УИД 11RS0001-01-2023-015278-27 | № 5-2193/2023 |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
28 ноября 20203 г. Сыктывкар
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Леконцев А.П.
с участием защитника Коснырева В.В.,
Представителя административного органа ФИО1,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2, ...
УСТАНОВИЛ
** ** ** должностным лицом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Коми составлен протокол об административном правонарушении в отношении ФИО2 по ст. 19.34 ч. 4 КоАП РФ.
Как следует из протокола, ФИО2 включен в реестр иностранных агентов, расположенный на официальном сайте Минюста России, под порядковым номером 342, дата принятия решения о включении ** ** **. В Управление Минюста России по Республике коми ** ** ** поступили документы, подтверждающие поступление в Государственный Совет Республики коми проекта постановления от 25.07.2023 № 117-23 «Об упразднении постоянной комиссии Государственного Совета Республики Коми по вопросам здравоохранения, физической культуры и спорта и признании в связи с этим утратившими силу некоторых постановлений Государственного Совета Республики коми. Проект внесён депутатом Государственного Совета Республики Коми ФИО2 В указанном проекте постановления указания, предусмотренные частью 3 статьи 9 Федерального закона от ** ** ** №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», отсутствуют.
Таким образом, ФИО2 нарушены требования части 3 статьи 9 Федерального закона от 14.07.2022 №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», в части отсутствия указаний о наличии статуса иностранного агента при обращении в органы публичной власти, иные органы и организации, что влечет ответственность, предусмотренную частью 4 статьи 19.34 КоАП РФ.
Лицо, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении - ФИО2, на рассмотрение дела не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административного органа ФИО1 доводы изложенные в протоколе поддержала в полном объеме, настаивала на привлечении ФИО2 к административной ответственности.
Защитник ФИО2 – адвоката Коснырев В.В. виновность своего подзащитного не признал, указав, что по смыслу ст. 4 Федерального закона № 255-ФЗ направление ФИО2 в Государственный Совет проекта постановления не может быть оценена в качестве осуществления политической деятельностью, поскольку характер и содержание такого проекта постановления относится к внутренней, административной деятельности Государственного Совета Республики Коми. Все депутаты Государственного Совета осведомлены о наличии у ФИО2 статуса иноагента и необходимость включения в документы, направляемые депутатом ФИО2 о наличии его статуса является лишь формальностью. Права и законные интересы граждан, государства фактом отсутствия указания на статус ФИО2 не нарушаются.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за производство материалов и (или) их распространение иностранным агентом в связи с осуществлением им вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», материалов, направляемых иностранным агентом в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы или организации в связи с осуществлением им вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», либо информации, касающейся вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», распространяемой в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», без указания на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности иностранного агента в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в производстве материалов и (или) их распространении иностранным агентом в связи с осуществлением им вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14.07.2022 №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», материалов, направляемых иностранным агентом в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы или организации в связи с осуществлением им вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14.07.2022 №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», либо информации, касающейся вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14.07.2022 №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», распространяемой в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», без указания на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности иностранного агента.
Распоряжением Минюста России от 01.04.2022 № 367-р ФИО2 включен в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 14 июля 2022 года №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» для целей настоящего Федерального закона под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой установлены статьей 4 настоящего Федерального закона. Иностранным агентом может быть признано российское или иностранное юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, общественное объединение, действующее без образования юридического лица, иное объединение лиц, иностранная структура без образования юридического лица, а также физическое лицо независимо от его гражданства или при отсутствии такового. Статус иностранного агента лицо приобретает со дня, следующего за днем размещения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере регистрации некоммерческих организаций, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о таком лице в реестре иностранных агентов в соответствии с частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, и прекращает со дня исключения таких сведений из реестра.
Статьей 4 Федерального закона № 255-ФЗ установлено, что под видами деятельности, указанными в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, понимаются политическая деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и (или) участие в создании таких сообщений и материалов, иные виды деятельности, установленные настоящей статьей (ч. 1).
Согласно ч. 2 ст. 4 названного Закона, под политической деятельностью понимается деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности органов публичной власти, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование органов публичной власти, их решения и действия.
В силу части 5 ст. 4 Федерального закона № 255-ФЗ политическая деятельность осуществляется в следующих формах: 1) участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений; 2) участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий; 3) публичные обращения к органам публичной власти, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов и лиц, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов; 4) распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых органами публичной власти решениях и проводимой ими политике; 5) формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований.
Частью 1 статьи 9 Закона № 255-ФЗ устанавливается обязанность иностранного агента обязан сообщать о наличии этого статуса при осуществлении вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, в том числе, если в ходе осуществления такой деятельности направляется обращение в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы и организации.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» материалы, производимые и (или) распространяемые иностранным агентом в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», материалы, направляемые иностранным агентом в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы и организации в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, информация, касающаяся вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, распространяемая в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности такого агента.
Формы указаний, требования к размещению таких указаний и порядок их размещения установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2022 года №2108 «Об утверждении Правил размещения указаний, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона от 14 июля 2022 года №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», в том числе требований к их размещению, а также форм указаний, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона от 14 июля 2022 года №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» (далее – Правил).
В соответствии с пунктом 2 Правил материалы, предусмотренные частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», производимые и (или) распространяемые иностранным агентом, учредителем, членом, участником, руководителем общественного объединения, действующего без образования юридического лица, руководителем юридического лица, включенного в реестр иностранных агентов, или лицом, входящим в состав органа такого лица, имеющие текстовую или аудиовизуальную форму, должны сопровождаться указанием в виде текстового сообщения, предусмотренным частями 3 или 4 статьи 9 Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», по формам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2022 г. № 2108 «Об утверждении Правил размещения указаний, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», в том числе требований к их размещению, а также форм указаний, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».
В частности отражено, что текстовое указание и указание в звуковой форме должны размещаться на русском языке; размер шрифта текстового указания должен вдвое превышать размер шрифта текстового материала; цвет шрифта текстового указания должен быть контрастным по отношению к фону, на котором оно размещается; текстовое указание подлежит размещению в начале каждого текстового материала под заголовком либо в случае отсутствия заголовка непосредственно перед началом такого материала; не допускается наложение текстового указания на содержащийся в текстовом материале текст, изображение или иное сообщение и их фрагменты (пункты 4-8 Правил).
Сообщения и материалы иностранного агента, распространяемые на территории Российской Федерации, должны сопровождаться следующим указание: «Настоящий материал (информация) (произведен, распространен и (или) направлен) иностранным агентом (наименование, фамилия, отчество (при наличии), содержащиеся в реестре иностранных агентов) либо касается деятельности иностранного агента (наименование, фамилия, имя, отчество (при наличии), содержащиеся в реестре иностранных агентов)».
Как следует по обстоятельствам дела, депутатом Государственного Совета Республики Коми ФИО2 ** ** ** в Государственный Совет Республики Коми направлен проект постановления Государственного Совета Республики коми «Об упразднении постоянной комиссии Государственного Совета Республики Коми по вопросам здравоохранения, физической культуры и спорта и признании в связи с этим утратившими силу некоторых постановлений Государственного Совета Республики коми». Проект получен Аппаратом Государственного Совета Республики коми ** ** ** с присвоением №....
В указанном проекте постановления указания, предусмотренные частью 3 статьи 9 Федерального закона от 14.07.2022 №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», отсутствуют.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, протокола об административном правонарушении, предусмотренном части 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вина ФИО2 в совершении вменяемого административного правонарушении наряду с протоколом об административном правонарушении подтверждается копией распоряжения от 01.04.2022 №367-р о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, проектом постановления № 117-23, пояснительной запиской к проекту постановления и другими материалами дела, оцененными судом в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, ФИО2 совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом доводы защитника о том, что направление проекта постановления не относится к политической деятельности являются ошибочными, поскольку проект постановления внесен ФИО2 в качестве депутата Государственного Совета в рамках законодательной инициативы, определенной ст. 75 Конституции Республики Коми.
Обстоятельств, предусмотренных статьями 29.9 и 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влекущих прекращение производства по делу, судом не установлено.
При назначении административного наказания, учитывая характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, отсутствие смягчающих ответственность обстоятельств, повторное совершение однородного административного правонарушения, а также положения статей 3.1, 3.2, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прихожу к выводу о необходимости назначения ФИО2 административного наказания в виде административного штрафа без конфискации предмета административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 23.1, 29.7, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ
Признать ФИО2 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей без конфискации предмета административного правонарушения.
Реквизиты для уплаты штрафа: получатель платежа – ...
Разъяснить, что согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов (часть 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления с подачей жалобы через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Судья А.П. Леконцев