Дело №5-215/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
25 сентября 2023 года п. Емельяново
Судья Емельяновского районного суда Красноярского края Сарайчикова И.В.,
с участием представителей Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора Колпаковой ФИО8., ФИО1 ФИО9.,
защитников АО «Автоспецбаза» Осиной ФИО6 ФИО2 ФИО7.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.2 КоАП РФ, в отношении АО «Автоспецбаза», расположенного по адресу: г. Красноярск, <адрес> (ОГРН №),
установил:
Согласно протоколу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ Енисейским межрегиональным управлением Росприроднадзора по согласованию с прокуратурой Красноярского края в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая проверка в отношении объекта размещения отходов «Полигон ТБО г. Красноярска» АО «Автоспецбаза» по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, 22 км Енисейского тракта, 6 км от правого поворота автодороги Емельяново - Частоостровское на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 329821 кв.м. На основании предоставленного АО «Автоспецбаза» отчета о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду за 2022 год, данных протоколов исследования проб воздуха, почвенного покрова, подземных вод, выявлено превышение фоновых значений химических показателей состояния компонентов природной среды на территории, прилегающей к объекту размещения отходов, а именно: на посту ПВ2: нитрат-иона в 1,21 раз, цинка в 1,04 раз, меди в 1,12 раз; на посту ПВ3: ома (массовая доля) в 1,32 раз, кадмия в 1,18 раз; на посту ПВ4: нитрат-иона в 1,05 раз, нитрит-иона в 1,16 раз, свинца в 1,01 раз, меди в 1,04 раз, никеля в 1,01 раз. Тем самым АО «Автоспецбаза» при эксплуатации ОРО «Полигон твердых бытовых отходов г. Красноярск» не соблюдает требования в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, допуская превышение фоновых значений химических показателей состояния компонентов природной среды (почвы) на территории, прилегающей к ОРО, которое может повлечь возникновение угрозы причинения вреда окружающей среде, а также угрозы чрезвычайной ситуации техногенного характера, что является нарушением ч.1 ст.39, ч.1 ст.51 Федерального Закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды, п.1 ч.2 ст.11 Федерального Закона №89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления». Данное нарушение выявлено ДД.ММ.ГГГГ (дата отбора проб почвы предприятием).
Кроме того, согласно протоколу, в разделе 5.2 «Сравнение данных о состоянии подземных вод» Отчета представлены таблицы с сравнительным анализом состояния компонентов природной среды за 2021, 2022 гг. В результате анализа указанных таблиц установлено следующее. 1. Атмосферный воздух. В 2022 среднее годовое значение выбросов аммиака на наветренной границе СЗЗ и наветренной границе полигона относительно предыдущего года увеличилось в 1,06-1,55 раз. Среднее годовое значение выбросов метана и бензола на всех постах в 2022 увеличилось относительно предыдущего года. 2. Подземные воды. Наблюдается увеличение значений водородного показателя pH и бария по всем скважинам в 1-2,8 раз, а также увеличение значения меди в скважинах №№ 1, 2, 4 в 1,2-5,9 раз относительно 2021 года. 3. Почвенный покров. Значительно увеличилось содержание бикарбонат-иона, нитрит-иона, кобальта, кадмия в отобранных пробах почвы относительно 2021 года на всех постах. А также увеличилось содержание меди на постах №№ 1, 2, 4 и нефтепродуктов на постах №№ 1, 3, 4 относительно предыдущего периода. В отчете о результатах мониторинга и состояния загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду за 2022 год АО «Автоспецбаза» имеются сведения об осуществляемых и планируемых мерах по предотвращению, уменьшению и ликвидации негативных изменений качества окружающей среды, такие как: для дезинфекции ходовой части автотранспорта на выезде из полигона поддерживается в рабочем состоянии дезинфицирующая ванна с раствором лизола; в периоды сухой и жаркой погоды проводятся противопожарные мероприятия - увлажнение или изоляция инертным слоем грунта; до наступления пожароопасного сезона по периметру полигона создается минерализованная полоса, производится выкос сухой растительности, приобретены ранцевые лесные огнетушители; один раз в десять дней проводится осмотр санитарно-защитной зоны и прилегающих земель, в случае их загрязнения организуется тщательная уборка от мелких фракций; в соответствии с проектом складирование отходов допускается только на рабочей карте и уплотняется слоями не более 0,2-0,5 м бульдозером за четыре прохода; на данный момент проводится государственная экологическая экспертиза федерального уровня проектно-сметной документации «Реконструкция полигона твердых коммунальных отходов и отдельных видов промышленных отходов» АО «Автоспецбаза»; проводится контроль за состоянием складируемых отходов на выявление запрещенных к захоронению отходов в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 №1589-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается». Вместе с тем, в результате анализа данных о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории ОРО «Полигон твердых бытовых отходов г. Красноярск» и в пределах его воздействия на окружающую среду за 2020, 2021, 2022 годы установлено, что АО «Автоспецбаза» при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на ОРО оказывало негативное влияние на состояние компонентов природной среды - почву и подземные воды. По результатам рассмотрения отчетов за 2020, 2021, 2022 годы Управлением приняты решения о не подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду ОРО от 10.02.2021 №02-1/24-2693; от ДД.ММ.ГГГГ № №; от ДД.ММ.ГГГГ № №. Юридическим лицом оспаривалось решение от ДД.ММ.ГГГГ №02-1/25-8853 в судебном порядке, Арбитражным судом Красноярского края решение от 18.02.2022 № № о не подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду ОРО признано законным. Таким образом, осуществляемые АО «Автоспецбаза» меры по предотвращению, уменьшению и ликвидации негативных изменений качества окружающей среды не несут положительного экологического эффекта и не обеспечивают защиту окружающей среды при эксплуатации полигона твердых бытовых отходов в г. Красноярске, что является нарушением ч.1 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ, п.2 ч.2 ст.11 Федерального Закона №89-ФЗ от «Об отходах производства и потребления». Данное правонарушение выявлено ДД.ММ.ГГГГ (дата представления отчета о результатах мониторинга за 2022 год).
Кроме того, согласно протоколу, в рамках проверки специалистами ЦЛАТИ по Енисейскому региону 17.05.2023 произведен отбор проб почвенного покрова в точках отбора: точка №1 (фоновая), 570 м на юго-восток от границы объекта, расположена на земельном участке с кадастровым номером <адрес>; точка №2, 343 м на юго-восток от границы объекта, расположена на земельном участке с кадастровым номером <адрес> точка №3, 200 м на восток от границы объекта, расположена на земельном участке с кадастровым номером <адрес>; точка №4 (фоновая), наветренная граница СЗЗ западное (юго-западное) направление (согласно программе мониторинга юридического лица); точка №5, наветренная граница полигона, (юго-западное) направление (согласно программе мониторинга юридического лица. Согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ №108г, по результатам проведения отбора проб, лабораторных исследований, измерений и испытаний, проведенных в рамках обеспечения государственного контроля (надзора) в сфере природопользования и охраны окружающей среды, установлено наличие превышений относительно фоновых проб, а именно: шифр пробы 92г-п: мышьяк (валовое) содержание 2,5 мг/кг, фоновая проба менее 0,1 мг/кг, превышение более 25 раз; шифр пробы 96г-п: мышьяк (валовое) содержание 1,4 мг/кг, фоновая проба менее 0,1 мг/кг, превышение более 14 раз, азот нитритный (водная вытяжка) 0,20 мк/кг, фоновая проба 0,042 мк/кг превышение 4,8. Таким образом, объект «Полигон ТБО в г. Красноярске» при эксплуатации (не эксплуатации) оказывает негативное воздействие на компонент окружающей среды - почву, выразившееся в превышении мышьяка более 25 раз (шифр пробы 92г-п), мышьяка более 14 раз (шифр пробы 96г-п) и азота нитритного в 4,8 раз (шифр пробы 96г-п) по отношении к фоновой пробе, что может повлечь угрозу причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, что является нарушением ч.1 ст.39, ч.1 ст.51 Федерального Закона №7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, п.1 ч.2 ст.11 Федерального Закона №89-ФЗ от 24.06.1998. Данное правонарушение выявлено17.05.2023 (дата отбора проб почвы ЦЛАТИ по Енисейскому региону).
Защитники юридического лица АО «Автоспецбаза» Осина ФИО10 ФИО2 ФИО11 вину в совершении административного правонарушения не признали, представили письменные возражения.
Выслушав защитников юридического лица, представителей административного органа, исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.2 ч.1, п.1 ст.1.1 ст.29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.
В силу п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
В силу ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.2 КоАП РФ, составляет 1 год со дня его совершения.
Частью 4 ст.8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.1 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Согласно ч.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе:
соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами (п.1);
разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства (п.2).
В данном случае, поскольку в части вменяемого нарушения о несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, допуская превышение фоновых значений химических показателей состояния компонентов природной среды (почвы) на территории, прилегающей к ОРО, выявленного 23.08.2022, в настоящее время истек срок давности, предусмотренный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, производство по делу подлежит прекращению в этой части.
Частью 4 ст.8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Согласно протоколу об административном правонарушении, по выявленным ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ нарушениям АО «Автоспецбаза» вменяется нарушение требований ч.1 ст.39, ч.1 ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и п.1, п.2 ч.2 ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», которые носят общий характер и не содержит обязательных к исполнению нормативных требований. Сгласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ №108г, установлено наличие превышений относительно фоновых проб мышьяка и азота нитритного (водная вытяжка), при этом превышений нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) и ориентировочно допустимых концентраций (ОДК) загрязняющий веществ СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», не установлено. Какие именно нормативы нарушены в результате превышения ряда веществ относительно фоновых проб в протоколе об административном правонарушении не приведено.
При таких обстоятельствах, поскольку административным органом в протоколе об административном правонарушении не приведено какие именно обязательные к исполнению требования в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления на полигоне нарушены АО «Автоспецбаза», а только указано о нарушении норм общего характера, содержащихся в Федеральных законах «Об охране окружающей среды» и «Об отходах производства и потребления», судья приходит к выводу об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.2 КоАП РФ, в связи с чем, производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.29.7-29.12 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.2 КоАП РФ, в отношении АО «Автоспецбаза» - прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд Красноярского края в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья И.В. Сарайчикова