ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2166/2021 от 09.12.2021 Октябрьского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

копия

дело № 5-2166/2021

24MS0041-01-2021-009657-57

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

09 декабря 2021 года г. Красноярск

Судья Октябрьского районного суда г. Красноярска Черных А.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении ООО «Артель старателей Хакасия»? ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации: 05.04.2010 года, юридический адрес: 660061, <...>/1,

УСТАНОВИЛ:

Межрегиональным управлением Федеральной пробирной палаты по Сибирскому федеральному округу проведена плановая документарная проверка ООО Артель старателей Хакасия» (далее – ООО АС «Хакасия») на предмет исполнения законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части фиксирования, хранения и представления информации, а также организации внутреннего контроля при осуществлении ООО АС «Хакасия» операций с драгоценными металлами, по результатам которой 20.10.2021 года государственным инспектором отдела контроля (надзора) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, использованием и обращением драгоценных камней № 1 МРУ Пробирной палаты России по СФО ФИО1 в отношении ООО АС «Хакасия» составлен протокол № 08-01-21-18 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ. Согласно указанному протоколу в период времени с 01.09.2020 года по 01.09.2021 года в нарушение пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", пп. А п. 3 Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.03.2014 N 209, не представлены в МРУ Пробирной палаты России по СФО сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю (сумма поставок и/или сумма оплат по которым превысила 600000 рублей в момент совершения). Так, по договору от 14.01.2020 года № 1802/20-ОР за период с 03.09.2020 по 29.12.2020 выявлено 98 сделок, подлежащих обязательному контролю, из них 39 сделок - по факту продажи 355213,80 грамм золота на общую сумму 1633645118руб., и 59 сделок по факту оплаты за золото на общую сумму 1633 645118 руб. По договору от 28.01.2021 №1899/21 А98 за период с 02.02.2021 по 01.09.2021 выявлено 145 сделок, подлежащих обязательному контролю, из них 43 сделок - по факту продажи 353210.5 грамм золота на общую сумму 1454625483 руб., и 102 сделки - по факту оплаты за золото на общую сумму 1454625483 руб. По договору от 07 декабря 2020 г. № 1881/20-ОР за период с 22.12.2020 по 29.12.2020 выявлено 4 сделки, подлежащих обязательному контролю, из них 2 сделки - по факту продажи 96090,00 грамм серебра на общую сумму 6015271.30 руб. и 2 сделки по факту оплаты за серебро на общую сумму 6015271.30 руб. Указанные операции совершены 03.09.2020, 14.09.2020, 15.09.2020, 16.09.2020, 17.09.2020, 18.09.2020, 21.09.2020, 28.09.2020, 29.09.2020, 30.09.2020, 02.10.2020, 06.10.2020, 16.10.2020, 21.10.2020, 26.10.2020, 27.10.2020, 28.10.2020, 29.10.2020, 30.10.2020, 03.11.2020, 06.11.2020, 06.11.2020, 09.11.2020, 17.11.2020, 26.11.2020, 01.12.2020, 07.12.2020, 21.12.2020, 22.12.2020, 28.12.2020, 29.12.2020, 02.02.2021, 15.02.2021, 16.02.2021, 30.03.2021, 31.03.2021, 09.04.2021, 22.04.2021, 26.04.2021, 18.05.2021, 19.05.2021, 27.05.2021, 10.06.2021, 25.06.2021, 29.06.2021, 30.07.2021, 03.08.2021, 04.08.2021, 12.08.2021, 17.08.2021, 20.08.2021, 25.08.2021, 27.09.2021, 31.08.2021, 01.09.2021, однако в срок не позднее 3 рабочих дней с момента их совершения формализованное электронное сообщение по форме 1-ФМ не было направлено Росфинмониторинг, что было выявлено 19.10.2021 года.

В судебное заседание лицо, составившее протокол об административном правонарушении - государственный инспектор отдела контроля (надзора) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, использованием и обращением драгоценных камней № 1 МРУ Пробирной палаты России по СФО ФИО1 не явилась, надлежаще уведомлена о дате, времени и месте судебного разбирательства.

Защитник ООО АС «Хакасия» ФИО2 выразил мнение о недоказанности административным органом наличия в бездействии юридического лица состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ. Кроме того, защитник полагал, что протокол об административном правонарушении составлен с грубыми процессуальными нарушениями, поскольку в нем не указано время совершения правонарушения.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 данной статьи.

В силу части 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" внутренний контроль - это деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма; осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, включающая в себя в том числе выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях целевых правил внутреннего контроля.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций, в том числе, скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ, п. 1 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утв. Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 года N 808, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер противодействия этим угрозам, является Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом.

В силу пп. «а» п. 3 Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям", утв. Постановление Правительства РФ от 19.03.2014 N 209, организации и индивидуальные предприниматели представляют в Федеральную службу по финансовому мониторингу следующую информацию: о подлежащих обязательному контролю операциях с денежными средствами или иным имуществом, предусмотренную абзацами вторым - девятым подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ.

Согласно пп. «а» п. 4 Положения информация представляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями и индивидуальными предпринимателями в следующие сроки: информация, указанная в подпункте "а" пункта 3 настоящего Положения, - в течение 3 рабочих дней, следующих за днем совершения соответствующей операции.

В соответствии с Приложением № 12 к Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утв. Приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 N 110, вышеуказанная информация подается в Росфинмониторинг посредством формализованного электронного сообщения по форме 1-ФМ.

Согласно представленному в материалы дела акту проверки № 4 от 19.10.2021 года, в ходе проведения МРУ Пробирной палаты России по СФО соблюдения требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, ООО АС "Хакасия", состоящее на специальном учете в Росфинмониторинге и осуществляющего операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями (уведомление о включении в реестр специального учета № ЮЛ2400304018 от 28.01.2016 года) в период времени с 01.09.2020 года по 01.09.2021 года в нарушение пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", пп. А п. 3 Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.03.2014 N 209, не представило в МРУ Пробирной палаты России по СФО сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю (сумма поставок и/или сумма оплат по которым превысила 600 000 рублей в момент совершения). Так, по договору от 14.01.2020 года № 1802/20-ОР за период с 03.09.2020 по 29.12.2020 выявлено 98 сделок, подлежащих обязательному контролю, из них 39 сделок - по факту продажи 355213,80 грамм золота на общую сумму 1 633 645 118руб., и 59 сделок по факту оплаты за золото на общую сумму 1 633 645118 руб. По договору от 28.01.2021 №1899/21 А98 за период с 02.02.2021 по 01.09.2021 выявлено 145 сделок, подлежащих обязательному контролю, из них 43 сделок - по факту продажи 353210.5 грамм золота на общую сумму 1454625483 руб., и 102 сделки - по факту оплаты за золото на общую сумму 1454625483 руб. По договору от 07 декабря 2020 г. № 1881/20-ОР за период с 22.12.2020 по 29.12.2020 выявлено 4 сделки, подлежащих обязательному контролю, из них 2 сделки - по факту продажи 96090,00 грамм серебра на общую сумму 6015271.30 руб. и 2 сделки по факту оплаты за серебро на общую сумму 6015271.30 руб. Указанные операции совершены 03.09.2020, 14.09.2020, 15.09.2020, 16.09.2020, 17.09.2020, 18.09.2020, 21.09.2020, 28.09.2020, 29.09.2020, 30.09.2020, 02.10.2020, 06.10.2020, 16.10.2020, 21.10.2020, 26.10.2020, 27.10.2020, 28.10.2020, 29.10.2020, 30.10.2020, 03.11.2020, 06.11.2020, 06.11.2020, 09.11.2020, 17.11.2020, 26.11.2020, 01.12.2020, 07.12.2020, 21.12.2020, 22.12.2020, 28.12.2020, 29.12.2020, 02.02.2021, 15.02.2021, 16.02.2021, 30.03.2021, 31.03.2021, 09.04.2021, 22.04.2021, 26.04.2021, 18.05.2021, 19.05.2021, 27.05.2021, 10.06.2021, 25.06.2021, 29.06.2021, 30.07.2021, 03.08.2021, 04.08.2021, 12.08.2021, 17.08.2021, 20.08.2021, 25.08.2021, 27.09.2021, 31.08.2021, 01.09.2021, однако в срок не позднее 3 рабочих дней с момента их совершения формализованное электронное сообщение по форме 1-ФМ не было направлено Росфинмониторинг, что было выявлено 19.10.2021 года.

Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.27 названного Кодекса, составляет один год.

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Обязанность направления в уполномоченный орган сведений об операциях установлена пунктом 4 статьи 7 Закона N 115-ФЗ - не позднее 3-х рабочих дней,, следующих за днем совершения соответствующей операции.

Таким образом, датой совершения административного правонарушения в данном случае является день, следующий за последним днем соответствующего срока, установленного для направления в уполномоченный орган сведений об операциях.

На момент рассмотрения дела (09.12.2021 года) истек срок давности привлечения к административной ответственности за ненаправление формализованного электронного сообщения по форме 1-ФМ в отношении сделок, совершенных 03.09.2020, 14.09.2020, 15.09.2020, 16.09.2020, 17.09.2020, 18.09.2020, 21.09.2020, 28.09.2020, 29.09.2020, 30.09.2020, 02.10.2020, 06.10.2020, 16.10.2020, 21.10.2020, 26.10.2020, 27.10.2020, 28.10.2020, 29.10.2020, 30.10.2020, 03.11.2020, 06.11.2020, 06.11.2020, 09.11.2020, 17.11.2020, 26.11.2020, 01.12.2020, в связи с чем ненаправление в Росфинмониторинг формализованного электронного сообщения по форме 1-ФМ по данным операциям не может служить основанием для привлечения ООО АС «Хакасия» к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.

Относительно остальных указанных в акте проверки операций, суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о доказанности совершения ООО АС «Хакасия» операций, подлежащих обязательному контролю в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона N 115-ФЗ, лишь 22.12.2020 года. Так, в материалах дела имеется выписка по счету ООО АС «Хакасия», согласно которой 22.12.2020 года АО АКБ «Ланта-Банк» совершило оплату серебра в пользу ООО АС «Хакасия» по договору № 1881/20-ОР от 07.12.2020 на сумму 3586 274,10 руб., а также оплату золота по договору № 1802/20-ОР ОТ 14.01.2020 на сумму 23576995,22 руб., что также подтверждается имеющимися в деле платежным поручением № 28315 от 22.12.2020 года и выпиской по движению средств на металлическом счете ООО АС «Хакасия», открытом в АО АКБ «Ланта-Банк».

По совершенным 22.12.2020 операциям последним днем исполнения обязанности по направлению формализованного электронного сообщения по форме 1-ФМ в Росфинмониторинг являлось 25.12.2020 года. До истечения данного срока ООО АС «Хакасия» указанную обязанность не исполнило, вследствие чего 26.12.2020 года в 00 час. 01 мин. юридическим лицом совершено правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.

При этом доводы стороны защиты о том, что протокол об административном правонарушении составлен с грубыми процессуальными нарушениями, поскольку в нем не указано время совершения правонарушения, несостоятельны ввиду того, что неверное указание времени совершения правонарушения не является существенным недостатком протокола ввиду того, так как недостаток был восполнен при рассмотрении дела по существу.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В ходе производства по делу не было установлено обстоятельств, из которых следовало бы, что у ООО АС «Хакасия» не имелось возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, и что им были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Оценив совокупность исследованных доказательств, прихожу к выводу о наличии в в бездействии ООО АС «Хакасия» всех признаков административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ.

При назначении административного наказания ООО АС «Хакасия» суд учитывает характер допущенных нарушений и совершенного им административного правонарушения, отсутствие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицамза впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

При этом согласно положениям ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ определено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Руководствуясь требованиями приведенных выше норм закона, дав надлежащую оценку доказательствам по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, принимая во внимание, что ООО АС «Хакасия» состоит в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства с 01.08.2016 года, за совершение указанного административного правонарушения к административной ответственности оно привлекается впервые, а также принимая во внимание, что совершение данного административного правонарушение не повлекло за собой причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей либо других возможных последствий, суд приходит к выводу о наличии оснований для замены ООО АС «Хакасия» административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ООО «Артель старателей Хакасия»? ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации: 05.04.2010 года, юридический адрес: 660061, <...>/1, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, и назначить наказание в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение 10 суток с момента получения копии мотивированного постановления.

Копия верна.

Судья А.В. Черных