ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2198/2022 от 26.09.2022 Пятигорского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 5-2198/2022

УИД: 26RS0017-01-2022-001516-13

Постановление

ул. Университетская, д.34а

Судья Пятигорского городского суда Ставропольского края Степаненко Н.В., с участием защитника Карташьяна И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – Федерального государственного бюджетного учреждения «Санаторно-курортный комплекс «Северокавказский» Министерства обороны Российской Федерации, зарегистрированного по адресу: 357534, <адрес>, ИНН <***>, ОГРН <***>,

установил:

23.03.2022 года заместителем начальника отдела государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия составлен протокол №12-2022 об административном правонарушении в отношении юридического лица Федерального Государственного Бюджетного учреждения «Санаторно-курортный комплекс «Северокавказский» Министерства обороны Российской Федерации, согласно которому Управлением Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия (далее - управление), являющимся органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, на основании требований Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Федерального закона от 31.07.2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», положения о региональном государственном контроле (надзоре) за состоянием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, утвержденного Постановлением Правительства Ставропольского края от 30.11.2021 года № 614-П, в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, в период с 18 по 31 января 2022 года, проведено контрольные (надзорные) мероприятия наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) в отношении следующих объектов культурного наследия регионального значения находящихся в оперативном управлении Федерального Государственного Бюджетного учреждения «Санаторно-курортный комплекс «Северокавказский» Министерства обороны Российской Федерации:

- объект культурного наследия регионального значения «Корпус № 2 Военного санатория», 1930 г., расположенный по адресу (местонахождение): <...>.

- объект культурного наследия регионального значения «Корпус № 3 Военного санатория», 1950 г., расположенный по адресу (местонахождение): <...>.

- объект культурного наследия регионального значения «Особняк», 1906 г., расположенный по адресу (местонахождение): <...>.

- объект культурного наследия регионального значения «Особняк», 1906 г., расположенный по адресу (местонахождение): Ставропольский край, <...>.

- объект культурного наследия регионального значения «Особняк К.Барт», начало XX в., расположенный по адресу (местонахождение): <...>.

- объект культурного наследия регионального значения «Особняк», 1874 г., расположенного по адресу (местонахождение): <...> литер А, Б, Д, Е.

В рамках контрольных (надзорных) мероприятий наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) был осуществлен сбор данных посредством визуального обследования, о состоянии вышеуказанных объектов культурного наследия.

По результатам контрольного (надзорного) мероприятия наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Особняк К.Барт», начало XX в., расположенного по адресу (местонахождение): <...> (далее - памятник, объект культурного наследия) установлено, что общее состояние памятника - требует проведения ремонтно-реставрационных работ.

В ходе осмотра состояния внешних архитектурно-конструктивных элементов памятника было установлено, что с целью проведения работ по сохранению объекта культурного наследия управлением Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия, подрядной организации обществу с ограниченной ответственностью «Югспец-строй», ОГРН <***>, расположенному по адресу: 344116, <...>, выдано разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или выявленного объекта культурного наследия от 22.10.2021 № 04-18/6721 (срок действия до 20.12.2021 г.).

На момент проведения визуального обследования объекта культурного наследия, со стороны дворового и боковых фасадов наблюдались возведенные строительные леса и складированы строительные материалы, непосредственно работы на объекте культурного наследия, указанные в разрешении не производились. Также в ходе визуального обследования дворового пространства памятника установлено, что в границах его территории проведены строительные, земляные, хозяйственные и иные работы связанные с демонтажем старой каменной ограды памятника и возведением новой ограды облицованной декоративным камнем и плиткой, с установленной на ней металлической решёткой. Указанные работы произведены в нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 5.1 и части 2 статьи 36 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 г. № 73- ФЗ (далее Федеральный закон), то есть на объекте культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия Российской Федерации, проведены строительные, земляные, хозяйственные и иные работы без соблюдения особого режима использования земель в границах территории объекта культурного наследия, а также без согласованной органом охраны объектов культурного наследия проектной документации или обязательного раздела об обеспечении сохранности объекта культурного наследия в проектах проведения таких работ. При этом приказом управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия от 25 декабря 2015 года № 367 «Об утверждении границы территории объекта культурного наследия регионального значения «Особняк К.Барт», начало XX в., <...>», утвержден режим использования территории данного объекта культурного наследия, согласно которого производство вышеуказанных работ в границах территории памятника запрещено.

Осмотром состояния внутренних архитектурно-конструктивных элементов памятника установлено, что потолки в помещениях оштукатурены и окрашены, на оштукатуренных и окрашенных потолках визуально наблюдаются трещины, вздутия и шелушения окрасочного слоя. Полы в основном паркетные, на паркете наблюдаются образование щелей между паркетными клепками, осевые деформации, истирание паркета в ходовых местах. Внутренние стены частично оштукатурены и окрашены, частично обшиты деревянными панелями, наблюдаются волосяные трещины, вздутия и шелушения окрасочного слоя. Дверные и оконные заполнения деревянные, наблюдаются продольные трещины, следы расслоения и рассыхания древесины, шелушения и отпадания окрасочного слоя. Лестницы имеют бетонные ступени и деревянные перила, на ступенях наблюдаются трещины и сколы, истертости 6 ходовых местах.

По результатам контрольного (надзорного) мероприятия наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Особняк», 1906 г., расположенного по адресу (местонахождение): Ставропольский край, <...> (далее - памятник, объект культурного наследия) установлено, что внешне памятник представляет собой каменное здание, фасады решены разнообразно, для всех их характерны высокие оконные проемы, стены облицованы светлым кирпичом, со двора красным. Имеются эркеры, балконы. Каменная ограда, металлическая решетка которой, так же как и решетки балконов, представляют самостоятельную ценность.

Общее состояние памятника - требует проведения ремонтно-реставрационных работ.

В ходе осмотра состояния внешних архитектурно-конструктивных элементов памятника было установлено, что с целью проведения работ по сохранению объекта культурного наследия управлением Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия, подрядной организации обществу с ограниченной ответственностью «Югспец-строй», ОГРН <***>, расположенному по адресу: 344116, <...>, выдано разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или выявленного объекта культурного наследия от 22.10.2021 № 04-18/6724 (срок действия до 20.12.2021 г.). На момент проведения визуального обследования объекта культурного наследия, со стороны правого бокового фасада наблюдалось складирование строительных материалов, непосредственно работы на объекте культурного наследия, указанные в разрешении не производились. Также на момент проведения визуального обследования памятника установлено, что входная деревянная дверь оформленная резьбой, входящая в предмет охраны указанного объекта культурного наследия утвержденного приказом управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия № 342 от 22 декабря 2015 года, заменена на металлопластиковую, что является нарушением статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон). Кроме того в ходе визуального обследования дворового пространства памятника наблюдались проводимые строительные, хозяйственные и иные работы связанные облицовкой ограды объекта культурного наследия декоративными камнем и плиткой и заменой ранее установленной металлической решётки на ограде памятника на новую. Указанные работы произведены в нарушение требований части 3 статьи 36 Федерального закона, а именно без согласованной органом охраны объектов культурного наследия проектной документации или обязательного раздела об обеспечении сохранности объекта культурного наследия в проектах проведения таких работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия.

Осмотром состояния внутренних архитектурно-конструктивных элементов памятника установлено, что потолки в помещениях частично оштукатурены и окрашены, частично выполнены из быстро монтируемых модулей арм-стронг, состояние удовлетворительное. Полы в основном паркетные, в некоторых помещениях из керамической плитки, а также покрыты линолеумом. На паркете наблюдаются образование щелей между паркетными клепками, осевые деформации, истирание паркета в ходовых местах, на керамической плитке наблюдаются трещины, на линолеуме наблюдаются деформации и истертости в ходовых местах. Внутренние стены частично оштукатурены и окрашены, частично обшиты панелями из полимерных материалов, состояние удовлетворительное. Оконные заполнения в основном металлопластиковые, частично сохранились деревянные подоконники, дверные заполнения во внутренних помещениях в основном деревянные, на деревянных заполнениях наблюдаются продольные трещины, следы рассыхания и расслоения древесины, шелушения и растрескивания окрасочного слоя. Лестницы имеют бетонные ступени и деревянные перила, на ступенях наблюдаются трещины и сколы. На деревянных перилах наблюдаются трещины, следы расслоения и рассыхания древесины, шелушения и отпадания покрывающего слоя.

По результатам контрольного (надзорного) мероприятия наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Особняк», 1906 г., расположенного по адресу (местонахождение): Ставропольский край, г. Кисловодск, ул.1 Герцена, 2 (далее - памятник, объект культурного наследия) установлено, что внешне памятник представляет собой кирпичное здание, фасады решены разнообразно, для всех их характерны высокие оконные проемы, имеются эркер и балконы.

Общее состояние памятника - требует проведения ремонтно-реставрационных работ.

В ходе визуального обследования состояния внешних архитектурно-конструктивных элементов памятника было установлено, что цоколь здания выполнен из природного камня, визуально наблюдаются трещины, сколы, выветривание поверхности камней, следы замоканий, загрязнений, высолы, потемнения камня, следы биопоражений. Отмостка здания со стороны главного и боковых фасадов совмещена с тротуарной плиткой, со стороны дворового фасада асфальтобетонная, наблюдаются выбоины, трещины, очаги проседания и деформации. Наружные стены выложены из желтого кирпича, визуально наблюдаются продольные трещины, трещины над оконными перемычками, наблюдаются следы заделывания трещин цементно-песочной смесью, кустарно без соблюдения реставрационных технологий, наблюдаются очаги с более поздними вставками кирпичной кладки, выветривание цементного заполнения швов, потемнения кирпичной кладки, следы потеков, загрязнений и биопоражений. Ступени главного входа выполнены из природного камня, визуально наблюдаются трещины, сколы, на ограждении лестниц также наблюдаются трещины и сколы, площадка главного входа выложена керамическое плиткой, на поверхности которой наблюдаются трещины и разрушения отдельных плиток. Дальнейшим визуальным обследованием памятника было установлено, что со стороны дворового фасада над входной группой в подвальное помещение возведен навес представляющий собой конструкцию из профтрубы обшитой листами из металлопрофиля бежевого цвета, конструкции имеет высоту не менее 2 метров, закрывает часть дворового фасада памятнике на уровне первого этажа, чем препятствует видовому раскрытию памятника е негативно влияет на его внешний облик, что является нарушением требований статей 45 и 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон). Кровля выполнена из металлических листов, имеет механические повреждения, о чем свидетельствуют замокания и протечки во внутренних помещениях.

Осмотром состояния внутренних архитектурно-конструктивных элементов памятника установлено, что потолки в помещениях частично оштукатурены и окрашены, частично выполнены из быстро монтируемых модулей арм-стронг, на оштукатуренных и окрашенных потолках визуально наблюдаются трещины, вздутия и отслоения окрасочного слоя. Полы в основном паркетные, в некоторых помещениях из керамической плитки, а также покрыты линолеумом. На паркете наблюдаются образование щелей между паркетными клепками, осевые деформации, истирание паркета в ходовых местах, на керамической плитке наблюдаются трещины, на линолеуме наблюдаются деформации и истертости в ходовых местах. Внутренние стены оштукатурены и окрашены, наблюдаются волосяные трещины, вздутия и отслоения окрасочного слоя. Оконные заполнения в основном металлопластиковые, частично сохранились деревянные подоконники, на которых наблюдаются продольные трещины, следы рассыхания и расслоения древесины, дверные заполнения во внутренних помещениях в основном деревянные, состояние удовлетворительное. Лестницы имеют бетонные ступени и деревянные перила, на ступенях наблюдаются трещины и сколы. На деревянных перилах наблюдаются трещины, следы расслоения и рассыхания древесины, шелушения и отпадания покрывающего слоя. Декоративная лепнина, пояски, розетки на потолках, орнаменты, стилизованные узоры, находятся в удовлетворительном состоянии.

В ходе визуального обследования дворового пространства памятника наблюдались проведенные строительные, хозяйственные и иные работы связанные с облицовкой ограды объекта культурного наследия декоративными камнем и плиткой и заменой ранее установленной металлической решётки на ограде памятника на новую. Указанные работы произведены в нарушение требований части 3 статьи 36 Федерального закона, а именно без согласованной органом охраны объектов культурного наследия проектной документации или обязательного раздела об обеспечении сохранности объекта культурного наследия в проектах проведения таких работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия. Также в рамках проведенного контрольного (надзорного) мероприятия наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) установлено, что демонтированная старая металлическая решётка с ограды памятника хранится на складе ФГБУ «Санаторно-курортный комплекс «Северокавказский» Министерства обороны Российской Федерации.

Таким образом, проведенным контрольным (надзорным) мероприятием наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Особняк», 1906 г., расположенного по адресу (местонахождение): <...>, выявлены нарушения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, а именно статей 36, 45, 47.2 и 47.3 Федерального закона, то есть на объекте культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия Российской Федерации, при его содержании и использовании не обеспечено финансирование и не осуществляются расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом состоянии, не проведены работы по ремонту и реставрации объекта культурного наследия, при наличии необходимости проведения таких работ, а также незаконно и без разрешения органа охраны объектов культурного наследия, на памятнике произведены работы изменяющие его облик, кроме того на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся строительные, хозяйственные и иные работы без согласованной органом охраны объектов культурного наследия проектной документации или обязательного раздела об обеспечении сохранности объекта культурного наследия в проектах проведения таких работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия.

По результатам контрольного (надзорного) мероприятия наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Особняк», 1874 г., расположенного по адресу (местонахождение): <...> литер А, Б, Д, Е (далее - памятник, объект культурного наследия) установлено, что внешне литер А памятника представляет собой двухэтажное здание с мансардами и элементами индийской и мавританской архитектуры. Расположенный по оси здания главный вход оформлен каменным крыльцом, от него спускается по склону местности к улице каменная лестница.

Общее состояние литера А памятника - требует проведения ремонтнореставрационных работ.

В ходе визуального обследования состояния внешних архитектурно-конструктивных элементов литера А памятника было установлено, что цоколь здания выполнен из природного камня, визуально наблюдаются трещины, сколы, следы замоканий, загрязнений, потемнения камня, следы биопоражений. Отмостка здания асфальтобетонная, состояние удовлетворительное. Наружные стены выложены из кирпича, визуально наблюдаются трещины, выветривание цементного заполнения швов, потемнения кирпичной кладки, следы потеков, загрязнений и биопоражений. Ступени входной лестницы и площадка выполнены из природного камня, состояние удовлетворительное. Кровля металлическая состояние удовлетворительное. На внешних декоративных элементах рустовке и поясках наблюдаются следы потеков, загрязнений и биопоражений.

В ходе визуального обследования состояния внутренних архитектурноконструктивных элементов литера А памятника было установлено, что потолки в помещениях частично оштукатурены и окрашены, частично выполнены из быстро монтируемых модулей армстронг, общее состояние удовлетворительное. Полы покрыты ламинатом и линолеумом, общее состояние удовлетворительное. Внутренние стены оштукатурены и окрашены, общее состояние удовлетворительное. Оконные заполнения в основном металлопластиковые, дверные заполнения частично металлопластиковые, частично деревянные, общее состояние удовлетворительное. Ступени лестницы облицованы керамической плиткой, перила металлические, состояние удовлетворительное.

Литер Б памятника представляет собой одноэтажное здание с большой верандой и деревянным ручным карнизом. В отделке применен двуцветный кирпич. Украшением служит каменное крыльцо с металлическим ограждением.

Общее состояние литера Б памятника - требует проведения ремонтнореставрационных работ.

В ходе визуального обследования состояния внешних архитектурно-конструктивных элементов литера Б памятника было установлено, что цоколь здания выполнен из природного камня, визуально наблюдаются трещины, сколы, выветривание заполнения швов каменной кладки, следы замоканий, загрязнений, высолы, потемнения камня, следы биопоражений. Отмостка здания асфальтобетонная, состояние удовлетворительное. Наружные стены выложены из кирпича, визуально наблюдаются трещины, выветривание цементного заполнения швов, потемнения кирпичной кладки, следы потеков, загрязнений и биопоражений, деструкция кирпичной кладки под деревянным карнизом памятника. Ступени лестниц выполнены из природного камня, визуально наблюдаются трещины, сколы, на каменном крыльце с металлическим ограждением, также наблюдаются трещины, сколы, высолы, потемнения камня. На деревянных элементах веранды, карнизе и поддерживающих его резных деревянных кронштейнах наблюдаются продольные трещины, следы рассыхания и расслоения древесины, шелушение и отпадание окрасочного слоя. Кровля металлическая состояние удовлетворительное. На внешних декоративных элементах рустовке, архивольтах с выделенными замковыми камнями, филенке наблюдаются следы потеков, загрязнений и биопоражений. Дальнейшим визуальным обследованием памятника было установлено, что со стороны дворового фасада вдоль наружной стены, в границах территории памятника, проведены работы по установке конструкции выполненной из металлических листов, данная конструкция имеет двухстворчатые металлические ворота и накрыта кровлей. Металлическая конструкция имеет высоту не менее 2 метров и длину не менее 4 метров, она практически полностью закрывает дворовой фасад памятника, чем препятствует его видовому раскрытию и негативно влияет на его внешний облик, что является нарушением требований статьи 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N2 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон). Работы по установке указанной металлической конструкции произведены в нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 5.1 и части 2 статьи 36 Федерального закона, то есть на объекте культурного наследия включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия Российской Федерации, проведены строительные, земляные, хозяйственные и иные работы без соблюдения особого режима использования земель в границах территории объекта культурного наследия, а также без согласованной органом охраны объектов культурного наследия проектной документации или обязательного раздела об обеспечении сохранности объекта культурного наследия в проектах проведения таких работ. При этом приказом управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия от 28 декабря 2015 года № 367 «Об утверждении границы территории объекта культурного наследия регионального значения «Особняк», <...>, утвержден режим использования территории данного объекта культурного наследия, согласно которого производство вышеуказанных работ в границах территории памятника запрещено.

В ходе визуального обследования состояния внутренних архитектурноконструктивных элементов литера Б памятника было установлено, что потолки в помещениях оштукатурены и окрашены визуально наблюдаются трещины, вздутия и отслоения окрасочного слоя. Полы в основном паркетные, наблюдаются образование щелей между паркетными клепками, осевые деформации, истирание паркета в ходовых местах. Внутренние стены оштукатурены и оклеены обоями, наблюдаются следы загрязнений, разрывы и деформации. Оконные и дверные заполнения деревянные наблюдаются продольные трещины, следы рассыхания и расслоения древесины, шелушение и отпадание окрасочного слоя.

Литер Д памятника представляет собой двухэтажное здание с верандами, фасады украшены деревянными деталями карнизов, веранд, крыш.

Общее состояние литера Д памятника - требует проведения ремонтнореставрационных работ.

В ходе визуального обследования состояния внешних архитектурно-конструктивных элементов литера Д памятника было установлено, что цоколь здания облицован кирпичом, частично оштукатурен и окрашен, визуально наблюдаются трещины, сколы, следы замоканий, загрязнений, потемнения кирпича, следы биопоражений, участки со вздутием и отпаданием штукатурного слоя. Отмостка здания асфальтобетонная, состояние удовлетворительное. Наружные стены выложены из кирпича, визуально наблюдаются трещины, выветривание цементного заполнения швов, потемнения кирпичной кладки, следы потеков, загрязнений и биопоражений. В ходё визуального обследования также установлено, что на объекте культурного наследия проведены работы по облицовке веранд на уровне первого и второго этажей сайдингом. Указанные работы проведены без получения разрешительной документации, согласованной с региональным органом охраны объектов культурного наследия и привели к изменению облика памятника, что является нарушением статей 45 и 47.3 Федерального закона. При этом приказом управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия от 28 декабря 2015 года № 367 «Об утверждении границы территории объекта культурного наследия регионального значения «Особняк», <...>, утвержден режим использования территории данного объекта культурного наследия, приказом управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия от 28 декабря 2015 года № 366 «Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения «Особняк», <...>, утвержден предмет охраны данного объекта культурного наследия, согласно указанных приказов производство вышеуказанных работ на памятнике запрещено. Кровля памятника металлическая состояние удовлетворительное. Шатер со шпилем имеет металлическое покрытие, состояние удовлетворительное. На внешних декоративных элементах карнизе, резных деревянных кронштейнах, наблюдаются продольные трещины, следы рассыхания и расслоения древесины, шелушение и отпадание окрасочного слоя. На балконе с металлическим ограждением, наблюдаются следы потеков и загрязнений, шелушение и отпадание покрывающего слоя на основании балкона.

В ходе визуального обследования состояния внутренних архитектурноконструктивных элементов литера Д памятника было установлено, что потолки в помещениях оштукатурены и окрашены, в некоторых помещениях двухуровневые, общее состояние удовлетворительное. Полы паркетные, в отдельных помещениях покрыты линолеумом, наблюдаются образование щелей между паркетными клепками, осевые деформации, истирание паркета в ходовых местах. Внутренние стены оштукатурены и окрашены, общее состояние удовлетворительное. Оконные заполнения металлопластиковые, дверные заполнения деревянные, общее состояние удовлетворительное. Ступени лестницы облицованы керамогранитом, перила металлические, состояние удовлетворительное.

Литер Е памятника представляет собой двухэтажное здание с верандами, фасады украшены деревянными деталями карнизов, веранд, крыш.

Общее состояние литера Е памятника - требует проведения ремонтнореставрационных работ.

В ходе визуального обследования состояния внешних архитектурно-конструктивных элементов литера Е памятника было установлено, что цоколь здания облицован кирпичом, частично оштукатурен и окрашен, визуально наблюдаются трещины, сколы, следы замоканий, загрязнений, потемнения кирпича, следы биопоражений. Отмостка здания асфальтобетонная, состояние удовлетворительное. Наружные стены выложены из кирпича наблюдаются продольные трещины, трещины над оконными перемычками, наблюдаются следы заделывания трещин цементно-песочной смесью, кустарно без соблюдения реставрационных технологий, наблюдаются выветривание цементного заполнения швов, потемнения кирпичной кладки, следы потеков, загрязнений и биопоражений. На деревянных элементах веранд на уровне первого и второго этажей наблюдаются продольные трещины, следы рассыхания и расслоения древесины, шелушение и отпадание окрасочного слоя. Кровля памятника металлическая состояние удовлетворительное. Шатер со шпилем имеет металлическое покрытие, состояние удовлетворительное. На внешних декоративных элементах карнизе, резных деревянных кронштейнах, наблюдаются продольные трещины, следы рассыхания и расслоения древесины, шелушение и отпадание окрасочного слоя.

В ходе визуального обследования состояния внутренних архитектурноконструктивных элементов литера Е памятника было установлено, что потолки в помещениях частично оштукатурены и окрашены, частично выполнены из быстро монтируемых модулей армстронг, на оштукатуренных и окрашенных потолках наблюдаются волосяные трещины, вздутия и шелушения окрасочного слоя. Полы в основном паркетные, наблюдаются образование щелей между паркетными клепками, осевые деформации, истирание паркета в ходовых местах. Внутренние стены оштукатурены и окрашены наблюдаются трещины, вздутия и шелушения окрасочного слоя. Оконные и дверные заполнения деревянные наблюдаются продольные трещины, следы рассыхания и расслоения древесины, шелушение и отпадание окрасочного слоя. Ступени лестницы облицованы паркетом наблюдаются образование щелей между паркетными клепками, осевые деформации, истирание паркета в ходовых местах. На деревянных перилах наблюдаются продольные трещины, следы рассыхания и расслоения древесины.

Также в рамках проведенного контрольного (надзорного) мероприятия наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) установлено, что планом работ по сохранению данного объекта культурного наследия № 04-09/154-П от 09 февраля 2017 года (далее - план), являющимся приложением к охранному обязательству, утвержденному приказом управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия от «09» февраля 2017 г. № 31 и являющимся его неотъемлемой частью, ФГБУ «Санаторно-курортный комплекс «Северокавказский» Министерства обороны Российской Федерации, расположенное по адресу: 357534, <...> (ИНН <***>, ОГРН <***>), в лице ВРИО начальника ФГБУ «Санаторно-курортный комплекс «Северокавказский» МО РФ ФИО1, приняло на себя обязательства по выполнению следующих работ по сохранению данного объекта культурного наследия: согласно пункта 1 плана, разработка научно-проектной документации для проведения ремонтно-реставрационных работ на Объекте (в части литеров «Б», «Е»), в срок до 01.02.2021 года.

- согласно пункта 2 плана, проведение ремонтно-реставрационных работ на Объекте в соответствии с научно-проектной документацией, согласованной с уполномоченным органом в области охраны объектов культурного наследия (в части литеров «Б», «Е»), в срок до 01.02.2022 года.

- согласно пункта 3 плана, проведение ремонтно-реставрационных работ на Объекте в соответствии с научно-проектной документацией, согласованной с уполномоченным органом в области охраны объектов культурного наследия (в части литеров «А», «Д»), по мере необходимости (не реже чем раз в 5 лет), либо по предписанию уполномоченного органа.

Однако мероприятия предусмотренные пунктами 1 и 2 плана работ по сохранению данного объекта культурного наследия № 04-09/154-П от 09 февраля 2017 года не выполнены. Таким образом, нарушены требования по сохранению объекта культурного наследия, установленные статьей 47.2 Федерального закона.

Проведенным контрольным (надзорным) мероприятием наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Особняк», 1874 г., расположенного по адресу (местонахождение): <...> литер А, Б, Д, Е, выявлены нарушения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, а именно требований пункта 1 части 1 статьи 5.1 и части 2 статьи 36 Федерального закона, то есть на объекте культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия Российской Федерации, при его содержании и использовании проведены работы без соблюдения особого режима использования земель в границах территории объекта культурного наследия, а также без согласованной органом охраны объектов культурного наследия проектной документации или обязательного раздела об обеспечении сохранности объекта культурного наследия в проектах проведения таких работ. В нарушение требований статей 45 и 47. Федерального закона на объекте культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия Российской Федерации, при его содержании и использовании проведены работы без получения разрешительной документации, согласованной с региональным органом охраны объектов культурного наследия, а также работы изменяющие внешний облик памятника. В нарушение требований статьи 47.2 Федерального закона на объекте культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия Российской Федерации, при его содержании и использовании не обеспечено финансирование и не осуществляются расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом состоянии, не проведены работы по ремонту и реставрации объекта культурного наследия, при наличии необходимости проведения таких работ.

По результатам контрольного (надзорного) мероприятия наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Корпус № 2 Военного санатория», 1930 г., расположенного по адресу (местонахождение): <...> (далее - памятник, объект культурного наследия) установлено, что внешне Памятник представляет собой четырехэтажное здание с выдающимся портиком с 4-мя колоннами и массивным карнизом, с высоким входным вестибюлем остекленным от пола в два этажа.

Общее состояние памятника - требует проведения ремонтно-реставрационных работ.

В ходе осмотра состояния внешних архитектурно-конструктивных элементов памятника было установлено, что цоколь здания кирпичный, оштукатурен и окрашен, при визуальном осмотре наблюдаются трещины, сколы, вздутия, шелушения и отпадания окрасочного слоя, масштабные разрушения и отпадания штукатурного слоя, следы замоканий, загрязнений и биопоражений. Отмостка здания асфальтобетонная, при визуальном осмотре наблюдаются выбоины, трещины, очаги проседания и деформации. Наружные стены памятника кирпичные, оштукатурены и окрашены, наблюдаются вздутия, шелушения и отпадания окрасочного слоя, масштабные разрушения и отпадания штукатурного слоя с обнажением кирпичной кладки, продольные трещины местами с раскрытием до двух сантиметров, очаги деструкцией и разрушением кирпичной кладки. При визуальном осмотре балконов расположенных фасадах памятника, наблюдаться трещины и сколы на площадках балконов, вздутия и отпадание окрасочного и штукатурного слоев, следы коррозии на металлических балках и на металлическом ограждении балконов. На деревянных элементах поэтажных закрытых террас наблюдаются продольные трещины, следы расслоения, рассыхания и деформации древесины, шелушения и утрата окрасочного слоя. В ходе осмотра памятника было установлено, что со стороны дворового фасада к наружной стене памятника пристроена самовольная пристройка, представляющая собой конструкцию из металлических балок, металлических листов и решеток высотой не менее 2-3 метров, которая частично закрывают дворовой фасад Памятника на уровне первого этажа, препятствует видовому раскрытию памятника и негативно влияет на его внешний облик, что является нарушением требований статей 45 и 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон). Осмотром дверных и оконных проемов памятника и их заполнений установлено, что заполнения оконных и дверных проемов разнообразное, в большей части оконных проемов сохранились деревянные створчатые рамы, а в части установлены металлопластиковые стеклопакеты. При визуальном осмотре наблюдается частичное отсутствие остекления оконных заполнений, часть окон и форточек имеют неплотный притвор, либо находятся в открытом состоянии, на деревянных заполнениях оконных проемов наблюдаются продольные трещины, следы рассыхания и расслоения деревянных элементов, шелушения, вздутия и осыпание окрасочного слоя. Кровля выполнена из металлических листов, имеет механические повреждения, о чем свидетельствуют замокания и протечки дождевых вод во внутренних помещениях.

Осмотром состояния внутренних архитектурно-конструктивных элементов памятника установлено, что потолки в некоторых помещениях двухуровневые, окрашены, визуально наблюдаются трещины, вздутия и отслоения штукатурного слоя. Полы паркетные, в отдельных помещениях из мраморных плит. На мраморном покрытии наблюдаются трещины и сколы, на паркете наблюдаются образование щелей между паркетными клепками, выпадение, местами разрушение, паркетных планок, осевые деформации, истирание паркета в ходовых местах. Внутренние стены кирпичные, оштукатурены и окрашены, наблюдаются трещины, вздутия, отслоения штукатурного слоя. Дверные и оконные заполнения деревянные, наблюдаются продольные трещины, следы расслоения и рассыхания древесины, шелушения и отпадания окрасочного слоя. Лестницы имеют бетонные ступени и деревянные перила, на ступенях наблюдаются трещины и сколы, истертости в ходовых местах. На деревянных перилах наблюдаются трещины, следы расслоения и рассыхания древесины, шелушения и отпадания покрывающего слоя.

В ходе осмотра дворового пространства памятника наблюдались проводимые строительные, хозяйственные и иные работы связанные с облицовкой ограды объекта культурного наследия декоративными камнем и плиткой. Указанные работы произведены в нарушение требований части 3 статьи 36 Федерального закона, а именно без согласованной органом охраны объектов культурного наследия проектной документации или обязательного раздела об обеспечении сохранности объекта культурного наследия в проектах проведения таких работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия.

Также в рамках проведенного контрольного (надзорного) мероприятия наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) установлено, что планом работ по сохранению данного объекта культурного наследия № 04-09/152-П от 31 января 2017 года (далее - план), являющимся приложением к охранному обязательству, утвержденному приказом управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия от «31» января 2017 г. № 21 и являющимся его неотъемлемой частью, ФГБУ «Санаторно-курортный комплекс «Северокавказский» Министерства обороны Российской Федерации, расположенное по адресу: 357534, <...> (ИНН <***>, ОГРН <***>), в лице ВРИО начальника ФГБУ «Санаторно-курортный комплекс «Северокавказский» МО РФ ФИО1, приняло на себя обязательства по выполнению следующих работ по сохранению данного объекта культурного наследия:

- согласно пункта 1 плана, разработка научно-проектной документации для проведения ремонтно-реставрационных работ на Объекте, в срок до 31.01.2021 года.

- согласно пункта 2 плана, проведение ремонтно-реставрационных работ на Объекте в соответствии с научно-проектной документацией, согласованной с уполномоченным органом в области охраны объектов культурного наследия, в срок до 31.01.2022 года.

Однако мероприятия предусмотренные пунктами 1 и 2 плана работ по сохранению данного объекта культурного наследия № 04-09/152-П от 31 января 2017 года не выполнены. Таким образом, нарушены требования по сохранению объекта культурного наследия, установленные статьей 47.2 Федерального закона.

Таким образом, проведенным контрольным (надзорным) мероприятием наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Корпус № 2 Военного санатория», 1930 г., расположенного по адресу (местонахождение): <...>, выявлены нарушения обязательных требовании, установленных законодательством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, а именно статей 36, 45, 47.2 и 47.3 Федерального закона, то есть на объекте культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия Российской Федерации, при его содержании и использовании не обеспечено финансирование и не осуществляются расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом состоянии, не проведены работы по ремонту и реставрации объекта культурного наследия, при наличии необходимости проведения таких работ, незаконно и без разрешения органа охраны объектов культурного наследия, произведены работы изменяющие его облик, а также на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся строительные, хозяйственные и иные работы без согласованной органом охраны объектов культурного наследия проектной документации или обязательного раздела об обеспечении сохранности объекта культурного наследия в проектах проведения таких работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия.

Таким образом, 31 января 2022 года установлено, что вышеуказанные нарушения допущены юридическим лицом Федеральным Государственным Бюджетным учреждением «Санаторно-курортный комплекс «Северокавказский» Министерства обороны Российской Федерации, зарегистрированным по адресу: 357534, <...> (ИНН <***>, ОГРН <***>).

04 февраля 2022 года в адрес начальника комплекса Федерального Государственного Бюджетного учреждения «Санаторно-курортный комплекс «Северокавказский» Министерства обороны Российской Федерации ФИО2, по адресу: 357534, <...>, управлением направлено уведомление № 05-03/734 о необходимости явки 16 февраля 2022 года к 11 часам, в управление Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия, по адресу: Ставропольский край г. Ставрополь, ул. Лермонтова, 189/1, для участия в составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Также данное уведомление 04 февраля 2022 года было продублировано и направлено в адрес начальника комплекса Федерального Государственного Бюджетного учреждения «Санаторно-курортный комплекс «Северокавказский» Министерства обороны Российской Федерации ФИО2 по электронной почте delo@skkmorf-sevkav.ru. 11 февраля 2022 года в адрес заместителя начальника отдела государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия ФИО3 поступило обращение начальника ФГБУ «СКК «Северокавказский» МО РФ ФИО2 от 11 февраля 2022 г. № 484 о переносе срока составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на 10 марта 2022 года. Обращение начальника ФГБУ «СКК «Северокавказский» МО РФ ФИО2, было рассмотрено и удовлетворенно в полном объеме, о чем ему сообщено письмом управления № 05-03/958 от 14 февраля 2022 года. 10 марта 2022 года в адрес заместителя начальника отдела государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия ФИО3 поступило ходатайство начальника филиала «Санаторий «Кисловодский» Федерального Государственного Бюджетного учреждения «Санаторно-курортный комплекс «Северокавказский» Министерства обороны Российской Федерации ФИО4 (входящий номер № 1055 от 10.03.2022 г.) о переносе срока составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначенного на 11.00 часов 10 марта 2022 года, в связи с необходимостью изучения управлением предоставленных им документов. Управлением были изучены предоставленные ФИО4 документы, в связи с чем составление протокола об административном правонарушении в отношении Федерального Государственного Бюджетного учреждения «Санаторно-курортный комплекс «Северокавказский» Министерства обороны Российской Федерации назначено на 11 часов 00 минут 23 марта 2022 года, о чем начальнику ФГБУ «СКК «Северокавказский» МО РФ ФИО2, было сообщено письмом управления № 05-03/1649 от 14.03.2022 года. Также данное письмо 14 марта 2022 года было продублировано и направлено в адрес начальника комплекса Федерального Государственного Бюджетного учреждения «Санаторно-курортный комплекс «Северокавказский» Министерства обороны Российской Федерации ФИО2 по электронной почте delo@skkmorf-sevkav.ru.

На основании изложенного в действиях юридического лица Федерального Государственного Бюджетного учреждением «Санаторно-курортный комплекс «Северокавказский» Министерства обороны Российской Федерации, зарегистрированного по адресу: 357534, <...> (ИНН <***>, ОГРН <***>), содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении.

Защитник юридического лица Карташьян И.Ю. в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения не признал, просил не привлекать к административной ответственности. Дополнительно пояснил, что Федеральное государственное бюджетное учреждение «Санаторно-курортный комплекс «Северокавказский» Министерства обороны Российской Федерации является бюджетным учреждением, подведомственным МО РФ. Финансирование учреждения осуществляется из федерального бюджета в виде субсидии на выполнение государственного задания, поступающих через соответствующий финансовый орган Министерства обороны на лицевой счет учреждения, открытый в Управлении федерального казначейства по Ставропольскому краю. Вышеуказанные субсидии, а также суммы от приносящей доход деятельности, поступают на лицевой счет учреждения общей суммой и впоследствии расходуются в строгом соответствии с Планом финансово-хозяйственной деятельности. Денежные средства на выполнение работ по капитальному ремонту, модернизации и реконструкции объектов недвижимого имущества, состоящего на балансе комплекса на праве оперативного управления, не согласовывались и не доводились.

В материалах дела имеются письменные возражения на протокол об административном правонарушении, согласно которым Объекты и земельные участки, на которых проводятся работы, были переданы Филиалом «Санаторий «Кисловодский» государственному заказчику (Региональному управлению Заказчика Капитального Строительства Южного Военного округа Министерства обороны Российской Федерации) и генеральному подрядчику (ООО «Югспецстрой») по соответствующим Актам приемки-передачи в производство работ от 08.02.2021 г., в которых указано, что на период выполнения работ по капитальному ремонту, ответственность за соблюдение качества выполняемых работ несет непосредственно генеральный подрядчик - Региональное управление Заказчика Капитального Строительства Южного Военного округа Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с п. 72 Приказа Министерства обороны РФ от 27.06.96 N 260 планирование капитального ремонта производится в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации для капитального строительства. Разработка и утверждение проектно-сметной документации, а также проведение ремонтно-реставрационных работ объектов, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, производится единым заказчиком - Региональным управлением Заказчика Капитального Строительства Южного Военного округа Министерства обороны Российской Федерации (РУЗКС ЮВО МО РФ).

Работы на объектах филиала «Санаторий «Кисловодский» ФГБУ «СКК «Северокавказский» МО РФ производятся согласно Государственного контракта № ДС-Ю-12/21-11 от 16.03.2021 года, в соответствии с которым заказчик строительства Региональное управление Заказчика Капитального Строительства Южного Военного округа Министерства обороны Российской Федерации (г. Ростов-на-Дону), подрядчик строительства Общество с ограниченной ответственностью «Югспецстрой» (г. Ростов-на-Дону).

Таким образом, вопросы производства работ, а также режима использования земель в границах территории объекта культурного наследия, с 08.02.2011 г. и по настоящее время находятся в компетенции Регионального управления Заказчика Капитального Строительства Южного Военного округа Министерства обороны Российской Федерации.

Вместе с тем, ФГБУ «СКК «Северокавказский» МО РФ неоднократно уведомляло генерального заказчика и подрядные организации о том, что работы по Государственному контракту № ДС-Ю-12/21-11 будут проводиться на объектах культурного наследия: исходящим письмом № 314 от 10.02.2021 г. филиал «Санаторий «Кисловодский» направил охранные обязательства в адрес субподрядной организации, которая была определена непосредственным исполнителем строительных работ на объектах филиала - ООО «Феникс»; исходящим письмом №826 от 25.03.2021 г. ФГБУ «СКК «Северокавказский» МО РФ повторно обратило внимание государственного заказчика (РУЗКС МО РФ) на тот факт, что работы будут осуществляться на объектах культурного наследия; письмом от 17.08.2021 г. исх. № 2954 филиал «Санаторий «Кисловодский» уведомил Публично-правовую компанию «Военно-строительная компания» по Южному военному округу, что выполнение работ возможно только после получения от Управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия соответствующих разрешительных документов; исходящим письмом № ОП-3/5757 от 18.08.2021 г. Публично-правовая компания «Военно-строительная компания» сообщило в адрес ФГБУ «СКК «Северокавказский» МО РФ о наличии разрешительной документации, с приложением копий разрешений на проведение работ.

Разработка и утверждение проектно-сметной документации, проведение ремонтно-реставрационных работ объектов, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации производится единым заказчиком Министерства обороны - Региональным управлением Заказчика Капитального Строительства Южного Военного округа (РУЗКС ЮВО).

Решения по срокам производства работ по капитальному ремонту, реконструкции и реставрации, составу работ и их финансированию принимаются непосредственно Собственником имущества, в лице организаций и органов управления Министерства обороны Российской Федерации, в чьей компетенции лежат данные вопросы.

ФГБУ «СКК «Северокавказский» МО РФ не является заказчиком работ и не является стороной Государственного контракта, в связи с чем не имеет возможности иным образом влиять на ход и качество выполняемых работ.

Учреждение осуществляет обслуживание зданий и сооружений, в составе которых находятся объекты культурного наследия регионального значения, только в размере ассигнований, выделяемых довольствующими органами Министерства обороны Российской Федерации.

ФГБУ «СКК «Северокавказский» МО РФ своевременно подавало обоснованные заявки на проведение ремонтных работ и дальнейшее открытие финансирования по объектам культурного наследия (исх. № 1913 от 14.05.2018 г.; исх. № 1601 от 18.05.2021 г.), результатом которых явилось решение Заместителя Министра обороны Российской Федерации ФИО5 о проведении капитального ремонта внутренних помещений в административном корпусе, спальном корпусе № 5, спальном корпусе № 4 санатория (письмо исх. № ФКП/4/355 от 19.01.2021 г. ФКП «Управление заказчика капитального строительства Минобороны России»). Вместе с тем, также запланировано проведение разработки проектно-сметной документации по усилению (восстановлению) строительных конструкций зданий спального корпуса 2 и 5 (единое здание, соединенное переходной галереей).

При этом, с момента постройки (1895-1900 год) и до момента выдачи охранных обязательств (2008 год) данные здания меняли свое целевое назначение, которое влекло за собой изменение объемно-планировочных и архитектурных решений (проведение неоднократных капитальных ремонтов и реконструкций). Учреждение не может нести ответственности за работы, которые были проведены в указанный период. Вместе с тем, с момента выдачи охранных обязательств, работы по капитальному ремонту и реконструкции объектов не проводились, по причине отсутствия финансирования.

ФГБУ «СКК «Северокавказский» МО РФ добилось проведения указанных работ по реконструкции и капитальному ремонту, таким образом, сделало все от него зависящее для сохранения объектов культурного наследия.

Однако, проведение работ повлекло выдачу предписания и составление протокола, несмотря на то что данные работы выполняются в соответствии с выданным заданием на сохранение объектов культурного наследия, организацией, которая имеет соответствующую лицензию и разрешение на проведение работ от Управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия.

Выслушав защитника, исследовав представленные материалы и доказательства в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, прихожу к выводу о том, что виновность ФГБУ «Санаторно-курортный комплекс «Северокавказский» Министерства обороны Российской Федерации в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, нашла своё подтверждение.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

За нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 2 и 3 указанной статьи).

Частью 1 ст.7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона № 73-ФЗ.

В соответствии со ст. ст. 33, 47.2, 47.3, 48 Федерального закона № 73-ФЗ, собственник (пользователь) несет ответственность за надлежащие содержание и сохранность объекта культурного наследия.

На основании п. 1 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Приказом Министерства культуры Российской Федерации №88452-р от 26.04.2017 года объект культурного наследия регионального значения «Корпус №2 Военного санатория», 1930г., по адресу: <...>, внесен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Приказом Министерства культуры Российской Федерации №88328-р от 26.04.2017 года объект культурного наследия регионального значения «Корпус №3 Военного санатория», 1950г., по адресу: <...>, внесен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Приказом Министерства культуры Российской Федерации №33386-р от 05.02.2016 года объект культурного наследия регионального значения «Особняк», 1906г., по адресу: <...>, внесен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Приказом Министерства культуры Российской Федерации №43594-р от 22.09.2016 года объект культурного наследия регионального значения «Особняк», 1906г., по адресу: <...>, внесен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Приказом Министерства культуры Российской Федерации №32005-р от 05.02.2016 года объект культурного наследия регионального значения «Особняк К.Барт», начало XXв., по адресу: <...>, внесен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Приказом Министерства культуры Российской Федерации №33131-р от 05.02.2016 года объект культурного наследия регионального значения «Особняк», 1874г., по адресу: <...>, литер А, Б, Д, Е, внесен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Согласно пункта 11 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.

Указанные Выше объекты находятся в оперативном управлении ФГБУ «Санаторно-курортный комплекс «Северокавказский» Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 47.2 Федерального закона № 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.

Как установлено судом, на основании задания Управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия должными лицами государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия проведены контрольные (надзорные) мероприятия наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) в отношении объектов культурного наследия регионального значения «Корпус №2 Военного санатория», 1930г., по адресу: <...>, «Корпус №3 Военного санатория», 1950г., по адресу: <...>, «Особняк», 1906г., по адресу: <...>, «Особняк», 1906г., по адресу: <...>, «Особняк К.Барт», начало XXв., по адресу: <...>, «Особняк», 1874г., по адресу: <...>, литер А, Б, Д, Е.

В ходе проверки установлено, что в соответствии с п.2 ст.45 ФЗ от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятником истории и культуры) народов Российской Федерации» Управлением Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия выданы разрешения ООО «Югспецстрой на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в ЕГР объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на вышеуказанных объектах.

Разрешения выданы на срок до 20.12.2021 год.

Из представленных ФГБУ «СКК «Северокавказский» Министерства обороны РФ в обоснование доводов возражения документов следует, что объекты культурного наследия регионального значения переданы для производство работ ООО «Югспецстрой» на основании актов приемки-передачи в производство работ по проведению капитального ремонта и благоустройства территории согласно государственному контракту от 08.02.2021 года.

Из актов следует, что на период выполнения работ по капитальному ремонту подрядчик осуществляет охрану строительной площадки и объекта, несет ответственность за соблюдение сроков и качества выполняемых работ, за соблюдением комплекса мероприятий по технике безопасности, а также обеспечение противопожарной безопасности объекта и строительной площадки.

При этом началом проведения работ устанавливается 08.02.2021 года, выполнение проектных работ – 22.02.2021 года.

Как следует из Инструкции для организации, осуществляющей работы по разрешению (т.1, л.д. 171) организация должна выполнять условия разрешения, не допуская отступлений и изменений проекта в натуре без надлежащего разрешения организаций, согласовавших проектную документацию (п.2), обеспечить сохранение всех элементов объекта, обнаруженных раскрытием в процессе исследований и проведения работ на объекте (п.5), своевременно составлять акты на скрытые работы и этапы работ (п.7), вести общий журнал производства работ (п.8).

В случае продолжения проведения работ на объекте по истечении срока действия разрешения получить новое разрешение (п.9).

По результатам проверки составлены соответствующие акты, результаты которых отражены в протоколе об административном правонарушении.

Вместе с тем, на момент проведения визуального обследования (январь 2022) работы, указанные в разрешении не производились. По истечении срока действия разрешения новое не выдавалось. Помимо прочего, установлено, что проводились работы связанные с демонтажем старой каменной ограды памятника и возведении новой ограды, которые проведены в нарушение требования законодательства об объектах культурного наследия.

Кроме того, из приложенных к письменным возражениям доказательств (Том 1, л.д. 176-192) не следует, что ФГБУ «СКК «Северокавказский» Министерства обороны РФ обеспечивается финансирование и осуществляются расходы на содержание объекта культурного наследия. Представителем юридического лица представлены проекты, заявки на включении в план с указанием планируемого перечня работ и ориентировочной стоимости.

Между тем, сведений подтверждающих действительное выполнение таких работ (акты приемки выполненных работ, смета по этапам работы, ведение общего журнала и т.п.), соответствующие платежные документы, подтверждающие оплату работ, в материалах дела не имеется.

Доказательств обратного защитником в ходе слушания дела не представлено, кроме того в обоснование своих доводов, изложенных в возражениях он ссылается на нормы утратившие законную силу (Приказ Министерства обороны РФ от 27.06.1996 года №260 утратил силу 18.11.2011 года).

Согласно подп. 3 п. 3 ст. 47.2 Федерального закона № 73-ФЗ собственники (пользователи) объекта культурного наследия обязаны организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ.

Пунктом 1 ст. 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ установлено, что при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в п. 11 ст. 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе, проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи.

Согласно содержанию охранного обязательства, выданного на объект культурного наследия регионального значения, именно пользователь обеспечивает режим сохранения памятника, а также обязуется финансировать, организовывать и (или) выполнять работы по сохранению памятника, в том числе его консервации, реставрации, воссозданию, ремонту и т.д. (п.2 раздела 1 Общие положения).

Виновность ФГБУ «СКК «Северокавказский» Министерства обороны РФ подтверждается имеющимся в материалах дела протоколом №12-2022 от 23.03.2022 года с объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, из которых следует, что с протоколом он не согласен, заданиями на проведение контрольного (надзорного) мероприятия наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) №1-Р от 12.01.2022 года, №2-Р от 12.01.2022, №3-Р от 12.01.2022, №4-Р от 12.01.2022, №5-Р от 12.01.2022, №6-Р от 12.01.2022, разрешениями на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, или выявленного объекта культурного наследия №04-18/6720 от 22.10.2021, №04-18/6724 от 22.10.2021, №04-18/6721 от 22.10.2021, актами контрольного (надзорного) мероприятия наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) №13-МБ-Р от 31.01.2022, №14-МБ-Р от 31.01.2022, №15-МБ-Р от 31.01.2022, №16-МБ-Р от 31.01.2022, №17-МБ-Р от 31.01.2022, №18-МБ-Р от 31.01.2022, Приказом Министерства культуры Российской Федерации №88452-р от 26.04.2017 года, Приказом Министерства культуры Российской Федерации №33386-р от 05.02.2016 года, Приказом Министерства культуры Российской Федерации №33386-р от 05.02.2016 года, Приказом Министерства культуры Российской Федерации №43594-р от 22.09.2016 года, Приказом Министерства культуры Российской Федерации №32005-р от 05.02.2016 года, Приказом Министерства культуры Российской Федерации №33131-р от 05.02.2016 года, актами приемки-передачи в производство работ от 08.02.2021 года, Положением о филиале «Санаторий Кисловодский» ФГБУ «СКК «Северокавказский» Министерства обороны РФ, Приказом Управления Ставропольского края по сохранению в государственной охране объектов культурного наследия №342 от 22.12.2015 года, охранным обязательством на объект культурного наследия.

Фактические обстоятельства дела установлены и исследованы судебными инстанциями в полном объеме, выводы судебных инстанций соответствуют нормам действующего законодательства и собранным по делу доказательствам.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административных правонарушений, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Учреждение, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч.1 ст.4.1 КоАП РФ).

При назначении административного наказания ФГБУ «СКК «Северокавказский» Министерства обороны РФ согласно ч.2 ст.4.1 КоАП РФ учитываю характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность судом не установлено.

Ранее к административной ответственности по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо Федеральное Государственное Бюджетное учреждение «Санаторно-курортный комплекс «Северокавказский» Министерства обороны Российской Федерации, зарегистрированное по адресу: 357534, <...> (ИНН <***>, ОГРН <***>), не привлекалось.

Оснований для освобождения ФГБУ «СКК «Северокавказский» Министерства обороны РФ от административной ответственности не имеется.

В силу части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Учитывая конкретные обстоятельства настоящего дела, тот факт, что учреждение является бюджетным, финансирование осуществляется из федерального бюджета, а следовательно, выплата штрафа повлечет ограничение имущественных прав и интересов юридического лица, что не позволит распоряжаться денежными средствами на необходимые, в том числе, социальные нужды, на выполнение иных мероприятий по охране объектов культурного наследия, принимая во внимание совершение юридическим лицом правонарушения впервые, отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность, считаю целесообразным снизить штраф, предусмотренный санкцией данной статьи, до 150 000 рублей.

Снижение размера санкции до 150 000 рублей соответствует характеру допущенного юридическим лицом правонарушения, степени его вины, и не приведет из меры воздействия, направленной на предупреждение правонарушений, к чрезмерному, избыточному ограничению имущественных прав привлекаемого лица, несовместимого с требованиями справедливости при назначении административного наказания.

Руководствуясь статьями 29.7, 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

признать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Санаторно-курортный комплекс «Северокавказский» Министерства обороны Российской Федерации, зарегистрированное по адресу: 357534, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.

Оплату штрафа необходимо произвести не позднее 60-ти дневного срока с момента вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам:

Межрегиональное операционное УФК (Министерство культуры Российской Федерации л/с <***>).

ИНН/КПП <***>/770301001.

Операционный департамент Банка России/ Межрегиональное операционное УФК г.Москва.

БИК 0245011901.

Единый казначейский счет 40102810045370000002.

Казначейский счет 03100643000000019500.

ОКТМО 45382000.

Код классификации доход федерального бюджета (КДБ) 054 1 16 01071 01 0013 140.

Неуплата административного штрафа в указанный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Пятигорский городской суд в течение десяти дней с момента вручения или получения копии постановления.

Судья Н.В.Степаненко