57RS0022-01-2021-005291-48 № 5-2167/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
24 ноября 2021 года город Орёл
Судья Заводского районного суда г. Орла Кальная Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1, (дата обезличена) года рождения, уроженца (адрес обезличен), гражданина (информация скрыта), зарегистрированного и проживающего по адресу: (адрес обезличен)(информация скрыта), ранее привлекавшегося к административной ответственности,
У С Т А Н О В И Л:
13.11.2021 года в период времени с 14 часов 00 минут до 14 часов 50 минут на площадке у памятника Ивана Грозному в районе Богоявленской площади около д.1 г.Орла ФИО1, действуя умышленно, организовал и провел публичное мероприятие в виде митинга, то есть массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно-политического характера, в ходе которого организовал запись видеообращения к Президенту РФ, выступление наиболее активных участников с использованием звукоусиливающего устройства, которые публично выражали свое мнение против введения порядка использования QR-кода для посещения отдельных объектов розничной торговли, доводили свою точку зрения о необходимости отмены указанной выше ограничительной меры. ФИО1 осуществлял распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия: озвучивал наименование организации, которой организованно данное мероприятие «(информация скрыта)», координатором которой является ФИО1, разъяснял цель проведенного мероприятия, оглашал порядок и время его проведения, определял порядок выступления других участников.
Данное публичное мероприятие организовано и проведено ФИО1 без подачи соответствующего уведомления о проведении публичного мероприятия в органы исполнительной государственной власти Орловской области или орган местного самоуправления.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, вину в совершении правонарушения не признал. Пояснил, что являлся лишь участником мероприятия, узнав о нем от случайных прохожих. Действий по организации и проведению публичного мероприятия не осуществлял.
Должностное лицо, составившее протокол начальник ОИАЗ ОП №2 (по Заводскому району) УМВД России по г.Орлу ФИО3 доводы, изложенные в протоколе поддержала.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав лицо, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, прихожу к выводу, что в действиях ФИО1 содержится состав административного правонарушения, предусмотренный ч.2 ст.20.2 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Проведение публичных мероприятий регламентируется Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон от 19.06.2004№ 54-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 2 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее Закон) публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона от 19.06.2004
№ 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, что выражается в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» к организации публичного мероприятия относятся: 1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления; 2) проведение предварительной агитации; 3) изготовление и распространение средств наглядной агитации; 4) другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
Права и обязанности организатора публичного мероприятия установлены статьей 5 указанного Федерального закона.
Согласно части 4 статьи 5 Закона обязанность подать уведомление о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления возложена на организатора публичного мероприятия.
Согласно части 1 статьи 7 Закона уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 6 Закона участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
В соответствии со статьей 2 Закона митингом признается массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Согласно части 1 статьи 5 Закона организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2013 года N 485-О указано, что как следует из части 2 статьи 20.2 КоАП Российской Федерации, вопрос о наличии в действиях лица соответствующего административного правонарушения связан, в частности, с установлением того, составляли ли действия данного лица одно из указанных в Федеральном законе "О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях" публичных мероприятий, для проведения которых данный Федеральный закон требует предварительное уведомление органов публичной власти, выполняло ли лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, организационно-распорядительные функции по организации или проведению публичного мероприятия, и в силу статьей 24.1, 26.1, 26.11 и 29.10 того же Кодекса, конкретизирующих конституционные гарантии государственной, в том числе судебной, защиты прав и свобод человека и гражданина (статьи 45 и 46 Конституции Российской Федерации), подлежит разрешению на основе всестороннего, полного и объективного выяснения всех обстоятельств дела.
Исходя из содержания вышеприведенных законоположений к организационно-распорядительным функциям по организации или проведению публичного мероприятия относятся действия, совершаемые как на стадии его подготовки, так и на стадии проведения.
При этом лицо, начавшее выполнение организационно-распорядительных функций непосредственно в процессе проведения публичного мероприятия по поручению организатора публичного мероприятия или по собственной инициативе, признается субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ, как организатор, если действия такого лица предопределяли дальнейший ход публичного мероприятия, в том числе, трансформацию легального собрания граждан в незаконное публичное мероприятие.
Из положений статьи 10 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ следует, что предварительной агитацией является информирование граждан о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и распространение иной информации, связанной с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывы граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии.
При этом проведение предварительной агитации, оповещение граждан о публичном мероприятии, проведение публичного мероприятия организатор или иные граждане вправе осуществлять только с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия (ч. 5 ст. 5, ст. 10 того же Федерального закона).
Исходя из пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2018 №28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ, образует организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о его проведении (за исключением случаев проведения публичного мероприятия, уведомление о проведении которого не требуется).
Как усматривается из материалов дела, 13.11.2021 года в период времени с 14 часов 00 минут до 14 часов 50 минут на площадке у памятника Ивана Грозному в районе Богоявленской площади около д.1 г.Орла ФИО1, организовал и провел публичное мероприятие в виде митинга, то есть массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно-политического характера, в ходе которого организовал запись видеообращения к Президенту РФ, выступление наиболее активных участников с использованием звукоусиливающего устройства, которые публично выражали свое мнение против введения порядка использования QR-кода для посещения отдельных объектов розничной торговли, доводили свою точку зрения о необходимости отмены указанной выше ограничительной меры. ФИО1 осуществлял распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия: озвучивал наименование организации, которой организованно данное мероприятие «Народный контроль», координатором которой является ФИО1, разъяснял цель проведенного мероприятия, оглашал порядок и время его проведения, определял порядок выступления других участников Данное публичное мероприятие организовано и проведено ФИО1 без подачи соответствующего уведомления о проведении публичного мероприятия в органы исполнительной государственной власти Орловской области или орган местного самоуправления.
Фактические обстоятельства дела и вина ФИО1 подтверждаются собранными доказательствами:
протоколом об административном правонарушении (номер обезличен) от 23.11.2021; сообщением начальника ЦПЭ УМВД ФИО4 от 18.11.2021 начальнику ОП №2 УМВД России по г.Орлу; рапортом начальник ОИАЗ ОП №2 (по Заводскому району) УМВД России по г.Орлу ФИО3 от 13.11.2021; рапортом УУП ОУУП и ПДН ОП №2 УМВД России по г.Орлу ФИО5; ответом администрации г.Орла оо том, что публичные мероприятия на территории г. Орла 13 и 14 ноября не согласовывались, видеозаписью публичного мероприятия.
Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении составлен в отношении ФИО1 уполномоченным должностным лицом. Указанный протокол соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сведения, необходимые для правильного разрешения дела в нем отражены, событие административного правонарушения должным образом описано, а потому принимается судом в качестве допустимого доказательства по делу.
Позиция ФИО1 о том, что он не осуществлял действий по организации и проведению публичного мероприятия, опровергается представленными в дело доказательствами, в том числе видеозаписью публичного мероприятия, и не свидетельствует об отсутствии в действиях последнего состава вмененного административного правонарушения.
На видеозаписи публичного мероприятия зафиксированы организационно-распорядительные действия ФИО1, который представляется, что является координатором общественной организации «Народный контроль», его действия предопределяют дальнейший ход публичного мероприятия. Согласно видеозаписи, первоначально ФИО1 концентрирует внимание собравшихся граждан на себе, после чего объясняет суть мероприятия, далее предоставляет слово, гражданину, который зачитывает заранее подготовленное письменное обращение к Президенту Российской Федерации.
Из представленной видеозаписи следует, что сотрудник правоохранительных органов обращается именно к ФИО1 относительно проведения публичного мероприятия, ФИО1 поясняет, что будет записываться видеобращение к Президенту Российской Федерации, что при этом не будут использоваться и демонстрироваться никакие плакаты.
Указанные выше доказательства в своей совокупности свидетельствуют о том, что публичное мероприятие проводилось за счет организационно-распорядительных действий ФИО1, который принял на себя функции лидера собравшихся.
С учетом изложенного перечисленные доказательства нахожу допустимыми, достоверными и достаточными, а также соответствующими требованиям статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, позволяющими прийти к выводу о том, что ФИО1 совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований для освобождения от административной ответственности не имеется.
Оснований для прекращения производства по делу, не имеется.
На основании ч. 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение гражданина, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, является нахождении на иждивении ФИО1 двух несовершеннолетних детей.
Обстоятельством, отягчающим административную ответственность является то, что ранее ФИО1 привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных главой 20 КоАП РФ (за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ).
При назначении вида и меры наказания, учитывая фактические обстоятельства дела, личность виновного, наличие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, считаю возможным назначить ФИО1 административное наказание в виде административного штрафа в пределах санкции ч.2 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагая, что данное наказание будет являться соразмерным содеянному, и позволит достигнуть целей наказания, указанных в ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 27.19, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
ФИО1 признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 (тридцать тысяч) рублей.
Указанный штраф не позднее шестидесяти дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу подлежит перечислению на счет (информация скрыта)
В случае неисполнения данной обязанности штраф взыскивается судебным приставом-исполнителем в принудительном порядке, а лицо, добровольно его не уплатившее, подлежит привлечению к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение 10 дней со дня получения копии постановления.
Судья Е.Г. Кальная