ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2192/2022 от 02.08.2022 Центрального районного суда г. Тольятти (Самарская область)

УИД 63RS0-22

5-2192/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

02 августа 2022 года

Судья Центрального районного суда Глазунова Т.А., с участием помощника прокурора – ФИО3, защитника лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении ИП ФИО2 – ФИО8 Ш.М.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.56 частью 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца , Республики Узбекистан, гражданина РФ, ИНН <***>, ОГРНИП , зарегистрированного и проживающего по адресу: ,

установил:

прокуратурой на основании поступившей информации из Волго-Вятского главного управления Банка России проведена проверка деятельности ИП ФИО1 по выдаче денежных займов под залог имущества в отсутствие права на осуществление такой деятельности в комиссионном магазине «Победа», расположенном по адресу: .

На основании договора аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, арендатором помещения, расположенного по адресу: является индивидуальный предприниматель ФИО1 (л.д. 22-25).

Решение о проведении проверки принято заместителем прокурора ФИО5ДД.ММ.ГГГГ за , срок проведения проверки установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на предмет проверки исполнения требований законодательства о потребительском кредите (займе), о противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, должностными лицами – индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность под брендом «Комиссионный магазин «Победа» ».

С указанным решением ДД.ММ.ГГГГ ознакомлен ФИО6, действующий на основании доверенности, выданной ДД.ММ.ГГГГ индивидуальным предпринимателем ФИО1, посредством получения копии решения, что подтверждается соответствующей подписью представителя, а также администратор ФИО7 (л.д.13).

В ходе проверки установлено, что в магазине по адресу: , в нарушение требований статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ «О ломбардах», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №190-ФЗ «О кредитной кооперации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» ИП ФИО1 осуществлял деятельность по скупке и продаже бывших в употреблении вещей, а также деятельность по фактической выдаче займов под залог, то есть ломбардную деятельность.

При этом ИП ФИО1 к числу субъектов, имеющих право осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, не относится, оформленное надлежащим образом разрешение на осуществление указанного вида деятельности не имеет.

Указанные обстоятельства явились основанием для возбуждения ДД.ММ.ГГГГ и.о прокурора ФИО5 дела об административном правонарушении в отношении ИП ФИО1 по части 1 статьи 14.56 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и направления указанного постановления для рассмотрения в суд.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ вынесено в присутствии ФИО6, действующего на основании доверенности, выданной ДД.ММ.ГГГГ индивидуальным предпринимателем ФИО1, который с постановлением не согласился, что подтверждается соответствующей записью в постановлении (л.д.8).

Лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении ФИО1 в судебное заседание не явился.

В целях соблюдения установленных статьей 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку названный Кодекс не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату) (пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" от ДД.ММ.ГГГГ N 343.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ФИО1 извещался судом о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении посредством телефонограммы ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 06 минут.

Таким образом, судом предприняты необходимые меры о надлежащем извещении ФИО1 о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. С учетом ходатайства лица о рассмотрении дела в его отсутствии, имеющегося в материалах дела, суд считает возможным дело об административном правонарушении рассмотреть в отсутствии ФИО1

В судебном заседании защитник ИП ФИО1 - ФИО4О. суду пояснил, что в действиях ФИО1 отсутствуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 14.56 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку заключаемыми с гражданами договорами предусмотрено лишь платное хранение товара в случае, если договор не пролонгирован, а товар не реализован, данная мера применяется магазином для стимулирования клиентов своевременно получать назад нереализованный товар. Кроме того, пояснил, что о проведении проверки и составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении непосредственно ФИО1, как лицо в отношении которого возбуждено производство по делу надлежащем образом не извещался, уведомления направлялись не по месту регистрации и жительства последнего, а по месту жительства его родственников.

Выслушав защитника, заключение прокурора, полагавшего, что в действиях ИП ФИО1 усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.56 части 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку он осуществлял деятельность по скупке и продаже бывших в употреблении вещей, а также деятельность по фактической выдаче займов под залог, то есть ломбардную деятельность, о проведении проверки и вынесении ДД.ММ.ГГГГ постановления ИП ФИО1 извещался надлежащим образом, исследовав материалы административного дела, судья приходит к следующему.

В части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, в отношении которого ведется производство по делу.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является, в том числе соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки (пункт 2 вышеприведенной статьи).

Согласно пункту 3 названной статьи решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.

Из материалов дела следует, что проверка исполнения требований законодательства о потребительском кредите (займе), о противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем была проведена на основании решения заместителя прокурора ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно пункту 8 указанного решения, данное решение подлежало доведению до сведения ИП ФИО1 либо его уполномоченного представителя (л.д. 13), между тем, материалы дела не содержат сведений об уведомлении ИП ФИО1 о принятом прокуратурой решении о проведении проверки индивидуального предпринимателя.

Защитник ФИО1ФИО4О. пояснил, что решение заместителя прокурора о проведении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проверки требований законодательства в сфере законодательства о потребительском кредите (займе) ФИО1 по месту его жительства и регистрации не направлялось и им получено не было.

Надлежащие сведения о выполнении проверяющим органом требований вышеуказанного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в материалах дела отсутствуют, в связи с чем, не представляется возможным опровергнуть доводы защитника о недоведении до сведения ИП ФИО1, как лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, решения о проведении проверки, в том числе в сроки, предусмотренные п. 3 ст. 21 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 (не позднее дня проведения проверки).

Судья отмечает, что получение решения о проведении прокурорской проверки представителем ИП ФИО1 по доверенности, не отменяет положений закона о необходимости надлежащего извещения о проведении данной проверки самого ИП ФИО1

В силу части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу пункта 1 части 1 статьи 25.11, части 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (пункт 3 части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Частью 2 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 данного Кодекса.

В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Из вышеприведенных норм следует, что протокол об административном правонарушении (постановление о возбуждении дела об административном правонарушении) составляется в присутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В его отсутствие протокол об административном правонарушении (постановление о возбуждении дела об административном правонарушении) составляется только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица. Названные нормы призваны обеспечить право на защиту лица, в отношении которого решается вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении.

Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к содержанию протокола об административном правонарушении (постановления о возбуждении дела об административном правонарушении), ненадлежащее указание состава вменяемого административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу правонарушения.

Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.

Как следует из представленных материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ и.о. прокурора в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.56 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отсутствие индивидуального предпринимателя, с участием его представителя, представившего доверенность.

В случае неявки физического лица или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

В силу части 2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.

Из норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вытекает, что лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении, отправляется извещение заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефоннограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручения адресату (статья 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, в связи с чем оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи или доставки, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.

Вместе с тем, независимо от способа извещения на момент составления протокола или постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении у административного органа, должностного лица должны быть доказательства, достоверно свидетельствующие о том, что привлекаемое к ответственности лицо извещено о времени и месте совершения процессуального действия.

Из материалов дела усматривается, что уведомление о составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении было направлено ИП ФИО1 по адресу: получено адресатом согласно распечатки с официального сайта «Почта России» ДД.ММ.ГГГГ.

Между тем, согласно паспортным данным, а также сведениям адресно-справочной службы, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован и проживает по адресу: . Согласно пояснений защитника, в селе Рождествено проживают родственники ФИО1

Защитник факт получения ФИО1 уведомления о составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в судебном заседании опроверг.

Таким образом, в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что на момент вынесения прокурором постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении уведомление о дате, времени и месте его составления получено ФИО1, либо последний уклонился от его получения.

Иных сведений об извещении ФИО1 о вынесении прокурором постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении ИП ФИО1, в материалах дела не имеется.

Участие в составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении защитника (представителя) не свидетельствует о соблюдении права ИП ФИО1 на защиту, поскольку, исходя из положений части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в их нормативном единстве с частью 5 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, извещение защитника (представителя) лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении не освобождает должностное лицо, орган, суд, рассматривающих дело от обязанности извещения самого лица, в отношении которого ведется производство по данному делу об административном правонарушении.

Доводы помощника прокурора о том, что уведомление о составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении ФИО1 было получено, несостоятельны по вышеизложенным основаниям.

В связи с изложенным следует признать, что материалы настоящего дела не содержат сведений о том, что ФИО1 был надлежащим образом извещен о времени и месте вынесения в отношении него прокурором постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.

Таким образом, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении составлено ДД.ММ.ГГГГ в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, с нарушением требований, предусмотренных статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что в данном случае является нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку указанное лицо, которое не принимало участие при составлении протокола, было лишено предоставленных статьей 25.1 названного кодекса и статьей 48 Конституции Российской Федерации гарантий защиты и процессуальных прав.

Сведения о направлении копии постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по адресу ИП ФИО1: , а также сведения о получении копии постановления данным лицом либо об отказе от получения такового, в материалах дела отсутствуют, что также является препятствием для рассмотрения дела судьей.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

В соответствии с указанной нормой на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении (постановление о возбуждении дела об административном правонарушении), составленный с нарушением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях без участия лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, при отсутствии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола (постановления), подлежал возвращению для устранения недостатков.

В настоящее время такая возможность утрачена, возвращение постановления о возбуждении дела об административном правонарушении для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение указанного нарушения на стадии рассмотрения дела невозможно.

Таким образом, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, составленное в отсутствие ИП ФИО1, не извещенного надлежащим образом о времени и месте его составления, не отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ввиду чего указанный процессуальный документ является недопустимым доказательством по делу.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Таким образом, судья приходит к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых в отношении ИП ФИО1 было возбуждено дело об административном правонарушении, и как следствие, отсутствие в действиях последнего состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.56 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При изложенных обстоятельствах, производство по данному делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях ИП ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.56 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.56 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1, прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в его действиях состава указанного административного правонарушения.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в течение 10 суток со дня получения его копии.

Постановление по делу об административном правонарушении, также может быть обжаловано в том же порядке и в тот же срок должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составлять протокол об административном правонарушении.

Судья: Т.А. Глазунова