Дело № 5-216/18
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
13 апреля 2018 года г. Калининград
Судья Ленинградского районного суда г. Калининграда Кузовлева И.С.,
при секретаре Кулаковой В.А.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении ООО «Транс Гарант» (<данные изъяты>) по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Калининградская областная таможня направила в суд материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Транс Гарант».
Как следует из представленных материалов, 12.10.2017 года ООО «Транс Гарант» в отдел таможенного оформления и таможенного контроля Московского таможенного поста Калининградской областной таможни (<адрес>) подана в электронном виде декларация на товары (далее - ДТ) № 10012040/121017/0031773 для помещения под таможенную процедуру «Свободная таможенная зона» (ИМ78) товаров 3-х наименований, в том числе:
- товар № 2 «перец свежий, без дальнейшей обработки, ботаническое название «CAPSICUM ANNUUM L», для употребления в пищу, урожай 2017 года, упакован в дерев. ящики: перец свежий белый, изготовитель: «VIPIKO» DOOEL, товарный знак: «VIPIKO» DOOEL …. количество: 2840 кг» (гр. 31 ДТ), страна происхождения – Республика Македония (гр. 34 ДТ), заявленный код ТН ВЭД ЕАЭС – 0709601002 (гр. 33 ДТ);
- товар № 3 «помидор свежий, без дальнейшей обработки, ботаническое название «LYCOPERSICUM ESCULENTUM», для употребления в пищу, урожай 2017 года, упакован в дерев. ящики: помидор свежий, изготовитель: «VIPIKO» DOOEL, товарный знак: «VIPIKO» DOOEL…. количество: 10190 кг» (гр. 31 ДТ), страна происхождения – Республика Македония (гр. 34 ДТ), заявленный код ТН ВЭД ЕАЭС – 0702000006 (гр. 33 ДТ).
Товары ввезены на таможенную территорию Таможенного союза в адрес ООО «Транс Гарант» в рамках внешнеторгового контракта № 3008/17 от 30.08.2017, по товаросопроводительным документам: инвойсу № 091/2017 от 06.10.2017, международной товарно-транспортной накладной (СМR) № 911311 от 06.10.2017.
В гр. 44 вышеназванной ДТ декларантом указаны документы, подтверждающие соблюдение установленных в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и РФ запретов и ограничений, а именно:
- для товара № 2 - декларация о соответствии ЕАЭС N RU Д-MK.АЖ23.В.00406 сроком действия с 23.09.2017 по 22.09.2018, в которой указан протокол испытаний № 1231 от 23.09.2017;
- для товара № 3 - декларация о соответствии ЕАЭС N RU Д-MK.АЖ23.В.00405 сроком действия с 23.09.2017 по 22.09.2018, в которой указан протокол испытаний № 1232 от 23.09.2017.
К ДТ приложен сертификат происхождения товара формы А № 0075158 (Республика Македония) от 06.10.2017.
При проверке ДТ с применением системы управления рисками было принято решение о проведении таможенного досмотра и назначении таможенной экспертизы.
В ходе таможенного досмотра выявлено, что товар № 3 представлен двумя производителями: «VIPIKO» DOOEL и DOOEL «Badzo P-T», то есть на часть товара № 3 не предоставлены разрешительные документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
Также выявлены расхождения в сведениях об упаковке: товары №№ 2, 3 упакованы в картонные ящики, тогда как в декларациях о соответствии, сведения о которых указаны в гр. 44 ДТ и в самой ДТ, указана упаковка «деревянные ящики».
Как следует из служебной записки отдела торговых ограничений и экспортного контроля Калининградской областной таможни (ОТО и ЭК) № 26-09/1147 от 20.10.2017, декларируемые по ДТ товары №№ 2,3 попадают под действие Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), «Пищевая продукция в части её маркировки» (ТР ТС 022/2011).
В связи с чем, в ООО «Транс Гарант» запрошена информация в отношении товаров №№ 2, 3, в том числе:
1) разрешительные документы, удостоверяющий соответствие продукции обязательным требованиям ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части её маркировки»;
2) договоры, подтверждающие, что ООО «Транс Гарант» является уполномоченным изготовителем лицом;
3) сведения о ДТ на ввоз образцов;
4) акты отбора проб для проведения испытаний;
5) протокол испытаний.
Декларации на ввоз образцов для целей сертификации, акты отбора проб и образцов, протоколы испытаний, договоры, согласно которым ООО «Транс Гарант» является уполномоченным изготовителем лицом при таможенном декларировании, декларантом предоставлены не были. При этом анализ базы ДТ выявил отсутствие помещения под таможенные процедуры образцов продукции для целей проведения испытаний.
Отсутствие фактов ввоза образцов для целей сертификации, а также непредставление ООО «Транс Гарант» вышеназванных документов, свидетельствует о том, что декларации о соответствии ЕАЭС N RU Д-MK.АЖ23.В.00406 от 23.09.2017 и ЕАЭС N RU Д-MK.АЖ23.В.00405 от 23.09.2017 приняты на основании протоколов испытаний, не относящихся к вышеназванным товарам.
Кроме того, в рамках таможенного контроля в целях установления страны происхождения товаров №№ 2,3 была назначена и проведена таможенная экспертиза.
Согласно заключению таможенного эксперта ЭКС – филиала ЦЭКТУ г. Калининград № 12401003/0036793 от 20.10.2017 представленные пробы товара «Томаты свежие» (товар № 3) определяеются регионом, охватывающим территории Закавказья, в том числе территорию Турции.
На основании результатов экспертизы 20.10.2017 года Калининградской областной таможней принято Решение о стране происхождения товаров и (или) предоставления тарифных преференций № 1012000-25-19/00031, согласно которому заявленные сведения о стране происхождения товара № 3 скорректированы на страну «Турция». В связи с чем, данный товар запрещён к ввозу в РФ.
В связи с изложенным, 20.10.2017 года таможенным органом принято решение об отказе в выпуске товаров №№ 2, 3 по ДТ №10012040/121017/0031773 в соответствии с п. 1 ст. 201 Таможенного кодекса Таможенного союза в связи с несоблюдением условий выпуска товара, предусмотренных п. 1 ст. 195 ТК ТС.
В отношении товара № 3 принято решение о помещении его под таможенную процедуру «Уничтожение». Место нахождения товара № 3 до помещения под указанную таможенную процедуру - СВХ ЗАО «Инмар» (<адрес>).
В отношении товара № 2 Обществом представлена декларация о соответствии ЕАЭС N RU Д-MK.АЖ23.В.00520 от 10.11.2017, товар выпущен в соответствии с таможенной процедурой «свободная таможенная зона» (ИМ78) по ДТ 310012040/101117/0034956.
24.11.2017 года по данному факту в отношении ООО «Транс Гарант» Калининградской областной таможней было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, по окончании административного расследования 20.12.2017 года составлен протокол об административном правонарушении и материалы дела переданы на рассмотрение в Ленинградский районный суд г. Калининграда.
Защитник ООО «Транс Гарант» по доверенности ФИО1 в судебном заседании вину общества в совершении административного правонарушения не признал, поддержав доводы, изложенные в письменном ходатайстве о прекращении производства по делу. Дополнительно пояснил, что как следует из протокола об административном правонарушении, ООО «Транс Гарант» вменено заявление недостоверных сведений и предоставление недействительных документов о стране происхождения товара № 3, а также предоставление недействительных документов о соответствии товаров №№ 2, 3, что является несостоятельным. Ответом Экономической палаты Македонии на адвокатский запрос официально подтверждена достоверность сведений о стране происхождения товара № 3, из чего следует, что сертификат является действительным. Все экспертизы проводились экспертом ФИО2, в отношении которой в следственном отделе находится материал о халатности и превышении должностных полномочий. Она была допрошена в рамках арбитражного дела и не смогла дать конкретных пояснений. Выводы эксперта противоречивые. На данный момент в Арбитражном суде Калининградской области рассматриваются два дела о признании незаконным решения об отказе в выпуске товаров и об обжаловании решения о стране происхождения товаров. Ссылка на Положение о порядке ввоза на таможенную территорию таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, является несостоятельной, поскольку проб и образцов обществом не ввозилось. В материалах дела содержится не полный пакет документов, предоставленный обществом при декларировании товара. Производство по делу об административном правонарушении просил прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
Выслушав пояснения защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, изучив материалы дела, судья приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
На основании п. 1 ст. 179 ТК ТС, действовавшего на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС.
Согласно п. 2 ст. 179 ТК ТС таможенное декларирование товаров производиться декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.
В силу п. 3 ст. 179 ТК ТС таможенное декларирование производиться в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
Согласно ст. 188 ТК ТС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений (что следует из пп. 5 п. 1 ст. 183 ТК ТС).
Согласно ст. 205 ТК ТС обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру возлагается на декларанта.
Согласно ст. 189 ТК ТС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств – членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных ст. 188 ТК ТС, а так же за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации.
Согласно п. 1 ст. 152 ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено ТК ТС, международными договорами государств – членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств – членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств – членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
На основании п. 3 ст. 101 Договора о Евразийском экономическом союзе, который заключен в г. Москве 29.05.2014 (далее - Договор), к запретам и ограничениям относятся применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования (в том числе вводимые исходя из общих исключений, защиты внешнего финансового положения и обеспечения равновесия платежного баланса в одностороннем порядке), меры технического регулирования, меры экспортного контроля и меры в отношении продукции военного назначения, а также санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры и радиационные требования. При этом к мерам нетарифного регулирования, в том числе вводимым исходя из общих исключений, защиты внешнего финансового положения и обеспечения равновесия платежного баланса в одностороннем порядке, относятся меры, определенные статьями 46 и 47 Договора.
В соответствии с п.п. 1 и 5 п. 1 ст. 46 Договора в торговле с третьими странами евразийским экономическим союзом применяются, в том числе и следующие единые меры нетарифного регулирования: запрет ввоза и (или) вывоза товаров и разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров.
Согласно ст. 47 Договора государства – члены Евразийского экономического союза, в торговле с третьими странами могут в одностороннем порядке вводить и применять меры нетарифного регулирования.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 1296 от 30.11.2015, изданным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28.11.2015 № 583 «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики», с 1 января 2016 г. запрещены к ввозу в Российскую Федерацию «Томаты, свежие или охлажденные», код ТН ВЭД ЕАЭС 070200, страной происхождения которых являются Турецкая Республика.
Согласно ч. 1 ст. 6 и ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей и устанавливают минимально необходимые требования безопасности. Описание объектов технического регулирования, правила их идентификации, правила и формы их оценки соответствия и требования к упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения содержатся в технических регламентах (ч. 3 ст. 7).
Согласно ст. 29 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия.
Согласно ст. 53 Договора от 29.05.2014 «О Евразийском экономическом союзе» продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент Союза (технические регламенты Союза), выпускается в обращение на территории Союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленные техническим регламентом Союза (техническими регламентами Союза).
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 294 утверждено Положение о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза (далее - Положение).
В соответствие с указанным Положением к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая включена в том числе в перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС).
Указанным Положением предусмотрен порядок ввоза товаров в качестве проб и образцов для проведения исследований и испытаний без представления сведений о документах, удостоверяющих соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям при условии представления в таможенный орган копии договора с аккредитованным органом по сертификации (аккредитованной испытательной лабораторией (центром)), находящимся на территории государства-члена, на которой осуществляется таможенное декларирование товаров, или письма такого аккредитованного органа по сертификации (аккредитованной испытательной лаборатории (центра)), подтверждающих необходимое для этих целей количество (вес и объем) ввезенных товаров.
Как следует из примечания 2 к ст. 16.1 КоАП РФ, под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам и иные документы, не имеющие юридической силы.
По мнению таможенного органа, в нарушение указанных требований законодательства общество при таможенном декларировании заявило недостоверные сведения и представило недействительные документы о стране происхождения товара № 3 и заявило недостоверные сведения и представило недействительные документы о соответствии товаров №№ 2, 3 требованиям, установленным техническим регламентом ЕАЭС, что послужило основанием для несоблюдения запретов и ограничений, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и Российской Федерации, тем самым, совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.
В основу вывода таможенного органа о заявлении декларантом недостоверных сведений о стране происхождения товара № 3 положены сведения, содержащиеся в заключении таможенного эксперта ЭКС – филиала ЦЭКТУ г. Калининград ФИО2 № 12401003/0036793 от 20.10.2017, которые опровергаются ответом Экономической палаты Македонии от 22.03.2018, свидетельствующим о том, что сертификат происхождения формы А № 0075158 выдан Экономической палатой Македонии и является действительным.
Кроме того, судьей принимается во внимание заключение судебного эксперта нормативной экспертизы, технического эксперта Федеральной службы «Росаккредитация», старшего эксперта ООО «Экспертиза Консалтинг Оценка Соответствия» ФИО3 № 260/2018 от 21.02.2018, свидетельствующее об отсутствии в заключении таможенного эксперта № 12401003/0036793 от 20.10.2017 необходимых данных, не применении обязательных методологических подходов, наличии очевидных упущений и противоречий, вследствие чего итоговый вывод таможенного эксперта об определении региона происхождения (произрастания) исследуемых образцов исключается самим исследованием и картографическим анализом с учетом примененных таможенным экспертом источников, что повлекло ошибочность такого вывода и порочность заключения таможенного эксперта в целом.
Указанные выводы эксперта последовательны, непротиворечивы, заключение изготовлено по результатам экспертизы, проведенной экспертом, имеющим наиболее высокую квалификацию в данной области, с применением значительного количества методов исследований.
Аналогичное заключение таможенного эксперта ФИО2 о происхождении (произрастании) томатов, ввозимых из Республики Македонии, в Турции ранее являлось предметом рассмотрения Арбитражного суда Калининградской области в рамках дела № и судом соответствующее решение Калининградской областной таможни о стране происхождения товаров было признано недействительным.
Ввиду несостоятельности выводов, содержащихся в заключении таможенного эксперта и наличия официального подтверждения Экономической палаты Македонии выдачи сертификата соответствия на товары, а также учитывая, что отбор проб и образцов осуществлялся при ввозе товаров до подачи ДТ № 10012040/121017/0031773 аккредитованным органом по сертификации (ссылка на протоколы испытаний имеется в протоколе об административном правонарушении, соответствующие данные применительно к декларациям соответствия внесены в официальный реестр Федеральной службы по аккредитации и являются общедоступными), довод таможенного органа о нарушении ООО «Транс Гарант» Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, представляется ошибочным и опровергается материалами дела об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является одним из обстоятельств, при наличии которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
Таким образом, судья приходит к выводу о том, что в действиях ООО «Транс Гарант» отсутствует объективная сторона состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, что в силу п. 1 ч. 1 ст. 24.5 указанного кодекса является основанием для прекращения производства по делу за отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 24.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Транс Гарант» прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием события административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья И.С. Кузовлева