УИД 55RS0026-01-2020-002117-80
г. Омск, ул. Лермонтова, 61 Дело № 5-2180/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Резолютивная часть постановления объявлена 27.08.2020.
Полный тест постановления изготовлен 31.08.2020.
Судья Куйбышевского районного суда г. Омска Мякишева И.В., при секретаре Васильевой Н.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении:
Омской региональной общественной организации «Омский областной комитет по правам человека», ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: <адрес>,
привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ в 18.00 часов ОРОО «Омский областной комитет по правам человека» организовало и провело публичное мероприятие в форме митинга по адресу: <адрес> (площадь <данные изъяты>), создав угрозу безопасности участников данного публичного мероприятия и нарушив установленный порядок организации либо проведения публичного мероприятия, чем нарушило положения п. 5 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», п. 10 Распоряжения Губернатора Омской области от 17.03.2020 года № 19-р (в редакции Распоряжения Губернатора Омской области от 03.07.2020 года № 82-р).
Представитель ОРОО «Омский областной комитет по правам человека» ФИО1 в судебном заседании огласил представленные письменные возражения по делу, из которых следует, что ДД.ММ.ГГГГ проведено мероприятие по просьбам жителей поселения согласно целям организации, изложенных в п. 2.1 Устава (содействие в восстановлении нарушенных прав и свобод человека и гражданина; содействие государственным и общественным институтам в создании и развитии гражданского общества; содействие в создании условий для полноценных и здоровых условий жизни и отдыха граждан, в том числе и для членов Комитета). Указал, что ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию <данные изъяты> было подано уведомление о проведения митинга, целью которого был протест против нарушения местными органами власти конституционных прав и свобод жителей <данные изъяты>, в том числе по непредоставлению благоприятной окружающей среды и безопасных условий проживания, в частности, по вопросам несанкционированной свалки и строительства крематория вблизи поселения. Администрация <данные изъяты> не рекомендовала проведение митинга, ссылаясь на режим самоизоляции граждан и Распоряжение Губернатора №19-р от 17.03.2020 г., что не соответствует действительности, т.к. данным распоряжением, на дату проведения митинга, был сохранен режим по маскам и содержались рекомендации сократить публичные мероприятия, а ограничений на проведение публичных мероприятий не имеется. Примером этого может служить проведение митинга ОРОО «Омский областной комитет по правам человека» ДД.ММ.ГГГГ. у <данные изъяты>. Несмотря на нерекомендации Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ митинг ДД.ММ.ГГГГ был проведен, но никакого административного правонарушения зафиксировано не было. При этом, Администрация <данные изъяты> не предложила организатору акции изменить время, либо место проведения митинга, согласно ч. 3 с. 12 закона №54-ФЗ, поэтому на данный ответ Администрации <данные изъяты> организатор митинга направил уведомление от ДД.ММ.ГГГГ. за №. Также сослался, что допущены нарушения требований при составлении протокола об административном правонарушении. Административное расследование по данному факту не проводилось, в связи отсутствием необходимости, т.к. до проведения митинга полиции были известны данные организатора акции. В материалах дела, имеется определение по делу № от ДД.ММ.ГГГГ судьи <данные изъяты> о возврате представленного в суд ДД.ММ.ГГГГ протокола № от ДД.ММ.ГГГГ г. в <данные изъяты>, а также определение о передаче материалов дела по подведомственности от ДД.ММ.ГГГГ, однако материалы дела в <данные изъяты> поступили только ДД.ММ.ГГГГ г., что является нарушением ч.1 ст. 28.8 КоАП РФ. В связи с присутствием при проведении мероприятия большего количества сотрудников полиции, не имелось препятствий для задержания организатора митинга и составления в отношении него протокола об административном правонарушении немедленно. При этом рапорт начальнику полиции <данные изъяты> не содержит даты его подачи, что свидетельствует о подложности данного документа, приобщенного к материалам дела. Рапорт участкового уполномоченного ФИО2 также не содержит даты. В нарушение ч. 2 ст. 26.6 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении отсутствуют сведения о видеозаписи митинга, приобщенной к материалам дела. На основании ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ просил дело об административном правонарушении прекратить за отсутствием события и состава административного правонарушения.
УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Омскому району ФИО2 в судебном заседании подтвердил обстоятельства, зафиксированные в протоколе об административном правонарушении.
Выслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, его защитника, лицо, составившее протокол об административном правонарушении, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Частью 1 ст. 20.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 ст. 20.2 КоАП РФ.
Из протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 5), следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 18.00 часов ОРОО «Омский областной комитет по правам человека» в лице представителя ФИО1 организовал и провел публичное мероприятие в форме митинга по адресу: <адрес>, с целью выражения протеста против нарушения местными органами власти конституционных прав и свобод жителей <данные изъяты>, в том числе по не предоставлению благоприятной окружающей среды и безопасных условий проживания, нарушив комплекс ограничительных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Омской области, тем самым, создав угрозу безопасности участников данного публичного мероприятия и нарушив установленный порядок организации либо проведения публичного мероприятия, чем нарушил положения п. 5 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», п. 10 Распоряжения Губернатора Омской области от 17.03.2020 года № 19-р (в редакции Распоряжения Губернатора Омской области от 03.07.2020 года № 82-р).
В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон от 19.06.2004 года № 54-ФЗ), под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Под митингом понимается массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Подпунктом 1 пункта 1 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ установлено, что организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.
Исходя из представленных в материалы дела документов, в том числе уведомления о проведении публичного мероприятия, следует, что организатором митинга является ОРОО «Омский областной комитет по правам человека» (л.д. 13).
По сведениям официального сайта налоговой инспекции «egrul.nalog.ru» ОРОО «Омский областной комитет по правам человека» (ИНН <***>, ОГРН <***>) является действующим юридическим лицом, председателем которого является ФИО1.
В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом № 54 предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4).
При этом пп. 5 п. 4 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ предусмотрены обязанности организатора публичного мероприятия, в частности обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, выполнять эту обязанность совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел, выполняя при этом все их законные требования.
Гарантированное ст. 31 Конституции Российской Федерации право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве (статьи 1 и 64 Конституции Российской Федерации) и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, закрепленными в ряде международно-правовых документов, включая Всеобщую декларацию прав человека (пункт 1 статьи 20), а также Международный пакт о гражданских и политических правах, статья 21 которого допускает введение тех обоснованных ограничений права на мирные собрания, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 01.11.2019 г. № 33-П «По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 6 статьи 5 Закона Республики Коми «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий в Республике Коми» в связи с жалобами граждан ФИО3 и ФИО4» сформулирована позиция о том, что находящееся под защитой Конституции Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, являющихся согласно ее статье 15 (часть 4) составной частью правовой системы России, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование требует надлежащего законодательного обеспечения его правомерной реализации, учитывающего конституционное признание прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью, определяющей смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и подлежащей обеспечению правосудием (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации). Одновременно это не освобождает федерального законодателя от обязанности проявлять на основе разумного баланса частных и публичных начал необходимую заботу о поддержании при организации и проведении публичных мероприятий общественного порядка и безопасности граждан (как участвующих, так и не участвующих в них), в том числе используя в указанных целях введение адекватных мер, направленных на предупреждение и предотвращение нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, не исключая установления ограничений (запретов), касающихся мест проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований.
Распоряжением Губернатора Омской области от 17.03.2020 года № 19-р (в редакции от 03.07.2020 года № 82-р), «О мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Омской области», в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года N 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», пунктом 3.2 статьи 6 Закона Омской области «О защите населения и территорий Омской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», пунктами 16, 19 Положения о территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 15 ноября 2006 года N 144-п, на территории Омской области введен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Омской области.
Согласно п. 2 вышеуказанного Распоряжения, границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, определены в пределах границ Омской области.
В соответствии с пунктом 10 данного Распоряжения органам исполнительной власти Омской области, органам местного самоуправления Омской области, организациям (индивидуальным предпринимателям), осуществляющим деятельность на территории Омской области, поручено временно приостановить на период режима повышенной готовности проведение на территории Омской области, за исключением мероприятий, способствующих развитию международных и межрегиональных деловых коммуникаций в научной и научно-технической сферах, развитию кадрового потенциала в научной и научно-технической сферах, а также случаев, предусмотренных статьей 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, абзацем пятым подпункта 1 пункта 12 настоящего распоряжения, а также решениями постоянно действующего штаба по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Омской области: деловые, спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий. Ограничения, предусмотренные настоящим подпунктом в отношении зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий, распространяются также на граждан, политические партии, другие общественные и религиозные объединения.
Пункт 10 Распоряжения Губернатора Омской области являются действующим, в установленном законом порядке противоречащим Конституции Российской Федерации не признан.
Из представленных в материалы дела ответов на уведомление по проведении публичного мероприятия из Администрации города Омска, Администрации <данные изъяты>, ОМВД <данные изъяты> следует, что председателю ОРОО «Омский областной комитет по правам человека» ФИО1 сообщалось о действии на территории Омской области пункта 10 Губернатора Омской области от 17.03.2020 года № 19-р и невозможности согласования даты и места проведения митинга в целях обеспечения безопасности граждан при проведении публичного мероприятия, недопущения распространения смертельно опасной коронавирусной инфекции.
Факт проведения публичного мероприятия (митинга) по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ подтверждается представленными в материалы дела протоколом об административном правонарушении, рапортом начальника ОМВД <данные изъяты>ФИО11, рапортом УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Омскому району ФИО2, объяснениями свидетелей, фотоматериалом, просмотренной в судебном заседании видеозаписью, из содержания которой очевидно усматривается, что председателем ОРОО «Омский областной комитет по правам человека» ФИО1 проведен митинг, в котором он принимал активное участие, что председателем ОРОО «Омский областной комитет по правам человека» ФИО1 не оспаривается.
Проведение ОРОО «Омский областной комитет по правам человека» административное правонарушение ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан и может привести к распространению коронавирусной инфекции.
При указанных обстоятельствах, проведение публичного мероприятия (митинга) в период распространения смертельно опасной коронавирусной инфекции создавало угрозу безопасности граждан (участников публичного мероприятия). Однако, в нарушение действующего законодательства митинг был проведен его организатором - ОРОО «Омский областной комитет по правам человека».
Таким образом, оценив в совокупности представленные доказательства, с учетом приведенных выше норм закона, суд квалифицирует действия ОРОО «Омский областной комитет по правам человека» по ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ, как нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.
Оснований для прекращения производства по делу не усматривается.
При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения, отсутствие обстоятельств, как смягчающих, так и отягчающих административную ответственность ОРОО «Омский областной комитет по правам человека».
Материалы дела не содержат сведений о ранее совершенных ОРОО «Омский областной комитет по правам человека» однородных административных правонарушений.
Административная практика приложена в отношении руководителя ФИО1, в то время как к административной ответственности привлекается юридическое лицо ОРОО «Омский областной комитет по правам человека». Таким образом, суд приходит к выводу, что данное административное правонарушение совершено ОРОО «Омский областной комитет по правам человека» впервые.
Исходя из вышеизложенного, суд считает возможным назначить административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Омскую региональную общественную организацию «Омский областной комитет по правам человека», ИНН <***>, ОГРН <***>, признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Разъяснить, что в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Штраф должен быть уплачен по следующим реквизитам: <данные изъяты>.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
Постановление может быть обжаловано в Омский областной суд путём подачи жалобы через Куйбышевский районный суд г. Омска в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления.
Судья И.В. Мякишева