№ 5-2171/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
«4» декабря 2018 г. г. Таганрог Ростовской области
Судья Таганрогского городского суда Ростовской области Фатыхова Е.М., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.21 КоАП РФ в отношении:
- индивидуального предпринимателя ФИО1, <данные изъяты>
у с т а н о в и л:
Из материалов дела следует, что <дата> старшим уполномоченным по ОВД ОАР Таганрогской таможни ФИО2 был составлен протокол об административном правонарушении № по ст. 16.21 КоАП России в отношении ИП ФИО1
<дата> на основании статьи 330 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) и на основании предписания начальника Таганрогской таможни от <дата>№ на проведение таможенного осмотра помещений и территорий, должностными лицами Таганрогской таможни: заместителем начальника отдела таможенного контроля после выпуска товаров таможни ФИО3, оперуполномоченным по ОВД оперативно-розыскного отдела таможни ФИО4 и старшим уполномоченным по ОВД ОАР таможни ФИО5, а также старшего государственного инспектора Россельхознадзора ФИО6 и помощника Таганрогского транспортного прокурора Р.В. Маштакова был произведен таможенный осмотр помещений и территорий, расположенных по адресу: <адрес> ОАО «Центральный рынок», торговое место №
В ходе проведения таможенного осмотра помещений и территорий (акт проведение таможенного осмотра помещений и территорий от <дата>№ у ИП ФИО1 среди реализуемой мясной продукции и колбасных изделий, была обнаружена колбаса «SALAME NAPOLI», изготовитель Испания, колбаса «SALAME MILANO» Италия, общим весом 4,260 кг, код ТН ВЭД ЕАЭС 160100, сведения о дате изготовления и сроках хранения отсутствовали. Документы, подтверждающие качество обнаруженных колбасных изделий, весом 4,026 кг у ИП ФИО1 отсутствовали.
<дата> товар, колбаса «SALAME NAPOLI», производитель Испания и колбаса «SALAME MILANO», производитель Италия, общим весом 4,260 кг был изъят должностным лицом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия (акт (протокол) № о факте изъятия запрещенных к ввозу продукции от <дата>).
<дата> товар, колбаса «SALAME NAPOLI», производитель Испания и колбаса «SALAME MILANO», производитель Италия, общим весом 4,260 кг был уничтожен должностным лицом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия в крематоре путем сжигания до зольного остатка (акт (протокол) № об уничтожении запрещенной к ввозу продукции от <дата>).
<дата> заместителем Таганрогского транспортного прокурора младшим советником юстиции Кураковым А.А. было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ИП ФИО1 по ст. 16.21 КоАП РФ.
Представитель административного органа ФТС ЮТУ Таганрогская таможня ФИО7, действующий на основании доверенности № от 18.01.2018г. и помощник Таганрогского транспортного прокурора Маштаков Р.В., представивший удостоверение ТО № указали на доказанность вины и отсутствие процессуальных нарушений.
В судебном заседании привлекаемое лицо ИП ФИО1 вину признала.
Диспозицией ст. 16.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование товарами, которые незаконно перемещены через таможенную границу ЕАЭС и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены установленные международными договорами государств - членов ЕАЭС, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запреты и ограничения, либо товарами, выпущенными, в том числе условно, в соответствии с таможенной процедурой, пользование которыми, передача которых во владение или в пользование либо распоряжение которыми иными способами допущены в нарушение установленных запретов и (или) ограничений, а также приобретение, хранение либо транспортировка таких товаров.
Согласно п. 1 ст. 1 ТК ЕАЭС таможенное регулирование в Евразийском экономическом союзе (далее - Союз) осуществляется единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их убытием с таможенной территории Союза, временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском, иных таможенных операций, порядка уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и проведения таможенного контроля, а также регламентацию властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами.
Статьей 7 ТК ЕАЭС установлено, что товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений. Соблюдение мер нетарифного регулирования, в том числе вводимых в одностороннем порядке, и мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Комиссией или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о Союзе, а мер экспортного контроля, в том числе мер в отношении продукции военного назначения, - в случаях и порядке, установленных в соответствии с законодательством государств-членов, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер. Соблюдение санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер и радиационных требований подтверждается по результатам осуществления санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, карантинного фитосанитарного, радиационного контроля (надзора) в порядке, установленном Договором о Союзе и принятыми в соответствии с ним актами Комиссии, и (или) в порядке, установленном законодательством государств-членов.
Согласно ст. 12 ТК ЕАЭС прибывшие на таможенную территорию Союза товары, которые в соответствии с установленными запретами и ограничениями не подлежат ввозу на таможенную территорию Союза, должны быть незамедлительно вывезены с таможенной территории Союза без их выгрузки из транспортного средства международной перевозки, за исключением их перегрузки на другое транспортное средство международной перевозки в целях такого вывоза, если иное не установлено ТК ЕАЭС, международными договорами государств-членов с третьей стороной и (или) законодательством государств-членов.
В соответствии с п. 1 ст. 13 ТК ЕАЭС предусмотрено, что владение, пользование и (или) распоряжение товарами, ввозимыми на таможенную территорию Союза, после пересечения таможенной границы Союза и до их выпуска таможенным органом осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены главой 2 ТК ЕАЭС, главами 14 и 16 ТК ЕАЭС, а в отношении отдельных категорий товаров - также главами 37 - 43 ТК ЕАЭС.
В соответствии с п. 10 ст. 2 ТК ЕАЭС запреты и ограничения применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
Согласно положениям ст. 2, ст. 3 Федерального закона «О специальных экономических мерах» от 30.12.2006 № 281-ФЗ (далее - Закон) для обеспечения интересов и безопасности Российской Федерации и (или) устранения или минимизации угрозы нарушений прав и свобод ее граждан могут применяться - специальные экономические меры. Указанные меры обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также для находящихся под юрисдикцией Российской Федерации организаций и физических лиц.
Согласно указу Президента Российской Федерации № 560 от 06.08.2014 «О применении отдельных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» органам государственной власти Российской Федерации, федеральным государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности исходить из того, что в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Указа запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.
Согласно Перечню сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются США, страны ЕС, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн и которые по 31.12.2018 запрещены к ввозу в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 № 778 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560, от 24.06.2015 № 320, от 29.06.2016 № 305 и от 30.06.2017 № 293» (далее - Перечень сельскохозяйственной продукции) товар, колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови; готовые пищевые продукты, изготовленные на их основе (код ТН ВЭД ЕАЭС 160100) запрещен к ввозу в РФ.
Факт наличия на территории РФ товара, запрещенного к ввозу, свидетельствует о незаконности его ввоза.
Место совершения правонарушения: <...>, центральный продовольственный рынок г. Таганрога (ОАО «Центральный рынок») - место хранения и реализации продукции.
Дата совершения правонарушения <дата>.
Таким образом, ИП ФИО1 совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.21 КоАП России, выразившееся в приобретении и реализации товарами, колбаса «SALAME NAPOLI», производитель Испания и колбаса «SALAME MILANO», производитель Италия, общим весом 4,260 кг, в отношении которых не соблюдены запреты, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Данные обстоятельства подтверждаются:
1. Копией акта таможенного осмотра помещений и территорий от <дата>№
2. Копией акта (протокол) № о факте изъятия запрещенной к ввозу продукции от <дата>.
3. Копией акта (протокол) № об уничтожении запрещенной к ввозу продукции от <дата>.
4. Объяснением ИП ФИО1 от <дата>.
5. Протоколом опроса заместителя начальника ОТКПВТ таможни ФИО3 от <дата>, из которого следует, что ОТКПВТ таможни <дата> в соответствии с предписанием на проведение таможенного осмотра помещений и территорий и на основании ст. 330 ТК ЕАЭС был произведен таможенный осмотр помещений и территорий, расположенных по адресу: <адрес> ОАО «Центральный рынок», торговые места № В ходе проведения таможенного осмотра помещений и территорий (акт проведение таможенного осмотра помещений и территорий от <дата>№ у ИП ФИО1 среди реализуемой продукции было обнаружено 4,260 кг колбасных изделий, страна происхождения Италия и Испания, код №. Документы, подтверждающие качество обнаруженных колбасных изделий, у ИП ФИО1 отсутствовали.
6. Заключением эксперта от <дата>№, из которого следует, что товар, колбаса «SALAME NAPOLI», производитель Испания, колбаса «SALAME MILANO», производитель Италия включен в Перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденный постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 № 778 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560, от 24.06.2015 № 320, от 29.06.2016 № 305 и от 30.06.2017 № 293 и от 12.07.2018 №420 и запрещен к ввозу на территорию Российской Федерации и рыночной стоимости на территории Российской Федерации по состоянию на 09.02.2018 не имеет.
Данные обстоятельства подтверждают факт совершения ИП ФИО1 административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.21 КоАП России.
Предметом административного правонарушения по делу об административном правонарушении № является товар, колбаса «SALAME NAPOLI», изготовитель Испания и колбаса «SALAME MILANO» Италия, общим весом 4,260 кг. Страной происхождения данной продукции согласно информации на упаковке являлись Италия и Испания. Указанные товары классифицировались в субпозиции 1601 00 ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с Постановлениям Правительства РФ от 07.08.2014 №778 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 06.08.2014 №560, от 24.06.2015 №320, от 29.06.2016 №305 и от 30.06.2017 №293», Федеральным законом от 02.01.2000 №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» и Постановления Правительства РФ от 27.12.1996 №1575 «Об утверждении правил, обеспечивающих наличие на продуктах питания, ввозимых в Российскую Федерацию, информации на русском языке», колбасные и мясные изделия, производства Украина, являющиеся предметом административного правонарушения по делу об АП №, запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации, не отвечают требованиям, предъявляемым к реализации на территории РФ, не могут быть реализованы на территории Российской Федерации, и рыночной стоимости на 09.02.2018 не имеют.
Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.21 КоАП РФ, являются отношения в области таможенного дела.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.21 КоАП России, выражается в пользовании товарами, которые незаконно перемещены через таможенную границу ЕАЭС и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены установленные международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запреты и ограничения, либо товарами, выпущенными, в том числе условно, в соответствии с таможенной процедурой, пользование которыми, передача которых во владение или в пользование либо распоряжение которыми иными способами допущены в нарушение установленных запретов и (или) ограничений, а также за приобретение, хранение либо транспортировку таких товаров.
Из материалов дела следует, что у ИП ФИО1 выявлена запрещенная к ввозу на территорию России продукция, в отношении которой Россией приняты специальные экономические меры и установлены запреты, что является нарушением Федерального закона от 30.12.2006 №281-ФЗ «О специальных экономических мерах», постановления Правительства РФ от 07.08.2014 №778 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 06.08.2014 №560, от 24.06.2015 №320, от 29.06.2016 №305 и от 30.06.2017 №293» и образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.21 КоАП РФ.
Субъектом ответственности за приобретение, пользование и хранение товаров, которые незаконно перемещены через таможенную границу ЕАЭС и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены установленные международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запреты и ограничения в рассматриваемом случае является ИП ФИО1
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ под административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за совершение которого КоАП РФ установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП России лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ выяснению по делу об АП подлежит, в том числе, и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ч. 2 ст. 2.2 КоАП России административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
В рассматриваемом случае, из показаний ИП ФИО1 следует, что мясные и колбасные изделия ИП ФИО1 приобрела у подошедших к ней незнакомых людей, которые пообещали в конце дня подвезти документы, подтверждающие качество и законность ввоза продукции на территорию Российской Федерации. Однако документы не поднесли. О том, что товар ввезен на таможенную территорию ЕАЭС незаконно, ИП ФИО1 не знала. О том, что колбасы и аналогичные продукты из мяса, страной происхождения которых является Испания и Италия, входящие в перечень товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 № 778 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. №560, от 24 июня 2015 г. №320, от 29 июня 2016 г. №305 и от 30 июня 2017 г. №293», запрещены к ввозу в РФ, ИП ФИО1 не знала.
Обязанность лица выполнить обязанности в сфере таможенных правоотношений следует из общеправового принципа, закрепленного в ст.15 Конституции Российской Федерации, согласно которому любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, т.е. соблюсти степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Таким образом, ИП ФИО1 не предвидела возможность наступления вредных последствий своего действия, хотя могла и должна была предвидеть, и тем самым совершила правонарушение по ст. 16.21 КоАП РФ по неосторожности.
Материалами дела установлен не только факт административного правонарушения, но и вина ИП ФИО1 в его совершении.
Согласно программному средству АИС Правоохрана - КПС «Административные правонарушения» ИП ФИО1 привлеченной к административной ответственности за нарушение таможенного законодательства, ответственность за которое предусмотрена ст.16.21 КоАП РФ не значится.
В соответствии с частями 2, 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении наказания учитывается имущественное и финансовое положение физических и юридических лиц. Данные сведения, имеющие значение для правильного разрешения дела об административном правонарушении, подлежат выяснению и указываются в протоколе об административном правонарушении, а также в определении либо постановлении выносимых по результатам рассмотрения дела.
ИП ФИО1 вину в совершении административного правонарушения по ст. 16.21 КоАП РФ признала и в содеянном раскаялась.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, материалами дела не установлено.
Предмет административного правонарушения, колбаса «SALAME NAPOLI», производитель Испания и колбаса «SALAME MILANO», производитель Италия, общим весом 4,260 кг, изъят по акту № о факте изъятия запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию подконтрольных Россельхознадзору сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и <дата> согласно акту № об уничтожении изъятых запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию подконтрольных Россельхознадзору сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия был уничтожен должностным лицом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия в биотермической яме.
Датой совершения административного правонарушения является 09.02.2018. Срок давности привлечения к административной ответственности истекает 09.02.2020.
Действия ИП ФИО1 судья квалифицирует по ст. 16.21 КоАП РФ.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 316-ФЗ, вступившим в действие с 04.07.2016, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 4.1.1.
В частности ст. 4.1.1 КоАП РФ предусматривает, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.
По смыслу указанных норм, лицо, привлекаемое к административной ответственности за правонарушения, санкция которых не предусматривает наказание в виде предупреждения, может быть освобождено от наказания в виде административного штрафа с заменой данного вида наказания на предупреждение, если данное лицо относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, является его руководителем или работником.
Разрешая вопрос о назначении наказания, судья учитывает характер совершенного правонарушения, то, что правонарушение совершено впервые, а также учитывая то обстоятельство, что предмет административного правонарушения мясная продукция колбасные изделия общим весом 4,260 кг – уничтожены, полагает возможным назначить административное наказание в виде административного предупреждения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л:
Признать виновной ИП ФИО1, <дата> года рождения в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 16.21 КоАП РФ, назначив административное наказание в виде административного предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы в Таганрогский городской суд Ростовской области.
Судья
Таганрогского городского суда
Ростовской области Фатыхова Е.М.