ПОСТАНОВЛЕНИЕ
06 декабря 2018 года г. Иркутск
(резолютивная часть постановления
объявлена 03.12.2018 г.)
Судья Кировского районного суда г. Иркутска Почепова С.В.,
с участием защитника – Белой И.П.,
рассмотрев материалы дела №5-214/2018 об административном правонарушении, предусмотренном частью 19 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении:
Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области, <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ не выполнила требования выданного Управлением Минкультуры России по СФО предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: не устранено нарушение п.5 ст.11 Федерального закона от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», выразившееся в непринятии мер в рамках федерального государственного надзора за соблюдением градостроительных регламентов в границах территорий зон охраны объектов культурного наследия федерального и регионального значения (охранной (объединенной) зоны) и установленных для этих территорий особых режимов использования земель, расположенных в Историко-мемориальном комплексе <данные изъяты> на земельном участке строительства административных зданий по <адрес>
В судебном заседании защитник Службы указал, что вины юридического лица в совершении правонарушения нет, просил производство по делу прекратить, так как во исполнение предыдущего предписания, содержащего аналогичные требования проверка Службой проведена была, акт представлен в Управление.
Из исследованных материалов дела следует, что Распоряжением Управления Минкультуры России по СФО от ДД.ММ.ГГГГ№-пр в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая документарная проверка в отношении Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области, государственного органа исполнительной власти Иркутской области, осуществляющего переданные РФ полномочия по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения и федеральному государственному надзору.
По итогам проверки составлен Акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ№. В ходе проверки выявлено нарушение требований пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», выразившееся в непринятии мер в рамках федерального государственного надзора за соблюдением градостроительных регламентов в границах территорий зон охраны объектов культурного наследия федерального и регионального значения (охранной (объединенной) зоны) и установленных для этих территорий особых режимов использования земель, расположенных в Историко-мемориальном комплексе <данные изъяты> на земельном участке строительства административных зданий по <адрес>
Согласно Акту на территории указанного комплекса в границах охранной (объединенной) зоны объектов культурного наследия осуществляется строительство многоэтажного пристроя к боковому фасаду выявленного объекта наследия <данные изъяты> застройщиком является ООО <данные изъяты> которому ДД.ММ.ГГГГ Служба предложила восполнить градостроительную среду путем регенерации – обоснованным воссозданием исторических зданий с сохранением сложившегося планировочного масштаба.
Обществом в Службу был представлен «Эскизный проект регенерации территории с компенсационным строительством административных зданий..», который Службой принят с предложением проведения экспертизы данной проектной документации на соответствие требованиям государственной охраны объектов культурного наследия.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ после проведенной экспертизы о соответствии проекта требованиям законодательства Служба сообщает застройщику о соответствии «Эскизного проекта регенерации…» режиму охранной (объединенной) зоны. При этом автором проекта при обосновании строительства административного здания в охранной (объединенной) зоне введено понятие «Компенсационного строительства», используемого для иных зон охраны, в то время как в указанной зоне запрещено новое строительство за исключением специальных мер, направленных на комплексное сохранение ОКН и регенерацию его историко-градостроительной среды.
Актом установлено, что Службой в нарушение требований пункта 5 статьи 11 Федерального закона №73-ФЗ не осуществлен федеральный государственный надзор за соблюдением градостроительных регламентов в границах территорий зон охраны объектов культурного наследия федерального и регионального значения (охранной (объединенной) зоны) и установленных для этих территорий особых режимов использования земель, расположенных в Историко-мемориальном комплексе «<данные изъяты> на земельном участке строительства административных зданий по <адрес>, не выдано предписание об устранении нарушений особого режима использования земель в границах зон охраны объекта культурного наследия.
По результатам проверки внесено предписание об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.<данные изъяты>).
Согласно предписанию, Срок устранения нарушений установлен до ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ№ установлено, что предписание об устранении нарушений от ДД.ММ.ГГГГ№ Службой не выполнено, на земельном участке ведутся работы по возведению двухэтажного кирпичного здания с подвальным и мансардным этажами. Строящееся здание расположено в непосредственной близости от выявленного объекта культурного наследия <данные изъяты> Между конструкциями строящегося здания и стеной ОКН проложены листы пенопласта, в уровне первого этажа в месте примыкания строящегося здания к ОКН выполнен арочный проезд. При этом на месте нового строительства ранее располагался деревянный двухэтажный жилой дом, соответственно, строительство двухэтажного административного здания из монолитного железобетонного рамного каркаса с заполнением кирпичной кладкой с подвальным и мансардным этажами, не может рассматриваться как восстановление, воссоздание, восполнение частично или полностью утраченных элементов и (или) характеристик историко-градостроительной и (или) природной среды, так как является новым строительством (л.д.<данные изъяты>).
Постановлением Кировского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением Иркутского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, по делу № Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области привлечена к административной ответственности по ч.18 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по факту не выполнения в установленный срок требований предписания № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>)
ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Управления Минкультуры России по СФО в адрес Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области повторно внесено предписание за №, которым установлена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить упомянутые выше нарушения п.5 ст.11 Федерального закона от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» (л.д<данные изъяты>).
Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ№ установлено, что предписание об устранении нарушений от ДД.ММ.ГГГГ№ Службой не выполнено, а именно: не устранено нарушение п.5 ст.11 Федерального закона от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» (л.д.<данные изъяты>).
Постановлением Кировского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области привлечена к административной ответственности по ч.18 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по факту не выполнения в установленный срок требований предписания № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д<данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Управления Минкультуры России по СФО в адрес Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области повторно внесено предписание за № которым установлена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить упомянутые выше нарушения п.5 ст.11 Федерального закона от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» (л.д.<данные изъяты>).
Ввиду истечения срока исполнения упомянутого предписания, с целью проверки его исполнения, в отношении Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области распоряжением заместителя руководителя – начальника Иркутского территориального отдела Управления Минкультуры России по СФО от ДД.ММ.ГГГГ№ в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая документарная проверка (л.д.<данные изъяты>).
Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ№ установлено, что предписание об устранении нарушений от ДД.ММ.ГГГГ№ Службой не выполнено, а именно: не устранено нарушение п.5 ст.11 Федерального закона от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» (л.д.<данные изъяты>), в связи с чем внесено повторное предписание за № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении в срок до ДД.ММ.ГГГГ упомянутых выше нарушений (л.д.<данные изъяты>).
В соответствии с положениями статьи 9.1 Федерального закона №73-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление следующих полномочий в отношении объектов культурного наследия: государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, федеральный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия.
Согласно Постановлению администрации Иркутской области от 12.09.2008 г. №254-ПА «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, расположенных на территории г. Иркутска, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон» для объекта культурного наследия Историко-мемориальный комплекс «Декабристы в Иркутске» установлен режим охранной (объединенной) зоны ОКН ОЗ, запрещающий новое строительство, за исключением специальных мер, направленных на комплексное сохранение ОКН и регенерацию его историко-градостроительной, природной среды.
Из протокола об административном правонарушении, Акта внеплановой документарной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в границах охранной (объединенной) зоны указанного объекта культурного наследия имеется земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, собственником которого является ООО «<данные изъяты> Установлено, что на земельном участке ведутся работы по возведению двухэтажного кирпичного здания с подвальным и мансардным этажами. Здание расположено в непосредственной близости от выявленного объекта культурного наследия <данные изъяты>
Должностное лицо Министерства культуры РФ по СФО, обязывая Службу предписаниями устранить выявленные нарушения, исходило из того, что на территории охранной (объединенной) зоны объекта культурного наследия, расположенного по адресу: <данные изъяты> ведется строительство здания вопреки установленному Постановлением администрации Иркутской области от 12.09.2008 г. №254-ПА запрету на новое строительство в этой зоне.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Службы протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 19 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Оценивая имеющиеся в деле доказательства, судья признает их допустимыми, достоверными, и достаточными для разрешения дела по существу и приходит к выводу, что Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области предписание не исполнено.
В соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 09.03.2010 N 31-пп "О службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области" Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), осуществляющим на территории Иркутской области государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия в соответствии с законодательством.
Задачами службы является государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия в соответствии с законодательством; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, в том регионального, федерального значения, государственная охрана объектов культурного наследия.
В соответствии с п. 10 Постановления к функциям службы среди прочего относится принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений; привлечение к административной ответственности и принятие мер по предотвращению правонарушений; направление в уполномоченные органы материалов, связанных с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений; предъявление в суд исков в случаях нарушения законодательства в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия.
Пунктом 10 Постановления Правительства РФ от 23.07.2015 N 740 "О федеральном государственном надзоре за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия" определено, что федеральный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок, мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, а также систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами своей деятельности.
Должностные лица государственных органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: выдавать предписания, привлекать к административной ответственности и принимать меры по предотвращению правонарушений; направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений; предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре или об изъятии из собственности указанных лиц объекта культурного наследия либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия (пункт 11 Постановления Правительства РФ от 23.07.2015 N 740)..
Из материалов дела неоспоримо следует, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, собственником которого является ООО <данные изъяты> находится в границах охранной (объединенной) зоны объекта культурного наследия Историко-мемориальный комплекс <данные изъяты>
При этом из актов проверки усматривается, что на названном земельном участке осуществляются работы по возведению административного здания, в непосредственной близости от выявленного объекта культурного наследия <данные изъяты>
Судья приходит к выводу, что такие работы не соответствуют установленному режиму зоны охраны объекта культурного наследия и соглашается с доводами лица, вынесшего предписание, о наличии нарушении законодательства.
Так, из материалов дела следует, что ранее на месте строительства административного здания располагался деревянный двухэтажный жилой дом. Соответственно, возведение двухэтажного административного здания из монолитного железобетонного каркаса с кирпичной кладкой не может быть отнесено к разрешенной в этой зоне регенерации историко-градостроительной среды, определяемой п. 9 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 N 972) как восстановление, воссоздание, восполнение частично или полностью утраченных элементов и (или) характеристик историко-градостроительной и (или) природной среды.
Имеющейся в деле совокупностью доказательств законность выданного Службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области предписания также подтверждена, оно выдано надлежащим должностным лицом в пределах предоставленных полномочий и направлено на охрану объектов культурного наследия.
В судебном порядке названное предписание незаконным признано не было.
При таких обстоятельствах Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области должна была принять меры, направленные на устранение таких нарушений. Вместе с тем, ни одно из полномочий, которыми Служба наделена для пресечения и предотвращения нарушений, Службой не реализовано, меры к выявлению и устранению нарушений законодательства не предприняты.
Судья находит необоснованными суждения защитника о том, что Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области предписание, выданное ДД.ММ.ГГГГ, было выполнено, проведена проверка, выявлены нарушения, к застройщику применены меры ответственности, а потому последующие предписания законными не являются.
Так, Акт № от ДД.ММ.ГГГГ, составленный по результатам проверки Службой ООО <данные изъяты> не содержит сведений о выявлении допущенного обществом нарушения, выражающегося в осуществлении нового строительства в зоне, где такое строительство запрещено. Работы по возведению административного здания несоответствующими законодательству в той части, в какой это указано в Акте и предписании от ДД.ММ.ГГГГ Управления Министерства культуры РФ по СФО, не признаны, выявлено иное нарушение, выразившееся лишь в недостаточном закреплении опалубки.
При таких обстоятельствах последующие предписания являются законными и обоснованными.
Вместе с тем, судья приходит к выводу, что бездействие Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области надлежит квалифицировать как правонарушение, предусмотренное частью 18 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно ч. 19 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 настоящей статьи.
Административная ответственность по ч. 18 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.
Положения ч. 19 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях необходимо рассматривать во взаимосвязи со ст. 4.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, устанавливающей, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Как следует из материалов дела, постановлением Кировского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением Иркутского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, по делу № Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области привлечена к административной ответственности по ч. 18 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по факту невыполнения в установленный срок требований предписания № от ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением Кировского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области привлечена к административной ответственности по ч. 18 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по факту невыполнения в установленный срок требований предписания № от ДД.ММ.ГГГГ
Указанные судебные постановления на момент совершения административного правонарушения – ДД.ММ.ГГГГ, послужившего основанием для составления в отношении Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 19 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не вступили в законную силу. Так, постановление от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ в связи с вынесением Иркутским областным судом решения по жалобе Службы на данное постановление; постановление от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ также не вступило в законную силу, поскольку срок его обжалования на дату совершения правонарушения не истек.
Таким образом, на момент совершения административного правонарушения, послужившего основанием для составления в отношении Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области протокола об административном правонарушении по ч. 19 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отсутствовал признак повторного совершения Службой административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, составляющий объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 19 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Учитывая, что в силу ст. 31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях ранее вынесенные постановления не вступили в законную силу, в действиях Службы по охране объектов культурного наследия отсутствовал состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 19 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а действия Службы подлежат квалификации по ч.18 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку в установленный срок названным лицом не выполнены требования законного предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.
Абзацем 2 п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" определено, что если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Поскольку составы административных правонарушений, предусмотренных частями 18, 19 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях единый родовой объект, а санкция ч. 18 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административное наказание в виде административного штрафа в меньшем размере по отношению к санкции ч. 19 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с учетом приведенной выше правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, судья приходит к выводу о возможности переквалификации бездействия Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области с ч. 19 статьи 19.5 на ч. 18 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах дела, судья приходит к выводу, что Служба, имея реальную возможность для принятия необходимых и достаточных мер для соблюдения законодательства и выполнения предписания должностного лица, не приняло все зависящие от него меры для его своевременного исполнения, в связи с чем, такое бездействие юридического лица образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При решении вопроса о мере наказания, судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, способствовавшие его совершению, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, сведения о привлекаемом юридическом лице, являющемся исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, судья считает возможным назначить наказание в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного частью 18 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, находя его соразмерным содеянному и справедливым.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9 - 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Службу по охране объектов культурного наследия Иркутской области виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 18 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить наказание виде штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Реквизиты для внесения административного штрафа: Реквизиты для внесения административного штрафа: УФК по Красноярскому краю (Управление Минкультуры России по СФО), ИНН <***>, КПП 246601001, ОКТМО 04701000, код дохода (КБК) 054 1 16 07000 01 6000 140, р/сч. № 40101810600000010001 в Отделении Красноярск г. Красноярск, БИК 040407001.
Постановление может быть обжаловано или опротестовано в Иркутский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии. Жалоба или протест могут быть поданы непосредственно в Иркутский областной суд, либо через Кировский районный суд г. Иркутска.
Судья: С.В. Почепова