ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-216/2016 от 18.02.2016 Вологодского городского суда (Вологодская область)

КОПИЯ

Дело № 5-216/2016

Протокол .

Постановление

город Вологда 18 февраля 2016 года

Судья Вологодского городского суда Вологодской области Зайцева М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении закрытого акционерного общества «ВологдаГражданСтрой», ИНН <***>, ОГРН <***>, зарегистрированного по адресу: г. Вологда, <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

ЗАО «ВологдаГражданСтрой» обвиняется в правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ, совершенном при следующих обстоятельствах:

ДД.ММ.ГГГГ в Комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области поступила информация от АУК ВО «Вологдареставрация» о нарушении режима использования земель в границах зоны археологического наблюдения А-2, утвержденных Постановлением Правительства области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории города Вологды, градостроительных регламентов и режимов использования земель в пределах указанных границ», при выполнении земляных работ, связанных с устройством коммуникаций на участке проезжей части напротив <адрес> Согласно информации на участке вырыт котлован размерами 2x2 м, глубиной 1,8 м. В стенках котлована читается не потревоженный культурный слой мощностью до 0,5 м, залегающий под археологическим балластом. В отвалах найдены керамика, которую предварительно можно датировать эпохой раннего Нового времени, кости животных.

В целях установления лиц, причастных к проведению земляных работ на указанном участке в Администрацию города Вологды был направлен запрос о наличии или отсутствии разрешения. Администрация города Вологды в ответ на запрос направила копию разрешения на проведение земляных работ , выданного ЗАО «ВологдаГражданСтрой» (директор ФИО1).

Согласно режиму зоны археологического наблюдения запрещенным видом использования является проведения земляных работ без сопутствующего археологического сопровождения (надзора).

Работы по археологическому наблюдению при проведении земляных работ на участке проезжей части напротив <адрес> не проводились. В связи с чем в отношении ЗАО «ВологдаГражданСтрой» возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ

В судебном заседании представитель Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области по доверенности ФИО4 протокол об административном правонарушении поддержала, просила признать ЗАО «ВологдаГражданСтрой» виновным в правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель ЗАО «ВологдаГражданСтрой» по доверенности ФИО5 представила объяснения, в которых просит прекратить производство по делу, поскольку вина ЗАО «ВологдаГражданСтрой» не доказана, доказательств, что работы проводились не в соответствии с проектом и разрешением не представлено.

Судья, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит производство по делу подлежащим прекращению по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия.

Санкция данной нормы предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

На основании п. 1 ст. 2 Федерального закона N 73-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

Охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Согласно п.7 ст. 45.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, археологические наблюдения - проведение научных исследований объектов археологического наследия на поврежденных участках территорий объектов археологического наследия в целях выявления на них археологических предметов и сохранившихся участков культурного слоя и (или) исследуемых методами археологических раскопок конструктивных составляющих объектов археологического наследия.

Постановлением Правительства области от 28.12.2009 года № 2087 утверждены границы зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории города Вологды, градостроительные регламенты и режимы использования земель в пределах указанных границ.

Согласно режиму зоны археологического наблюдения А-2 запрещенным видом использования является проведения земляных работ без сопутствующего археологического сопровождения (надзора).

Решением Вологодской городской Думы от 26.06.2009 N 72 (ред. от 24.12.2015) утверждены Правила землепользования и застройки города Вологды, согласно которым (п.8), использование территорий объектов культурного наследия и их зон охраны на территории муниципального образования "Город Вологда" регламентируется постановлением Правительства Вологодской области N 2087 от 28.12.2009 (далее - постановление Правительства Вологодской области от 30.04.2010 N 500) "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории г. Вологды, градостроительных регламентов и режимов использования земель в пределах указанных границ".

В пределах границ зон охраны объектов культурного наследия действуют ограничения, установленные постановлением Правительства Вологодской области, при этом выбор вида разрешенного использования земельного участка и определение предельных параметров использования земельных участков и объектов капитального строительства в части, не противоречащей указанному постановлению Правительства Вологодской области, принимаются в соответствии с градостроительным регламентом соответствующей территориальной зоны, установленным настоящими Правилами.

По отношению к градостроительным регламентам, установленным для территориальных зон в настоящих Правилах, регламенты и режимы использования зон охраны и территорий объектов культурного наследия являются приоритетными. Градостроительные регламенты, установленные для территориальных зон в настоящих Правилах, действуют в части, не противоречащей регламентам и режимам использования, установленным для зон охраны и территорий объектов культурного наследия.

Земельные участки, на которых находятся объекты, не являющиеся памятниками истории и культуры, но расположенные в границах зон охраны памятников истории и культуры, используются в соответствии с градостроительными регламентами, установленными с учетом требований охраны памятников истории и культуры.

Границами зон охраны объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию, за пределами которой осуществление градостроительной, хозяйственной и иной деятельности не оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на сохранность данного объекта культурного наследия в его исторической среде. Границы зон охраны объекта культурного наследия могут не совпадать с границами территориальных зон и границами земельных участков.

Археологические исследования при всех видах земляных работ в пределах зон охраны культурного слоя вынесены в отдельные зоны, которые дополнительно накладываются на режимы использования в границах зон охраны.

В зоне археологического наблюдения ведется археологическое сопровождение строительных работ в зонах со значительными нарушениями культурного слоя, не позволяющими заложения раскопов широкой площадью. В случае обнаружения сохранных участков культурного слоя режим работ меняется на режим раскопок.

Их материалов дела следует и судьей установлено, что на основании разрешения на производство земляных работ , выданного Департаментов градостроительства и инфраструктуры Администрации города Вологды, ЗАО «Вологдагражданстрой» разрешено производство работ по прокладке водопровода ГНБ, устройству колодца открытым способом в районе <адрес><адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из протокола об административном правонарушении участок проезжей части напротив <адрес> находится в зоне археологического наблюдения А-2.

Вместе с тем материалами дела об административном правонарушении данный факт не подтверждается. Свои доводы о совершении ЗАО «Вологдагражданстрой» правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ Комитет обосновывает тем, что в ходе производства земляных работ были обнаружены непотревоженный культурный слой мощностью до 0,5 м, наличие керамики, которую предварительно можно датировать эпохой раннего Нового времени и костей животных.

Кроме того, как следует из представленных в дело материалов на производство указанных в разрешении работ ЗАО «Вологдагражданстрой» получено разрешение, в том числе и Департамента по охране объектов культурного наследия <адрес>, в котором отсутствует какое- либо указание на охранную зону А-2.

Статьёй 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закреплена презумпция невиновности в отношении лица, которое привлекается к административной ответственности, поэтому в силу части 3 названной выше правовой нормы бремя доказывания возлагается на административный орган, в том числе по представлению доказательств, свидетельствующих о событии правонарушения и вине привлекаемого к административной ответственности лица в его совершении.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии со статьёй 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Таким образом, суду не представлено достаточных доказательств, подтверждающих, что работы проводились охранной зоне А-2 и не в соответствии с проектом и разрешением.

Принимая во внимание данные обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях ЗАО «ВологдаГражданСтрой» состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ч.1 ст.7.13, ст.29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении закрытого акционерного общества ЗАО «ВологдаГражданСтрой», прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение 10 дней со дня его получения.

Судья М.В. Зайцева.

"КОПИЯ ВЕРНА" Подпись судьи М.В. Зайцева Секретарь_____________________________ _______________________ (Инициалы, фамилия) "_____" ___________________201___ г.