный бюджет).

Документ об уплате штрафа надлежит представить в суд.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа по истечении указанного срока, суд направляет постановление о наложении административного штрафа судебному приставу-исполнителю для исполнения в принудительном порядке.

Постановление может быть обжаловано в Рязанский областной суд через Михайловский районный суд в течение 10 суток с момента получения копии постановления.

Судья Е.В.Суслова