ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-213/18 от 12.03.2018 Кяхтинского районного суда (Республика Бурятия)

адм.дело № 5-213/18

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

12 марта 2018 года гор. Кяхта

Кяхтинский районный суд Республики Бурятия в составе:

судьи Бардунаевой А.Э.,

при секретаре Доржиевой С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал в отношении ООО «Тепло Сервис» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.11 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

В суд поступил протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Тепло Сервис», из которого следует, что при проведении проверки ООО «Тепло Сервис» на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ в 11 час. 00 мин. выявлены нарушения обязательных действующих норм и правил, а именно: ответственный за электрохозяйство ООО «Тепло Сервис» не прошел проверку знаний по 4 группе электробезопасности в комиссии органа –госэнергонадзора; в организации не соблюдаются организационные мероприятия, обеспечивающие безопасность работ в электроустановках (не оформляются наряды, распоряжения, отсутствуют перечень работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации); на котельной Кударинской СОШ оперативные переключения и обслуживание электроустановок, подготовка рабочего места, допуск и надзор за работающими выполняет работник из числа ремонтного персонала со второй группы по электробезопасности; в котельной Кударинской СОШ вводной электрощит 0,4 Кв. не имеет запирающего устройства, препятствующее доступ в него электротехнического персонала; в котельной Кударинской СОШ на лицевых и оборотных сторонах электрощитов, щитов освещения не выполнены надписи, указывающие назначение присоединений и их диспетчерское наименование; открыт приложенный вводной кабель 0,4 Кв. по наружной стене здания котельной Кударинской СОШ не имеет ограждения от механических воздействий (2 м. от земли); для проведения проверки знаний электротехнического и электротехнологического персонала организации руководитель не назначил приказом по организации комиссию в составе не менее 5 человек. Все члены комиссии должны пройти проверку знаний в комиссии органа госэнергонадзора; не представлен перечень должностей и профессий электротехнического, электротехнологического персонала, утвержденный руководителем организации, которым необходимо иметь соответствующую группу по электробезопасности; электрогазосварщик ремонтной бригады (электротехнический персонал) ФИО1 не прошел проверку знаний по 2 группе электробезопасности; вид оперативного обслуживания электроустановок не установлен организационно-распределительным документом организации; не представлены протоколы профилактических испытаний электроустановок; не представлены протоколы осмотров испытаний средств защиты, инструмента и приспособлений; не ведется журнал учета и содержания средств защиты, отсутствуют проверенные электрозащитные средства.

В судебное заседание ст. государственный инспектор Байкальского отдела энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями Томашев В.Ф. не явился, направил в адрес суда заявление о рассмотрении административного материала в его отсутствие.

Представитель ООО «Тепло Сервис» Жапов С.В. действующий на основании доверенности, вину в совершении административного правонарушения признал, указав, что допущенные нарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении будут устранены в установленные в предписании сроки. Просил не назначать наказание в виде приостановления деятельности, поскольку ООО «Тепло Сервис» поставляет тепловую энергию в том числе в социальные объекты, приостановление деятельности приведет к срыву отопительного сезона.

Выслушав представителя ООО «Тепло Сервис», исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 9.11 КоАП РФ нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до четырех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно п.1.4.1 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей утвержденных Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 эксплуатацию электроустановок должен осуществлять подготовленный электротехнический персонал.

Из п. 1.4.28 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей утвержденных Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 следует, что проверка знаний у ответственных за электрохозяйство Потребителей, их заместителей, а также специалистов по охране труда, в обязанности которых входит контроль за электроустановками, проводится в комиссии органов госэнергонадзора.

Как следует из п.3.1 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок утвержденных Приказом Минтруда России от 24.07.2013 N 328н оперативное обслуживание и осмотр электроустановок должны выполнять работники субъекта электроэнергетики (потребителя электрической энергии), уполномоченные субъектом электроэнергетики (потребителем электрической энергии) на осуществление в установленном порядке действий по изменению технологического режима работы и эксплуатационного состояния линий электропередачи, оборудования и устройств с правом непосредственного воздействия на органы управления оборудования и устройств релейной защиты и автоматики при осуществлении оперативно-технологического управления, в том числе с использованием средств дистанционного управления, на принадлежащих такому субъекту электроэнергетики (потребителю электрической энергии) на праве собственности или ином законном основании объектах электроэнергетики (энергопринимающих установках), либо в установленных законодательством случаях - на объектах электроэнергетики и энергопринимающих установках, принадлежащих третьим лицам, а также координацию указанных действий (далее - оперативный персонал), или работники из числа ремонтного персонала с правом непосредственного воздействия на органы управления оборудования и устройств релейной защиты и автоматики, осуществляющие оперативное обслуживание закрепленных за ними электроустановок (далее - оперативно-ремонтный персонал).

В Правилах под оперативным персоналом понимается и оперативно-ремонтный персонал, если отсутствуют особенные требования к ним.

Из п.5.1 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок утвержденных Приказом Минтруда России от 24.07.2013 N 328н организационными мероприятиями, обеспечивающими безопасность работ в электроустановках, являются: оформление работ нарядом, распоряжением или перечнем работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации; выдача разрешения на подготовку рабочего места и на допуск к работе с учетом требований пункта 5.14 Правил;допуск к работе;надзор во время работы; оформление перерыва в работе, перевода на другое место, окончания работы.

Из п. 2.2.4 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей утвержденных Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 следует, что токоведущие части пускорегулирующих аппаратов и аппаратов защиты должны быть ограждены от случайных прикосновений. В специальных помещениях (электромашинных, щитовых, станций управления и т.п.) допускается открытая установка аппаратов без защитных кожухов.

Все РУ (щиты, сборки и т.д.), установленные вне электропомещений, должны иметь запирающие устройства, препятствующие доступу в них работников неэлектротехнического персонала.

Согласно п.2.2.20 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей утвержденных Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 на дверях и внутренних стенках камер ЗРУ, оборудовании ОРУ, лицевых и внутренних частях КРУ наружной и внутренней установки, сборках, а также на лицевой и оборотной сторонах панелей щитов должны быть выполнены надписи, указывающие назначение присоединений и их диспетчерское наименование. На дверях РУ должны быть предупреждающие плакаты и знаки установленного образца. На предохранительных щитках и (или) у предохранителей присоединений должны быть надписи, указывающие номинальный ток плавкой вставки.

Из п.2.3.15 Правил устройства электроустановок кабельные линии должны выполняться так, чтобы в процессе монтажа и эксплуатации было исключено возникновение в них опасных механических напряжений и повреждений, для чего: кабели должны быть уложены с запасом по длине, достаточным для компенсации возможных смещений почвы и температурных деформаций самих кабелей и конструкций, по которым они проложены; укладывать запас кабеля в виде колец (витков) запрещается; кабели, проложенные горизонтально по конструкциям, стенам, перекрытиям и т.п., должны быть жестко закреплены в конечных точках, непосредственно у концевых заделок, с обеих сторон изгибов и у соединительных и стопорных муфт; кабели, проложенные вертикально по конструкциям и стенам, должны быть закреплены так, чтобы была предотвращена деформация оболочек и не нарушались соединения жил в муфтах под действием собственного веса кабелей; конструкции, на которые укладываются небронированные кабели, должны быть выполнены таким образом, чтобы была исключена возможность механического повреждения оболочек кабелей; в местах жесткого крепления оболочки этих кабелей должны быть предохранены от механических повреждений и коррозии при помощи эластичных прокладок; кабели (в том числе бронированные), расположенные в местах, где возможны механические повреждения (передвижение автотранспорта, механизмов и грузов, доступность для посторонних лип), должны быть защищены по высоте на 2 м от уровня пола или земли и на 0,3 м в земле;при прокладке кабелей рядом с другими кабелями, находящимися в эксплуатации, должны быть приняты меры для предотвращения повреждения последних; кабели должны прокладываться на расстоянии от нагретых поверхностей, предотвращающем нагрев кабелей выше допустимого, при этом должна предусматриваться защита кабелей от прорыва горячих веществ в местах установки задвижек и фланцевых соединений.

Согласно п.п. 1.4.30, 1.4.31 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей утвержденных Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 для проведения проверки знаний электротехнического и электротехнологического персонала организации руководитель Потребителя должен назначить приказом по организации комиссию в составе не менее пяти человек. Председатель комиссии должен иметь группу по электробезопасности V у Потребителей с электроустановками напряжением до и выше 1000 В и группу IV у Потребителей с электроустановками напряжением только до 1000 В. Председателем комиссии назначается, как правило, ответственный за электрохозяйство Потребителя.

Все члены комиссии должны иметь группу по электробезопасности и пройти проверку знаний в комиссии органа госэнергонадзора.

Допускается проверка знаний отдельных членов комиссии на месте, при условии, что председатель и не менее двух членов комиссии прошли проверку знаний в комиссии органов госэнергонадзора.

Из п. 1.4.3 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей утвержденных Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 следует, что обслуживание электротехнологических установок (электросварка, электролиз, электротермия и т.п.), а также сложного энергонасыщенного производственно-технологического оборудования, при работе которого требуется постоянное техническое обслуживание и регулировка электроаппаратуры, электроприводов, ручных электрических машин, переносных и передвижных электроприемников, переносного электроинструмента, должен осуществлять электротехнологический персонал. Он должен иметь достаточные навыки и знания для безопасного выполнения работ и технического обслуживания закрепленной за ним установки.

Электротехнологический персонал производственных цехов и участков, не входящих в состав энергослужбы Потребителя, осуществляющий эксплуатацию электротехнологических установок и имеющий группу по электробезопасности II и выше, в своих правах и обязанностях приравнивается к электротехническому; в техническом отношении он подчиняется энергослужбе Потребителя.

Руководители, в непосредственном подчинении которых находится электротехнологический персонал, должны иметь группу по электробезопасности не ниже, чем у подчиненного персонала. Они должны осуществлять техническое руководство этим персоналом и контроль за его работой.

Перечень должностей и профессий электротехнического и электротехнологического персонала, которым необходимо иметь соответствующую группу по электробезопасности, утверждает руководитель Потребителя.

В дальнейшем под электротехническим персоналом понимается и электротехнологический персонал, если не требуется разделения.

Руководителю Потребителя, главному инженеру, техническому директору присвоение группы по электробезопасности не требуется. Однако, если указанные работники ранее имели группу по электробезопасности и хотят ее подтвердить (повысить) или получить впервые, то проверка знаний проводится в обычном порядке как для электротехнического персонала.

Из п.3.2 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок утвержденных Приказом Минтруда России от 24.07.2013 N 328н следует, что в электроустановках напряжением выше 1000 В работники из числа оперативного персонала, единолично обслуживающие электроустановки, и старшие по смене должны иметь группу по электробезопасности (далее - группа) IV, остальные работники в смене - группу III.

В электроустановках напряжением до 1000 В работники из числа оперативного персонала, единолично обслуживающие электроустановки, должны иметь группу III.

Вид оперативного обслуживания электроустановок, а также число работников из числа оперативного персонала в смене устанавливается ОРД организации или обособленного подразделения.

Результаты испытаний оформляются актами или протоколами и хранятся вместе с документами на данное оборудование, что следует из приложения № 3 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей утвержденных Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6.

Из п. 1.7.3 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей утвержденных Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 следует, что средства защиты, инструмент и приспособления, применяемые при обслуживании и ремонте электроустановок, должны удовлетворять требованиям соответствующих государственных стандартов и действующих правил применения и испытания средств защиты. Средства защиты, инструмент и приспособления должны подвергаться осмотру и испытаниям в соответствии с действующими правилами.

Приказом Минэнерго России от 30.06.2003 N 261 утверждена Инструкция по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках, в приложения 5 указаны нормы электрических приемо-сдаточных, периодических и типовых испытаний средств защиты.

Согласно п.1.2.6 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей утвержденных Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 ответственный за электрохозяйство обязан: организовать разработку и ведение необходимой документации по вопросам организации эксплуатации электроустановок; организовать обучение, инструктирование, проверку знаний и допуск к самостоятельной работе электротехнического персонала; организовать безопасное проведение всех видов работ в электроустановках, в том числе с участием командированного персонала; обеспечить своевременное и качественное выполнение технического обслуживания, планово-предупредительных ремонтов и профилактических испытаний электроустановок; организовать проведение расчетов потребности Потребителя в электрической энергии и осуществлять контроль за ее расходованием; участвовать в разработке и внедрении мероприятий по рациональному потреблению электрической энергии; контролировать наличие, своевременность проверок и испытаний средств защиты в электроустановках, средств пожаротушения и инструмента; обеспечить установленный порядок допуска в эксплуатацию и подключения новых и реконструированных электроустановок; организовать оперативное обслуживание электроустановок и ликвидацию аварийных ситуаций; обеспечить проверку соответствия схем электроснабжения фактическим эксплуатационным с отметкой на них о проверке (не реже 1 раза в 2 года); пересмотр инструкций и схем (не реже 1 раза в 3 года); контроль замеров показателей качества электрической энергии (не реже 1 раза в 2 года); повышение квалификации электротехнического персонала (не реже 1 раза в 5 лет); контролировать правильность допуска персонала строительно-монтажных и специализированных организаций к работам в действующих электроустановках и в охранной зоне линий электропередачи.

В инструкции ответственного за электрохозяйство дополнительно следует указывать его права и ответственность.

Инвентарные средства защиты распределяются между объектами (электроустановками) и между выездными бригадами в соответствии с системой организации эксплуатации, местными условиями и нормами комплектования (Приложение 8). Такое распределение с указанием мест хранения средств защиты должно быть зафиксировано в перечнях, утвержденных техническим руководителем организации или работником, ответственным за электрохозяйство.При обнаружении непригодности средств защиты они подлежат изъятию. Об изъятии непригодных средств защиты должна быть сделана запись в журнале учета и содержания средств защиты (рекомендуемая форма приведена в Приложении 1) или в оперативной документации. ( п.1.2.3, 1.2.4 Приказа Минэнерго России от 30.06.2003 N 261 "Об утверждении Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках" }

Как установлено судом и подтверждается представленными материалами, на основании распоряжения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Забайкальское управление от ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка ООО «Тепло Сервис» с целью проверки информации указанной в извещении от ООО «Тепло Сервис» о несчастном случае и мотивированном представлении ст. государственного инспектора Байкальского отдела энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями Томашева В.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ.

Задачами проводимой проверки являлось: проверка информации поступившей от ООО «Тепло Сервис» о несчастном случае; предупреждение, выявление, пресечение нарушений обязательных требований безопасности в области электроэнергетики, предусмотренных федеральных законодательством.

Как следует из Акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведенной проверки были выявлены следующие нарушения, допущенные ООО «Тепло Сервис»: для проведения проверки знаний электротехнического и электротехнологического персонала организации руководитель не назначил приказом по организации комиссию в составе не менее пяти человек. Все члены комиссии должны пройти проверку знаний в комиссии органа госэнергонадзора; не представлен перечень должностей и профессий электротехнического, электротехнологического персонала, утвержденный руководителем организации, которым необходимо иметь соответствующую группу по электробезопасности; электрогазосварщик ремонтной бригады (электротехнический персонал) ФИО1 не прошел проверку знаний по 2 группе электробезопасности; ответственный за электрохозяйство ООО «Тепло Сервис» не прошел проверку знаний по 4 группе электробезопасности в комиссии органа госэнергонадзора; вид оперативного обслуживания электроустановок не установлен организационно распределительным документом организации; в организации не соблюдаются организационные мероприятия, обеспечивающие безопасность работ в электроустановках (не оформляются наряды, распоряжения, отсутствует перечень работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации); на объекте (котельная Кударинская СОШ) оперативные переключения и обслуживание электроустановок, подготовка рабочего места, допуск и надзор за работающими выполняет работник из числа ремонтного персонала со второй группой по электробезопасности; в котельной Кударинской СОШ на лицевых и оборотных сторонах электрощитов, щитов освещения не выполнены надписи, указывающие назначение присоединений и их диспетчерское наименование; открыт приложенный вводный кабель 0,4 кВ. по наружной стене здания котельной Кударинской СОШ не имеет ограждения от механических воздействий (2м. от земли); не представлены протоколы профилактических испытаний электроустановок; не представлены протоколы осмотров испытаний средств защиты, инструмента и приспособлений; не ведется журнал учета и содержания средств защиты, отсутствую проверенные электрозащитные средства.

По результатам проверки ООО «Тепло Сервис» ДД.ММ.ГГГГ вынесено предписание об устранении нарушений, выявленных в результате проверки с указанием срока устранения выявленных нарушений.

Вина ООО «Тепло Сервис» подтверждается представленными и исследованными судом доказательствами: протоколом об административном правонарушении, распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки, актом проверки, предписанием об устранении выявленных нарушений и другими представленными и исследованными судом доказательствами.

Таким образом, оценивая установленные судом обстоятельства, и представленные доказательства, суд приходит к выводу, что вина ООО «Тепло Сервис» в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ установлена и доказана.

В качестве обстоятельств смягчающих наказание суд признает признание вины представителем ООО «Тепло Сервис» раскаяние в содеянном, совершение административного правонарушения впервые.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.

При назначении наказания суд учитывает характер и обстоятельства совершенного правонарушения, обстоятельства смягчающие наказание, отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, и считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа в минимальном размере -20 000 руб., предусмотренной санкцией ст. 9.11 КоАП РФ.

При этом суд считает нецелесообразным назначать альтернативный вид наказания в виде приостановления деятельности, поскольку ООО «Тепло Сервис» поставляет тепловую энергию в том числе в социальные объекты (школы, больницы, детские сады и др). Приостановление деятельности юридического лица может привести к срыву отопительного сезона.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л:

Признать ООО «Тепло Сервис» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.11 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей.

Административный штраф подлежит оплате: получатель платежа УФК по РБ (Забайкальское управление Ростехнадзора), л/с 04021А18270, ИНН 7536010966, КПП 753601001, ОКТМО 81701000, БИК 048142001, Отделение НБ Республики Бурятия Банка г. Улан-Удэ, счёт корреспондента 40101810600000010002, код бюджетной классификации 498 1 16 41000 01 6000 140.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом РФ об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня получения постановления путем подачи жалобы в Кяхтинский районный суд Республики Бурятия.

Судья А.Э. Бардунаева