ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2151/2021 от 11.11.2021 Мотовилихинского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 5-2151/2021

59RS0005-01-2021-006368-93

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

11 ноября 2021 года г. Пермь

Судья Мотовилихинского районного суда г. Перми Булдакова А. В.,

рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Микрокредитная компания «Центр финансовых решений «ТРАСТИНВЕСТ», ИНН , юридический адрес: <адрес>, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренной ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

30.06.2021г. в адрес Управления федеральной службы судебных приставов по <адрес> из Управления Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Сибирском федеральном округе Центрального Банка Российской Федерации 11.06.2021г., 15.06.2021г., 15.06.2021., 22.07.2021г., из <адрес> 18.06.2021г. поступили обращения ФИО1, о поступающих телефонных звонках и тестовых сообщениях от представителей организации «ГУРУ КЭШ».

12.08.2021г. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении неустановленного лица по ст. 14.57 КоАП РФ.

В ходе административного расследования в адрес ООО МКК «ЦФР «ТРАСТИНВЕСТ» направлено посредством ФГУП «Почты России» определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от 12.08.2021г. и определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 12.08.2021г., которые Обществом на 15.09.2021г. не получены.

16.08.2021г. на официальную электронную почту ООО МКК «ЦФР «ТРАСТИНВЕСТ» <данные изъяты> был направлен электронный образ определения об истребовании сведений и определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

Согласно ответу от 17.08.2021 года, поступившему на электронную почту <данные изъяты> с электронной почты <данные изъяты>, ООО МКК «ЦФР «ТРАСТИНВЕСТ» пояснило, что идентификация заемщика/третьего лица в базе данных Общества возможна исключительно по его фамилии, имени, отчеству и дате рождения, либо номеру заключенного им договора потребительского займа. Идентифицировать ФИО1 по предоставленным данным не представляется возможным.

Однако вместе с определением об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, в адрес ООО МКК «ЦФР «ТРАСТИНВЕСТ» было направлено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, в котором содержались сведения о фамилии, имени, отчестве, дате рождения, позволяющие идентифицировать ФИО1, однако истребуемые сведения ООО МКК «ЦФР «ТРАСТИНВЕСТ» не представило.

Законный представитель ООО «ЦФР ТРАСТИНВЕСТ» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещался надлежащим образом.

Должностное лицо в судебное заседание не явилось, о дате времени и месте рассмотрения дела извещалось надлежащим образом.

Судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие законного представителя юридического лица и должностного лица, поскольку данные участники надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении рассмотрения дела от них не поступало, обязательным их участие в рассмотрении дела судьей не признано.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В силу ч.1 ст. 26.10 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, в том числе сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение.

За умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, предусмотрена административная ответственность по ст. 17.7 КоАП РФ, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В ходе рассмотрения дела установлено, что 12.08.2021г. начальником отдела ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес>, по факту обращения ФИО1 о поступающих в ее адрес телефонных звонках и текстовых сообщениях от представителей организации «ГУРУ КЭШ», возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении неустановленного лица по ст. 14.57 КоАП РФ.

В рамках возбужденного дела об административном правонарушении и административного расследования, определением должностного лица УФССП по <адрес> от 12.08.2021г., в соответствии со ст. 26.10 КоАП РФ, у ООО МКК «ЦФР «ТРАСТИНВЕСТ» истребованы сведения, необходимые для разрешения дела об административном правонарушении, а именно:

заключен ли договор займа между ООО МКК «ЦФР «ТРАСТИНВЕСТ» и ФИО1, либо на основании какого договора перешло право требования задолженности (представить копию договора, анкету заемщика, соглашения);

какие абонентские номера были указаны ФИО1 для осуществления взаимодействия;

сведения (с указанием даты, времени) об осуществленном взаимодействии, направленном на возврат просроченной задолженности ФИО1, посредством личных встреч, с приложением аудиозаписей личных встреч;

сведения (с указанием даты, времени) об осуществленном взаимодействии, направленном на возврат просроченной задолженности ФИО1, посредством почтовых отправлений, с приложением копий почтовых отправлений;

сведения (с указанием даты, времени) об осуществленном взаимодействии, направленном на возврат просроченной задолженности ФИО1, посредством телефонных переговоров, голосовых, текстовых и иных сообщений по абонентским номерам, указанным ФИО1 при заключении договора займа, в том числе, по абонентскому , с приложением аудиозаписей телефонных переговоров, содержания (текста) направленных голосовых, текстовых и иных сообщений за период с момента образования просроченной задолженности по день исполнения настоящего определения;

в случае отсутствия аудиозаписей непосредственного взаимодействия, сведения о направленных голосовых, текстовых и иных сообщениях по абонентским номерам, указанным ФИО1 при заключении договоров займа, в том числе, по абонентскому , а также почтовых отправлений, пояснить по какой причине фиксация и хранение не были осуществлены;

сведения об абонентских номерах, предоставленных ООО МКК «ЦФР «ТРАСТИНВЕСТ» операторами связи по заключенным договорам с которых осуществлялось взаимодействие, направленное на взыскание просроченной задолженности ФИО1, том числе об абонентском , с приложением договоров на оказание услуг связи;

сведения (информацию) о заключенных между ООО МКК «ЦФР «ТРАСТИНВЕСТ» и иными лицами договорах (с приложением копии договора, реестра передачи сведений о должнике, акта или иного документа) направлены на взыскание просроченной задолженности ФИО1 В случае заключения с иными лицами договоров, направленных на взыскание просроченной задолженности, представить сведения об уведомлении должника о привлечении иного лица для осуществления взаимодействия с должником в соответствии с ч.1 ст. 9 Закона, а также копию направленного уведомления.

Данное определение должностного лица поступило в адрес ООО МКК «ЦФР «ТРАСТИНВЕСТ» по электронной почте 16.08.2021г.

17.08.2021г., ООО МКК «ЦФР «ТРАСТИНВЕСТ» в адрес УФССП России по <адрес> направлен ответ на определение должностного лица об истребовании сведений, в котором Общество указало, что идентификация заемщика/ третье лицо в базе данных Общества возможна исключительно по его фамилии, имени, отчеству и дате рождения, либо номеру заключенного им договора потребительского займа (номеру договора потребительского займа, где человек указан в качестве контактного лица). Идентифицировать ФИО1 по предоставленным данным не представляется возможным.

Указанные обстоятельства явились основанием для составления в отношении ООО МКК «ЦФР «ТРАСТИНВЕСТ» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: событие административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Как усматривается из представленных материалов, в ходе проведения административного расследования по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.57 КоАП РФ, в отношении неустановленного лица, начальником отделения ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности УФССП по <адрес>, в адрес ООО МКК «ЦФР «ТРАСТИНВЕСТ» внесено определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении в отношении ФИО1, которое получено Обществом 16.08.2021г. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при невозможности представления указанных сведений Общество обязано в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме должностное лицо, вынесшее определение.

Как установлено при рассмотрении дела, 16.08.2021 года Общество получило определение должностного лица об истребовании сведений от 12.08.2021 года. 17.08.2021г., то есть в установленный законом трехдневный срок, Общество направило в адрес должностного лица информацию о невозможности исполнения определения должностного лица об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административных правонарушениях, в связи с тем, что определение должностного лица не содержит достаточных данных для его исполнения, поскольку из содержащихся в нем требований и представленных данных невозможно идентифицировать лицо (ФИО1), в отношении которого истребована информация.

Вопрос о законности и обоснованности определения, содержащего требования должностного лица, невыполнение которых вменяется ООО МКК «ЦФР «ТРАСТИНВЕСТ», подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела.

Обстоятельства законности требования (в соответствии со статьей 26.10 КоАП РФ) должностного лица, осуществлявшего производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, о предоставлении документов, необходимых для установления обстоятельств, имеющих значение в рамках дела об административном правонарушении, вызывают сомнения.

Основанием для освобождения от ответственности за невыполнение законного требования являются только обстоятельства, объективно исключающие возможность его выполнения и не зависящие от воли лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении.

Как следует из текста определения от 12.08.2021г. об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, ООО МКК «ЦФР «ТРАСТИНВЕСТ» необходимо было представить информацию в отношении заемщика ФИО1, при этом, какие-либо иные данные (имя, отчество, дата рождения), позволяющие идентифицировать личность ФИО1, в отношении которой испрашивалась информация, данное определение не содержит.

Отсутствие указанных сведений объективно препятствовало исполнению требований, изложенных в определении должностного лица УФСС по <адрес>.

Между тем исполнимость требований должностного лица, в чьем производстве находится дело об административном правонарушении, является важным требованием к определению об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, поскольку такое определение носит обязательных характер и за его неисполнение наступает административная ответственность по ст. 17.7 КоАП РФ, характеризующаяся умышленной формой вины.

Сведений о том, что ООО « ЦФР «ТРАСТИНВЕСТ» умышленно не выполнило требование должностного лица УФССП по <адрес>, вытекающего из его полномочий, установленных федеральным законом, не имеется. При этом также следует отметить, что в установленный законом трехдневный срок со дня получения определения должностного лица об истребовании сведений, Общество уведомило должностное лицо о невозможности предоставления истребуемых данных.

Согласно частям 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в случае отсутствия состава административного правонарушения.

При указанных обстоятельствах судья приходит к выводу об отсутствии в действиях ООО МКК «ЦФР «ТРАСТИНВЕСТ» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.

То обстоятельство, что одновременно с определением об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, должностным лицом было направлено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.57 КоАП РФ и проведении административного расследования, не свидетельствует о наличии в действиях ООО МКК «ЦФР «ТРАСТИНВЕСТ» состава вмененного административного правонарушения по ст. 17.7 КоАП РФ.

Из буквального толкования положений ч. 1 ст. 26.10 КоАП РФ исполнению подлежит именно определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, за неисполнение которого наступает административная ответственность по ст. 17.7 КоАП РФ.

Законодателем не возложена на лицо, у которого были истребованы сведения, необходимые для разрешения дела, обязанность исполнять такое определение должностного лица в совокупности со сведениями, изложенными в определении о возбуждении дела об административном правонарушении. При том, что в данном случае такое определение вынесено в отношении неустановленного лица и по иному составу правонарушения.

При указанных выше обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении ООО МКК «ЦФР «ТРАСТИНВЕСТ» подлежит прекращению, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.1 ст.24.5, ст.ст. 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л :

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Микрокредитная компания «Центр финансовых решений «ТРАСТИНВЕСТ» прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано либо опротестовано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Пермский краевой суд путем подачи жалобы в Мотовилихинский районный суд г. Перми.

Судья: подпись:

Копия верна: Судья:

Секретарь: