ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-213/2014 от 10.04.2014 Борского городского суда (Нижегородская область)

 Дело № 5-213/2014    

 копия                               

 ПОСТАНОВИЛ

 г. Бор Нижегородской области 10 апреля 2014 года

 Судья Борского городского суда Нижегородской области Вилкова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.21.1 КоАП Российской Федерации, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Борский силикатный завод», расположенного по адресу: <адрес>, г.о.з. Бор, <адрес>,

                     У с т а н о в и л:

 Согласно протоколу об административном правонарушении <адрес> от 07.02.2014г., ООО «БСЗ» 17.01.2014г. в 15 час. 00 мин. по адресу: <адрес>, допущено нарушение п.23.5 Правил дорожного движения РФ, выразившееся в том, что водитель К.Е.А.., являющийся работником вышеуказанного юридического лица, управлял транспортным средством <данные изъяты> гос. Рег знак <данные изъяты>, осуществлял перевозку тяжеловесного груза без специального разрешения, при этом ООО «БСЗ» допустило перевозку тяжеловесного груза без специального разрешения, за что предусмотрена ответственность ч.1 ст. 12.21.1 КоАП РФ.

 Как указано в протоколе об административном правонарушении, данное нарушение было выявлено в ходе проведения административного расследования, возбужденного 17.01.2014г. на основании рапорта <адрес>-Р командира ОВ ДПС ОГИБДД Отдела МВД России по <адрес> капитана полиции Б.А.А.

 Явившиеся в судебное заседание представители ООО «БСЗ» - Б.В.А., и Е.Е.В., действующие на основании доверенностей, состав правонарушения в действиях юридического лица отрицали.

 Пояснили, что взвешивание автомобиля <данные изъяты> гос. Рег знак <данные изъяты> было произведено с нарушением требований закона, а именно на весах коммерческой организации ОАО «БСЗ Эй Джи Си», ввиду чего, его результаты не могут быть приняты в качестве доказательства перевозки тяжеловесного груза. Также указали, что данное обстоятельство было выявлено в рамках проверки сообщения о преступлении в порядке ст.144, 145 УПК РФ. По результатам проверки КУСП за № от 17.01.2014г. было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

 Свидетель Коробов Е.А., являющийся водителем ООО «БСЗ», пояснил, что 17.01.2014г. перевозил на автомобиле <данные изъяты>, гос. Рег знак <данные изъяты> песок. На <адрес> был остановлен сотрудниками ГИБДД, которые дали ему распоряжение ехать на ОАО «Эй Джи Си Борский Стекольный Завод». На территории завода его машина была взвешена на весах. Далее, он проследовал в орган ГИБДД для дачи объяснений.

 Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, судья приходит к следующему.

 Согласно протоколу <адрес> от 07.02.2014г., ООО «БСЗ» 17.01.2014г. в 15 час. 00 мин. по адресу: <адрес>, допущено нарушение п.23.5 Правил дорожного движения РФ, выразившееся в том, что водитель Коробов Е.А., являющийся работником вышеуказанного юридического лица, управлял транспортным средством <данные изъяты>, гос. Рег знак <данные изъяты>, осуществлял перевозку тяжеловесного груза без специального разрешения, при этом ООО «БСЗ» допустило перевозку тяжеловесного груза без специального разрешения.

 Масса автомобиля, как следует из материалов дела, определена на основании взвешивания автомобиля на весах ОАО «Эй Джи Си БСЗ», о чем в деле имеется карточка взвешивания ( л.д. 15 об).

 Указанное действие, как было установлено в судебном заседании, было произведено органом дознания в рамках проверки сообщения о преступлении, зарегистрированного в КУСП за № от 17.01.2014г. ( ст.144, 145 УПК РФ). По результатам проверки сообщения о преступлении вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

 Материал проверки КУСП за № от 17.01.2014г. по запросу суда не предоставлен ( л.д. )..

 Вместе с тем, ст. 26.2 КоАП РФ определены источники доказательств, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

 Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств.

 Согласно части 1 статьи 26.8 КоАП РФ под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку. Показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административном правонарушении или постановлении по делу об административном правонарушении.

 В силу ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

 В соответствии с частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов без специального разрешения и специального пропуска в случае, если получение такого пропуска обязательно, а равно с отклонением от указанного в специальном разрешении маршрута движения влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от четырехсот до пятисот тысяч рублей.

 В соответствии со статьей 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения.

 На основании п.5 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011г. № под «тяжеловесным грузом» понимается груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств согласно приложению № или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению №2.

 Согласно п. 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1090, перевозка тяжеловесных и опасных грузов, … осуществляются в соответствии со специальными правилами.

 Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств.

 Указанный порядок разработан в соответствии с ч.5 ст.31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации …» ( ч.1 Приказа).

 В соответствии с пунктами 2.2.2, 2.3.2 Порядка при весовом и габаритном контроле на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения, а также на дорогах местного значения, Госавтоинспекцией в отношении всех групп перевозчиков в рамках предоставленных полномочий по государственному контролю (надзору) за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения осуществляется с использованием специальных и технических средств для выявления и фиксации нарушений правил дорожного движения: взвешивание транспортных средств и измерение их габаритов. Взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается владельцами автомобильных дорог; сравнение весовых и габаритных параметров транспортного средства с весовыми и габаритными параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства.

 Также п.7-12 указанного Приказа установлены требования предъявляемые к контрольным пунктам весового и габаритного контроля, подразделяемые на стационарные и передвижные.

 Так, стационарный контрольный пункт, в том числе за осуществлением международных автомобильных перевозок, размещается в пределах полосы отвода автомобильной дороги и должен обеспечивать возможность контроля весовых и (или) габаритных параметров транспортных средств в двух направлениях движения.

 Весовое оборудование, применяемое на стационарном контрольном пункте, в том числе за осуществлением международных автомобильных перевозок, должно соответствовать установленным метрологическим и техническим требованиям.

 Стационарные контрольные пункты, в том числе за осуществлением международных автомобильных перевозок, указанные в настоящем Порядке, включают:дополнительную полосу движения с переходно-скоростной полосой с параметрами и типом покрытия, соответствующими требованиям, предъявляемым к автомобильной дороге, на участке которой размещается стационарный контрольный пункт, в том числе за осуществлением международных автомобильных перевозок, имеющей размеры и уклоны в соответствии с паспортом размещенного на ней весового оборудования;

 стационарные динамические весы;

 систему видеоконтроля;

 площадку для взвешивания и замера габаритов транспортных средств, временной их стоянки, а также специализированную стоянку для хранения задержанного транспортного средства до устранения причин задержания;

 весовое оборудование для взвешивания транспортных средств и измерительные приборы для контроля габаритов транспортных средств;

 наружное освещение территории, на которой расположен стационарный контрольный пункт, в том числе за осуществлением международных автомобильных перевозок;

 помещение, предназначенное, оборудованное для работы персонала в круглосуточном режиме и оснащенное:

 системой жизнеобеспечения;

 средствами связи, в том числе доступом в Интернет;

 автоматизированной системой сбора, анализа, накопления, хранения и передачи информации в специализированные центры;

 необходимым комплектом нормативной правовой, технической и справочной литературы, рабочей документацией;

 терминалом для приема электронных платежей.

 Передвижные контрольные пункты за осуществлением международных автомобильных перевозок и передвижные посты Госавтоинспекции в целях осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств размещаются на площадках, расположенных в полосе отвода и (или) придорожных полосах автомобильных дорог и отвечающих следующим требованиям:

 наличие переходно-скоростных полос;

 соответствие параметров и типа покрытия площадки, размеров и уклонов паспорту применяемых средств измерения;

 наличие наружного освещения переходно-скоростных полос и площадки.

 Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1079 "О мерах по упорядочению деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств на автомобильных дорогах" установлено, что на федеральных и других автомобильных дорогах создаются только стационарные посты органов внутренних дел, пункты государственного контроля за осуществлением международных автомобильных перевозок и стационарные пункты, на которых производится весовой контроль транспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки.

 Осуществление контроля транспортных средств на автомобильных дорогах, не предусмотренного федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, а также проводимого органами и организациями, не указанными в настоящем Постановлении, не допускается.

 Таким образом, для установления события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ, административный орган должен представить доказательства перевозки груза, габаритные параметры которого превышают законодательно установленные. При этом измерение параметров перевозимого груза производится при помощи специальных технических средств, утвержденных в установленном порядке в качестве средств измерения, для этих целей, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку, показания которых отражаются в протоколе об административном правонарушении или постановлении по делу об административном правонарушении.

 Как установлено в судебном заседании, взвешивание автомобиля МАЗ 551605-280-050, гос. Рег знак А392УО\152, которым управлял водитель Коробов Е.А. осуществлялось не на стационарном или передвижном контрольном пункте, организованном в соответствии с требованиями Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе, порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утв. Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 125., а на территории ОАО «Эй Джи Си Борский стекольный завод».

 Взвешивание автомобиля, в нарушении установленного Порядка осуществления весового и габаритного контроля, производилось не на весах владельца автодороги, которая как было выяснено в ходе рассмотрения дела, находится в государственной собственности <адрес> и состоит на балансе ГКУ НО «ГУАД», а на коммерческих весах ОАО «Эй Джи Си Борский стекольный завод», хоть и прошедших метрологическую поверку, но не допустимых в качестве средства измерения в целях осуществления весового контроля, разработанного в соответствии с ч.5 ст.31 ФЗ от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ».

 В силу ч.3 ст. 26.2 КоАП РФ, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.

 Более того, в ходе административного расследования органом ГИБДД не добыто ни одного доказательства, свидетельствующего о совершении юридическим лицом административного правонарушения. Единственные сведения о массе груза ( карточка взвешивания) получены во время процессуальных действий в соответствии с нормами Уголовного Процессуального Кодекса РФ, что административным расследованием, и соответственно доказательством, добытым в его рамках, в силу п.3 абз. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 24.05.2005г. №5, не является.

 Учитывая изложенное, суд не может принять имеющуюся в деле карточку взвешивания № от 17.01.2014г. ( л.д.15 об.) в качестве допустимого доказательства осуществления ООО «БСЗ»,

 перевозки груза с превышением допустимых нормативов, установленных в приложении N 1 или предельно допустимых осевых нагрузок транспортных средств согласно приложению N 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 272.

 Что касается такого доказательства как протокол об административном правонарушении <адрес> от 07.02.2014г., суд не находит его достаточным доказательством совершения правонарушения, поскольку, указанный протокол не содержит ни сведений о массе перевозимого груза, из которых можно было бы сделать вывод о том, что груз превышает допустимую массу, ни об обстоятельствах взвешивания автомобиля, ни о применяемых при этом средствах измерения и его результатах, как того требует ч.2 ст. 26.8 КоАП РФ.

 Указанные в протоколе сведения не обосновывают вывод административного органа о необходимости осуществления юридическим лицом перевозки груза со специальным разрешением, что не дает оснований для вменения ООО «БСЗ» нарушения требований ч.1 ст. 12.21.1 КоАП РФ.

 Имеющиеся в деле объяснения водителя ООО «БСЗ» Коробова Е.А., полученные ДД.ММ.ГГГГ в 15 час. 30 мин. ( л.д.13) и объяснения механика К.С.А. от 28.01.2014г. ( л.д.64) не свидетельствуют о превышении допустимой массы перевозимого груза, а указывают лишь на то, что груз при отправке не взвешивался. Сам же по себе факт составления в отношении Коробова Е.А. протокола об административном правонарушении <адрес> от 17.01.2014г., предусмотренном по ч.1 ст. 12.21 КоАП, не освобождает административный орган от обязанности доказывания состава правонарушения в действиях юридического лица, и приводить тому надлежащие доказательства.

 Согласно ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

 В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

 При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие в деле достаточных доказательств, позволяющих установить превышение массы автомобиля МАЗ 551605-280-050, гос. Рег знак А392УО\152, которым управлял водитель Коробов Е.А., допустимым нормативам, установленным в приложении N 1 или предельно допустимым осевым нагрузкам транспортных средств согласно приложению N 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 272, а также отсутствие допустимых данных весового контроля, проведенного с использованием специальных технических средств, в соответствии с установленным Порядком осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, суд не может прийти к неопровержимому выводу о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения.

 В этой связи, суд считает необходимым производство по делу прекратить.

 На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.29.10 КоАП РФ,

 ПОСТАНОВИЛ :

 Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.21.1 КоАП Российской Федерации, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Борский силикатный завод» в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

 Постановление может быть обжаловано и опротестовано в Нижегородский областной суд в течение 10 суток.

 Судья подпись О.В.Вилкова

 Копия верна

 Судья О.В.Вилкова