Дело № 5-2174/2022
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2022 года. Постановление в полном объеме изготовлено 08 июля 2022 года.
08 июля 2022 года г. Ростов-на-Дону
Судья Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону Быченко С.И.,
с участием защитника Мирошник С.И., действующей на основании доверенности 0 от 17.09.2020, должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, специалиста-эксперта Отдела контрольно-надзорной деятельности Комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области ФИО1,
рассмотрев в помещении суда по адресу: , дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении должностного лица – генерального директора ООО «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК «СЕМАШКО» ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки , гр-ки РФ, паспорт №, проживающей: ,
У С Т А Н О В И Л:
Из Комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области в Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, из которого следует, что на основании задания председателя комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области от 11.11.2022 № 188-21 должностными лицами указанного комитета проведено выездное обследование объекта археологического наследия «Всесвятское (Старое) кладбище (конец XVIII в. - начало XIX в.)» по адресу: , земельный участок с кадастровым номером №
В ходе обследования на земельном участке, расположенном в границах объекта археологического наследия, установлено ведение активной хозяйственной деятельности, противоречащей требованиям п. 1 ст. 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ), а именно: производится бурение и обустройство шпунтового ограждения на ориентировочной пощади 2,6622 кв.м., что привело к уничтожению культурного слоя объекта археологического наследия в границах указанного выше участка на ориентировочной площади 2,6622 кв.м. Кроме того, уведомления о начале археологических полевых работ в соответствии с п. 6 ст. 45.1 Федерального закона № 73-ФЗ, а также информации об изменении территории объекта археологического наследия в соответствии с п. 12 ст. 45.1 Федерального закона № 73-ФЗ в комитет не поступало.
Также вышеуказанный земельный участок расположен в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ-1 в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 01.11.2018 № 697 «Об установлении зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Дом П.М. Заславской, 1910-е гг.» и утверждении требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон».
В 2019 году комитетом по охране объектов культурного наследия Ростовской области на основании акта государственной историко-культурной экспертизы согласован раздел 12 «Мероприятия по обеспечению сохранности объекта культурного наследия регионального значения «Дом П.М. Заславской, 1910-е гг.», расположенного по адресу: . Оценка воздействия строительства проектируемого жилого дома» проекта «Многоквартирный жилой дом с офисами и подземной автостоянкой в , кадастровый номер земельного участка №
В указанном разделе в качестве мер защиты, снижающих влияние нового строительства на существующую застройку, предусмотрено устройство шпунтового ограждения котлована из металлических труб.
Также в 2019 году комитетом по охране объектов культурного наследия Ростовской области согласован План проведения спасательных археологических полевых работ на территории выявленного объекта археологического наследия «Всесвятское (Старое) кладбище (конец XVIII в. - начало XIX в.)», в границах которого расположен земельный участок с кадастровым номером №, в зоне планируемых работ по объекту «Строительство жилого дома на земельном участке по адресу:
Между ООО «СЗ «СЕМАШКО» и ООО «Дельта-Л» заключен договор подряда от 25.06.2020 № ДЛ-ЗАК-06/20 на выполнение комплекса научно-исследовательских спасательных работ (археологическое наблюдение) по сохранению объектов культурного наследия, расположенных в зоне строительства объекта «Многоквартирный жилой дом с офисами и подземной автостоянкой в , кадастровый номер земельного участка № Окончательный срок выполнения работ, предусмотренный данным договором подряда, 31.12.2021 года.
На момент проведения выездного обследования 11 ноября 2021 года разрешение (открытый лист) на проведение археологических полевых работ на земельном участке с кадастровым номером № у сотрудников ООО «Дельта-Л» отсутствовало.
Открытые листы выдавались на право проведения археологических полевых работ на территории выявленного объекта археологического наследия «Всесвятское (Старое) кладбище (конец XVIII в. - начало XIX в.)» в зоне строительства жилого дома с офисами и подземной автостоянкой на земельном участке с кадастровым номером № по , сроком действия с 24 августа 2020 года по 22 июня 2021 года, с 25 ноября 2021 года по 22 ноября 2022 года.
Таким образом, в нарушение положений Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» ООО «СЗ «СЕМАШКО» производились земляные работы на вышеуказанном земельном участке без надлежащего наблюдения археолога, имеющего разрешение (открытый лист).
Тем самым ООО «СЗ «СЕМАШКО» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
По данному факту уполномоченным должностным лицом – специалистом-экспертом отдела контрольно-надзорной деятельности комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области составлен протокол об административном правонарушении № 2021-11-124 от 17.11.2021, который направлен в Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону для привлечения юридического лица – ООО «СЗ «СЕМАШКО» к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.13. КоАП РФ.
В судебном заседании защитник ООО «СЗ «СЕМАШКО» по доверенности Мирошник С.И. с протоколом об административном правонарушении не согласилась, вину юридического лица не признала. Пояснила, что в действиях ООО «СЗ «СЕМАШКО» отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, поскольку юридическое лицо приняло все возможные меры для соблюдения требований действующего законодательства. Градостроительный план от 26.05.2017 № RU № земельного участка с кадастровым номером № не содержит информации о том, что данный участок расположен в зоне объекта археологического наследия «Всесвятское Старое) кладбище (конец XVIII в. - начало XIX в.)», в связи с чем градостроительный план не предусматривает соблюдение застройщиком каких-либо специальных условий по освоению земельного участка. Согласно заключенному договору подряда № от 14.08.2020 г. между ООО «СЗ «СЕМАШКО» и ООО «Дельта-Л» разрешение на ведение археологических наблюдений (открытый лист) должно быть у ООО «Дельта-Л» на протяжении действия всего срока договора подряда. Окончательный срок выполнения работ, предусмотренный данным договором подряда в редакции дополнительного соглашения от 01.03.2021 г., от 06.10.2021 г., - 31 декабря 2021 г. О том, что у ООО «Дельта-Л» отсутствует действующий открытый лист, ООО «»СЗ «СЕМАШКО» узнало только из предписания № от 1.2021 г. о приостановке всех работ на земельном участке, выданного Комитетом по охране объектов культурного наследия Ростовской области. Предписание ООО «СЗ «СЕМАШКО» не обжаловало. Просила в удовлетворении требований Комитета по охране ОКН Ростовской области к генеральному директору ООО «СЗ «СЕМАШКО». Просила применить положения ст. 2.9 КоАП РФ о малозначительности либо заменить административное наказание в виде административного штрафа предупреждением на основании ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Представитель административного органа по доверенности ФИО1 в судебном заседании просила привлечь ООО «СЗ «СЕМАШКО» к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, возражала против признания правонарушения малозначительным и применения положений ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Выслушав участников процесса, исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, судья приходит к следующим выводам.
Настоящее дело подведомственно к рассмотрению судьей Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону в силу прямого указания ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия считаются выявленными со дня поступления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия или в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ документов, необходимых для принятия решения о включении объекта в Единый государственный реестр объектов культурного наследия. Выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране в соответствии с названным Законом.
Согласно пункту 1 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия.
Согласно ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий (часть 1).
В соответствии с п. 2 ст. 36 Федерального закона № 73-ФЗ изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 Федерального закона № 73-ФЗ работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 Федерального закона № 73-ФЗ, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия.
Согласно п. 6 ст. 45.1 Федерального закона № 73-ФЗ физическое лицо, получившее разрешение (открытый лист), обязано не позднее чем за пять рабочих дней до начала проведения археологических полевых работ представить в региональный орган охраны объектов культурного наследия, орган местного самоуправления муниципального образования, на территориях которых планируется проведение археологических полевых работ, уведомление в письменной форме о проведении археологических полевых работ с указанием срока и места их проведения, а также копию разрешения (открытого листа).
В соответствии с п. 12 ст. 45.1 Федерального закона № 73-ФЗ в случае, если в результате проведения археологических полевых работ изменились учетные данные объекта археологического наследия (площадь объекта, предмет охраны и другие данные), физическое лицо, получившее разрешение (открытый лист), обязано в течение тридцати рабочих дней со дня завершения археологических полевых работ письменно проинформировать об этих изменениях орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в сфере охраны объектов культурного наследия.
Согласно п. 2 ст. 45.1 Федерального закона № 73-ФЗ разрешение (открытый лист) - документ, выдаваемый федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании заключения Российской академии наук и подтверждающий право на проведение одного из видов археологических полевых работ, указанных в пункте 7 ст. 45.1 Федерального закона № 73-ФЗ.
В соответствии с пп. 3 п. 7 ст. 45.1 Федерального закона № 73-ФЗ к видам археологических полевых работ относится археологические наблюдения - проведение научных исследований объектов археологического наследия на поврежденных участках территорий объектов археологического наследия в целях выявления на них археологических предметов и сохранившихся участков культурного слоя и (или) исследуемых методами археологических раскопок конструктивных составляющих объектов археологического наследия.
Постановлением председателя комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области от 11.11.2020 года в перечень выявленных объектов культурного наследия Ростовской области включен выявленный объект археологического наследия «Всесвятское (Старое) кладбище (конец XVIII в. - начало XIX в.)».
В судебном заседании установлено, что на основании задания председателя комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области от 11.11.2022 № 188-21 должностными лицами указанного комитета проведено выездное обследование объекта археологического наследия «Всесвятское (Старое) кладбище (конец XVIII в. - начало XIX в.)» по адресу: , земельный участок с кадастровым номером №.
В ходе обследования на земельном участке, расположенном в границах объекта археологического наследия, установлено ведение активной хозяйственной деятельности, противоречащей требованиям п. 1 ст. 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ), а именно: производится бурение и обустройство шпунтового ограждения на ориентировочной пощади 2,6622 кв.м., что привело к уничтожению культурного слоя объекта археологического наследия в границах указанного выше участка на ориентировочной площади 2,6622 кв.м. (т. 1 л.д. 5-8).
При этом уведомления о начале археологических полевых работ в соответствии с п. 6 ст. 45.1 Федерального закона № 73-ФЗ, а также информации об изменении территории объекта археологического наследия в соответствии с п. 12 ст. 45.1 Федерального закона № 73-ФЗ в комитет не поступало.
В 2019 году комитетом по охране объектов культурного наследия Ростовской области на основании акта государственной историко-культурной экспертизы согласован раздел 12 «Мероприятия по обеспечению сохранности объекта культурного наследия регионального значения «Дом П.М. Заславской, 1910-е гг.», расположенного по адресу: . Оценка воздействия строительства проектируемого жилого дома» проекта «Многоквартирный жилой дом с офисами и подземной автостоянкой в , кадастровый номер земельного участка №» (т. 1 л.д. 42-72).
В указанном разделе в качестве мер защиты, снижающих влияние нового строительства на существующую застройку, предусмотрено устройство шпунтового ограждения котлована из металлических труб.
Также в 2019 году комитетом по охране объектов культурного наследия Ростовской области согласован План проведения спасательных археологических полевых работ на территории выявленного объекта археологического наследия «Всесвятское (Старое) кладбище (конец XVIII в. - начало XIX в.)», в границах которого расположен земельный участок с кадастровым номером №, в зоне планируемых работ по объекту «Строительство жилого дома на земельном участке по адресу: ».
Между ООО «СЗ «СЕМАШКО» и ООО «Дельта-Л» заключен договор подряда от 25.06.2020 № ДЛ-ЗАК-06/20 на выполнение комплекса научно-исследовательских спасательных работ (археологическое наблюдение) по сохранению объектов культурного наследия, расположенных в зоне строительства объекта «Многоквартирный жилой дом с офисами и подземной автостоянкой в г. , кадастровый номер земельного участка № Окончательный срок выполнения работ, предусмотренный данным договором подряда, 31.12.2021 года.
На момент проведения выездного обследования 11 ноября 2021 года разрешение (открытый лист) на проведение археологических полевых работ на земельном участке с кадастровым номером № у сотрудников ООО «Дельта-Л» отсутствовало.
Открытые листы выдавались на право проведения археологических полевых работ на территории выявленного объекта археологического наследия «Всесвятское (Старое) кладбище (конец XVIII в. - начало XIX в.)» в зоне строительства жилого дома с офисами и подземной автостоянкой на земельном участке с кадастровым номером № по сроком действия с 24 августа 2020 года по 22 июня 2021 года, с 25 ноября 2021 года по 22 ноября 2022 года
Тем самым ООО «СЗ «СЕМАШКО» не обеспечило выполнение требований федерального законодательства об объектах культурного наследия.
По результатам выездного обследования уполномоченным должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении № от 17.11.2021 о привлечении ООО «СЗ «СЕМАШКО» к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону № от 21.02.2022 производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «СЗ «СЕМАШКО» за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, прекращено в связи с отсутствием в действиях ООО «СЗ «СЕМАШКО» состава административного правонарушения (т. 2 л.д. 63-65).
Решением судьи Ростовского областного суда от 25.05.2022 постановление судьи Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону № от 21.02.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении ООО «СЗ «СЕМАШКО» отменено. Дело возвращено в Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону на новое рассмотрение (т. 2 л.д. 96-99).
Исследовав материалы дела, судья приходит к выводу о том, что факт совершения ООО «СЗ «СЕМАШКО» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, объективно установлен и подтверждается: протоколом об административном правонарушении № от 17.11.2021 (т. 1 л.д. 5-8); Планом проведения спасательных археологических полевых работ на территории выявленного объекта археологического наследия «Всесвятское (Старое) кладбище (конец XVIII в. - начало XIX в.)», расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: (т. 1 л.д. 137-186); открытыми листами № со сроком действия с 24.08.2020 по 22.06.2021 и № со сроком действия с 25.11.2021 по 22.11.2022 (т. 2 л.д. 31); заданием на проведение выездного обследования объекта археологического наследия № (т. 1 л.д. 186-188); протоколом осмотра объекта культурного наследия № от 11.11.2021 с фотоприложениями к нему; предписанием № от 11.11.2021 о приостановлении работ на имя ООО «СЗ «СЕМАШКО» (т. 1 л.д. 29-30); постановлением Министерства культуры Ростовской области от 03.11.2017 № № «Об утверждении границ территории объекта культурного наследия регионального значения «Дом П.М. Заславской, 1910-е гг.» (т. 1 л.д. 73-76); постановлением Правительства Ростовской области от 01.11.2018 № «Об установлении зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Дом П.М. Заславской, 1910-е гг.» и утверждении требований градостроительным регламентам в границах территорий данных зон» (т. 1 л.д. 77-86); выпиской ЕГРН земельного участка (т. 1 л.д. 94-114); актом № от 28.12.2012 выявления объекта археологического наследия на территории Ростовской области (том 1 л.д. 196-209); постановлением Главы Администрации Ростовской области от 09.10.1998 года № «О принятии на государственную охрану памятников истории и культуры г. Ростова-на-Дону и мерах по их охране» с приложением к нему (с изменениями); коллективной жалобой собственников многоквартирного жилого дома по б угрозе причинения вреда объекту культурного наследия регионального значения «Дом П.М. Заславской, 1910-е гг.» (том 1 л.д. 189-195).
Доводы защиты о том, что краткосрочное отсутствие открытого листа в период, когда работы по сооружению котлована жилого дома и автопарковки не производились, что данное обстоятельство не является нарушением требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушением режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия - подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании положений действующего законодательства.
Как уже указывалось, археологические наблюдения, как один из видов полевых археологических работ представляют собой проведение научных исследований объектов археологического наследия на поврежденных участках территорий объектов археологического наследия в целях выявления на них археологических предметов и сохранившихся участков культурного слоя и (или) исследуемых методами археологических раскопок конструкта составляющих объектов археологического наследия (п. 7 ст. 45.1 Федерального закона № 73-ФЗ).
Разрешение (открытый лист) - документ, выдаваемый федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании заключения Российской академии наук и подтверждающий право на проведение одного из видов археологических полевых работ (п. 2 ст. 45.1 Федерального закона № 73-ФЗ).
Разрешения (открытые листы) выдаются физическим лицам - гражданам Российской Федерации, обладающим научными и практическими познаниями, необходимыми для проведения археологических полевых работ и подготовки научного отчета о выполненных археологических полевых работах, и состоящим в трудовых отношениях с юридическими лицами, уставными целями деятельности которых являются проведение археологических полевых работ, и (или) связанные с проведением археологических полевых работ научные исследования, и (или) выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций, и (или) подготовка кадров высшей квалификации по соответствующей специальности (п. 4 ст. 45.1 Федерального закона № 73-ФЗ).
Физическое лицо, получившее разрешение (открытый лист), обязано не позднее, чем за пять рабочих дней до начала проведения археологических полевых работ представить в региональный орган охраны объектов культурного наследия, орган местного самоуправления муниципального образования, на территориях которых планируется проведение археологических полевых работ, уведомление в письменной форме о проведении археологических полевых работ с указанием срока и места их проведения, а также копию разрешения (открытого листа) (п. 6 ст. 45.1 Федерального закона № 73-ФЗ).
Аналогичное требование содержится в Плане проведения спасательных археологических полевых работ на территории выявленного объекта археологического наследия «Всесвятское (Старое) кладбище (конец XVIII в. - начало XIX в.)», расположенном на земельном участке с кадастровым номером №, а именно: в зоне планируемых работ по объекту «Строительство жилого дома на земельном участке по адресу: предусмотрено, что ведение археологического наблюдения допускается только при наличии у специалиста документа (разрешения) - Открытого листа, на право проведения археологического наблюдения в пределах, установленных этим документом.
Вопреки доводам защиты, ООО «СЗ «СЕМАШКО» проводило земляные работы на земельном участке, расположенном в границах объекта археологического наследия, без надлежащего наблюдения археолога, имеющего разрешение (открытый лист), что было зафиксировано административным органом в протоколе осмотра объекта культурного наследия 11.11.2021.
Судья признает несостоятельным довод защиты о том, что место сооружения шпунтового ограждения располагается не в зоне археологического наблюдения - как не соответствующий установленным в судебном заседании обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Так, вопреки указанному доводу весь земельный участок с кадастровым номером № находится в границах территории объекта археологического наследия, что подтверждается приложением к Плану проведения спасательных археологических полевых работ на территории выявленного объекта археологического наследия «Всесвятское (Старое кладбище (конец XVIII в. - начало XIX в.)», расположенном на земельном участке с кадастровым номером № в зоне планируемых работ по o6ъекту «Строительство жилого дома на земельном участке по адресу: г Семашко». План был разработан по заказу Жилищно-строительного кооператива «Семашко» и соответственно Обществу было известно о границах территории объекта археологического наследия.
Также вопреки утверждению защитника Общества в п. 6.2 градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером № указано, что земельный участок расположен в охранной зоне объектов культурного наследия (т. 1 л.д. 115).
При этом судья также учитывает, что по плану археологическое наблюдение будет осуществляться на период производства земляных работ, связанных с раскопкой котлованов под фундамент жилого дома и подземной автопарковки, но работы по сооружению шпунтового ограждения производятся при разработке котлована.
Установив указанные обстоятельства, судья приходит к выводу о доказанности вины ООО «СЗ «СЕМАШКО» в совершении вменяемого ему административного правонарушения и квалифицирует его действия по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ как нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 3 ст. 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность ООО «СЗ «СЕМАШКО», по делу не установлено.
Довод защиты о малозначительности совершенного юридическим лицом деяния - подлежит отклонению в силу следующего.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Квалификация правонарушения в качестве малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, исходя из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства, в силу частей 2, 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитываются при назначении административного наказания.
В соответствии с абзацем третьим пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в угрозе утраты объекта культурного наследия, поэтому вменяемое обществу правонарушение не может быть признано малозначительным.
Довод защиты о возможности изменении административного наказания со штрафа на предупреждение не может быть принят во внимание по следующему основанию.
Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Частью 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает два условия, при одновременном наличии которых имеются основании для применения нормы ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ: а) внесение организации в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства б) отсутствие в результате совершения административного правонарушения возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц.
Вместе с тем, анализ взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наложенного административного штрафа на предупреждение, поскольку в данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении должностного лица – генерального директора ООО «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК «СЕМАШКО» ФИО2 к исполнению своих обязанностей, возложенных на него законодательством.
Само по себе включение Общества в названный Реестр не является основанием для безусловного применения положений ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, с учетом характера совершенного административного правонарушения, данных о лице, привлекаемом к административной ответственности, его имущественного положения, отсутствия по делу смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, судья приходит к выводу о назначении должностному лицу генеральному директору ООО «СЗ «СЕМАШКО» ФИО2 административного наказания в виде административного штрафа в минимальном размере санкции данной статьи.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать должностное лицо – генерального директора ООО «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК «СЕМАШКО» ФИО2 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (Двадцать тысяч) рублей.
Штраф подлежит уплате в течение 60 дней после вступления постановления в силу по следующим реквизитам: единый казначейский счет: №, казначейский счет №, банк: Операционный департамент Банка России // Межрегиональное операционное УФК г. Москва, БИК: №, получатель: Межрегиональное операционное УФК (Министерство культуры Российской Федерации) л/с №, назначение платежа: административный штраф.
Постановление может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в полном объеме.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июля 2022 года. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.
Судья С.И. Быченко