Дело № 5-2139/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
28 апреля 2021 г. 180007, <...>
Судья Псковского городского суда Псковской области Тимофеева И.В., при секретаре Ильиной Ю.Н,, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении перевозчика ОАО «Российские железные дороги» юридический адрес: <данные изъяты>,
УСТАНОВИЛ:
30.10.2020 в 14 часов 31 минут на таможенный пост ЖДПП Скангали Псковской таможни прибыл груженый поезд № 1721 (8622/543/1028) для убытия товара с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС).
Международная перевозка осуществлялась перевозчиком ОАО «РЖД», зарегистрирован по адресу: <данные изъяты>.
31.10.2020 в 00 часов 10 минут перевозчиком таможенному органу предоставлены для оформления убытия товара «уголь каменный битуминозный марки «ДОМСШ» поездная передаточная ведомость № 696 и товаросопроводительные документы на товары и транспортные средства, следующие в составе поезда № 1721 (8622/543/1028) в количестве 83 транспортных средств международной перевозки.
В соответствии со статьей 92 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) на товар уголь каменный битуминозный марки «ДОМСШ», следующий в ж/д вагонах №№ 62861166, 63988687 представлены товаросопроводительные документы: ж/д накладные от 24.10.2020 №№ 29825510, 29825483, декларация на товары (далее – ДТ) №10006060/280920/0090942 от 28.09.2020, согласно которым отправитель товара: ПАО «Кузбасская Топливная Компания» (далее - ПАО «КТК»), 650000, Россия, <...> Октября, д.4; получатель товара: «КТК ФИО1.З.О.О.», Польша, 80-864, <...>.
31.10.2020 в 09 часов 44 минут поезд № 1721 8622/543/1028 предъявлен к комиссионному осмотру дежурной по станции «Пыталово».
В ходе проведения комиссионного осмотра ж/д вагонов №№ 62861166, 63988687 было выявлено наличие в них тайников с товаром, сведения о которых отсутствовали в товаросопроводительных документах.
В рамках реализации системы управления рисками был проведен таможенный досмотр ж/д вагонов №№ 62861166, 63988687, следовавшего с товаром «уголь каменный битуминозный марки «ДОМСШ» со станции отправления - Мереть Западно-Сибирской ж/д (Россия) до станции назначения – Бранево пкп (Польша).
По результатам таможенного досмотра ж/д вагонов №№ 62861166, 63988687 (АТД № 10209030/01112020/000190) установлено, что под слоем угля на поперечных балках жесткости указанных вагонов обнаружено наличие тайников (с внутренней стороны вагонов проделаны пропилы в металле для доступа внутрь полости балки, люки на пропилах держатся на магнитах). Всего обнаружено четыре тайника (по 2 тайника в каждом вагоне), в которых находилось 80 брикетов прямоугольной формы, обтянутые прозрачной пленкой и липкой лентой «скотч», сами брикеты скреплены между собой шпагатом желтого цвета.
При вскрытии брикетов обнаружено, что в сорока брикетах находится по четыре блока сигарет в каждом блоке по 10 пачек сигарет марки NZ Gold. Общим количеством 1600 пачек. При вскрытии остальных сорока брикетов обнаружено, что в них находится по три блока сигарет в каждом блоке по 10 пачек сигарет марки NZ Gold. Общим количеством 1200 пачек.
Всего в двух вагонах обнаружено 2800 пачек сигарет марки NZ Gold, общим весом 48,66 кг.
03.11.2020 должностным лицом т/п ЖДПП Скангали Псковской таможни в отношении ОАО «РЖД» возбуждено дело об административном правонарушении №10209000-3568/2020 по факту правонарушения, выразившегося в сокрытии товаров от таможенного контроля путем использования тайников, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.1 КоАП России.
Предмет административного правонарушения по настоящему делу не изымался, арест на него не накладывался в связи с его изъятием ПУ ФСБ России.
Представитель ОАО «Российские железные дороги» в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения не признал. Полагал, что в действиях ОАО «РЖД» нет состава административного правонарушения. С учетом товаросопроводительных документов, электронной накладной, отправка груза была осуществлена на территорию Латвии. Перевоз груза - минерального удобрения осуществлялся в 30 специализированных вагонах. При приеме груза на станции Себеж работниками РЖД был произведен контроль за состоянием технического транспортного средства. Проверялась исправность запорных устройств, стен и люков вагонов. Состав был осмотрен в полном объеме, неисправностей выявлено не было. Отметки необходимые были сделаны при проведении проверки. Спустя около 15 часов после проведения проверки у служащих таможни возникли сомнения по поводу перемещаемого груза. В ходе проведенной проверки с участием представителей таможенного органа и РЖД были вскрыты люки и под перевозимом грузом обнаружены свертки с сигаретами. В момент перемещения состава от одной станции до другой неисправностей выявлено не было. Запорно- пломбировочные устройства были исправны. О чем имеются пояснения работников. Манипуляций, связанных с открытием люков не производилось. Ответственность за предоставляемые сведения перевозчику несет грузоотправитель, в данном случае это ООО «Вектор». Сведениями о наличии сигарет в вагоне РЖД не обладало. Количество груза соответствовало заявленному, и оснований сомневаться в предоставленных сведений не было. Сигареты были изъяты. Местонахождение сигарет также не установлено, а значит невозможно назначить наказание в виде конфискации товара. Действий по сокрытию товара ОАО «РЖД» не совершало. Вина РЖД не установлена.
Представитель Псковской таможни полагал вину перевозчика доказанной материалами дела. Дополнительно пояснив, что Согласно п.6.1 "Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС)" (с изм. и доп. на 01.07.2020) (вместе с "Правилами перевозок грузов", "Техническими условиями размещения и крепления грузов", "Правилами перевозки вагона, не принадлежащего перевозчику, как транспортного средства") погруженный отправителем груз в вагоны и контейнеры крытого типа перевозчик принимает к перевозке, осматривая снаружи состояние вагонов и контейнеров, проверяя состояние люков и дверей, наличие, исправность пломб, а также соответствие знаков на пломбах сведениям, указанным в накладной. Перевозчик проверяет пломбы на контейнерах, погруженных отправителем в вагоны, если размещение контейнеров в вагоне обеспечивает доступ к ним. Перевозчик не проверяет количество мест, массу и состояние груза. В данном случае запорные устройства вагона не были закрыты до конца. На запорных устройствах имелись механические повреждения, рычаг не задвинут до конца. Таким образом, имелся доступ к перевозимому товару. Согласно Правил коммерческого осмотра поездов и вагонов, утвержденных МПС России N ЦМ-360 от 29 декабря 1995 должностные лица обязаны фиксировать нарушения. При обнаружении технических повреждения, должностные лица РЖД должны были усомниться и достоверности сведений по перемещаемому грузу.
Исследовав материалы дела, выслушав мнение участвующих в рассмотрении дела лиц, суд приходит к следующему.
Перечень документов и сведений, представляемых при уведомлении таможенного органа об убытии товаров с таможенной территории Союза, установлен положениями статей 89, 92 Таможенного кодекса ЕАЭС.
Частью 7 статьи 92 Таможенного кодекса ЕАЭС определено, что лицом, представляющим такие документы и сведения, является перевозчик либо таможенный представитель и иное лицо, действующие от имени и по поручению перевозчика, если это допускается в соответствии с законодательством государств-членов.
Обязанность лица выполнить то или иное требование закона в области
таможенного дела вытекает из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому любое лицо должно выполнять установленные законом обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 9 Таможенного кодекса ЕАЭС, все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены Таможенным кодексом ЕАЭС.
В силу пункта 2 статьи 9 Таможенного кодекса ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС.
Таким образом, обязанность по сообщению достоверных сведений о товарах, перемещаемых через таможенную границу, является публично- правовой обязанностью и регулируется нормами таможенного права.
В силу положения статьи 23 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении перевозчик имеет право проверить, соблюдены ли отправителем условия перевозки и соответствует ли отправка сведениям, указанным отправителем в накладной. Проверка производится в порядке, установленном национальным законодательством.
Согласно статье 27 Федерального закона от 10.01.2002 №18-ФЗ «Устав Представитель ОАО «Российские железные дороги» в судебном заседании пояснил, что вина перевозчика отсутствует, ввиду того, что обнаружить перевозимый товар было невозможно.
Представитель Псковской таможни полагал вину перевозчика доказанной материалами дела, просил назначить конфискацию товара.
Частью 2 статьи 16.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза путем сокрытия товаров от таможенного контроля путем использования тайников и иных способов, затрудняющим их обнаружение.
В соответствии с п.1 ст. 9 Таможенного Кодекса Евразийского экономического союза (далее ТК ЕАЭС) все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены ТК ЕАЭС.
Согласно п.2 ст. 9 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.
На основании пп.1 п. 2 ст. 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с ТК ЕАЭС.
Согласно пп.45 ч. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС товарами являются любое движимое имущество.
К способам, затрудняющим обнаружение товаров, относятся различные изощренные способы утаивания товаров, такие как физическое сокрытие товаров, когда должностное лицо таможенного органа не может их обнаружить путем обычного визуального осмотра без проведения личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля или применения технических средств таможенного контроля, а также нахождение товаров в местах, не предназначенных для их транспортировки или хранения, доступ в которые затруднен.
Таким образом, обязанность по сообщению достоверных сведений о товарах, перемещаемых через таможенную границу, является публично- правовой обязанностью и регулируется нормами таможенного права.
В силу положения статьи 23 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении перевозчик имеет право проверить, соблюдены ли отправителем условия перевозки и соответствует ли отправка сведениям, указанным отправителем в накладной. Проверка производится в порядке, установленном национальным законодательством.
Пунктом 6.4 Правил перевозки грузов, являющихся приложением № 1 к СМГС предусмотрено, что погруженный отправителем груз, перевозимый навалом или насыпью в вагонах открытого типа, перевозчик принимает к перевозке, проверяя равномерность поверхности груза и отсутствия выемок в грузе.
В соответствии с пунктом 6.1 Правил перевозки грузов, являющихся приложением № 1 к СМГС, погруженный отправителем груз в вагоны и контейнеры крытого типа перевозчик принимает к перевозке, осматривая снаружи состояние вагонов и контейнеров, проверяя состояние люков и дверей, наличие, исправность пломб, а также соответствие знаков на пломбах сведениям, указанным в накладной. В соответствии с пунктом 7 приложением 3 к ОП СМГС прием грузов, передаваемых в запломбированных вагонах, контейнерах, производится без проверки числа мест и массы груза, с проверкой целостности и состояния наложенных пломб (ЗПУ), соответствия оттисков на пломбах и знаков, нанесенных на ЗПУ, данным указанным в накладной СМГС, а также технической и коммерческой исправности вагона.
В соответствии с приказом Минтранса России от 07.12.2016 года № 374 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, как во внутригосударственном, так и в международном сообщении, пунктом 80.1 установлено, что при приеме грузов в железнодорожном подвижном составе крытого типа, опломбированным с наложением ЗПУ, или с наложением закруток установленного типа, в случаях, предусмотренных правилами перевозок железнодорожным транспортом, производится перевозчиком без проверки грузов в вагонах и контейнерах путем проведения визуального осмотра состояния вагонов, контейнеров.
В силу требований распоряжения ОАО «РЖД» от 31.12.2019 № 3116/р «Об утверждении Единого типового технологического процесса коммерческого осмотра вагонов и поездов на железнодорожных станциях», а именно Приложением 7 к Части 1 Типового технологического процесса «Классификатор коммерческих неисправностей грузовых вагонов» таблица №2 «Вид коммерческой неисправности» определено, что к коммерческим неисправностям кузова вагона относятся: щель, трещина, отверстие, проруб, пролом, пробоина, повреждение, излом шелевок, заделка внутренняя, заделка наружная на сварке, заделка наружная без применения сварки, заварка, неисправность сварочного шва, деформация, перекос и прочие.
В соответствии с п 2.1 должностной инструкцией приемщиков поездов ж/д станции Пыталово (от 21.08.2020 №ДИ-ДЦС-2-31-2020) приемщик поездов железнодорожной станции обязан осуществлять коммерческий осмотр поездов и вагонов в транзитных поездах для выявления и устранения коммерческих неисправностей.
На основании изложенного, наличие в ж/д вагонах №№62861166, 63988687 изготовленных тайников свидетельствует о неисправности данных вагонов, которое должно было быть установлено при проведении, в том числе коммерческого и технического осмотров.
Согласно информации, представленной ОАО «РЖД» вагоны имели вышеуказанные длительные стоянки, следовательно, перевозчик имел возможность установить наличие тайников, факт незаконного перемещения табачной продукции при проведении коммерческих/технических осмотр на указанных ж/д станциях, в том числе на ж/д станции Пыталово, до предъявления документов таможенному органу.
Согласно п. 16 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов в открытом подвижном составе, утвержденных приказом Минтранса России от 14.01.2020 № 9 (Зарегистрировано в Минюсте России 28.04.2020 № 58239) вагоны, подаваемые для перевозки насыпных и навалочных грузов, должны быть очищены от остатков ранее перевозимых грузов, иметь исправные кузова, загрузочно-выгрузочные устройства, крышки загрузочных и разгрузочных люков с уплотнениями, исключающими просыпание грузов, а также исправные запорные механизмы и исправные устройства блокировки, предотвращающие открывание люков и дверей без нарушения запорно-пломбировочных устройств.
Согласно п. 1.3, п. 1.4 Единого типового технологического процесса коммерческого осмотра вагонов и поездов на железнодорожных станциях, утвержденного распоряжением ОАО «РЖД»" от 31.12.2019 № 3116/р, коммерческий осмотр проводится в целях обеспечения сохранности и безопасности грузовых перевозок. Коммерческий осмотр проводится перед отправлением состава поезда на станциях погрузки, по прибытии на станциях выгрузки, а также в пути следования на пунктах коммерческого осмотра вагонов в поездах (далее - ПКО), постах коммерческой безопасности (далее - ПКБ) или постах коммерческой диагностики (далее - ПКД), на станциях формирования и расформирования поездов, не являющихся ПКО, ПКБ, ПКД, а также перед отправлением со станция временного отставления поезда от движения.
Наличие отверстий, проруба, пролома, пробоины, повреждений, заделки внутренней, заделки наружной на сварке является коммерческой неисправностью кузова вагона.
В силу п. 2.1.1. Единого типового технологического процесса коммерческого осмотра вагонов и поездов на железнодорожных станциях, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 31.12.2019 № 3116/р, в ходе проведения коммерческого осмотра проверяется: - соблюдение условий погрузки; состояние груза, в том числе: наличие выемок грузов; видимые следы порчи, повреждения, недостачи груза; и другие, касающиеся состояния груза; исправность и состояние вагонов, контейнеров в коммерческом отношении, в том числе:- исправность верхних разгрузочных люков; исправность загрузочных люков специализированных вагонов; исправность дверей; исправность кузовов вагонов (наличие повреждений, прорубов); исправность фитингов контейнеров; состояние упорных головок фитинговых платформ (приведение в рабочее положение); полное закрытие бортов, люков, дверей и наличие необходимых зазоров; наличие остатков ранее перевозимых грузов, не снятых реквизитов крепления и мусора; и другие, касающиеся состояния вагонов, контейнеров в коммерческом отношении.
Также, в соответствии с Правилами коммерческого осмотра поездов и вагонов (утв. МПС РФ 29.12.95 № ЦМ-360), а именно: п. 2.1. все прибывающие на станцию и отправляемы с нее груженые вагоны должны быть осмотрены в коммерческом отношении для выявления и устранения коммерческих неисправностей, угрожающих безопасности движения и сохранности перевозимых грузов; п. 2.4. при обнаружении вагонов с коммерческими неисправностями, угрожающими безопасности движения и сохранности перевозимых грузов, составляется в двух экземплярах акт общей формы ГУ-23; п. 2.10. коммерческие неисправности, вызванные техническим состоянием вагонов, устраняются после приведения вагонов в надлежащее техническое состояние.Согласно п. 1.4 Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (инструкция осмотрщику вагонов), утвержденной Советом по железнодорожному транспорту Государств-участников Содружества (Протокол от 21-22 мая 2009 г. № 50): при техническом обслуживании вагонов проверяется, в том числе исправность рамы и кузова вагона.
На пунктах формирования и оборота поездов, а также ПТО промежуточных станций, определенных приказами железнодорожной администрации или владельца инфраструктуры, каждый вагон должен пройти техническое обслуживание с пролазой и выполнением необходимого ремонта. Работники пунктов технического обслуживания, связанные с движением поездов должны в соответствии с технологическим процессом своевременно и качественно выполнять техническое обслуживание вагонов.
В соответствии с п. 3.9 указанной Инструкции «Кузов и оборудование», запрещается дальнейшее следование вагонов при следующих неисправностях - повреждение крыши, обшивки, пола, потолочных или боковых люков, если груз может быть испорчен вследствие попадания влаги, выпасть на путь или быть похищенным.
Работники ОАО «РЖД», в том числе при перевозке угля согласно вышеуказанным инструкциям, актам, должны были качественно проверить техническое состояние вагонов №№ 62861166, 63988687, состояние груза (наличие взрыхления и т.п.) в рамках проводимых коммерческих, технических осмотров на предмет исправности кузова.
Кроме того, в соответствии с частью 8 статьи 20 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 10.01.2003 № 18-ФЗ (далее – Устав) при обнаружении технической неисправности и (или) непригодности для перевозки конкретного груза подаваемых под погрузку и не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров перевозчик составляет акт общей формы. Владелец указанных вагонов, контейнеров уведомляется об их технической неисправности и (или) непригодности в порядке, установленном правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Доказательств уведомления собственников ж/д вагонов №№ 62861166, 63988687 в порядке статьи 20 Устава железнодорожного транспорта, в рамках административного расследования ОАО «РЖД» не представлено, следовательно, приняв указанные вагоны к перевозке, перевозчик тем самым подтвердил, что вагоны находились в надлежащем техническом и коммерческом состоянии.
В силу пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» предусматривает, что охрана грузов в пути следования и на железнодорожных станциях обеспечивается перевозчиком за счет собственных средств либо по договору с ведомственной охраной федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта или другими организациями, за исключением обеспечиваемых грузоотправителями или грузополучателями охраны и сопровождения грузов в соответствии с Уставом железнодорожного транспорта либо договором.
Товар «сигареты» был сокрыт в 4 тайниках, изготовленных в поперечных балках жесткости вагонов №№ 62861166, 63988687, тем самым, перевозчиком ОАО «РЖД» осуществлено перемещение товара «сигареты», а при надлежащей проверке работниками ОАО «РЖД» исправности данных вагонов, осуществления надлежащей охраны груза, перевозчик мог и обязан их выявить и предотвратить незаконное перемещение табачных изделий.
Тем самым, перевозчиком не исполнены возложенные на него обязанности по осуществлению перевозки в исправных вагонах, по охране груза, сообщении достоверных сведений о товаре при убытии с таможенной территории ЕАЭС, что стало следствием незаконного перемещения табачной продукции.
Согласно п. 2 ст. 94 ТК ЕАЭС товары Союза должны быть фактически вывезены с таможенной территории Союза в том же количестве и том же состоянии, в которых они находились в момент их помещения под определенную таможенную процедуру.
В силу п. 5 ст. 94 ТК ЕАЭС товары Союза могут быть вывезены с таможенной территории Союза в меньшем количестве, чем количество, заявленное при их помещении под определенную таможенную процедуру, вне зависимости от причин, по которым произошло уменьшение количества товаров.
Указанными нормами международного права именно на перевозчика - ОАО «РЖД» возложена обязанность по обеспечению перемещения товаров от отправителя в адрес получателя в том же количестве и том же состоянии, в которых они находились в момент их помещения под определенную таможенную процедуру, а также по недопущению незаконного перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС.
Факт принятия к перевозке товара ОАО «РЖД» подтверждается ж/д накладными от 24.10.2020 №№ 29825510, 29825483, где в качестве перевозчика товара значится ОАО «РЖД» в частности в графе 26 данных накладных имеется штамп перевозчика, что является подтверждением заключения им договора перевозки и принятия товара к перевозке.
В соответствии с п.1 ст. 9 ТК ЕАЭС все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены ТК ЕАЭС.
Согласно п. 2 ст. 9 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.
На основании п. 1 ст. 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с ТК ЕАЭС.
В соответствии пп. 45 п.1 ст. 2 ТК ЕАЭС товаром является любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 ТК ЕАЭС товары Союза, вывозимые с таможенной территории Союза, находятся под таможенным контролем с момента регистрации таможенной декларации либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории Союза, до фактического пересечения таможенной границы Союза, либо отзыва таможенной декларации в соответствии со статьей 113 ТК ЕАЭС.
Перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение является незаконным перемещением товаров через таможенную границу (пп. 25 п.1 ст. 2 ТК ЕАЭС).
Тайниками признаются места, специально изготовленные (функциональным предназначением которых является только незаконное перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС) либо специально оборудованные или приспособленные (подвергшиеся конструктивным изменениям, разборке, монтажу и т.д.) для сокрытия товаров (например, перемещение товаров в нише, не предусмотренной конструкцией средства)- письмо ФТС России от 28.06.2013 № 18-12/27777 «О методических рекомендациях».
Под сокрытием товаров от таможенного контроля понимается совершение действий, направленных на затруднение обнаружения таких товаров (предметов) или утаивание их подлинных свойств и количества, в том числе придание одним товарам вида других, использование тайников, специально изготовленных или приспособленных для контрабанды в предметах багажа, одежды или оборудованных на транспортных средствах, используемых для перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.2017 № 12 «О судебной практике по делам о контрабанде»).
Незаконное перемещение табачной продукции в тайниках, изготовленных в поперечных балках жесткости вагонов №№ 62861166, 63988687 – с внутренние стороны данных вагонов проделаны пропилы для доступа внутрь полости балок жесткости ж/д вагонов.
Учитывая обстоятельства перевозки товара «сигареты» путем использования тайников (4 шт.), с учетом обязанности перевозчика по коммерческому, техническому осмотру вагонов, охране груза, перевозчик ОАО «РЖД» не мог не знать о перевозимом им товаре, следовательно, перевозчик сокрыл незаконное перемещение товара «сигареты».
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Согласно представленных материалов работниками ОАО «РЖД» осуществлялся осмотр порожных и груженных ж/д вагонов, по результатам которого вагоны №№ 62861166, 63988687 допущены к перевозке, при прибытии на станцию Пыталово при наличии признаков сокрытия товара (наличие взрыхления на поверхности угля, отличие по цвету, состава фракции угля), и в соответствии с требованиями Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов в открытом подвижном составе, утвержденных приказом Минтранса России от 14.01.2020 № 9 (Зарегистрировано в Минюсте России 28.04.2020 № 58239), распоряжения ОАО «РЖД» от 31.12.2019 № 3116/р «Об утверждении Единого типового технологического процесса коммерческого осмотра вагонов и поездов на железнодорожных станциях», Правил коммерческого осмотра поездов и вагонов (утв. МПС РФ 29.12.95 № ЦМ-360), Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (инструкция осмотрщику вагонов), утвержденной Советом по железнодорожному транспорту Государств-участников Содружества (Протокол от 21-22 мая 2009 г. № 50), работники ОАО «РЖД» должны были выявить сокрытый от таможенного контроля товар.
Все действия юридического лица опосредованы, и выражаются в действиях тех физических лиц, которые в силу закона, трудового договора, учредительных и иных документов представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление, все действия работника юридического лица рассматриваются как действия этого юридического лица.
Учитывая обстоятельства перевозки товара, которые являются достаточными основаниями для перевозчика полагать о возможном незаконном перемещении, в том числе и сокрытии от таможенного контроля товара, следовательно, противоправное деяние не могло быть совершено без осведомленности работников ОАО «РЖД», попустительства незаконным действиям неустановленных лиц, а в случае отсутствия такой осведомленности - при полном игнорировании требований действующего законодательства по организации грузовых международных железнодорожных перевозок.
На основании изложенного, с учетом обязанности перевозчика по сообщению таможенному органу достоверных сведений о перевозимом товаре при убытии с таможенной территории ЕАЭС, перевозчик ОАО «РЖД» осуществил незаконное перемещение товара, тем самым явился участником сокрытия табачных изделий от таможенного контроля.
В соответствии с. ч. 2 ст. 15 Конституции РФ любое лицо должно соблюдать законы. Вступая в правоотношения с таможенным органом, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Факт совершения ОАО «РЖД» административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ, и его виновность подтверждается доказательствами: копии ж/д накладных от 24.10.2020 №№ 29825510, 29825483, копия ДТ № №10006060/280920/0090942 от 28.09.2020, копия акта таможенного досмотра № 10209030/011120/000190, письмо ОАО «РЖД» от 14.12.2020 №Исх-18270/ОктТЦФТО, письмо ПАО «КТК» от 03.12.2020 № 01-13-2418/01-18-2854 с приложениями, протоколы опросов свидетелей работников ОАО «РЖД», сотрудника т/п ЖДПП Скангали,, заключение эксперта от 22.01.2021 № 12402010/0001099, письмо ООО «МОДУМ-ТРАНС» исх. от 13.01.2021 № МТ-0113/34 и другими документами, находящимися в материалах дела об административном правонарушении.
Предмет административного правонарушения: сигареты с фильтром «NZ GOLD» («ЭНЗЕД ГОЛД») 2800 пачек, в рамках дела об АП не изымался, арест на него не накладывался ввиду его изъятия ПУ ФСБ России КПП «Пыталово».
Согласно заключению эксперта ЭИО №2 (г. Псков) ЭКС – региональный филиал ЦЭКТУ г. Санкт-Петербург от 22.01.2021 № 12402010/0001099 образцы исследуемого товара не отвечают требованиям законодательства Российской Федерации, поскольку отсутствуют специальные (акцизные) марки Российской Федерации и информация об МРЦ. По этим причинам они не могут быть реализованы на территории РФ, в связи с чем, рыночной стоимости на территории РФ не имеют. В свою очередь рыночная стоимость товара, аналогичного представленному для экспертизы и отвечающего требованиям законодательства Российской Федерации, на территории Российской Федерации по состоянию на 31.10.2020, с учетом количества, составляет 166 404, 00 руб. (сто шестьдесят шесть тысяч четыреста четыре рубля 00 коп.).
Оснований не доверять выводам эксперта, отраженном в экспертном заключении у суда не имеется, экспертиза проведена надлежащим лицом, эксперт предупрежден об уголовной ответственности.
Оценив исследованные доказательства в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, судья признает их допустимыми, достоверными и в совокупности достаточными доказательствами, свидетельствующими о наличии в действиях ОАО «РЖД» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 16.1 КоАП РФ, выразившегося в сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров.
Согласно ст. 2.1 КоАП России административным правонарушением признаётся противоправное виновное действие (бездействие) физического либо юридического лица, за которое установлена административная ответственность. Бездействием является виновное общественно вредное противоправное пассивное поведение, выражающееся в не совершении действия, которое лицо могло и должно было совершить в силу возложенных на него обязанностей.
Учитывая, что все действия юридического лица опосредованы, и выражаются в действиях тех физических лиц, которые в силу закона, трудового договора, учредительных и иных документов представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление, все действия работника юридического лица рассматриваются как действия этого юридического лица.
У перевозчика ОАО «РЖД» имелась фактическая возможность для соблюдения правил и норм, предусмотренных таможенным законодательством ЕАЭС, в том числе путем принятия вышеуказанных мер, при этом перевозчиком не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Перевозчик не осуществил должный и необходимый контроль, тогда как у него была реальная возможность не допустить совершения данного административного правонарушения, то есть им было допущено противоправное бездействие.
При назначении наказания судья учитывает обстоятельства совершенного правонарушения, отсутствие смягчающих обстоятельств, наличие отягчающего обстоятельства в виде повторного совершения однородного правонарушения, и полагает, что назначение наказания в виде административного штрафа в размере одной второй стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, без их конфискации, будет являться справедливым, соответствующим целям наказания, определенным в ст. 3.1 КоАП РФ.
Правонарушение ОАО «Российские железные дороги» совершено не впервые, в связи с чем оснований для применения положений ст.4.1.1.КоАП РФ суд не усматривает.
Процессуальные издержки по делу отсутствуют, товар не изымался.
Руководствуясь ст.29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать перевозчика ОАО «Российские железные дороги» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере одной второй стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения составляющей 166 404:2= 83 202 (восемьдесят три тысячи двести два ) рубля без конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения.
Разъяснить ОАО «Российские железные дороги», что в соответствии со ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Предложить ОАО «Российские железные дороги» представить документ об уплате штрафа в Псковский городской суд. При отсутствии сведений об уплате штрафа по истечении 60-дневного срока постановление суда направляется в службу судебных приставов для принудительного исполнения.
Разъяснить ОАО «Российские железные дороги», что в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в установленный КоАП РФ срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.
Процессуальных издержек не имеется.
Реквизиты для перечисления сумм штрафа и издержек следующие:
Банк получателя: Операционный департамент Банка России//Межрегиональное операционное УФК г. Москва,
БИК 024501901
Получатель: ИНН <***> КПП 773001001
Межрегиональное операционное УФК (ФТС России)
Счёт получателя: 40102810045370000002
Счет получателя средств 03100643000000019502
КБК 15311601161010000140
ОКТМО 45328000
Код таможни: 10209000
УИН штрафа: 15310102090003568206
Поле «Назначение платежа» оплата по постановлению об АП № 5-2139/2021 для Псковской таможни
В случае оплаты на территории иностранного государства – код валютной операции {VO70010}.
В поле 21 платежного документа указывается пятая очередь платежа.
Вещественные доказательства – копии документов, находящихся в деле, хранить при материалах дела в течение всего срока хранения последнего.
Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Псковского городского суда И.В. Тимофеева