№ 5-2181/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
город Тюмень 27 мая 2021 года
Судья Центрального районного суда г. Тюмени Ильин А.Д. (по адресу: <...>, кабинет 630),
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1, его представителя ФИО2,
представителей Тюменской таможни ФИО4, ФИО5, действующих на основании доверенностей,
рассмотрев дело № 5-2181/2021 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, <данные изъяты> ранее не привлекавшегося к административной ответственности,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ гражданин Российской Федерации ФИО1, на территории Республики Армения приобрел транспортное средство марки «<данные изъяты> регистрационный номер №, идентификационный номер №. Свидетельство о регистрации указанного транспортного средства № от ДД.ММ.ГГГГ.
Данный автомобиль согласно сведениям из Реестра автомобилей, ввезенных из республики Армения и выпущенных в свободное обращение, расположенном на портале ФТС России, был задекларирован в Армении по таможенной процедуре «Выпуск для внутреннего потребления» по товарной декларации №. Размер уплаченной таможенной пошлины составил <данные изъяты> армянских драмов (далее - AMD), НДС - <данные изъяты> AMD, природоохранных платежей - <данные изъяты> AMD. Статусом товара Евразийского экономического союза данное транспортное средство не обладает.
ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное транспортное средство было ввезено ФИО1 из Грузии на территорию РФ через <данные изъяты>. При этом в таможенный орган декларация на данное транспортное средство ФИО1 не подавалась, таможенные платежи в отношении транспортного средства уплачены не были.
Таким образом, ФИО1 не задекларировал по установленной форме товар, подлежащий таможенному декларированию.
По данному факту сотрудниками Курганского таможенного поста проводилось административное расследование, и в отношении ФИО1 начальником отдела административных расследований Тюменской таможни, ФИО4ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
ФИО1 в судебном заседании пояснил, что не нарушал пересечение государственной границы. На таможне устно узнал и задавал вопросы сотрудникам таможни о том, нужно ли что-то заполнить, чтобы заехать в Россию на автомобиле, купленном в Армении и о том, что автомобиль постановлен на учет в ГИБДД Армении. На что сотрудники таможни ответили, что заполнять ничего не нужно, и что в ДД.ММ.ГГГГ нужно будет заплатить утилизационный сбор в переделах 30 000 рублей, и поставить автомобиль на учет в России. С ДД.ММ.ГГГГ он спокойно передвигался по России. Сотрудники ДПС неоднократно его останавливали, проверяли документы, и всегда было все нормально. В ДД.ММ.ГГГГ ЧТС <адрес> поставил его машину на стоянку.
Представитель ФИО2, в судебном заседании пояснил, что статья 212 ФЗ 289-ФЗ говорит, что «Правительство Российской Федерации вправе вводить запрет на оборот в Российской Федерации следующих категорий товаров: 1) товары, в отношении которых при их ввозе на таможенную территорию Союза уплачены таможенные пошлины по ставкам, отличным от ставок, установленных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза, и (или) применяются ставки таможенных пошлин, отличные от ставок, установленных Единым таможенным тарифом Союза». Запрет введен положениями Договора о присоединении Армении к ЕАЭС.
Таким образом, принимая во внимание позицию таможенного органа о том, что в отношении автомобиля платежи уплачены не в полном объёме, товар считается выпущенным условно, в соответствии с Договором о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от ДД.ММ.ГГГГ установлен запрет на ввоз таких автомобилей гражданами РФ, то товар, автомобиль «<данные изъяты>», не должен быть допущен таможенными органами на территорию РФ.
Таможенному органу РФ представлен автомобиль и проведено устное декларирование при ввозе его на территорию РФ с территории Грузии через таможенный пост <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ.
Законодательство в сфере таможенного дела говорит о том, что таможенные органы обязаны контролировать ввоз ТС через границу.
При ввозе иностранных транспортных средств таможенные органы руководствуются положениями ст. 258 ТК ЕАЭС, где указано, что «В отношении товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию, перемещаемых через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже, после их ввоза на таможенную территорию Союза физическими лицами, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут выступать декларантами таких товаров для личного пользования, должны быть совершены таможенные операции, связанные с их таможенным декларированием для выпуска в свободное обращение либо для помещения под таможенную процедуру таможенного транзита, если в соответствии со статьей 263 настоящего Кодекса товары для личного пользования могут быть помещены под таможенную процедуру таможенного транзита. В отношении товаров для личного пользования, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, таможенные операции, связанные с их таможенным декларированием для выпуска в свободное обращение, должны быть совершены физическими лицами после завершения действия таможенной процедуры таможенного транзита». Кроме того, пункт 33 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе установил, что «В отношении автомобилей, указанных в пунктах 30 и 31 настоящего приложения (состоящих на учете в Республике Армения), при их ввозе на территории других государств – членов Евразийского экономического союза проводится таможенный контроль, а при необходимости уплаты таможенных платежей – совершаются таможенные операции в порядке, установленном Таможенным кодексом таможенного союза, иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза, с учетом пунктов 34 и 35 настоящего приложения. Данные нормы обязывают таможенные органы провести таможенное оформление либо на границе, либо поместить товар под таможенную процедуру таможенного транзита. То, что таможенными органами России это не было сделано, говорит о том, что таможенные органы РФ руководствовались тоже положениями ТК ЕАЭС, а не Договора о присоединении Республики Армения к ЕАЭС.
Так же, здесь необходимо исходить и из презумпции исполнения действующего законодательства в сфере таможенного дела и таможенными органами Республики Армения. Ведь именно п. 36 Договора о присоединении Республики Армения к Договору об ЕАЭС гласит, что «Таможенные органы Республики Армения информируют таможенные органы других государств – членов Евразийского экономического союза об автомобилях, ввезенных и выпущенных в свободное обращение на территории Республики Армения после подписания Договора, и размере уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов в отношении таких автомобилей». Заявитель полагал, что если информации о том, что транспортное средство выпущено на территории Республики Армения по льготным ставкам, нет в информационных базах ЕАЭС и ФТС России, обязанности по уплате таможенных платежей не должно возникать, автомобиль правомерно считается товаром ЕАЭС.
Просит принять во внимание довод заявителя о невозможности доплаты платежей, что привело к неправомочному решению. В соответствии со статьей 50 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и статьей 114 Федерального закона плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов. Речь идет о лицах, перемещающих товары через таможенную границу Таможенного союза и таможенном представителе. Соответственно, ФИО1 не является лицом, ответственным за уплату таможенных платежей. То есть действия таможенного органа направлены исключительно на лишение его права собственности на транспортное средство. Принимая во внимание всю абсурдность ситуации, заключающуюся в том, что платежи ФИО1 уплатить не может и ПТС (паспорт транспортного средства) таможня выдать ему не может, легализовать (поставить на учет) в Российской Федерации данный автомобиль невозможно.
Согласно перечисленным выше нормам права доплатить причитающиеся платежи может только гражданин Армении, который ввозил данное транспортное средство. Действующее законодательство не позволяет ФИО1 быть декларантом транспортного средства, так как он не является лицом, перемещающим товары. На данное транспортное средство оформлена полноценная Декларация на товары, оформляемые в торговый оборот. Сделано так в связи с тем, что автомобиль оформлен по ставкам, отличным от Единого таможенного тарифа (ЕТТ). Повторное обращение в таможенные органы для проведения таможенного оформления автомобиля другим лицом не предусмотрено. Через таможенную границу ЕАЭС автомобиль ввозил гражданин Армении, данные которого имеются у таможенных органов Союза.
Кроме того, законодательством наложен прямой запрет на отчуждение транспортных средств, таможенное оформление которых произведено условно и которые предназначены для вывоза за пределы Республики Армения.
ФИО1 проявил всю степень заботливости и осмотрительности при покупке транспортного средства. На сайте ФТС России был проверен данный автомобиль путем ввода VIN кода в раздел http://customs.gov.ru/cars. На сайте имеется информация только о том, что автомобиль «выпущен для свободного обращения». Обратимся к ТК ЕАЭС. Статья 134 п.1 ТК ЕАЭС гласит, что «Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления – таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой товары находятся и используются на таможенной территории Союза без ограничений по владению, пользованию и (или) распоряжению ими, предусмотренных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования в отношении иностранных товаров, если иное не установлено настоящим Кодексом. Товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, приобретают статус товаров Союза, за исключением условно выпущенных товаров, указанных в пункте 1 статьи 126 настоящего Кодекса». О том, что данный автомобиль выпущено условно, по отличным от ЕТТ ставкам, нигде не написано. Соответственно, подразумевается, что ограничений на данные автомобили не наложено. Кроме того, было произведено официальное переоформление данного ТС с гражданина Армении на ФИО1 в органах государственной власти РА, никаких ограничений не зафиксировано, было и обращение к сотрудникам таможни ТП Верхний Ларс, которые подтвердили, что в соответствии со ст. 260 ТК ЕАЭС таможенному декларированию подлежат транспортные средства для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государствах-членах. Таким образом, оснований сомневаться в легальности транспортного средства, законности его покупки и перемещения не было.
В данном деле об административном правонарушении отсутствует событие административного правонарушения.
КоАП РФ устанавливает, что по ч. 1 ст. 16.1 Кодекса ответственность наступает за «Недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса». Декларирование товаров по установленной форме – это подача декларации на товары лицом, перемещающим товары через таможенную границу ЕАЭС. Сотрудниками таможенного органа не отрицается, что на данный автомобиль гр. Армении была подана ДТ при ввозе товара на таможенную территорию ЕАЭС, где указаны все основные сведения о товаре. Таким образом, о недекларировании речи не идет вообще. Кроме того, товар- автомобиль «<данные изъяты>., государственный регистрационный знак «№» был предъявлен таможенному органу РФ при пересечении границы на ТП Верхний Ларс. Подводя итог: сведения об автомобиле «<данные изъяты>в., государственный регистрационный знак «№» имеются в базах таможенных органов ЕАЭС, они проверены таможенными органами, признаны соответствующими действительности. Об этом свидетельствует выпуск данного автомобиля таможенными органами ЕАЭС для внутреннего потребления.
ФИО1 не является субъектом административной ответственности.
В соответствии с Договором о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, «Автомобили, ввезенные на территорию Республики Армения из третьих стран после подписания Договора, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных приложением 5 к Соглашению, а также автомобили, указанные в пункте 30 настоящего приложения, в других государствах - членах Евразийского экономического союза признаются иностранными товарами:
до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к Соглашению» (пункт 31 Договора).
Можно сделать вывод о том, что продажа иностранных товаров запрещена законодательством до их полного таможенного оформления. Недостающие платежи должен доплачивать гр. Армении, ввезший автомобиль.
Действия таможни противоречат международному законодательству.
Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершена в Киото 18 мая 1973 г., в редакции Протокола от 26 июня 1999 г., далее - Киотская конвенция), участником которой с 4 июля 2011 г. является Российская Федерация, установлено:
- в стандарте 6.1: все товары, включая транспортные средства, поступающие на/ или убывающие с таможенной территории, независимо от того, облагаются ли они пошлинами и налогами, подлежат таможенному контролю.
- в стандарте 16: транспортные средства должны изыматься или конфисковываться только в тех случаях, когда: собственник, оператор или ответственное лицо в момент правонарушения были стороной, причастной к правонарушению или осведомленной о нем, либо не предприняли все разумные меры для предотвращения совершения правонарушения;
- в стандарте 24: в тех случаях, когда в декларации на товары указываются недостоверные сведения, и декларант может доказать, что были предприняты все необходимые меры для предоставления точной и правильной информации, таможенная служба принимает этот фактор во внимание при решении вопроса о наложении любой штрафной санкции.
- в стандарте 25: в тех случаях, когда таможенное правонарушение происходит в результате форс-мажорных или иных обстоятельств, которые не зависят от заинтересованного лица, и со стороны этого лица отсутствует проявление небрежности или намерения обмануть, никакие штрафные санкции не применяются при условии, что эти факты установлены должным образом, признаваемым таможенной службой.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению по данному делу, относятся: момент совершения нарушения правил перемещения транспортного средства, наличие умысла на совершение правонарушения, наличие должной осмотрительности при совершении правонарушения, наличие обстоятельств, которые не зависят от заинтересованного лица, порядок проведения таможенного контроля.
Административным органом не дана оценка указанным обстоятельствам при рассмотрении заявления в судебном заседании. Обстоятельства выпуска в свободное обращение транспортного средства заявителя при перемещении товара через границы таможенного союза ЕАЭС и операции таможенного контроля, совершенные таможенной службой Республика Армения при участии ФТС России, как в форме действия (выпуск письменных разъяснений о законности таких действий), так и бездействия (с 2014 года пропуск порядка 300 000 ТСЛП в аналогичном порядке) в отношении товара Заявителя, действия и добросовестность Заявителя при этом, а также причинно-следственная связь между действиями Заявителя при указанных обстоятельствах и наступившими последствиями в форме предполагаемого нарушения таможенных норм и правил – ни судом, ни Административным органом не были оценены.
Вместе с тем, согласно указанным выше положениям Киотской конвенции, Административный орган не имеет право задерживать и в последующем реализовывать транспортное средство, без установления указанных выше обстоятельств.
В ходе судебного заседания представители таможни заявили, что в отношении данного транспортного средства проводился таможенный контроль в форме проверки документов и сведений. По результатам проверки было принято решение о задержании транспортного средства. Однако, таможенным органом нарушены положения статьи 326 ТК ЕАЭС и ст. 218 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Этими правовыми актами установлено, что по результатам проверки таможенных документов и сведений, в случае выявления нарушений международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, должно быть принято решение. Форма решения по результатам таможенного контроля, порядок ее заполнения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела. Порядок проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств утвержден приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ N 1560 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 ноября 2009 г. N 15262). П.п.25-27 настоящего Приказа установлено, что «Результаты проведения Проверки оформляются актом проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств (далее - Акт), согласно образцу, приведенному в приложении N 1 к Порядку. Датой окончания проведения Проверки является дата подписания Акта. Кроме того, там указано, что копия акта направляется проверяемому лицу. Ничего этого, в нарушение Закона, сделано не было. Судя по проводимой проверке, таможенному органу было прекрасно известно о месте проживания. Ничего не мешало таможне, не нарушая действующего законодательства, направить копию акта проверки ФИО1 и дать возможность добровольно вывезти автомобиль за пределы России или поместить на склад временного хранения для реализации этого права.
Представитель административного органа ФИО4 просила суд признать ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, поскольку субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ являются лица, ответственные за совершение таможенных операций для выпуска товаров, либо физические лица, перемещающие товары. Таким образом, ФИО1 фактически переместивший товар, не осуществил его таможенное декларирование и не уплатил причитающиеся таможенные платежи, следовательно является надлежащим субъектом административного правонарушения. Ввозимое ФИО1 транспортное средство имеет статус иностранного товара и к которому применяются общие требования перемещения иностранных товаров, установленные законодательством ЕАЭС. Данный факт подтвержден разъяснением Министерства образования от 06.11.2020 № 01-02-04/27-96615, в котором отражено, что ввоз или использование на территории других государств – членов союза транспортных средств для личного пользования иными лицами, допускается только при условии их таможенного декларирования. Таким образом, ФИО1 допустил свершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, выразившееся в недекларировании по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию.
Представитель административного органа ФИО5 пояснила, что согласно п. 13, 30, 31, 34, 33, 35 Приложения № 3 к Договору о присоединении Республики Армения к Договору о ЕАЭС, транспортные средств, в отношении которых уплачены таможенные платежи по ставкам, отличающиеся от установленных правил ЕАЭС, могут ввозиться на территорию Российской Федерации только лицами, проживающими в Российской Федерации, при условии таможенного декларирования и уплаты разницы таможенных пошлин, налогов. Обязанность по таможенному декларированию при ввозе транспортных средств для личного пользования, возложена на лицо, перемещающего такие транспортные средства.
Транспортное средство, предмет административного правонарушения, ввезен в Республику Армения в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. Вместе с тем, п. 1 ст. 126, п. 4 ст. 126, п. 2 ст. 134 такие транспортные средства считаются условно выпущенными и без ограничений смогут использоваться только на территории Республики Армения до приобретения ими статуса транспортных средств союза.
Исследовав представленные материалы, заслушав мнение участников, судья считает установленным факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ административным правонарушением признается недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса.
Порядок и условия перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров для личного пользования определены Главой 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», Договором о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, подписанным в г. Минске 10.10.2014 (дата вступления в силу Договора – 02.01.2015).
Согласно п. 2 ст. 1 ТК ЕАЭС таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая настоящий Кодекс, и актами, составляющими право Союза (далее – международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования), а также в соответствии с Договором о ЕАЭС от 29.05.2014 (далее - Договор о Союзе).
В соответствии со ст. 6 Договора о ТК ЕАЭС настоящий договор имеет преимущественную силу над иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, входящими в право ЕАЭС, за исключением Договора о Союзе.
В силу подп. 47 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС, товарами ЕАЭС являются находящиеся на таможенной территории ЕАЭС товары: 1) полностью произведенные на таможенной территории ЕАЭС; 2) приобретшие статус товаров ЕАЭС либо признанные товарами ЕАЭС в соответствии с ТК ЕАЭС либо до его вступления в силу.
Согласно п. 1 ст. 5 ТК ЕАЭС территории Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации составляют единую таможенную территорию ЕАЭС. Пределы таможенной территории ЕАЭС являются таможенной границей ЕАЭС.
Транспортные средства, зарегистрированные в государстве – члене ЕАЭС и имеющие статус товаров ЕАЭС, в рамках таможенной территории ЕАЭС перемещаются свободно.
В соответствии с Договором о присоединении Республики Армения (далее – Договор о присоединении) к Договору о Союзе, Республика Армения присоединилась к Договору о Союзе, а также к другим международным договорам, входящим в право ЕАЭС.
В соответствии со ст. 1 Договора о присоединении применение Республикой Армения отдельных норм Договора о Союзе и других международных договоров, указанных в приложении № к настоящему Договору, осуществляется в соответствии с условиями и переходными положениями согласно приложению № к настоящему Договору и с учетом договоренностей по применению Единого таможенного тарифа ЕАЭС в отношении товаров по перечню, согласно приложению № к настоящему Договору.
Положения, регулирующие условия и переходные положения в части, касающейся статуса автомобилей для личного пользования, ввозимых из Республики Армения на территорию государств – членов ЕАЭС, определены пунктами 30-37 Приложения № к Договору о присоединении.
Порядок ввоза, а также необходимость уплаты таможенных пошлин, налогов зависят от того, каким статусом обладает ввозимый физическими лицами для личного пользования автомобиль, а именно статусом иностранного товара или товара ЕАЭС.
При определении статуса автомобиля необходимо учитывать, что исходя из положений Договора о присоединении, а именно пунктов 13, 31 Приложения № к Договору о присоединении, транспортное средство имеет статус товара Союза при наличии хотя бы одного из следующих условий: ввезено в Республику Армения до ДД.ММ.ГГГГ; ввезено в Республику Армения после ДД.ММ.ГГГГ с уплатой ставок таможенных пошлин, налогов, установленных приложением № к Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу» (данное Соглашение утратило силу с ДД.ММ.ГГГГ, и в настоящее время применяется приложение № к Решению Совета ЕАЭС от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» (далее - Решение от ДД.ММ.ГГГГ№), либо когда истечет 3 года после его ввоза в Республику Армения без уплаты вышеуказанных ставок таможенных пошлин.
Также транспортное средство обладает статусом товара Союза в случае, если оно ввезено в Республику Армения после подписания Договора о присоединении и в отношении такого автомобиля таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, установленным ЕТТ ЕАЭС.
В иных случаях транспортное средство обладает статусом иностранного товара.
Согласно п. 35 Приложения № к Договору о присоединении автомобили, указанные в пунктах 30 и 31 настоящего приложения, зарегистрированные на территории Республики Армения, могут временно ввозиться на территории других государств – членов Евразийского экономического союза только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Ввоз и использование на территориях других государств – членов Евразийского экономического союза таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территориях таких других государств – членов Евразийского экономического союза допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих других государств и уплаты таможенных пошлин, налогов с учетом пункта 31 настоящего приложения.
Согласно пунктам 32, 34 Приложения № к Договору о присоединении в случае если таможенные пошлины, налоги в отношении автомобилей, указанных в пунктах 30 и 31 настоящего приложения, не уплачены в бюджет Республики Армения в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, установленным Решением от ДД.ММ.ГГГГ№, до ввоза на территорию других государств – членов ЕАЭС, такие таможенные пошлины, налоги уплачиваются при таможенном декларировании таких автомобилей в бюджет того государства – члена ЕАЭС, в регионе деятельности таможенного органа которого находится место перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, в которое прибыли такие автомобили.
Согласно п. 33 Приложения № к Договору о присоединении в отношении автомобилей, обладающих статусом иностранного товара, при их ввозе на территории других государств – членов ЕАЭС проводится таможенный контроль, а при необходимости уплаты таможенных платежей – совершаются таможенные операции в порядке, установленном ТК ЕАЭС, иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право ЕАЭС, с учетом пунктов 34 и 35 настоящего приложения.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 126 ТК ЕАЭС условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых в соответствии с международными договорами в рамках Союза или международными договорами о вступлении в Союз (международными договорами о присоединении государства к Договору о Союзе) (далее – международные договоры о вступлении в Союз) применены более низкие ставки ввозных таможенных пошлин, чем установленные Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза (далее – ЕТТ ЕАЭС).
Пунктом 6 статьи 126 ТК ЕАЭС установлено, что условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем до приобретения такими товарами статуса товаров Союза.
Согласно подпункту 3 пункта 7 статьи 126 ТК ЕАЭС условно выпущенные товары приобретают статус товаров Союза после исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин и (или) их взыскания в размере разницы сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам ввозных таможенных пошлин, установленных ЕТТ ЕАЭС, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при выпуске товаров, либо в ином размере, установленном в соответствии с международными договорами в рамках Союза или международными договорами о вступлении в Союз, если уплата ввозных таможенных пошлин в таком размере предусматривается в соответствии с международными договорами в рамках Союза или международными договорами о вступлении в Союз, либо прекращения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин в связи с наступлением иных обстоятельств, предусмотренных пунктом 6 статьи 136 ТК ЕАЭС, – в отношении товаров, указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 126 ТК ЕАЭС.
Указанные нормы ТК ЕАЭС соответствуют Договору о присоединении и определяют статус рассматриваемого автомобиля на территории ЕАЭС как иностранного товара.
Учитывая изложенное, ввоз в Российскую Федерацию и использование на территории Российской Федерации автомобиля, обладающего статусом иностранного товара, лицом, постоянно проживающим в Российской Федерации, допускается только при условии его таможенного декларирования в таможенных органах и уплаты разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, установленным решением от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии со ст. 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ЕАЭС.
Согласно ст. 105 ТК ЕАЭС при таможенном декларировании применяется, в том числе, пассажирская таможенная декларация; пассажирская таможенная декларация используется при таможенном декларировании товаров для личного пользования.
В соответствии с п. 4 ст. 258 ТК ЕАЭС в отношении товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию, перемещаемых через таможенную границу Союза в сопровождаемом и несопровождаемом багаже либо доставляемых перевозчиком, после их ввоза на таможенную территорию Союза либо для вывоза с таможенной территории Союза физическими лицами, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут выступать декларантами таких товаров для личного пользования, должны быть совершены таможенные операции, связанные с их таможенным декларированием.
Статус лица, постоянно проживающего на территории Республики Армения, и порядок его получения определен Договором между Российской Федерацией и Республикой Армения о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, постоянно проживающих на территории Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (ратифицирован Федеральным законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 100-ФЗ) (далее по тексту – Договор от ДД.ММ.ГГГГ).
Статьей 1 Договора установлено понятие «постоянного жителя», под которым понимается гражданин одной Стороны, постоянно проживающего на территории другой Стороны, на основании свидетельства, выданного последней.
Согласно статьи 2 Договора свидетельством, удостоверяющим статус постоянного жителя в соответствии с настоящим Договором, является документ, выдаваемый компетентными органами Стороны проживания, или отметка, проставляемая компетентными органами Стороны проживания в документах, удостоверяющих личность и гражданство постоянного жителя в соответствии с законодательством Стороны гражданства, а также документах, дающих право на пересечение границы, за исключением дипломатических и служебных паспортов.
Таможенным органом в ходе административного расследования установлено, что ФИО1 при приобретении вышеуказанного автомобиля на территории Армении и его последующем ввозе на территорию РФ статусом лица, постоянно проживающего на территории Армении, не обладал.
В соответствии с данными, представленными УМВД России по Тюменской области, ФИО1 с уведомлением о наличии у гражданина Российской Федерации иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, не обращался.
Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ№ свободная (рыночная) стоимость автомобиля <данные изъяты> идентификационный номер (VIN) №, <данные изъяты> года выпуска, на российском рынке, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, составляет 511005,43 руб.
Согласно служебной записке отдела таможенных платежей таможни следует: код товара транспортного средства «<данные изъяты> г.в.: ДВС с искровым зажиганием (бензин) – 8703 24 909 3. Таможенная стоимость транспортного средства «<данные изъяты> г. в. – 680 000.00 руб. При объеме двигателя в 3471 см. куб. ввозная пошлина составит 3,2 евро за 1 куб. см. При мощности двигателя 244 л.с. акциз составляет 743 рубля. за 1 л.с. НДС - 20%. Расчет произведен на дату ввоза ДД.ММ.ГГГГ, курс евро – 73.2227 рублей.
Таким образом, сумма таможенных платежей, подлежащих уплате, составляет: 813 299.17+181 292.00+334 918.23=1 329 509.40 рублей.
При таможенном декларировании товаров на ДД.ММ.ГГГГ подлежали бы уплате таможенные сборы по ставкам, установленным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О ставках таможенных сборов за таможенные операции» в размере 30 тысячм рублей - за таможенное оформление товаров, таможенная стоимость которых составляет 10000 тысяч рублей 1 копейку и более. При электронном декларировании 22 500 тысячи рублей (22 500*75%).
Таким образом, ФИО1 не задекларировал в таможенном органе в установленном законом порядке транспортное средство марки «<данные изъяты> г.в., регистрационный номер №, идентификационный номер №, цвет темно вишневый металик.
В связи с тем, что разница сумм таможенных пошлин, налогов, предусмотренных пунктами 31, 35 Приложения № Договора, Приложения № к Решению Совета ЕЭК № на транспортное средство «HONDA ODYSSEY 3.5» не уплачена, ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 5 ст. 258 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза осуществлено задержание данного транспортного средства, документов на него и помещено на хранение в ПЗТК Курганского таможенного поста, <адрес>.
Вина ФИО1 в нарушении требований по таможенному декларированию подтверждается исследованными доказательствами:
- показаниями ФИО1, данными им в ходе административного расследования, из которых следует, что автомобиль «<данные изъяты> г.в., государственный номер Республики Армения № №, VIN «№» он приобрел по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ в г. Ереван Республики Армения у гражданина Армении, фамилию имя отчество не помнит, о продаже данного автомобиля узнал у местных жителей находясь на отдыхе в Республике Армения. Договор купли-продажи у него не сохранился. Автомобиль был приобретен за 7 800 долларов США, по курсу 64 рубля за 1 доллар, расчет осуществлялся наличными, подтверждающих документов не сохранилось. Автомобиль был им зарегистрирован в <данные изъяты> «Дорожной полиции» Полиции Республики Армения ДД.ММ.ГГГГ. После приобретения транспортного средства он выехал из <адрес> через Грузию и через пункт пропуска «Верхний Ларс» переместил автомобиль ДД.ММ.ГГГГ, время не помнит. Страхование автогражданской ответственности транспортного средства «<данные изъяты> г.в. производилось после въезда в РФ в непосредственной близости к границе РФ в страховой компании «ВСК», в последствии в ДД.ММ.ГГГГ страховал в <адрес> в страховой компании «ВСК». При въезде в РФ, в пункте пропуска «Верхний Ларс» Северо-Осетинской таможни, таможенную декларацию ему заполнить не предлагали, в устной форме с целью декларирования он интересовался о возможности ввоза им для постоянного использования данного автомобиля в РФ, на что ему ответили Российские таможенники, что он может беспрепятственно пользоваться данным автомобилем до ДД.ММ.ГГГГ, после чего уплатит утилизационный сбор и поставит на Российский учет транспортное средство. ДД.ММ.ГГГГ им на Курганский таможенный пост Тюменской таможни с целью вывоза на территорию Республики Армения была подана пассажирская таможенная декларация на транспортное средство «<данные изъяты> г.в., государственный номер Республики Армения № №, в качестве сопровождаемого багажа, и был получен отказ в регистрации данной ПТД. После задержания таможенными органами вышеуказанного транспортного средства «<данные изъяты> г.в. ему стало известно о том, что оно не имеет статуса товара Евразийского экономического союза, до этого момента при приобретении и перемещении его на территорию РФ он об этом не знал. С требованиями и условиями вывоза транспортного средства из Республики Армения в Российскую Федерацию он не знакомился, при постановке на учет в дорожной полиции Республики Армения сотрудники устно пояснили, что он может поставить автомобиль на учет, вывезти его в Российскую Федерацию и может передвигаться на нем до 2023 года. Произвести таможенное декларирование автомобиля «<данные изъяты> г.в., являющегося предметом правонарушения, и уплатить таможенные пошлины, налоги в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, предусмотренным приложением № к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» ему не представляется возможным по причине отсутствия финансовой возможности. Он готов осуществить таможенное декларирование данного транспортного средства с целью его обратного вывоза на территорию Республики Армения или как ему пояснили при въезде на территорию РФ с уплатой утилизационного сбора и постановкой автомобиля на Российский учет. Факт недекларирования по установленной форме транспортного средства «<данные изъяты> г.в., государственный номер Республики Армения № АМ 36 LP 095, идентификационный номер «№» и вину в совершении данного административного правонарушения он не признает по причине того, что при пересечении таможенной границы ЕАЭС при ввозе автомобиля на территорию РФ согласно информации Российских таможенников, данное транспортное средство декларированию не подлежит (том 1 л.д. 43-45, 104-106);
- протоколом опроса в качестве свидетеля заместителя начальника Курганского таможенного поста – начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля ФИО6, из которого следует, что в его обязанности входит в том числе: осуществление таможенных операций и таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза; осуществление таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств в случаях, установленных правовыми актами ФТС России, а так же применение иных форм таможенного контроля; организация работы по выявлению, предупреждению и пресечению административных правонарушений и преступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации; составление протоколов задержания товаров и документов на них по установленной форме; обеспечение контроля соблюдения установленных в соответствии с правом Евразийского экономического союза, международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Комиссии Евразийского экономического союза и нормативными правовыми актами государств - членов Евразийского экономического союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза, иное;
ДД.ММ.ГГГГ в рамках информационного взаимодействия Курганского таможенного поста Тюменской таможни и ОБДПС ГИБДД УМВД России по <адрес> таможенный пост Тюменской таможни поступило письмо от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которому нарядом ДПС ГИБДД в <адрес> остановлен автомобиль «<данные изъяты> г.в., регистрационный №, идентификационный № под управлением гражданина Российской Федерации ФИО1 В связи с отсутствием сведений о статусе транспортного средства как товара Евразийского экономического союза в реестре автомобилей, выпущенных в свободное обращение на территории Республики Армения, размещенном на портале ФТС России, а также отсутствием у гражданина РФ подтверждающих документов и сведений о постоянном проживании на территории Республики Армения, ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами ОТПиТК Тюменской таможни инициировано направление международного запроса в управление таможенного сотрудничества ФТС России. ДД.ММ.ГГГГ в Тюменскую таможню поступил ответ от Комитета Государственных Доходов Республики Армения, согласно которому автомобиль <данные изъяты> г.в., идентификационный № задекларирован в Армении по таможенной процедуре «Выпуск для внутреннего потребления» по товарной декларации №. Размер уплаченной таможенной пошлины составил <данные изъяты> армянских драмов (далее - AMD), НДС - <данные изъяты> AMD, природоохранных платежей - <данные изъяты> AMD. Статусом товара Евразийского экономического союза данное транспортное средство не обладает. ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками ГИБДД УМВД России по <адрес> в постоянную зону таможенного контроля Курганского таможенного поста доставлен вышеуказанный автомобиль под управлением гражданина Российской Федерации ФИО1 В связи с тем, что разница сумм таможенных пошлин, налогов, предусмотренных пунктами 31, 35 Приложения № Договора, Приложения № к Решению Совета ЕЭК № на транспортное средство «<данные изъяты>» не уплачена, ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 5 ст. 258 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза им осуществлено задержание данного транспортного средства и документов на него. При задержании транспортного средства «<данные изъяты>» проведен таможенный осмотр транспортного средства в ходе которого установлено: цвет темно вишневый металик, регистрационный знак «№», транспортное средство снабжено колесами на легкосплавных дисках в количестве четырех штук, показания одометра составляют - 214058 км., количество мест, включая водительское – семь. Сидения обиты кожей кремового цвета с подголовниками. На транспортном средстве на крышке багажного отсека находится эмблема автоконцерна «<данные изъяты>», «<данные изъяты>». На стойке правой передней двери автомобиля меется табличка с информацией о: заводе изготовителя, стране происхождения, vin номере -№, на лобовом стекле в нижнем правом углу имеется информация о vin номере – №. На транспортном средстве установлено следующее оборудование: автоматическая коробка передач, кондиционер, газовое оборудование, электрические стеклоподъемники дверей, боковые зеркала с электроприводом, климат-контроль, внутреннее освещение, радиоприемник, центральный замок дверей, подушки безопасности, и другое. Автомобиль бывший в употреблении, имеются следы эксплуатации на наружных и внутренних частях автомобиля: потертости, царапины, нарушение лакокрасочного покрытия. на задних левом и правом крыльях имеются вмятины. По результатам таможенного осмотра составлен акт таможенного осмотра транспортного средства №. Задержание транспортного средства «<данные изъяты> года выпуска, а также его осмотр осуществлялись в присутствии ФИО1 При задержании данного транспортного средства ФИО1 были разъяснены причины задержания, а именно: Порядок ввоза автомобилей из Республики Армения который регламентирован Договором о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от ДД.ММ.ГГГГ, который подписан в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, решением Совета Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», а так же положения Таможенного кодекса Евразийского экономического союза относительно задержания, о чем свидетельствует подпись ФИО1 на оборотной стороне Протокола задержания товаров и документов на них от ДД.ММ.ГГГГ№ ( том 1 л.д.100-102);
-протоколом изъятия вещей и документов, составленным ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому у ФИО1, произведено изъятие транспортного средства марки «<данные изъяты> г.в., регистрационный номер №, идентификационный №, цвет темно вишневый металлик (том 1 л.д.6-8);
- согласно сведениям из МО ГИБДД РЭР и ТН АМТС УМВД следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на ФИО1 зарегистрировано транспортное средство ВАЗ2109, идентификационный номер №, состояли на регистрационном учете следующие транспортные средства: <данные изъяты>, идентификационный номер № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; № идентификационный номер№ (том 1 л.д. 112-113);
- сведениями из ОАО «Страховой дом ВСК» о заключенных договорах страхования с ФИО1 в отношении транспортного средства «<данные изъяты> г.в., регистрационный номер № с приложением копий страховых полисов (том 1 л.д. 119-121);
- определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (том 1 л.д. 1-5);
- копией акта таможенного досмотра от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 48-51).
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, судья считает доказанным, что ФИО1 не задекларировал товар, подлежащий таможенному декларированию. Такие действия образуют состав административного правонарушения и должны квалифицироваться по ч. 1 ст.16.2 КоАП РФ – недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию.
При назначении наказания в соответствии со ст. 4.1. КоАП РФ судья учитывает характер административного правонарушения, обстоятельства его совершения, личность виновного, его имущественное положение, другие обстоятельства, влияющие на вид и меру назначаемого наказания. Смягчающим административное наказание обстоятельством является совершение правонарушения впервые. Отягчающие административное наказание обстоятельства отсутствуют.
По убеждению судьи цели административного наказания в виде предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, с учетом всех обстоятельств дела, а также приведенных обстоятельств, влияющих на вид и меру назначаемого наказания, с учетом положений ст. 3.7 КоАП РФ, будут достигнуты назначением ФИО1 административного наказания в виде в виде административного штрафа.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ФИО1, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 255 502 (двести пятьдесят пять тысяч пятьсот два) рублей 72 копеек в доход государства, без конфискации предмета административного правонарушения.
Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Реквизиты для перечисления штрафа:
Реквизиты для перечисления штрафа: <данные изъяты>
Предмет административного правонарушения – транспортное средство: «<данные изъяты>
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии, путем подачи жалобы через Центральный районный суд г. Тюмени.
Судья А.Д. Ильин