ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-216/18 от 28.09.2018 Лужского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 5-216/2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Луга Ленинградской области 28 сентября 2018 года

Судья Лужского городского суда Ленинградской области Е.Д.Минаева,

с участием:

защитника юридического лица, привлекаемого к административной ответственности Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ленинградской области «Лужская межрайонная больница», Благулькиной М.С., действующей на основании доверенности № от 24 сентября 2018 года,

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 6.16 КоАП РФ, в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ленинградской области «Лужская межрайонная больница», расположенного по адресу: <адрес>

У С Т А Н О В И Л:

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ленинградской области «Лужская межрайонная больница» нарушило правила производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и включенных в список I и таблицу I списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, либо непредставление в государственный орган предусмотренной законом отчетности о деятельности, связанной с их оборотом, несвоевременное представление такой отчетности или представление такой отчетности в неполном объеме или в искаженном виде.

Правонарушение ГБУЗ ЛО «Лужская межрайонная больница» совершено при следующих обстоятельствах:

C ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по месту осуществления лицензируемого вида деятельности: <адрес>,ГБУЗ ЛО «Лужская МБ» уничтожило наркотические средства дальнейшее использование которых в медицинской практике признано нецелесообразным с нарушением порядка уничтожения наркотических средств и психотропных веществ, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 г. N 647 и инструкцией по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, входящих в Списки II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, дальнейшее использование которых в медицинской практике признано нецелесообразным утвержденную приказом Минздрава РФ от 28.03.2003 N 127.

Акты уничтожения наркотических средств и психотропных веществ дальнейшее использование которых в медицинской практике признано нецелесообразным, составленные ГБУЗ ЛО «Лужская МБ», не содержат необходимой информации, а именно: в акте отсутствуют дата и место составления акта, отсутствует основание для уничтожения, отсутствуют дозировки уничтоженного наркотического средства и количество уничтоженного наркотического средства; в акте от ДД.ММ.ГГГГ. отсутствует место составления акта, отсутствует дозировка уничтоженного наркотического средства и количество уничтоженного наркотического средства; в акте от ДД.ММ.ГГГГ. отсутствует место составления акта и количество уничтоженного наркотического средства).

п.9 Постановления Правительства РФ от 18.06.1999 N 647 установлено, что «составляется акт, в котором указываются: дата и место составления акта; место работы, должность, фамилия, имя, отчество лиц, принимающих участие в уничтожении; основания для уничтожения; сведения о наименовании и количестве уничтожаемого наркотического средства, психотропного вещества и его прекурсоров, а также о таре или об упаковке, в которой они хранились; способ уничтожения», п.2.4 Приказа Минздрава РФ от 28.03.2003 N 127 установлено, что «при уничтожении наркотических средств и психотропных веществ комиссией составляется акт, в котором указываются: дата и место составления акта; место работы, должность, фамилия, имя, отчество лиц, принимающих участие в уничтожении; основание для уничтожения; сведения о наименовании (с указанием вида лекарственной формы, дозировки, единицы измерения, серии) и количестве уничтожаемого наркотического средства, психотропного вещества, а также о таре или об упаковке, в которой они хранились; способ уничтожения».

В акте акте от ДД.ММ.ГГГГ., акте от ДД.ММ.ГГГГ. уничтожения наркотических средств и психотропных веществ дальнейшее использование которых в медицинской практике признано нецелесообразным отражено, что уничтожение трансдермальных терапевтических систем «Фендивия» (Международное непатентованное название: Фентанил, согласно Постановлению Правительства РФ от 30.06.1998 N 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» отнесён к списку наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, список II) произведено путем разрезания, погружения в воду в соотношении 1:100 и сливом образующегося раствора в канализацию, в нарушение п. 2.3 инструкции по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, входящих в Списки II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, дальнейшее использование которых в медицинской практике признано нецелесообразным утвержденной приказом Минздрава РФ от 28.03.2003 N 127 в которой указано, что «твердые лекарственные формы, содержащие нерастворимые в воде фармацевтические субстанции наркотических средств и психотропных веществ, мягкие лекарственные формы, трансдермальные лекарственные формы уничтожаются путем сжигания».

ГБУЗ ЛО «Лужская МБ» издало приказы о списании наркотических средств и психотропных веществ и последующем их уничтожении, не содержащие необходимой информации: в приказе от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют дозировки наркотического средства, отсутствует вес брутто, отсутствует место и способ уничтожения; в приказе от ДД.ММ.ГГГГ. отсутствует вес брутто наркотического средства, отсутствует место и способ уничтожения). ГБУЗ ЛО «Лужская МБ» нарушает п. 1.7 инструкции по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, входящих в Списки II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, дальнейшее использование которых в медицинской практике признано нецелесообразным утвержденной приказом Минздрава РФ от 28.03.2003 N 127 в котором указано, что «издается приказ о списании наркотических средств и психотропных веществ и последующем их уничтожении, в котором указываются: название наркотических средств и психотропных веществ, с указанием их лекарственных форм, дозировок, фасовок и номеров серий; вес нетто и брутто наркотических средств и психотропных веществ, подлежащих списанию и уничтожению (для наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, - вес брутто); причины списания и уничтожения; лицо, ответственное за списание и уничтожение; место и способ уничтожения; дата и номер договора (в случае передачи наркотических средств и психотропных веществ на уничтожение предприятиям и учреждениям, указанным в пункте 1.5 настоящей Инструкции)».

ГБУЗ ЛО «Лужская МБ» нарушило правила ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. N 644.

ГБУЗ ЛО «Лужская МБ» по адресу осуществления деятельности: <адрес> приняло от родственников умерших больных неиспользованные наркотические средства (записи в журнале учета неиспользованных наркотических лекарственных средств и рецептов для их выписывания запись от ДД.ММ.ГГГГ.; запись от ДД.ММ.ГГГГ; запись от ДД.ММ.ГГГГ; запись от ДД.ММ.ГГГГ ) и уничтожило их (акты ; от ДД.ММ.ГГГГ.; от ДД.ММ.ГГГГ уничтожения наркотических средств и психотропных веществ дальнейшее использование которых в медицинской практике признано нецелесообразным) не отразив приходные и расходные операции в журнале регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, у больницы по данному месту осуществления деятельности отсутствует журнал регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ по форме установленной Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 N 644.

ГБУЗ ЛО «Лужская МБ» нарушило с п.5 Приказа Минздрава России от 15.01.2016 N 23н «Об утверждении порядка приема неиспользованных наркотических средств от родственников умерших больных», и п.3 правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 N 644, в котором указано, что «юридические лица, а также их подразделения, осуществляющие виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, обязаны вести журналы регистрации по форме согласно приложению N 1 на бумажном носителе или в электронной форме» и п.5 правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, в котором указано, что «при осуществлении видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, любые операции, в результате которых изменяются количество и состояние наркотических средств и психотропных веществ, подлежат занесению в журнал регистрации».

ДД.ММ.ГГГГ в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ленинградской области «Лужская межрайонная больница» главным государственным инспектором отдела лицензирования и лицензионного контроля Территориального органа Росздравнадзора по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области Б.Е.В. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе составления прокола об административном правонарушении законный представитель юридического лица факты нарушений требований законодательства при осуществлении оборота наркотических средств признал полностью.

В судебном заседании защитник юридического лица, не оспаривая фактических обстоятельств дела, квалификацию деяния и виновность юридического лица, не ставя вопросов о признании доказательств недопустимыми, просит снизить размер административного штрафа ниже низшего предела и ходатайствовала о применении к обществу п.3.2 и п.3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и включенных в список I и таблицу I списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, либо непредставление в государственный орган предусмотренной законом отчетности о деятельности, связанной с их оборотом, несвоевременное представление такой отчетности или представление такой отчетности в неполном объеме или в искаженном виде.

Как усматривается из материалов дела, на основании: приказа Территориального органа Росздравнадзора по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ.; приказа Территориального органа Росздравнадзора по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ г. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена плановая проверка соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья; соблюдения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; контроля качества и безопасности медицинской деятельности путём проведения проверок организации и осуществления осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности; за обращением медицинских изделий; лицензионному контролю медицинской деятельности; в сфере обращения лекарственных средств; лицензионному контролю деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растенийГБУЗ ЛО «Лужская МБ» по местам осуществления лицензируемого вида деятельности: <адрес>, помещение , помещение ; <адрес>, помещение помещение №7

Факт совершения административного правонарушения и виновность ГБУЗ ЛО «Лужская МБ» подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; приказом о проведении плановой выездной проверки; актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, предписанием об устранении выявленных нарушений.

Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, у суда оснований не имеется, в связи с чем они являются допустимыми доказательствами, совокупность которых является достаточной для установления вины Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ленинградской области «Лужская межрайонная больница», в совершении инкриминируемого ему деяния.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Ленинградской области «Лужская межрайонная больница», приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства в области оборота наркотических средств.

Судом установлено, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у ГБУЗ Ленинградской области «Лужская межрайонная больница», имелась, доказательства принятия Обществом всех зависящих от него мер по соблюдению названных выше требований Обществом не представлены. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях Общества.

При таких обстоятельствах, действия ГБУЗ Ленинградской области «Лужская межрайонная больница» суд квалифицирует по ч. 1 ст. 6.16 КоАП РФ.

Допущенное нарушение правил оборота наркотических средств создает существенную угрозу охраняемых законом правоотношений, относится к категории нарушений, посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, общественную нравственность. Совершенное правонарушение по своему составу является формальным и не требует наступления вредных последствий. Правонарушения в сфере оборота наркотических средств не могут быть отнесены к малозначительным.

При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, причины совершения административного правонарушения, а также обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Признание своей вины, суд признает обстоятельством, смягчающим административную ответственность юридического лица.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность юридического лица, в соответствии с ч.1 ст. 4.3. КоАП РФ, судом не установлено.

Оценив всю совокупность установленных по делу обстоятельств, в соответствии с требованиями ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд с учетом установленных обстоятельств по делу, характера и количества выявленных нарушений, считает необходимым назначить юридическому лицу административное наказание в виде административного штрафа.

Вместе с тем полагаю, что имеются основания для уменьшения размера административного штрафа.

В соответствии с пп. 3.2 - 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий дело об административных правонарушениях, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса.

Меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, обеспечивая баланс основных прав лица и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений.

Согласно ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, определенных законом, устанавливающим ответственность за данное административное правонарушение.

Вместе с тем для индивидуализации административной ответственности и для обеспечения справедливого и соразмерного административного наказания необходимо учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности лица, его имущественное и финансовое положение.

Принимая во внимание отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, учитывая характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины, наличие смягчающих обстоятельств, полагаю возможным назначить административный штраф до 100 000 рублей, ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, -

П О С Т А Н О В И Л :

Признать юридическое лицо Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ленинградской области «Лужская межрайонная больница», расположенное по адресу: <адрес>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей (сто тысяч рублей).

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ. Реквизиты перечисления административного штрафа: в Северо- Западное ГУ Банка России по г. Санкт-Петербургу, КПП 783801001, ИНН 7838345165 УФК по г. Санкт-Петербургу (Территориальный орган Росздравнадзора по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области), номер счета получателя 40101810200000010001, код бюджетной классификации 06011690020026000140, БИК 044030001.

Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд в течение десяти суток со дня его вынесения или получения копии постановления.

Судья Е.Д. Минаева